ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО СПОСОБА ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ – ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ
Стандарт предлагает нам новые цели – универсальные учебные действия, поэтому естественен интерес к инновации на технологическом уровне – методическом арсенале учителя. Ведь педагогические инновации проявляются прежде всего в деятельности учителя, который имеет возможность использовать множество современных образовательных технологий. Разнообразие современных педагогических технологий не только пробуждает творческую мысль педагога, но и ставит его перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию в практике. И здесь, на мой взгляд, важно подойти к выбору технологии с точки зрения её продуктивности и «оснащённости» средствами достижения поставленных образовательных целей. В практику моей работы вошли технологии проблемного обучения, развития критического мышления, проектная деятельность, технология обучения анализу текста. Сейчас осваиваю технологию «Учебное исследование». Именно этому посвящена статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_regionalnoy_metodicheskoy_konferencii.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО СПОСОБА ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ – ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27
с углублённым изучением отдельных предметов»
(МБОУ СОШ№27) города Балаково Саратовской области
Сегодня приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, и результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, умение определять проблему, намечать пути её решения в вариативном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе и становятся одними из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Стандарт предлагает нам новые цели – универсальные учебные действия, поэтому естественен интерес к инновации на технологическом уровне – методическом арсенале учителя. Ведь педагогические инновации проявляются прежде всего в деятельности учителя, который имеет возможность использовать множество современных образовательных технологий. Разнообразие современных педагогических технологий не только пробуждает творческую мысль педагога, но и ставит его перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию в практике. И здесь, на мой взгляд, важно подойти к выбору технологии с точки зрения её продуктивности и «оснащённости» средствами достижения поставленных образовательных целей. В практику моей работы вошли технологии проблемного обучения, развития критического мышления, проектная деятельность, технология обучения анализу текста. Сейчас осваиваю технологию «Учебное исследование».
Ещё несколько лет назад я думала, что в рамках классно-урочной системы школьникам сложно выйти на продуктивную исследовательскую деятельность, потому что она не вписывается в классно-урочную систему. Поставив цель – отработать на практике технологию «Учебного исследования» именно в рамках урока, в течение последних трёх лет модифицировала, конструктивно изменила привычную организацию учебного процесса. Безусловно, при этом пришлось научиться самой действовать в условиях неопределённости, создавать собственные исследовательские работы, руководить учебно-исследовательской деятельностью учащихся.
Так как проектная технология была уже освоена, важно было определить отличие от неё учебного исследования. На мой взгляд, следует различать [учебные] исследования и [учебные] проекты. Исследование, научное оно или учебное, это всегда получение нового знания. И ценность исследования именно в получении нового знания. Это знание может быть «объективно новым» (новым для всех), может быть субъективно новым (новым для самих школьников, его открывающих). А проект – это, в самом общем виде, создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами (О.И. Генисаретский). Это положение, конечно, не является абсолютным и единственно верным, и вполне может быть дополнено и скорректировано другими педагогами.
Индивидуальные учебные исследования в настоящий момент уже укоренились в образовательной деятельности и реализуются через систему олимпиад, возможностей поступления в вузы и т.д. Реальны также индивидуальные учебные исследования на основе таких учебных дисциплин, как русский язык, литература, МХК. Например, в этом учебном году мои ученики приняли участие в муниципальной конференции «Духовность и современность» : в секции «Культурология» Сорокина Дарья заняла 1 место с исследованием «Загадка «Чёрного квадрата»; Фимушкина Дарья – второе место с работой «С чего началась история архитектуры?» В секции «Русский язык и литература» Луговая Дарья заняла 1 место с исследованием «Тема маленького человека от Библии к произведениям русской литературы XIX века», Непрокин Евгений – также 1 место с работой «Тема ночи в поэзии Ф. И. Тютчева». Этот результат убеждает в результативности применения такого варианта учебного исследования в работе со старшеклассниками.
Однако учитель прекрасно осознаёт, что во время уроков он должен работать со всеми учащимися. И здесь очень интересны и важны такие формы организации учебных исследований, которые позволяют вовлечь в работу большинство школьников в классе; позволяют обеспечить возможность освоения норм исследовательской деятельности и норм исследовательской культуры большей частью ребят. Такая практика работы с учащимися старших классов уже стало традицией. Совсем недавно освоили этот способ освоения действительности и учащиеся 6 класса: они провели несколько учебных исследований, среди которых хочется выделить учебное исследование по теме «Слово в разных языках». Надо отметить, что тема вызвала живой отклик у школьников ещё и потому, что половина класса обучается по программе углублённого изучения английского языка. Диапазон выбора слов был достаточно широкий. Особенный отклик у школьников нашли слова: «мама», «семья», «счастье», «любовь», «мечта», «здравствуйте», «привет». Активная учебно-исследовательская деятельность учащихся была связана с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагала освоение основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Исследовательская практика учащихся проводилась в соответствии с алгоритмом исследовательской деятельности, а итогом этой работы стало оформление статьи – отчёта о результатах исследования. Рецензирование статьей шестиклассников учащимися 10 класса позволило раздвинуть возрастные рамки участников учебного процесса, а старшеклассникам ещё и приобрести опыт в рецензировании таких работ.
Очень важными для развития исследовательской деятельности школьников являются и создание творческой атмосферы, мотивация интереса к исследовательской, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой деятельности; сопровождение исследовательской деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.
Любое учебное исследование направлено на развитие личности учащегося, а не на получение объективно нового результата. Если в науке приоритетом, как правило, является производство новых знаний, то цель организации исследовательской деятельности школьников – формирование у них навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им субъективно новых знаний, то есть знаний, которые получены самостоятельно и являются для конкретного учащегося новыми и личностно значимыми.
Источник
Навык исследования как универсальный способ освоения действительности
Алесина Наталья
Навык исследования как универсальный способ освоения действительности
Исследование как универсальный способ освоения действительности Целью исследовательской деятельности в образовании является приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Учебно-исследовательская деятельность школьников — это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность — эффективное средство развития теоретического мышления, так как позволяет на конкретном материале фиксировать причинно-следственные связи, устанавливать результаты развития процессов, производить обобщения и восхождение «от частного к общему» («теория учебной деятельности и ее субъекта» В. В. Давыдова). Во время исследовательской деятельности воспроизводятся условия и нормы деятельности, возникшие и существовавшие в сфере науки. Таким образом, исследовательское обучение носит деятельностный характер.
На различных уровнях образования и для различных видов образовательных учреждений исследовательскаядеятельность учащихся имеет свои специфические функции: в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения детей как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; в основной школе – развитие у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения; в дополнительном образовании – создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством руководителя исследовательской работы.
Учебное исследование – это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Его основными характеристиками являются:
• выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность;
• развитие навыка выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их формулирование;
• развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
• развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении, развитие способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям. Для достижения этой цели необходимо создавать для учащихся условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения гипотез. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, то есть самостоятельно ставит цели своей деятельности. На каждом этапе исследований нужно давать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
При исследовательской деятельности используется метод проектов, который позволяет спланировать исследование, работа же остается исследованием, которое организовано проектным методом.
Среди форм организации исследовательскойдеятельности можно выделить следующие:
1. Проблемное ведение уроков общеобразовательной школы по традиционным предметам.При этом реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, формулируемые затем в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся, отражающие различные точки зрения на проблему.
2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «методы научных исследований», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности, отрабатывается постановка и реализация исследовательских задач, презентация результатов на уроках.
3. Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
4. Программы дополнительного образования, применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы, фиксация результата как законченной исследовательской работы.
5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий, постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
6. Общешкольные проекты на основе исследовательской деятельности.
7. Походы и экспедиции как самостоятельные формы организации исследовательской деятельности и как элементы годового цикла проведения учебных исследований.
8. Научно-практические конференции и конкурсы как формы презентации исследовательской деятельности.
9. Деятельность тематических клубов и молодежных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.).
Результаты исследовательского обучения делятся на две части.
Первая отмечает соответствие результата исследовательской работы учащегося нормам проведения исследования. Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения (способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции и др.).
Качество исследовательской работы учащегося определяется соотношением представляемого и реально усвоенного предметного материала; умением выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами; способностью к рефлексии. Таким образом, исследовательская деятельность превращается в ведущую для подросткового возраста, поскольку задает способ реализации эффективных социальных, субкультурных, профессиональных проб.
Можно выделить основные виды учебно-исследовательской деятельности:
— проблемно-реферативное исследование: сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
— аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
— диагностико-прогностическое исследование: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
— изобретательско-рационализаторское исследование: усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;
— экспериментально-исследовательская деятельность: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
— проектно-поисковая деятельность: поиск, разработка и защита проекта, целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
— описательное исследование: наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий, содержащих проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
К исследовательским заданиям относятся:
— познавательные задачи – специально подобранные учебные задачи, которые должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельности на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема — сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес (например: какое количество электроэнергии потребляет наша школа);
— творческие задачи, которые могут носить форму загадки, могут быть составлены на основе необычного и интересного текста, содержать вопрос или задание;
— урок-исследование, когда явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя;
— урок-семинар, который базируется на содержании учебного материала предыдущих занятий.
Таким образом, нужно отметить важность и необходимость исследовательской деятельности, в ходе которой у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.
Адаптация персонала как объект исследования Согласно основному закону нашей страны Конституции РФ каждый ее гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.
Картотека «Опытно-экспериментальные исследования» (подготовительная группа) Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе.
Комплекс игр и игровых упражнений развивающих навык кодирования идекодирования для старшей группы Комплекс игр и игровых упражнений развивающие навыки кодирования и декодирования для старшей группы 1 “Дорисовки”. Цель: учить детей осуществлять.
Консультация для родителей «Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности» Известно, что в последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это.
Консультация для родителей старшей группы «Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности» В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это показать детям.
Консультация на тему «Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира» В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.
Оценивание по трансдисциплинарной теме исследования PYP «Кто мы» Оценинивание по трансдисциплинарной теме исследования «Кто мы» Центральная идея: «Группа – это место, где мы учимся дружить и понимать.
Конспект исследования «Тайны песка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 р. п. Петровское Тема исследования: «Тайны песка».
Тренируем навык формулировать вопросы с помощью настольной игры «Узнай, кто?» Сегодня расскажу, как мы с детьми играем в настольную игру «Узнай, кто?». С помощью этой игры тренируем навык формулировать вопросы, а значит.
Универсальный макет «Ми-ми-мишки» Сегодня наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях все чаще используются инновационные.
Источник