- Устройство щебёночных оснований методом заклинки
- Устройство щебеночного основания (покрытия) методом заклинки
- Щебень уложенный по способу заклинки
- Расклинцовка – суть метода
- Первый этап
- Второй этап
- Третий этап
- Четвертый этап
- Что представляет собой расклинцовка щебенки?
- Проверочные заключительные работы
- Расход щебня
- Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки
- Коэффициент уплотнения щебня при расклинцовке
- Документы на расклинцовку щебня
- Заключение
- Основные характеристики
Устройство щебёночных оснований методом заклинки
Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки следует производить в два этапа:
распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение (обжатие и взаимозаклинивание);
распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух-, трехразовая) с уплотнением каждой фракции. Для оснований допускается одноразовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап.
Доуплотнение при необходимости следует осуществлять регулированием движения построечного транспорта по ширине основания (покрытия).
На первом и втором этапах основание уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением воздуха в шинах 0,6 — 0,8 МПа прицепными вибрационными катками массой не менее 6 т, решетчатыми массой не менее 15 т, самоходными гладковальцовыми — массой не менее 10 т и комбинированными — массой более 16 т. Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30 (10 на первом этапе и 20 на втором), комбинированных типов — не менее 18 (6 и 12) и вибрационного типа — не менее 12 (4 и 8).
Основания из щебня марок по прочности менее 600 и по пластичности Пл2, Пл3 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее чем за 20 проходов или виброплитами.
Для уменьшения трения между щебенками и ускорения взаимозаклинивания укатку следует производить, поливая щебень водой (ориентировочно 15 — 25 л/м2, при уплотнении шлакового щебня — 25 — 35 л/м2 на первом этапе и 10 — 12 л/м2 по расклинивающей фракции).
На втором этапе следует производить расклинцовку слоя щебня фракциями мелкого щебня с последовательно уменьшающимися размерами.
При использовании трудноуплотняемого щебня слой щебня перед распределением расклинивающего материала следует обрабатывать органическим вяжущим материалом из расчета 2 — 3 л/м 2 .
Расход расклинивающих фракций щебня следует принимать по табл. 2.5.
Размер основной фракции щебня, мм
Расход расклинивающих фракций, м 3 , на 1000 м 2 при их размерах, мм
Источник
Устройство щебеночного основания (покрытия) методом заклинки
Щебеночное основание — конструктивный слой дорожной одежды из естественного или искусственного щебня с расклинкой и заполнением пор более мелким щебнем, поливкой водой и послойным уплотнением.
Наименьшая толщина распределяемого слоя щебня должна в полтора раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 0,15 м при укладе на песок и не менее 0,10 м — на прочное основание. Максимальная толщина слоя не должна превышать размеров, указанных в табл. 46.
Вид материала
Толщина уплотняемого слоя, см, применении катков
с гладкими вальцами (10 т и более)
решетчатых, на пневмошинах (массой 15 т и более)
вибрационных , массой, т
16 и более
Трудноуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки 100 МПа и более, гравий прочный, хорошо окатанный, шлаки остеклованной структуры).
Легкоуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки менее 100 МПа, осадочные, гравий неокатанный, шлак пористой структуры).
Расход расклинивающих фракций (м 3 /1000м 2 ) принимается по табл. 47.
Размер основной фракции щебня, мм
Расклинивающая фракция щебня размером, мм
1. При строительстве основания из щебня фракции 40. 70 мм допускается одноразовая расклинка смесью из щебеночных и песчано-щебеночных фракций 5. 20, 0. 20, 0. 10 мм, а при применении щебня 70. 120 мм — фракциями 5. 40 мм.
Суммарный расход расклинивающих фракций должен c оответствовать расходу, приведенному в табл. 47.
2. Коэффициент запаса на уплотнение (Куп) принимается:
для гравийно-песчаных, щебеночно-гравийных смесей и щебня фракций 40. 70, 70. 120 мм марки 80 МПа и более 1,25. 1,30;
для щебня марки 30. 60 МПа и шлака 1,30. 1,50.
3. При использовании трудноуплотняемого щебня слой его перед расклиниванием следует обрабатывать органическими вяжущими из расчета 2. 3 л/м 2 .
При строительстве щебеночных оснований (покрытий) применяются каменные материалы с физико-механическими показателями, указанными в табл. 48.
При строительстве оснований (покрытий) на дорогах различных категорий рекомендуется до 11 конструкций из щебня, шлака и гравия (табл. 49). Технология по строительству щебеночного основания (покрытия — pppa.ru) изложена в табл. 50, рис. 15. Недостатки, возникающие при строительстве щебеночных или гравийных оснований, изложены в табл. 51.
Щебеночные основания на песчаном слое устраивать не рекомендуется, так как песок проступает через поры щебня, и добиться хорошего уплотнения невозможно. В результате динамического воздействия транспорта на дорожную одежду проникновение песка в слой щебня интенсивно продолжается в процессе эксплуатации дорог.
Контроль качества работ
1. Не реже, чем через 100 м следует контролировать:
толщину слоя щебня основной фракции в неуплотненном состоянии;
поперечный уклон основания;
ровность основания рейкой длиной 3 м.
2. Проверять влажность щебня не реже одного раза в смену.
3. Постоянно визуально проверять качество уплотнения щебеночного основания (покрытия) путем контрольного прохода катка массой 10. 13 т по всей длине участка дороги.
После прохода катка на основании (покрытии) не должно оставаться следа, не должна возникать волна перед вальцем, а положенная под валец щебенка должна раздавливаться.
Физико-механические показатели каменных материалов, применяемых в щебеночных основаниях и покрытиях, устраиваемых по методу заклинки
Наименование
Покрытие
Основание
тип дорожной одежды
переходный
капитальный
облегченный
переходный
Марка по прочности щебня при раздавливании в цилиндре в водонасыщенном состоянии, МПа, не менее:
из изверженных и мета-
морфических пород
из осадочных пород
из шлаков фосфорных, черной » и цветной металлургии
Марка по дробимости
Марка по истираемости
Марка по морозостойкости (Мрз) для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца ( о С):
1. Изверженные горные породы образовались из расплавленной магмы в результате ее охлаждения и затвердения с превращением в массивы высокой прочности (гранит, диорит, базальт, порфир и т. д.).
2. Метаморфические горные породы — видоизменные породы, образовавшиеся вследствие преобразования изверженных и осадочных пород под влиянием высоких температур (мрамор, кварциты, яшма и т. д.).
3. Осадочные породы образовались путем накопления минеральных веществ, главным образом из водной среды, при их уплотнении и цементации (гипс, гравий, песок, глинистые породы, мел и т.д.).
4. Прочность каменных материалов по дробимости и истираемости дана в таблице
Источник
Щебень уложенный по способу заклинки
Довольно часто, мы видим или ездим по плохим автомобильных дорогах, сетуя на плохой асфальт или сезон, когда его укладывали. Но далеко не все знают, что дело не всегда в асфальте или погодных условиях. В таких строениях важным фактором является основа – подушка, на которую укладывают строительный слой материалов.
Недооценивать такую подушку ни в коем случае нельзя – те дороги, которые мы часто видим, как раз и построены с явным нарушением строительных требований и норм для возведения основания дороги. А уж потом будет укладываться асфальт, но речь не о нем.
Высокопрочные современные асфальтовые или бетонные покрытия дорог, аэродромных покрытий нуждаются именно в надежной неподвижной подушке – основания, которая выдерживает высокие нагрузки без деформации.
Расклинцовка – суть метода
Суть процесса заключается в трамбовании нескольких слоев различных фракций щебня для максимального уплотнения, чтобы в щебне не было пустот. Когда этими работами пренебрегают или экономят, пустоты заполняет вода, которая замерзает зимой и рвет дорожное покрытие.
Работы по укладке и трамбовке щебня разбивают на несколько этапов:
- подготовка;
- укладка;
- трамбовка;
- проверка прочности.
Первый этап
На первом подготовительном этапе важным процессом является подготовка грунта, на котором будет дорога. Поверхность предварительно очищается от мусора, выравнивается. Иногда, вырывается специальный котлован, по которому пройдет будущая дорога, если речь идет о дороге. Дно, как правило, устилается специальным полотном – геотекстилем, это делается для защиты дорожного полотна от грунтовых вод, которые пагубно воздействуют в целом на почву, делая ее рыхлой и мягкой.
На строительном сленге это звучит – обустройство гидроизоляции.
Затем, подготовленную почву засыпают песком, слой которого учитывают при проектировании покрытия, с учетом неровностей и особенности местности. В среднем, этот слой составляет 10 – 20 см.
Правильной принято считать основу, на которой лежит три фракции щебня – крупный, средний, мелкий; более мелкая фракция заклинивает более крупную.
Второй этап
Дальнейший процесс заключается в укладке крупной фракции щебня – 40 – 70 мм, в отдельных случаях 70 – 120 мм. Чтобы слой получился равномерным, его укатывают тяжелыми дорожными катками – щебень ляжет плотно и ровным слоем.
Третий этап
Поверх крупного щебня, засыпают средний размер камня, который также трамбуется с помощью специальных дорожных катков. Каждый слой щебня положено увлажнять водой, для уменьшения нагрева и трения между зернами.
Все слои необходимо утрамбовать несколько раз дорожными катками или виброплитой.
Четвертый этап
Последним слоем в расклинцовке щебня является строительный щебень мелкой фракции. Именно благодаря мелкому зерну, заполняются всевозможные воздушные пустоты. Такой слой также смачивается водой и укатывается минимум три раза тяжелой строительной техникой.
Отсутствие волны в результате воздействия на основание и отсутствие усадки и подвижности означает, что процесс трамбования можно прекратить – слои щебня уложены и утрамбованы плотно, расклинцовка закончена.
Что представляет собой расклинцовка щебенки?
В любых строительных работах требуется сооружение качественной основы. Для надежного фундамента необходимо сделать подушку из щебня, что значительно повысит коэффициент плотности и прочности. Чтобы обеспечить устойчивость к серьезным нагрузкам, важно знать, что такое расклинцовка. Также гравий используется при строительстве автодорожного полотна, взлетных полос, насыпей, мостов. Чем лучше утрамбован щебень, тем качественнее уложится на него асфальтное покрытие или фундаментный раствор.
Главные понятия и технология
Суть заключается в том, что при укладке заполняют образующиеся пустоты путем засыпания фракций нескольких размеров, что придает основанию большую прочность. Процесс производится согласно следующей последовательности действий:
1. Срезают верхний слой почвы, при необходимости роют котлован. Грунт уплотняют, для гидроизоляции дно выкладывают геотекстилем.
2. Обустраивают песчаную подушку для улучшения дренажных свойств. Слой составляет от 20 до 50 см.
3. На первом этапе используют щебень фракции 40-70, реже – 70-120 мм, (что больше применимо для дорожных работ). Посредством утрамбовки специальными механизмами гравий уплотняют. Сверху укладывают сетку или отходы кирпича, бетона.
4. Для следующего подхода требуется материал фракцией 20-40, слой составляет 20 см. Подушку трамбуют с помощью катка или виброплиты не менее 5-6 раз. При этом после каждого действия основание поливают водой, чтобы избежать перегрева при трении зерен.
5. Производят выравнивание согласно заданным параметрам. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм) и укладывают тонким слоем.
6. При использовании трудноуплотняемого щебня его обрабатывают органическим вяжущим веществом с расходом 3-4 л/м2.
7. Окончание утрамбовки определяют по прекращению волны перед воздействием на подушку и отсутствием заметной на глаз осадки и подвижности. Полученное основание засыпают песком, чтобы не допустить загрязнения. Для проверки качества используют специальный прибор, определяющий степень усадки посредством динамического зондирования.
8. В зависимости от требований, предъявляемых к прочности и износостойкости при проведении строительных и дорожных работ, варьируется количество расклинцовок: от одной до трех максимально.
В строительстве имеются определенные стандарты расхода гравия. На 1000 м2 основания требуется 15 м3 засыпки щебня 20-40, 10 м3 – 10-20 и столько же самого мелкого камня. Если применяется материал с прочностным показателем менее 600, технологию проводят в один этап. Для нормы расхода существуют свои правила, обусловленные количеством и качеством гравия. При этом, чем больше разбег между крайними цифрами в градации, тем ниже цена:
Размер основной фракции | Параметры расклинцовочного материала | Расход (м3) на 1000м2 | Стоимость 1000 кг гравия, рубли |
40-70 | 20-40 | 10 | 4 000 – 6 000 |
10-20 | 15 | 5 000 – 6 000 | |
5-10 | 10 | 5 000 – 7 000 | |
70-120 | 20-40 | 10 | 3 000 – 4 000 |
Для создания прочного и долговечного основания в строительстве дорог, возведении фундаментов требуется особая технология – расклинцовка щебня, которая предназначена для выдерживания больших нагрузок на покрытие. Средняя цена работы по Москве составляет 500 – 600 рублей за квадратный метр, при этом необходимо учитывать доставку и стоимость разных фракций.
Проверочные заключительные работы
Суть расклинцовки щебнем заключена в возведении неподвижной, прочной и надежной подушки, с высокой плотностью щебеночного слоя. Определить на глаз качество расклинцовки невозможно, для этого используется специальный прибор.
Работает он по принципу динамического зондирования – производятся насколько ударов по уложенному щебеночному слою, выявляется степень усадки. Если она соответствует существующим заявленным нормативам, работа считается выполнена. Такая проверка может быть как в процессе укладки слоя щебня, так и по окончанию работ.
По окончанию расклинцовки щебнем, рабочую поверхность засыпают небольшим слоем песка. Это особенно важно, если сразу не производится асфальтирование или бетонирование покрытия.
Расход щебня
Расход строительного щебня различного размера, определен дорожными нормативами. Согласно Госту 8267, при укладке подушки крупнозернистым щебнем 40 – 70 мм, необходимо использовать порядка 15м3/м, фракции 10 – 20 мм – 10м3/м и фракции 5 – 10 мм также 10 м3/м на тысячу квадратных метров площади.
С аналогичным расходом будет обустройство основания с использованием фракции 70 – 120 мм для первичного слоя. Такой расход определен величиной щебня, его размерами.
В некоторых случаях, выполняется единоразовое уплотнение щебня при использовании различных песчано – щебеночных смесей различных фракций.
Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки
9.3.2.1При устройстве щебеночных оснований и покрытий методом заклинки работы выполняют путем послойного расклинивания основной фракции щебня мелкими фракциями. Толщина слоя при послойном уплотнении – не более 15 см. Остаточная пористость слоя в уплотненном состоянии должна быть не более 20 % для щебня первой группы и не более 15 % – для щебня второй группы.
9.3.2.2Устройство щебеночного слоя методом заклинки включает в себя следующие работы:
– распределение крупного щебня (щебня основной фракции) по поверхности основания;
– укатку щебеночного слоя без полива водой для обнаружения возможных неровностей и последующего их исправления;
– уплотнение крупного щебня с одновременным (в случае необходимости) поливом водой;
– распределение различных фракций щебня расклинки с уплотнением каждой фракции.
При устройстве покрытий допускается использование щебня двух-трех расклинивающих фракций; при устройстве оснований – одной-двух.
При использовании асфальтогранулята по СТБ 1705 для заклинки щебня производят рыхление верхнего слоя основания на глубину 10 см, смешение щебня с асфальтогранулятом, планировку и уплотнение слоя.
9.3.2.3Щебень уплотняют катками в три этапа:
– на первом этапе уплотняется россыпь крупного щебня до достижения устойчивого положения отдельных щебенок;
– на втором этапе образуется необходимая структура щебеночного слоя за счет взаимного заклинивания щебня;
– на третьем этапе образуется плотный щебеночный слой за счет последовательного заклинивания слоя из крупного щебня мелким щебнем, клинцом, каменной мелочью, отсевом и асфальтогранулятом.
Количество проходов катка устанавливается пробным уплотнением.
9.3.2.4Уплотнение щебня катками следует начинать от кромок с последующим приближением места прохода катка к середине и перекрытием предыдущего следа прохода на 1/3 ширины полосы уплотнения. На первом и втором этапах основание уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением воздуха в шинах 0,6-0,8 МПа, прицепными вибрационными катками массой не менее 6 т, решетчатыми – массой не менее 15 т, самоходными гладковальцовыми – массой не менее 10 т и комбинированными – массой более 16 т. Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30 (10 на первом этапе и 20 на втором), комбинированных типов – не менее 18 (6 и 12) и вибрационного типа – не менее 12 (4 и 8).
Количество проходов уточняется пробным уплотнением. Розлив воды на первом этапе уплотнения предусматривается только для щебня второй группы, на втором и третьем этапах уплотнения розлив воды предусматривается для щебня всех групп. Норма розлива воды зависит от погодных условий в период строительства, способности щебня к уплотнению, степени его загрязнения и уточняется в процессе выполнения работ.
9.3.2.5Основания из щебня марок по прочности менее 600 и по пластичности Пл2, ПлЗ уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее чем за 20 проходов или виброкатками.
9.3.2.6При работе катков с гладкими вальцами уплотнение можно считать завершенным, если щебенка, помещенная на поверхность щебеночного слоя, разрушается под вальцом катка.
Доуплотнение при необходимости следует осуществлять регулированием движения построечного транспорта по ширине основания (покрытия).
9.3.2.7Расход расклинивающего материала назначается в зависимости от крупности и прочности щебня основной фракции и типа конструктивного слоя и принимается в соответствии с таблицей 7.
Таблица 7 – Расход расклинивающего материала
Тип слоя | Размер основной фракции щебня, мм | Прочность щебня | Расход расклинивающей фракции, м3, на 1000 м2 при размерах щебня, мм | |||
20-40 | 10-20 | 5-10 | 0-5 | |||
Основание | 40-80 (70) | 800 и более | — | 25/15 | 15/10 | — |
Основание | 40-80 (70) | 600 и менее | — | — | ||
Основание | 80 (70)-120 (150) | 600 и более | 10 (20) | — | ||
Основание | 80 (70)-120 (150) | 400 и менее | 10 (20) | — | — | — |
Покрытие | 20-80 (70) | 800 и более | — | 20/15 | 15/10 | 15/10 |
Покрытие | 20-80 (70) | — | ||||
Примечания: 1. В числителе приведен расход расклинивающего материала из изверженных, метаморфических и осадочных некарбонатных пород; в знаменателе – из осадочных карбонатных пород. 2. При устройстве щебеночных оснований щебень фракций 5-10 мм и отсев 0-5 мм используются при возможности движения транспорта по основанию. 3. При устройстве основания из щебня фракции 40-70 мм допускается одноразовое расклинивание с использованием смеси щебеночных и щебеночно-песчаных фракций 5-20, 0-20, 0-10 мм, а при использовании щебня 70-120 (150) мм – фракций 5-40 мм. 4. Для устройства оснований может применяться щебень фракции 25-60 мм по ГОСТ 7392 с расклинцовкой щебнем фракции 5-20 мм по ГОСТ 8267 и песком из отсевов дробления или асфальтогранулятом в соответствии с технологической картой. |
9.3.2.8Материалы для устройства щебеночных оснований методом заклинки должны соответствовать действующим ТНПА и применяться в соответствии с проектной документацией и технологическими картами.
Коэффициент уплотнения щебня при расклинцовке
Коэффициент уплотнения является важным показателем при покупке горного щебня для строительства объектов различного назначения. Цифровое обозначение присутствует в сопроводительных документах на товар, который обязан предоставить продавец по просьбе покупателя. Знание данного коэффициента поможет определить степень усадки и позволит закупить нужное количество строительного горного щебня для расклинцовки.
Количество необходимого материала можно рассчитать при помощи простого арифметического действия – перемножаем между собой три показателя – коэффициент усадки, удельный вес щебня и его объем.
Для примерного понятия расхода материала. необходимо воспользоваться специальными таблицами, где указаны фракция щебня и его объем, с учетом расхода на 1000м3.
Документы на расклинцовку щебня
Перед началом дорожных работ, подготавливаются разрешительные документы. Главным является акт на расклинцовку щебня, в нем указывают:
- этапы будущих дорожных работ;
- работы, которые требуют особого контроля;
- метод контроля;
- документация;
- необходимый инструментарий для выполнения работ;
- указывают ответственных за выполнение каждого рабочего этапа.
Заключение
Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве является неотъемлемой работой, которой важно уделить особое внимание. Такие работы выполняются на основании :
- проектов и точных математических расчетов;
- с учетом климатического пояса;
- непосредственно погоды;
- местности, на которой будут проводиться работы;
- уровень грунтовых вод;
- подвижность почвы.
Без определения нужного количества требуемых материалов невозможно изготовить качественно основу будущей дороги или фундамента.
Заключительный рабочий процесс заключен в укладке асфальта на правильно подготовленную основу, в домашнем частном хозяйстве можно просто присыпать песком.
Основные характеристики
Щебень представляет собой горную породу, которую добываю в карьерах. Для этого сначала формируются большие валуны, после чего из них изготавливается данный продукт различной фракции.
Производство этого материала имеет свои особенности. Таким же образом могут получать и отсев, который является вторичным продуктом при получении такого вещества.
Сфера применения щебня очень широка:
- Он является основным материалом для получения железобетонных конструкций.
- Активно применятся для заливки полов и получения фундаментов и т.д.
Источник