Упаковка как способ коммуникации с потребителем

Упаковка как элемент маркетинговой коммуникации

Упаковка товара является важнейшим элементом процесса передачи информации целевой аудитории. Профессионально разработанная упаковка способствует достижению целей коммуникативной программы. Упаковка признается в качестве одной из ведущих форм коммуникации бренда с потребителем и помогает продавать товар не только в условиях благоприятной экономики, но и при мировом финансовом кризисе. Ведь она является одним из самых дешевых видов рекламы. Это объясняется тем, что занимаемая товаром площадь на прилавке и расходы на производство упаковки гораздо ниже стандартных каналов коммуникации, поэтому стрейч-пленка, скотч, полиэтиленовые пакеты, ценники и пр. все чаще сегодня используются практичными игроками рынка в роли рекламных носителей. Помимо основных своих функций (предохранение товара от порчи, облегчения его перевозки и хранения, идентификации продукта у производителя) она служит местом расположения маркетингового коммуникационного обращения. Поэтому разработкой упаковки товара занимаются не только технологи и дизайнеры, но и специалисты в сфере маркетинговых коммуникаций. Поскольку именно маркетинговое обращение на упаковке посетитель магазина видит перед собой в момент принятия решения о покупке, оно играет исключительно важную роль в процессе убеждения потребителей.

Знакомство покупателя с товаром происходит именно на основе символов и текста на его упаковке, причем особую роль играют ее цвет и форма. Графическое изображение на упаковке дает дополнительную информацию о продукте: о способе приготовления, системе хранения, правильных приемах открывания и закрывания и т.д. При этом важно, чтобы текст был максимально краток и содержал лишь самые необходимые сведения или ссылку на наличие подробного описания внутри упаковки.

Какие инструменты формирования необходимого маркетингового сообщения находятся в распоряжении создателей упаковки? Прежде всего, это информационное наполнение, которое сообщает потребителю происхождение продукта, функции продукта, состав изделия, физические свойства продукта, эксплуатационные и потребительские свойства продукта. Упаковка должна нести всю необходимую информацию. В первую очередь она обеспечивает идентификацию продукта, информирует покупателя об особенностях товара и является последним связующим звеном с потребителем в торговом зале, побуждая его приобрести данный товар, чему предшествуют реклама и продвижение продукта другими способами. Она всегда должна быть прямо увязана с формой, содержанием, строением, а также с напечатанным текстом и художественным оформлением товара. Концепция качества продукта, его чистоты, целостности, ощущение расточительности или бережливости всегда могут быть представлены покупателю при помощи успешно сконструированной упаковки.

Не меньшую роль играет реализованный в упаковке визуальный образ товара, представляющий собой определенное сочетание цветов, шрифта, геометрических форм и других элементов изобразительного ряда. Упаковка товара создает у потребителя первое и самое сильное впечатление о самом товаре и его производителе.

В идеале форма, материал и дизайн упаковки должны не только гармонично сочетаться между собой, но и соответствовать идее (концепции) товара, его стоимости, передавать его сущность и ценности, которые он несет своему потребителю. При этом дизайнерское решение упаковки должно быть достаточно оригинальным, чтобы выделить упаковку из ряда других аналогичных продуктов и четко идентифицировать его.

Восприятие упаковки покупателем. Товар, который появляется на рынке, имеет свою марку и оформление, которые постоянно находятся в зоне внимания потенциальных покупателей. И от того, как эффективно воздействует упаковка на покупателей, зависит, насколько компании удастся сэкономить свои средства на маркетинг и повысить рентабельность продаж. По статистике, около 80% решений о покупке принимается непосредственно в торговой точке, покупатель затрачивает в среднем 20 секунд на осмотр одной витрины. Следовательно, хорошая упаковка должна остановить его взгляд. Главной задачей создателей упаковки при этом является достижение такой степени ее привлекательности, чтобы потребитель захотел взять ее в руки и рассмотреть. В этом случае совершение первой покупки имеет большую долю вероятности.

Читайте также:  Размер платы за жилое помещение при способе управления тсж устанавливается

Цветовые стереотипы. Особое впечатление придается цвету, упаковки. Своеобразие психологического воздействия цвета проявляется в том, что по сравнению с текстом он затрагивает, прежде всего, чувства, а текст — интеллект.

Цвет, по мнению специалистов, сказывается на настроении, оживляет и раздражает, успокаивает, обостряет эмоциональное восприятие, вызывает прямые ассоциации с предлагаемым продуктом, воспринимается легче, чем форма. Цвет не нужно переводить на конкретный язык, он мгновенно воспринимается человеком, создавая в то же время стойкое впечатление.

Упаковка и целевая аудитория. Имеет ли смысл вкладывать деньги в упаковку, когда одна только цена может оказаться решающим фактором при приобретении потребителем данного товара? Дорогая упаковка может, отпугнуть покупателей с низким уровнем достатка, а те, кто может заинтересоваться качественной упаковкой, не купятся на дешевый товар, скрытый внутри. Упаковка должна точно соответствовать товару и ассоциациям с этим товаром. И будь товар хоть трижды замечателен, престижен и ценен, он, увы, залежится на полках магазинов, если обличен в неприглядную упаковку.

Срок жизни упаковки (жизненный цикл упаковки). Первый сигнал к тому, что упаковку нужно менять (особенно для товара, который длительное время находится в продаже) — это снижение уровня продаж. Если же на рынок внедряется новый товар, то индикатором упаковки служит выход или не выход на плановый уровень продаж. Безусловно, причин провала может быть много: некорректная рекламная поддержка, цены, не выдерживающие конкуренции, неправильно построенная дистрибьюторская сеть и прочее. Но упаковка товара и его выкладка на местах продаж, все, же становятся очень существенными факторами при покупке. Если выведенный товар смог занять свою нишу на рынке, это не значит, что он может годами продаваться в одной и той же упаковке. У упаковки, как и у любого товара, есть свой жизненный цикл: момент новизны, момент стабильного восприятия и момент устаревания, после которого уровень продаж постепенно снижается. Оставленное без внимания моральное устаревание упаковки может привести к плачевным последствиям — переносу на товар впечатления «старомодности» и снижению спроса. Чтобы избежать «старения» упаковки, производители в нужный момент ее изменяют.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что упаковка является важным элементом, который должен придавать завершенность товару. Упаковка несет огромную имиджевую нагрузку, превращаясь из контейнера для продукта, призванного защитить его от внешних воздействий, в мощнейший маркетинговый инструмент, который может послужить как во благо, так и во вред, в случае неграмотного его использования.

Источник

Упаковка как способ коммуникации с потребителем

В рамках деловой программы RosUpack 2016 проходила Международная научно-практическая конференция «Развитие индустрии упаковки – важный элемент оздоровления российской экономики».

Специальную сессию конференции, посвященную возможностям сокращения издержек и рисков и инструментам увеличения продаж упакованного продукта в течение всей цепочки использования упаковки, завершила лекция Александр Коваленко, креативного директора брендингового агентства DDVB.

Он рассказал о способах реализации товара с помощью упаковки, о каналах коммуникации бренда и потребителя и привёл примеры того, как эти схемы работают.

Компания DDVB работает с 1993 г., ее деятельность охватывает все направления брендинга и дизайна.

Александр Коваленко считает, что люди, бизнес и общество – это единое целое. Бренд должен быть понятен людям!

С дизайном упаковки нужно работать как с каналом коммуникации.

Читайте также:  Способ очень быстрого похудения

Каналы коммуникации (способы взаимодействия бренда и потребителя):

  • «сарафанное радио» (слухи, личные реакции знакомых и т.п.);
  • наружная реклама;
  • цифровой канал (интернет);
  • печатные издания;
  • упаковка;
  • продвижение в торговых сетях;
  • TV-реклама.

Функция дизайна упаковки – в том, чтобы он был узнаваемым, обращал на себя внимание. Дизайн нельзя недооценивать. Часто в современных условиях это становится основным способом продвижения бренда – например, в случае ограниченного бюджета или для производителей алкогольной продукции, которым запретили все виды рекламы. В таких случаях упаковка становится «телевизором», единственной возможностью рекрутировать потребителя.

Каковы способы привлечения потребителя упаковкой?

В первую очередь это рассказ истории, легенды – того, что будет интересно и понятно, будет запоминаться. Легенда бренда – квинтэссенция ценностей и идеологии бренда. У каждого продукта есть своя «легенда», подчёркивающая какое-то его качество, о котором производитель хочет сообщить потребителю. Например, у автомобиля Volvo такое качество – надёжность.

Классические элементы упаковки надо совместить с легендой.

В качестве примера Александр Коваленко привёл линейку пива «Жигули барное», коллекционную серию Московской пивоваренной компании. К оформлению банок был привлечён нижегородский художник-иллюстратор Валерий Барыкин, работающий в стиле пин-ап. На банках при этом представлены различные сюжеты в стилистике советского плаката («Курортное знакомство», «Отправление поезда», «Дембельская весна», «Берегите природу» и т.п.).

Александр Коваленко отметил, что некоторые сюжеты отсылают к популярным советским фильмам (например, банка «Новый год в “Плакучей иве”» представляет собой аллюзии на фильм «Бриллиантовая рука», и изображённый на сцене персонаж отдалённо напоминает Юрия Никулина).

Была выпущена также пивная банка «Три плюс два», сюжет изображения на которой создан по мотивам одноименного фильма.

Всё это будит интерес покупателя – у представителей старшего поколения вызывает ностальгию, а у тех, кто не жил при СССР, поддерживает идеализированное впечатление, что «раньше были более добрые и тёплые времена».

Автором статьи был предпринят поиск в интернете по сайтам, посвященным пиву, и выяснилось, что за первую такую пивную банку, выпущенную в апреле 2012 г. (новые банки появлялись приблизительно раз в два месяца), уже в 2013 г. коллекционеры предлагали 3500 рублей.

Дизайн упаковки бывает успешен, когда делает акцент на свойства продукта.

Несколько примеров такой упаковки.

Для десертного красного вина Padre Divino московским дизайнером Евгением Разумовом разработана коробка в виде исповедальни (помимо явного указания на возможность использования данного продукта в церковные праздники, тут считывается мысль: «Выпив вина, ты становишься более откровенным»).

Изображение на упаковке эспрессо жеребца, выпрыгивающего из кофейной чашки.

Упаковка орешков, на которой нарисовано, при каких обстоятельствах их можно использовать: орешки сидят за стойкой бара, едут в такси и т.п.

Упаковка резиновых сапог Fisherman, которая показывает, как сапоги спасают нам жизнь. Она сделана в виде полуоткрытой коробки, из которой торчат голенища сапог. А на нижней, закрытой, части коробки изображена нижняя часть сапог, окруженная речной водой с хищными рыбами и электрическими скатами: кажется, что мы видим сапоги, наполовину погруженные в реку. Сразу задумываешься о том, что сапоги защищают ещё и от укусов, от электричества и т.п.

Парадоксальная информация лучше запоминается. Потому что чем сильнее мы удивляемся, чем более сильную испытываем эмоцию при виде упаковки продукта, тем дольше мы помним этот продукт.

Александр Коваленко привёл два примера улучшения ситуации с продвижением бренда с помощью дизайна упаковки. Первый пример – вина «Лефкадия». С ними была такая проблема: качественное вино не может стоить дёшево, однако российский потребитель не был готов платить более тысячи рублей за вино, произведённое в Краснодарском крае. Выяснили, что на территории района, выбранного для виноградников, когда-то жили греки. Решили отталкиваться от этого, исходя из того, что к греческому вину у покупателя будет больше доверия, чем к российскому. Нашли миф о Дионисе и заложили его в рисунок на этикетке: на этикетках вин «Лефкадия» появилось изображение классического архитектурного украшения в греческом стиле – маскарона. Маска делится на две части – светлую и темную. Светлая половина маски символизирует бога Диониса и позитивные стороны употребления вина, темная половина олицетворяет пьянствующего учителя Диониса – лесного фавна Силена.

Читайте также:  Способы прекращения горения огнетушащие материалы

Второй пример – сок Rich. При стоимости, близкой к стоимости сока J7, Rich позиционировался как премиальная марка. Провели фокус-группы в целях выяснения отношения потребителя. Оказалось, что 1) потребителю не хватало общения с брендом, он воспринимался как закрытый, надменный «выскочка»; 2) потребителю не хватало сочности (на упаковке был изображён апельсин в кожуре).

В 2016 г. вся линейка сока Rich вышла в обновлённом дизайне, естественно, сохранив узнаваемость: на упаковке теперь изображены плоды в разрезе, видны капли свежего сока. Также, чтобы бренд «заговорил», была выпущена лимитированная серия с занимательной информацией на упаковке – например, о том, как определить, сколько долек в апельсине, не снимая с него кожуры. (Так как теперь автору статьи этот фокус тоже известен, поделюсь с читателями: нужно оторвать от апельсина хвостик и посчитать, сколько под хвостиком маленьких дырочек. Столько и долек.) Это было сделано в соответствии с новой концепцией бренда, подразумевающей большую, чем прежде, активность, открытость бренда.

Результатом стало то, что эта лимитированная серия быстро разошлась.

Александр Коваленко подчеркнул, что «лимитированная серия упаковки – это разведка боем, это важный инструмент исследования». Выпуск ограниченной серии позволяет быстро определить, в верном ли направлении идёт развитие бренда.

Важным способом обратить внимание потребителя на бренд является вовлечение. Людям интересно то, к чему они имеют отношение, что они могут как-то использовать и после того, как будет использован сам упакованный продукт. Кстати, знание о фокусе с апельсином – именно такой вариант. Ещё Александр Коваленко рассказывал о размещении на винных этикетках набора наклеек с глазами, носом и т.п., из которых можно было собрать и склеить весёлую рожицу.

Что важнее всего для человека? Он сам. Какой способ продвижения бренда с помощью дизайна упаковки выбрать, зависит от того, для кого это делается.

Необходимо представлять себе портрет потребителя, знать целевую аудиторию, т.е. пол, возраст, образование, уровень доходов тех, кто интересуется тем, что вы производите и продаёте.

Потребитель – это конкретный человек, а не однородная серая масса. Важно, укладывается ли ваш бренд в картину мира этого человека.

Не бывает брендов для всех. Даже самые утилитарные продукты вынуждены дифференцироваться, чтобы найти своего потребителя.

Александр Коваленко рассказал о том, что появление на российском рынке шоколада Milka, позиционирующего мягкость вкуса, значительно увеличило количество россиянок, покупающих шоколад. Потому что раньше, когда в продаже был в основном отечественный горький шоколад, женщины его меньше любили: им было горько!

Александр Коваленко закончил своё выступление перечислением условий, которые, по его мнению, необходимы в первую очередь для успешного продвижения бренда.

Источник

Оцените статью
Разные способы