Умение сознательно подчинять свои действия правилу обобщенно определяющему способ действия это

Умение сознательно подчинять свои действия правилу обобщенно определяющему способ действия это

—умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

—умение ориентироваться на заданную систему требований;

—умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

—умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу (СНОСКА: См.: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей, 1981; Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста, 1988.).

Фактически эти параметры и являются тем нижним уровнем актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе. Но дело в том, что этот уровень произвольного поведения проявляется только в определенных условиях, а именно при соответствующей мотивации — игровой или учебной. Выше уже было сказано о том, каким образом игра способствует проявлению произвольного поведения и как «внутренняя позиция школьника», образующаяся из сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ученику сознательно создавать и исполнять намерение, что лежит в основе механизма произвольного поведения. Значит, говоря о произвольности как самостоятельной составляющей психологической готовности к школе, мы фактически допускаем ошибку, поскольку произвольность является функцией мотивации. Постараюсь обосновать эту мысль.

В 1948 г. З.В. Мануйленко была опубликована работа, где в качестве экспериментальной модели произвольного действия исследовалась способность ребенка к удержанию определенной позы. Проверялось, сколько времени испытуемый может не двигаться и не менять позу. Естественно, для такого эксперимента необходимо, чтобы ребенок согласился выполнять требование взрослого и принял его достаточно сознательно. В ходе исследования выяснилось, что дети 3 — 4 лет не могут еще контролировать свое поведение, и этот результат полностью согласуется с данными А.Р. Лурии (1946) о том, что лобные доли, отвечающие за осуществление целенаправленной деятельности человека, окончательно формируются лишь к 4 — 5 годам. Дети 4 — 5 лет уже лучше контролируют себя, но в основном область применения контроля ограничивается зрительным восприятием, то есть когда ребенок видит, что он, например, изменил положение руки. Контроль же в области проприоцептивного восприятия, то есть как бы «мышечного чувства», подсказывающего, что поза изменилась, практически отсутствует. Эта форма контроля появляется в возрасте 5 — 6 лет, но в это время детям еще трудно длительное время следить за собой. Интересно, что ребята 5 — 6 лет впервые начинают применять некоторые приемы, позволяющие им не отвлекаться, например, смотрят вниз или прямо на экспериментатора. И наконец, в 6 — 7 лет дети могут довольно длительное время сохранять требуемую позу и не отвлекаться. Эти данные согласуются с результатами исследований Н.И. Красногорского, указывавшего, что начиная с 7 лет регулирующий тормозной контроль коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями приобретает все большую силу (Н.И. Красногорский, 1946).

Источник

Консультация «Понятие общей психологической готовности ребенка к школе»

Екатерина Тарасян
Консультация «Понятие общей психологической готовности ребенка к школе»

Без знаний в жизни не добьешься

Всего того, что хочется иметь.

А в школе опытом ты запасешься,

Чтоб в будущее смело мог смотреть.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Читайте также:  Ренимаг суспензия способ применения

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это прежде всего залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года, и успешного усвоения школьного материала.

Интеллектуальная готовность:

ориентировка ребенка в окружающем;

запас знаний, усвоенных в системе;

желание узнавать новое, любознательность;

развитие образных представлений;

развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой;

Мотивационная готовность-это положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.

Показатели мотивационной готовности:

желание идти в школу;

правильные представления о школе;

познавательная активность (любит книги, решать задачки, кроссворды и др.).

Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению — это достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций.

Эмоционально-волевая готовность-это:

способность управлять своими эмоциями и поведением.

отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

стремление преодолевать трудности и достигать результата своей деятельности.

умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

умение ориентироваться на заданную систему требований.

Коммуникативная готовность-это:умение строить свои отношения с различных позиций: взрослый-ребенок, ученик-учитель, партнер-партнер;

умеет строить отношения со сверстниками в совместной деятельности, взаимодействовать, оказывать помощь, поддержку, руководить.

быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

общение со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Физическая готовностьопределяется по следующим параметрам:

развитие анализаторных систем;

развитие мелких групп мышц;

координация движений в соответствии с возрастной нормой;

готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Нельзя забывать и о возрасте поступления в школу — в настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

Специальная готовность:

1. Ребёнок, поступающий в первый класс,должен знать:

• уметь чётко произносить все звуки речи;

• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

•знать правила поведения в общественных местах и на улице.

2. В области развития речи и готовностик овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

• уметь чётко произносить все звуки речи;

• уметь интонационно выделять звук в словах;

• уметь выделять заданный звук в потоке речи;

• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

• уметь произносить слова по слогам;

• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)

• уметь составлять несколько предложений о предмете;

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

• уметь наизусть читать любимые стихотворения;

• уметь последовательно передавать содержание сказки.

3. У ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:

• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;

Читайте также:  Заварное тесто способ разрыхления

• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 4, 6=6)

• уметь соотносить цифру и число предметов;

• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

• уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д. ;

• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

4.В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо уметь:

• различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

• различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);

• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);

• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);

• знать названия 1-3 комнатных растений;

• знать названия 12 месяцев года;

• знать названия всех дней недели.

Рекомендации по подготовке ребенка к школе.

На сегодняшний день подготовкой детей к школе занимаются активно и в дошкольном учреждении, и в школах. Мало родителей, которые не уделяют внимание подготовке детей.

Самое главное не переусердствовать в этом вопросе и всегда помнить:

Какова цена учебных достижений?

признаки переутомления: нарушение сна; нарушение аппетита; плохое самочувствие;

нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи;

суетливость, неточность в движениях; капризы, излишняя подвижность и агрессивность;

Памятка для родителей

Готовы ли Вы к школе?

Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.

Сдерживать свои эмоции.

Не кричать, не унижать и не обижать.

Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Не наказывать ребенка без причины.

Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.

Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

Что необходимо знать родителям:

Требования школы, в которую собираетесь поступать, формировать у ребенка положительное отношение к школе,формировать желание учиться, соблюдать режима дня, иметь четкую систему требований (поощрений и наказаний,уделять внимание разностороннему развитию ребенка.

Чтобы ваши усилия были эффективными,воспользуйтесь следующими советами:

не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше; не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед или даже некоторого регресса; будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности; дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия; избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверен-ность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Какие же можно дать родителям советы по подготовке ребенка к школе:

Читайте также:  Поливалентный брюшнотифозный бактериофаг способ получения

1. Не травмируйте ребенка, если он — левша, не переучивайте с левой руки на правую.

2. Уделяйте больше внимания развитию графомоторных навыков у ребенка (схематичному рисованию предметов, штриховке).

3. Уделяйте больше внимания чтению ребёнку на ночь, тем самым вы развиваете у ребёнка умение слушать взрослого.

4. Развивайте у ребёнка мелкие мышцы руки: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

5. Упражняйте ребёнка в делении слов на слоги (хлопки, отстукивание, шагание).

6. Особое внимание следует уделить развитию умения ребёнка пересказать любимую сказку, рассказ или сочинить собственную.

Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств,формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!

Успехов Вам и — больше веры в себя и в возможности своего ребенка!

Консультация для родителей «Компоненты психологической готовности к школьному обучению» Консультация для родителей «Компоненты психологической готовности к школьному обучению» В современной психологии выделение компонентов.

Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе I РАЗДЕЛ. Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе «Личностного компонента» Упражнение «Инструкция».

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет Тема: «Создание Лесной школы» Задачи: — повышать у детей уверенность в себе; — учить быть внимательными друг к другу; — знакомить детей.

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет «Путешествие с цветиком — семицветиком». Цель: формирование у детей психологической готовности к школе Задачи: • Развивать умение классифицировать и обобщать. • Развивать логическое.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль семьи и детского сада в формировании физической готовности ребенка к школе» Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, определенный уровень зрелости его организма, необходимый уровень развития двигательных.

Критерии готовности ребенка к школе Критерии готовности ребенка к школе. Какие требования выдвигает ФГОС? Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Критерии психологической готовности ребёнка к школе Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти.

Педагогическая характеристика готовности ребенка к школе ФИО: Дата рождения: И. поступила в группу в сентябре 2016 года, переводом из детского сада. Адаптация к новым воспитателям и.

Показатели психологической готовности трехлетнего ребенка к поступлению в ДОО Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро.

Важная сторона психологической готовности к школе ребёнка 6–7 лет Эмоционально-волевая готовность. • способность управлять своим поведением • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок •.

Источник

Оцените статью
Разные способы