Универсальные потребности ребенка и способы их удовлетворения.
Периоды детского возраста и их краткая характеристика.
Поскольку ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своего развития предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качестве, возникает необходимость выделить в процессе человеческого онтогенеза ряд периодов или этапов развития.
В различные периоды жизни ребенку свойственны определенные анатомо-физиологические особенности (АФО), совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организма.
Этим объясняется своеобразие патологий и течение тех или иных заболеваний у детей различных возрастных групп.
Наиболее обоснованной, удобной в практическом отношении, представляется классификация периодов детства Н.П. Гундобина (1906 г):
I. Внутриутробный период развития:
1. Эмбриональная фаза (эмбрион) – от зачатия до 12 — 14 недель беременности.
2. Плацентарная фаза (плод) – с 12 недель до рождения.
II. Интранатальный период (период родов).
III. Внеутробный период (постнатальный период) — c момента рождения:
1. Период новорожденности (неонатальный период) – с 1 до 28 дней.
а) ранний неонатальный – от рождения до 7 дней;
б) поздний неонатальный — от 7 до 28 дней.
2. Период грудного возраста (период младенчества) – от 29 дней жизни до 12 месяцев.
3. Период молочных зубов:
а) преддошкольный (старший ясельный) – 1-3 года
б) дошкольный – 3 -7 лет
IV. Период отрочества (младший школьный) – от 7 до 11-12 лет.
V. Период полового созревания (период старшего школьного возраста – период пубертатный) – 12 -18 лет.
I . Внутриутробный период (или антенатальный период, или гестационный). Длительность его от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов – 280 дней (10 лунных месяцев, т.к. 1 лунный месяц = 28 дней).
1. Эмбриональная фаза – до 12 недель беременности.
Эта стадия характеризуется закладкой и формированием органов и систем, питание — из желточного мешка, идет формирование плаценты.
В этой стадии различные заболевания беременной женщины могут привести к самопроизвольному аборту, различные тератогенные факторы (действующие на плод) – к порокам развития (эмбриопатиям). Сроки развития и формирования различных органов и систем — “критические периоды” — не одинаковые. Если тератогенный фактор действует в критический период формирования органа или системы, вероятность их повреждения максимальная.
Формирование органов заканчивается за 12 — 14 нед.
Что такое тератогенные факторы? Это факторы, действующие на плод. Различают:
а). Экзогенные – вирус, ионизирующая радиация, промышленные яды, медицинские препараты, пищевые препараты, хронические заболевания матери.
б). Эндогенные – мутационные гены с доминантными или рецессивным типом наследования.
в). Сочетанные – и те и другие.
2. Плацентарная (или фетальная) стадия – с 12 недели беременности до начала родов.
За 12 – 14 недель беременности формируется плацента и плацентарное кровообращение которые и определяют дальнейшие интенсивные процессы созревания, дифференцировки всех тканей, увеличение длины и массы тела.
Действие вредных факторов в этот период приводит к дисилазии (патологическое изменение органов – аномалии) или гипоплазии (морфологическое недоразвитие органов и тканей), внутриутробной гипотрофии, инфицированию плода, преждевременным родам.
II . Интранатальный период (период родов) – с момента родовой деятельности и заканчивается в момент перевязки пуповины.
В течение данного периода возможны нарушения мозгового кровообращения, родовые травмы, инфицирование плода патогенной флорой родовых путей, развитие асфиксии, короткая пуповина, обвитие пуповины, раннее излитие околоплодных вод и т.д.
III . Далее следует внеутробный период, начинающийся с момента перевязки пуповины и первого вдоха ребенка.
Он подразделяется на:
1. Период новорожденности (неонатальный период) – начинается от первого вдоха ребенка и по 28 день жизни.
Выделяют: а) ранний неонатальный период – первые 7 дней после родов – самые ответственные в адаптации организма ребенка к новым условиям существования; б) поздний неонатальный период – с 8 по 28 день жизни. Все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко нарушается.
Начинается легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, закрываются овальное отверстие, артериальный (боталлов) проток, желудочно-кишечный тракт заселяется микроорганизмами.
Важен тщательный, внимательный уход за новорожденным. Развиваются особые пограничные состояния, отмечается высокая чувствительность организма к различным инфекциям, выявляются пороки развития, последствия родового акта.
2. Период грудного возраста (период младенчества) – с 29 дня жизни до 12 месяцев.
Характерны высокие обменные процессы, быстрое нарастание роста, массы тела. Совершенствуются все системы, появляются и совершенствуются двигательные навыки. Но еще сохраняется незрелость анатомических структур и легко возникают срывы, особенно со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).
Таким образом, для грудного периода значительной проблемой является естественное вскармливание и правильное вскармливание, т.к. пища является строительным материалом, четкая организация режима дня. Единственное физиологическое питание грудного ребенка – вскармливание грудным молоком матери. “Искусственное вскармливание – катастрофа для ребенка” — говорит профессор Н.П. Шабалов.
Инфекционные заболевания в этот период встречаются редко, т.к. дети получают от матери врожденный иммунитет, кроме того, в этом возрасте малыш имеет минимум контактов. Во втором полугодии пассивный иммунитет снижается, следовательно, вероятность заболевания детскими инфекциями возрастает.
3. Период молочных зубов – от 1 года до 7 лет.
а) Период раннего детства (преддошкольный или ясельный возраст) – от 1 года до 3 лет.
Это период относительного покоя. Энергия роста замедляется. Созревают центральная и периферическая нервная системы. Происходит становление второй сигнальной системы, закрепляются двигательные навыки, формируется речь, совершенствуется психика. Идет интенсивное развитие интеллекта.
Ребенок познает и изучает мир, осознает свое “Я”. Это период “первого упрямства”. Малыш находит слабые места у своих родителей, учиться определять ситуацию и использовать ее для себя с пользой.
В этом возрасте полностью исчезает пассивный иммунитет, полученный от матери, но приобретенный еще недостаточен, а в результате того, что значительно расширяются контакты, характерны частые заболевания детскими инфекциями.
Таким образом, основные проблемы периода раннего детства является проблемы воспитания и профилактики детских инфекций.
Вторая группа заболеваний – детский травматизм; со стороны родителей должен быть постоянный контроль и организация атравматической обстановки.
б) Дошкольный период – с 3 до 7 лет.
Это период “первого вытяжения”. Совершенствуется функции различных органов и систем, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, продолжает развиваться скелет, развиваются тонкие навыки. Начинается смена молочных зубов постоянными. Формируются навыки коллективности, формируется характер. В этом возрасте полезно какое-то время провести в детском саду для формирования навыков общения. В этот период остается высокий уровень травматизма и возможного начала хронических заболеваний.
IV . Период отрочества (пубертатный период или младший школьный возраст) – от 7 до 11-12 лет.
Большинство органов и систем продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Усиленно развивается мышечная система, заканчивается развитие скелета, молочные зубы заменяются постоянными. Усложняется поведение и характер ребенка. Он овладевает довольно сложными трудовыми навыками.
Основные заболевания данного периода: ожирение, нарушение осанки, основная причина смертности – травматизм.
Пребывание в школьном коллективе, резкое увеличение нагрузок в этот период оказывают значительное влияние не только на формирующийся характер, интеллектуальное развитие, но и на формирование хронических заболеваний у детей. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питания ребенка.
V . Период полового созревания (старший школьный возраст или период подросткового и юношеского возраста; препубертатный и пубертатный период) – с 11-12 до 18 лет.
Значительно активизируется деятельность желез внутренней секреции, выраженная перестройка эндокринной системы, дисбаланс гормонов, усиленный рост.
Начинается формирование вторичных половых признаков и заканчивается достижение половой зрелости, резко изменяется внешний образ ребенка.
Вследствие гиперфункции щитовидной железы отмечается повышенная возбудимость, раздражительность, неустойчивость настроения, затрудняется общение с окружающими, что требует более внимательного и деликатного отношения со стороны родителей и педагогов.
В связи с неустойчивостью нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем в этом возрасте наблюдаются функциональные заболевания (эндокринопатии, “юношеское сердце”, вегето-сосудистая дистония, неврозы, дискинезии желчевыводящих путей и т.п.).
Итак, критическими периодами детства являются:
а) эмбриональный период, б) период новорожденности, в) пубертатный период.
Универсальные потребности ребенка и способы их удовлетворения.
В предыдущей лекции уже было сказано, что универсальными потребностями ребенка являются: дышать, спать, быть чистым, общаться, оберегать от опасности, двигаться, учиться.
Примерный план удовлетворения универсальных потребностей ребенка.
— проводить проветривание помещения, где находится ребенок: 2-3 раза в день;
— контролировать температурный режим помещения: 18-22 о С;
— обеспечить ребенку двигательный режим;
— организовать прогулки в течение дня при любой погоде: 2 раза в день;
— создать возвышенное положение в постели;
— укрепить дыхательную мускулатуру, путем проведения массажа, гимнастики;
— обучать ребенка правильному дыханию.
— рассчитать суточное и разовое количество пищи ребенку;
— приготовить блюда, согласно рецептам детской кухни;
— организовать необходимые условия для кормления;
— нормализовать режим дня;
— покормить ребенка, после чего: поговорить с ним, поласкать;
— проветрить комнату перед сном;
— создать спокойную обстановку;
— не проводить возбуждающие игры, не рассказывать страшные истории перед сном;
— перед сном провести гигиенические мероприятия.
— формировать навыки чистоплотности в зависимости о возраста;
— обеспечить чистоту окружающей ребенка обстановки;
— стимулировать и поощрять стремление малыша к опрятности;
— регулярно, с учетом возраста, проводить гигиенические мероприятия;
— обращать внимание на неопрятности ребенка, предоставить ему возможность самому устранить их;
— быть примером для ребенка.
— организовать мероприятия по укреплению мышечной системы ребенка: проводить массаж, гимнастику с учетом возраста ребенка;
— с 2-х лет заниматься с ребенком зарядкой;
— создать условия для развития ребенка: обеспечить достаточное пространство для движений ребенка, не заменять прогулки “походами в магазины”;
— следить за соответствием одежды погоде и двигательной активности;
— не наказывать ребенка двигательным бездействием.
— исключить возможную патологию: проверить слух, зрение, патологию ЦНС, заикание и т.п.;
— научить ребенка слушать;
— эмоционально разговаривать с ним;
— организовывать мероприятия по формированию речи с учетом возраста ребенка;
— обеспечить правильное воспитание;
— обеспечить общение со сверстниками;
— использовать твердые запреты;
— наказать ребенка соразмерно поступку.
Оберегать от опасности, избегать опасности:
— создать безопасную окружающую среду: проверить безопасность игрушек;
— устранить острые углы, низкое расположение стекол;
— создать ограждение в опасных местах;
— хорошо просушивать полы после мытья;
— поворачивать внутрь плиты или стола ручки кастрюль, сковородок и т.п.;
— не стелить на стол свисающую с него скатерть;
— хранить лекарства, химические средства и т.п. в местах, недоступных детям;
— не оставлять ребенка без присмотра в любом возрасте;
— следить за ребенком на воде, учить плавать;
— оберегать от присоединения инфекции;
— обучать детей с учетом их возраста правилам дорожного движения, правилам самообороны;
— проводить беседы с детьми о недопустимости общения с незнакомыми людьми.
— обеспечить ребенку достижение хороших результатов в обучении;
— следить за соответствием учебного материала возрасту;
— чередовать умственный труд с физическим;
— избегать переутомлений ребенка;
— использовать игровые ситуации в обучении;
— тренировать память, внимание с помощью игр;
— мотивировать обучение (ребенок должен знать, зачем ему это нужно);
— обучить ребенка приемам мнемотехники, работе с литературой —
Пример: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан;
— организовать полноценное питание и соблюдение режима дня;
— следить за эмоциональным состояние обучаемого ребенка.
Эти универсальные потребности, выделенные А. Маслоу, в полной мере присущи ребенку в любом периоде детства. Однако способы удовлетворения их с возрастом ребенка меняются, поскольку меняется качество и выраженность самих потребностей.
Особенностью детского возраста является невозможность полного самостоятельного удовлетворения своих потребностей. Чем младше ребенок, тем больше он зависит от матери и других членов семьи и тем больше нуждается в посторонней помощи. Следовательно, функция среднего медработника состоит в том, чтобы помочь матери, отцу и другим близким в адекватном удовлетворении потребностей ребенка в процессе его воспитания.
Далее мы рассмотрим потребность “общаться” и способы ее удовлетворения в зависимости от возраста ребенка. Существует ряд основных рекомендаций по организации сестринского процесса для удовлетворения универсальных потребностей ребенка в течение всего периода детства.
Периоды детского возраста | Лица, удовлетворяющие потребность | Способы удовлетворения потребности в зависимости от возраста ребенка |
Период новорожденности | мать | 1. Физический контакт — общение при кормлении, пеленании и т.д. 2. Тихая беседа со спокойной ласковой интонацией в периоды бодрствования ребенка. |
Период младенчества | мать, отец | 1. Беседы с ребенком: показ ярких картинок, называя изображенные предметы. 2. Игры с использованием ярких погремушек, предметов. 3. Обучение ребенка в игровой форме (“ладушки”, “сорока-ворона” и т.д.) 4. Физический контакт — общение во время проведения массажа и гимнастики с использованием игровых элементов. |
Преддошкольный период | мать, отец, близкие родственники | 1. Чтение сказок, разучивание детских стихов. 2. Рассматривание ярких картинок с разъяснениями взрослого. 3. Объяснение названий и функции окружающих предметов, животных и т.д. 4. Игры с использованием игрушек, предметов домашнего обихода. 5. Тихие, ласковые беседы, ответы на вопросы ребенка. 6. Физический контакт — общение во время проведения массажа и гимнастики, после пробуждения (“потягушки-порастушки”) и перед сном (индивидуальный ритуал). |
Дошкольный период | мать, отец, близкие родственники, сверстники | 1. Чтение книжек вслух, разучивание стихов. 2. В игровой форме обучение первым навыкам чтения, счета. 3. Рассматривание серий картинок с последующим пересказом ребенком увиденного. 4. Привлечение к участию в домашних делах под контролем взрослых, постепенное появление постоянных обязанностей. 5. Игры с использованием разных предметов (“В школу”, “В магазин”, “В поликлинику” и т.д.) 6. Тихие, ласковые беседы с ответами на вопросы ребенка. 7. Совместное выполнение упражнений утренней зарядки родителей и малыша. 8. Ролевые игры со сверстниками во дворе, детском саду ( “Дочки-матери”, “Казаки-разбойники”, “Прятки”, “Садовник”). 9. Участие в детских и семейных праздниках. |
Период младшего школьного возраста | родители, близкие, сверстники, учителя, медработники | 1. Посещение кружков и секций по интересам. 2. Обучающее общение в школе. 3. Чтение вслух в семейном кругу. 4. Беседы родителей с ребенком, ответы на его вопросы. 5. Активное участие в семейных обязанностях, в делах класса, школы. 6. Участие в санитарно-просветительных беседах, организуемых школьным фельдшером. 7. Общение со сверстниками во дворе, в школе, в кружках и т.д. 8. Периодический физический контакт — общение родителей с ребенком в зависимости от пола, характера ребенка и его индивидуальных особенностей. |
Период старшего школьного возраста | сверстники, учителя, родители, близкие, медработники | 1. Избирательное общение со сверстниками. 2. Обучающее общение в школе. 3. Посещение секций, кружков по выбору, общение с руководителями, с товарищами по интересам. 4. Беседы с родителями по вопросам полового воспитания и др.; некоторое уменьшение времени общения с родителями и близкими. 5. Индивидуальные беседы с фельдшером школы, с другими медработниками. |
Таким образом, потребности ребенка и способы их удовлетворения взаимосвязаны и взаимозависимы. Задача медработника: научить окружающих ребенка людей как адекватно удовлетворять потребности ребенка.
Дата добавления: 2021-01-20 ; просмотров: 524 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник