Универсальные потребности ребенка и способы их удовлетворения.
В предыдущей лекции уже было сказано, что универсальными потребностями ребенка являются: дышать, спать, быть чистым, общаться, оберегать от опасности, двигаться, учиться.
Примерный план удовлетворения универсальных потребностей ребенка.
проводить проветривание помещения, где находится ребенок: 2-3 раза в день;
контролировать температурный режим помещения: 18-22 о С;
обеспечить ребенку двигательный режим;
организовать прогулки в течение дня при любой погоде: 2 раза в день;
создать возвышенное положение в постели;
укрепить дыхательную мускулатуру, путем проведения массажа, гимнастики;
обучать ребенка правильному дыханию.
рассчитать суточное и разовое количество пищи ребенку;
приготовить блюда, согласно рецептам детской кухни;
организовать необходимые условия для кормления;
нормализовать режим дня;
покормить ребенка, после чего: поговорить с ним, поласкать;
проветрить комнату перед сном;
создать спокойную обстановку;
не проводить возбуждающие игры, не рассказывать страшные истории перед сном;
перед сном провести гигиенические мероприятия.
формировать навыки чистоплотности в зависимости о возраста;
обеспечить чистоту окружающей ребенка обстановки;
стимулировать и поощрять стремление малыша к опрятности;
регулярно, с учетом возраста, проводить гигиенические мероприятия;
обращать внимание на неопрятности ребенка, предоставить ему возможность самому устранить их;
быть примером для ребенка.
организовать мероприятия по укреплению мышечной системы ребенка: проводить массаж, гимнастику с учетом возраста ребенка;
с 2-х лет заниматься с ребенком зарядкой;
создать условия для развития ребенка: обеспечить достаточное пространство для движений ребенка, не заменять прогулки “походами в магазины”;
следить за соответствием одежды погоде и двигательной активности;
не наказывать ребенка двигательным бездействием.
исключить возможную патологию: проверить слух, зрение, патологию ЦНС, заикание и т.п.;
научить ребенка слушать;
эмоционально разговаривать с ним;
организовывать мероприятия по формированию речи с учетом возраста ребенка;
обеспечить правильное воспитание;
обеспечить общение со сверстниками;
использовать твердые запреты;
наказать ребенка соразмерно поступку.
Оберегать от опасности, избегать опасности:
создать безопасную окружающую среду: проверить безопасность игрушек;
устранить острые углы, низкое расположение стекол;
создать ограждение в опасных местах;
хорошо просушивать полы после мытья;
поворачивать внутрь плиты или стола ручки кастрюль, сковородок и т.п.;
не стелить на стол свисающую с него скатерть;
хранить лекарства, химические средства и т.п. в местах, недоступных детям;
не оставлять ребенка без присмотра в любом возрасте;
следить за ребенком на воде, учить плавать;
оберегать от присоединения инфекции;
обучать детей с учетом их возраста правилам дорожного движения, правилам самообороны;
проводить беседы с детьми о недопустимости общения с незнакомыми людьми.
обеспечить ребенку достижение хороших результатов в обучении;
следить за соответствием учебного материала возрасту;
чередовать умственный труд с физическим;
избегать переутомлений ребенка;
использовать игровые ситуации в обучении;
тренировать память, внимание с помощью игр;
мотивировать обучение (ребенок должен знать, зачем ему это нужно);
обучить ребенка приемам мнемотехники, работе с литературой
Пример: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан;
организовать полноценное питание и соблюдение режима дня;
следить за эмоциональным состояние обучаемого ребенка.
Эти универсальные потребности, выделенные А. Маслоу, в полной мере присущи ребенку в любом периоде детства. Однако способы удовлетворения их с возрастом ребенка меняются, поскольку меняется качество и выраженность самих потребностей.
Особенностью детского возраста является невозможность полного самостоятельного удовлетворения своих потребностей. Чем младше ребенок, тем больше он зависит от матери и других членов семьи и тем больше нуждается в посторонней помощи. Следовательно, функция среднего медработника состоит в том, чтобы помочь матери, отцу и другим близким в адекватном удовлетворении потребностей ребенка в процессе его воспитания.
Далее мы рассмотрим потребность “общаться” и способы ее удовлетворения в зависимости от возраста ребенка. Существует ряд основных рекомендаций по организации сестринского процесса для удовлетворения универсальных потребностей ребенка в течение всего периода детства.
Периоды детского возраста
Лица, удовлетворяющие потребность
Способы удовлетворения потребности в зависимости от возраста ребенка
Физический контакт общение при кормлении, пеленании и т.д.
Тихая беседа со спокойной ласковой интонацией в периоды бодрствования ребенка.
Беседы с ребенком: показ ярких картинок, называя изображенные предметы.
Игры с использованием ярких погремушек, предметов.
Обучение ребенка в игровой форме (“ладушки”, “сорока-ворона” и т.д.)
Физический контакт общение во время проведения массажа и гимнастики с использованием игровых элементов.
мать, отец, близкие родственники
Чтение сказок, разучивание детских стихов.
Рассматривание ярких картинок с разъяснениями взрослого.
Объяснение названий и функции окружающих предметов, животных и т.д.
Игры с использованием игрушек, предметов домашнего обихода.
Тихие, ласковые беседы, ответы на вопросы ребенка.
Физический контакт общение во время проведения массажа и гимнастики, после пробуждения (“потягушки-порастушки”) и перед сном (индивидуальный ритуал).
мать, отец, близкие родственники, сверстники
Чтение книжек вслух, разучивание стихов.
В игровой форме обучение первым навыкам чтения, счета.
Рассматривание серий картинок с последующим пересказом ребенком увиденного.
Привлечение к участию в домашних делах под контролем взрослых, постепенное появление постоянных обязанностей.
Игры с использованием разных предметов (“В школу”, “В магазин”, “В поликлинику” и т.д.)
Тихие, ласковые беседы с ответами на вопросы ребенка.
Совместное выполнение упражнений утренней зарядки родителей и малыша.
Ролевые игры со сверстниками во дворе, детском саду ( “Дочки-матери”, “Казаки-разбойники”, “Прятки”, “Садовник”).
Участие в детских и семейных праздниках.
Период младшего школьного возраста
родители, близкие, сверстники, учителя, медработники
Посещение кружков и секций по интересам.
Обучающее общение в школе.
Чтение вслух в семейном кругу.
Беседы родителей с ребенком, ответы на его вопросы.
Активное участие в семейных обязанностях, в делах класса, школы.
Участие в санитарно-просветительных беседах, организуемых школьным фельдшером.
Общение со сверстниками во дворе, в школе, в кружках и т.д.
Периодический физический контакт общение родителей с ребенком в зависимости от пола, характера ребенка и его индивидуальных особенностей.
Период старшего школьного возраста
сверстники, учителя, родители, близкие, медработники
Избирательное общение со сверстниками.
Обучающее общение в школе.
Посещение секций, кружков по выбору, общение с руководителями, с товарищами по интересам.
Беседы с родителями по вопросам полового воспитания и др.; некоторое уменьшение времени общения с родителями и близкими.
Индивидуальные беседы с фельдшером школы, с другими медработниками.
Таким образом, потребности ребенка и способы их удовлетворения взаимосвязаны и взаимозависимы. Задача медработника: научить окружающих ребенка людей как адекватно удовлетворять потребности ребенка.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Универсальные потребности ребенка и примерные планы удовлетворения
Школьный возраст.
Младший школьный возраст – 7-12 лет. Многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. В патологии этого возраста еще большее значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм.
Старший школьный возраст. – 12-16 лет. Значительная перестройка эндокринного аппарата, усиление функций половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушиться функциональное равновесие именно этих желез у детей с проявлениями эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка. В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться интеллектуальный образ ребенка. Многие заболевания в этот период по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость манер, различного рода неврозы.
Спать:
— нормализовать режим дня;
— покормить ребенка, после чего поговорить с ним, поласкать;
— проветрить комнату перед сном;
— не проводить возбуждающие игры, не рассказывать страшные истории перед сном;
— создать спокойную обстановку;
— провести гигиенические мероприятия перед сном.
Дышать:
— проводить проветривание помещения, где находится ребенок, 2-3 раза в день;
— обеспечить ребенку двигательный режим;
— организовать прогулки в течение дня при любой погоде 2 раза в день;
— контролировать температурный режим помещения: 18-22 градуса;
— создать возвышенное положение в постели;
— укрепить дыхательную мускулатуру путем проведения макссажа, гимнастики;
— обучать правильному дыханию ребенка.
Быть чистым:
— формировать навыки чистоплотности в зависимости от возраста;
— соблюдать чистоту окружающей ребенка обстановки;
— стимулировать и поощрять стремления малыша;
— регулярно, с учетом возраста, проводить гигиенические мероприятия;
— обращать внимание на неопрятности ребенка;
— предоставлять возможность ребенку самому устранять неопрятности.
Общаться:
— проверить слух ребенка;
— приучать ребенка слушать;
— эмоционально разговаривать с ним;
— организовывать мероприятия по формированию речи;
— обеспечить общение со сверстниками;
— использовать твердые запреты;
— наказывать ребенка соразмерно проступку;
— объяснять причину наказания;
— не обсуждать ребенка при посторонних;
— больше общаться с ребенком, выражать свою любовь.
Оберегать от опасности:
— проверить безопасность игрушек;
— устранить острые углы, низкое расположение стекол;
— хранить лекарства, химические средства в местах, недоступных для детей;
— создать ограждения в опасных местах;
— не оставлять ребенка без присмотра;
— следить за ребенком на воде;
— оберегать от присоединения инфекции;
— обучать ребенка, с учетом возраста, ПДД, приемам самозащиты;
— проводить беседы об опасности разговора, общения с посторонними.
Двигаться:
— проводить массаж, гимнастику с учетом возраста ребенка;
— с 2-х лет заниматься с ребенком зарядкой;
— создать условия для развития движений ребенка;
— следить за соответствием одежды погоде и двигательной активности;
— не наказывать ребенка двигательным бездействием.
Учиться:
— следить за соответствием учебного материала возрасту;
— чередовать умственный труд с физическим трудом;
— избегать переутомления ребенка;
— использовать игровые ситуации в обучении;
— обучать ребенка работе с литературой;
— тренировать память с помощью игр;
— строго соблюдать режим дня;
— следить за эмоциональным состоянием обучаемого ребенка;
— обязательно мотивировать обучение.
Антенатальный период или период внутриутробного развития (280 дней).
А) фаза эмбрионального развития (от момента зачатия до трех месяцев беременности). В эту фазу происходят закладка и дифференцировка тканей, первичное становление их функций, формирование частей тела и внутренних органов, начинает функционировать сердце. В это время особенно опасно действие тератогенных факторов (физических, химических, механических, биологических). Действие данных факторов в «критические периоды» формирования органов приводит к аномалиям развития, т.е. к врожденным уродствам.
Критические периоды развития органов:
— конечности 4-8 нед и т.д.
Б) фаза плацентарного развития. Делится на ранний (от начала 12-й до 29-й нед. внутриутробного развития) и поздний (от 29-й нед. до родов). В раннем фетальном периоде большинство органов уже сформировано, в позднем — появляются признаки зрелости плода. В этой фазе продолжается быстрый рост плода. Питание осуществляется через плаценту. Действие вредных факторов в этот период приводят к дисплазиям (патологическим изменениям органов) или гипоплазиям (морфологическому недоразвитию органов), кроме того, возможно развитие внутриутробной гипотрофии, инфицирование плода.
От того, как протекал антенатальный период, зависят состояние ребёнка после рождения, его адаптация к внеутробному существованию. При действии повреждающих факторов (радиация, перегревание, гипоксия и т. д.) на организм беременной первыми поражаются те органы и системы, которые в момент воздействия находятся в состоянии дифференцировки и повышенного обмена веществ.
Факторы, влияющие на развитие плода:
Гаметопатии –патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения и приводящие к спонтанному прерыванию беременности, врожденным порокам развития, наследственным заболеваниям. Бластопатии –повреждения зиготы в первую неделю после оплодотворения (первый «критический период» пренатального развития), вызывающие гибель зародыша, внематочную беременность, пороки развития с нарушением формирования оси зародыша (симметричные, асимметричные и не полностью разделившиеся близницы, циклопия и др.). Эмбриопатии –поражения зародыша в период от момента прикрепления его к стенки матки (15-йдень после оплодотворения) до формирования плаценты (75-й день внутриутробной жизни), проявляющиеся пороками развития отдельных органов систем, тератомами (эмбриоцитомами), прерыванием беременности. Наиболее опасными для возникновения патологии зародыша являются 15-40-й дни внутриутробной жизни (второй «критический» период). Фетопатии –общее название болезней плода, возникающих с 76 дня внутриутробной жизни до начала родов. Проявлением фетопатии является ЗВУР, ВПР, гипоплазии и дисплазии отдельных органов и тканей, избыточное разрастание соединительной и других тканей при инфекциях, врожденные болезни. Третьим «критическим» периодомпренатального развития считают третий триместр беременности.
Различают четыре большие группы факторов, способных вызывать эмбриопатии:
— вирусные инфекции (краснуха (рубеола), полиомиелит, грипп, герпес, гепатит, эпидемический паротит, корь, ветряная оспа);
— химические вредные вещества (лекарства);
— рентгеновские лучи;
— гормональные расстройства матери (диабет, дисфункция щитовидной железы).
Классическим примером вирусных эмбриопатий является синдром Грегга или эмбриопатия после краснухи. Несмотря на легкую форму болезни у матери, краснуха вызывает у зародыша тяжелые мальформации, поражающие различные органы, в зависимости от момента, когда произошла данная инфекция (катаракта, пороки сердца и мозга, глухота, зубные аномалии).
Вредоносными факторами, влияющими на плод, являются следующие:
— инфекции (врожденный сифилис, токсопласмоз, листериоз, болезнь цитомегалических включений, туберкулез и малярия);
— несовместимость Rh или групп крови;
— отравления (окисью углерода, алкоголем) ;
— «амниотические бриды» (перетяжки), которые образуются на плодных оболочках вследствие воспалительных процессов и которые могут обусловливать ущемления или ампутации конечностей плода;
— аспирация зараженной амниотической жидкости (аспирационные пневмонии).
Дородовые патронажи Беременная женщина встает на учет в женскую консультацию. Отсюда каждые две недели передаются сведения в детскую поликлинику. Сведения собирает старшая медсестра поликлиники. В специальный журнал вносят: — паспортные данные; — информацию о сроке беременности к моменту постановки на учет; — количество предшествовавших данной беременности родов; — общую оценку возможной степени риска для здоровья матери, для течения беременности и родов, здоровья плода; — дату постановки на учет в детской поликлинике; — дату передачи сведений о беременной участковой медицинской сестре. Каждая участковая патронажная медсестра фиксирует в специальной тетради всех беременных своего участка. Первую встречу с будущей матерью (у нее дома либо по вызову в поликлинике) при нормальном течении беременности и при беременности с низкой степенью риска проводит патронажная медсестра. Если же при постановке на учет в консультации у беременной установлена средняя или высокая степень риска, медсестра информирует об этом участкового педиатра, и он сам выполняет этот патронаж. Патронаж нужно осуществлять в первом, втором и третьем триместрах беременности, и каждый раз он имеет свои задачи и особенности. Патронаж первого триместра беременности Цель — познакомится с беременной женщиной: — узнать ее социальный статус (замужем, одинока, разведена), профессиональные обязанности до и во время беременности (с учетом влияния вредных условий), материальную обеспеченность, бытовые условия (имеются ли удобства, отвечает ли жилье гигиеническим требованиям); — собрать полную информацию о состоянии здоровья беременной, наличии экстрагенитальных и других заболеваний, наследственных болезней; — выяснить, является ли эта беременность желанной, выяснить психологический климат в семье, взаимоотношения между супругами и другими членами семьи, отношение будущего отца к беременности жены; — определить психоэмоциональный характер беременной (спокойная, уравновешенная, нервная, тревожная и т. д.). Важная задача первого патронажа — формирование у будущих матери и отца чувства ответственности за нормальное течение беременности и физиологическое развитие плода, а следовательно, и за здоровье человека, которому предстоит родиться. Дать рекомендации о питании, выполнении определенного комплекса физических упражнений, о режиме дня; предостеречь беременную от излишней половой активности, от злоупотребления ваннами; напомнить о вреде курения (в т.ч. пассивного), употребления алкоголя. В истории развития будущего ребенка делают запись о проведенном патронаже (форма № 112) с указанием даты патронажа, срока беременности, особенностей бытовых условий и состояния здоровья родителей. Патронаж второго триместра беременности |
Цель — выяснить, как протекает беременность, нет ли осложнений, не появились ли признаки новых факторов риска для матери и плода — медицинских, гигиенических, социальных, психоэмоциональных и других; — поинтересоваться, какие консультации и лабораторные обследования прошла беременная и каковы их результаты, уделяя особое внимание данным измерений артериального давления, анализов крови и мочи; — удиться, что беременная получила консультации терапевта, стоматолога, отоларинголога и, возможно, других специалистов, если была такая необходимость; — узнать результаты ультразвукового обследования, проведенного во втором триместре беременности, среди которых важное значение имеют данные о соответствии величины плода сроку беременности, количестве околоплодных вод, движениях плода, отсутствии либо наличии признаков врожденных пороков; — отметить прирост массы тела беременной, указав, если требуется, на его избыток или недостаточность; — выяснить наличие или отсутствие гестоза беременных.
Данные о проведенном патронаже должны быть зафиксированы так же, как и при первом патронаже.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник