Какие виды бухгалтерских балансов существуют
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Баланс – основа отчетности. Нужен для анализа финансовых показателей. Баланс обеспечивает отслеживание динамики значений, помогает сформировать краткосрочный и долгосрочный прогнозы и оценить экономическую деятельность фирмы. Существует много разновидностей бухгалтерских балансов (ББ), подразделяющихся на категории в зависимости от разных признаков.
Сущность баланса
ББ представляет собой особый документ, предназначающийся для обобщенной фиксации и группировки финансов по их структуре, источникам и целевым назначениям. Статья ББ – это автономная строка, содержащая сведения о деньгах предприятия. Перечень однородных статей формирует разделы и подразделы.
Как раскрыть информацию о дебиторской и кредиторской задолженности в пояснениях к бухгалтерскому балансу?
ББ подразделяется на две части:
- Активы. Здесь содержатся сведения о средствах, источник появления которых – различные хозяйственные операции.
- Пассивы. Здесь фиксируется информация о собственном капитале организации, обязательствах.
КСТАТИ! Одни и те же средства могут фигурировать и в правой, и в левой колонке. Это означает, что активы равны пассивам.
Виды балансов в зависимости от пользователя
Структура баланса может различаться между собой в зависимости от того, для какого именно субъекта составляется документ:
- Для коммерческих фирм. Это наиболее используемая форма ББ. Отличается универсальностью. Актуален для организаций с любыми формами собственности. Предприятие может также заниматься различными формами экономической деятельности. Специфика экономической деятельности субъекта влияет преимущественно на состав актива. Если это торговая компания, большая часть ее финансов будет сосредоточена в товарных запасах.
Вопрос: Какой срок должен быть у выписки из бухгалтерского баланса?
Посмотреть ответ
Балансы различаются между собой в зависимости от специфики деятельности. А потому различают виды ББ в зависимости от того, для какого учреждения составляется документ.
Классификация бухгалтерского баланса
ББ классифицируются по признакам. Рассмотрим эти признаки и вид документа:
- По методу формирования. Это сальдовый ББ, который формируется исходя из остатков по счетам. Это также оборотно-сальдовый ББ, который включает в себя сведения о движении денег за отчетное время.
- По периодичности создания. ББ могут создаваться с различной периодичностью: раз в год, в месяц, квартал. Вступительный документ оформляется после регистрации фирмы, заключительный – является отчетом за конкретный отрезок времени. Годовой ББ является базой для создания счетов в новом году. Промежуточный документ является сжатой формой годового ББ. Санируемый баланс нужен при наличии угрозы банкротства. Ликвидационный ББ нужен при завершении деятельности ЮЛ.
- По степени готовности. Предварительный документ формируется заранее. При этом учитываются прогнозируемые корректировки. Заключительный ББ формируется исходя из реальных сведений.
- По степени консолидации. Индивидуальный ББ фиксирует итоги хозяйственной деятельности одной фирмы. Сводный документ объединяет значения, возникшие через суммирование статей баланса нескольких учреждений. Консолидированный ББ нужен для объединения балансов самостоятельных фирм, которые связаны между собой. Разделительный ББ создается при разделении одной организации на несколько ЮЛ.
- По источникам. ББ подразделяются на виды в зависимости от того, на основании каких источников они составлены. Есть инвентарные балансы, оформляемые на базе сведений об инвентаризации имущества. Есть также книжные ББ, оформляемые на базе бухучета.
- По включению в документ регулирующих статей. В баланс-брутто входят статьи, регулирующие значения других статей. К примеру, это амортизация НМА. Это также баланс-нетто, создаваемый на базе сведений баланса-брутто. Его главное отличие – отсутствие регулирующих статей.
ББ – это довольно широкое понятие. Под балансом могут пониматься самые разные документы.
Разновидности бухгалтерских балансов
Рассмотрим все виды балансов с кратким описанием документа:
- Баланс доходов и трат. Представляет собой документ финансового характера, который создается на год или квартал. Цель его формирования – согласованность движения средств, возможность составления прогноза о развитии компании. С помощью этого документа можно отследить денежные взаимоотношения фирмы с ее кредиторами. Он включает в себя расчет доходов и трат, налоговых платежей, создания фондов.
- Баланс брутто. Этот документ отличается наличием регулирующих статей. Он нужен для проведения научных исследований, улучшения функций баланса.
- Нетто. В этом документе нет регулирующих статей. Подобный баланс нужен для установления реальной стоимости собственности компании.
- Вступительный ББ. Этот баланс формируется сразу после регистрации фирмы. В документе фиксируется минимум информации, так как компания только начинает работать. В активах указывается состав имеющегося имущества. Пассив служит для отражения источников формирования капитала и имущества. Как правило, перед созданием такого ББ нужно выполнить инвентаризацию.
- Завершающий ББ. Представляет собой отчетную бумагу о финансовой работе компании за конкретный период. Оформляется на базе сведений бухучета, которые были предварительно проверены.
- Консолидированный ББ. Представляет собой сводную отчетность о работе и финансовых итогах материнских и дочерних субъектов. Это общая отчетность для нескольких организаций, связанных между собой. В ББ подобного типа не входит взаимный оборот дочерних субъектов.
- Ликвидационный ББ. Это отчетный ББ, из которого можно получить сведения об имущественном состоянии фирмы на дату завершения ее деятельности. Отображает размер и источники средств, статус расчетов после завершения периода ликвидации.
- Оборотный ББ. В этом документе изложены сведения о движении собственности за определенное время. В нем есть информация по оборотам за отчетное время, остатки средств. Подобный ББ – это промежуточная бумага, используемая при формировании начального, ликвидационного и завершающего баланса.
- Предварительный ББ. Документ оформляется заранее на завершение отчетного времени с учетом прогнозируемых коррекций. В составлении участвуют уже существующие и прогнозируемые сведения об операциях.
- Пробный ББ. Нужен для проверки верности учета денег.
- Промежуточный. Формируется до окончания года.
- Промежуточный ликвидационный. Бумага включает в себя данные о структуре имущества ЮЛ, которое ликвидируется. В нем указываются требования от кредиторов, итоги их удовлетворения. Оформляется комиссией.
- Разделительный. На основании этой бумаги происходит разделение ЮЛ. Баланс фиксирует факт того, что права одного ЮЛ распределяются по нескольким субъектам. В документе содержатся сведения о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого ЮЛ.
- Сальдовый. Документ фиксирует имущество фирмы, источники его появления на заданную дату. Формируется на основании подсчета остатков по счетам.
- Сводно-консолидированный. Оформляется через объединение ББ лиц, которые связаны. Такие документы создаются обычно холдинговыми фирмами.
- Сводный. Оформляется через объединение разных завершающих балансов. Такие балансы составляются министерствами и ведомостями.
На данный момент коммерческие фирмы используют преимущественно сальдовые балансы-нетто.
Источник
Электронная библиотека
Существует множество видов бухгалтерских балансов. В зависимости от цели их составления балансы классифицируют по следующим признакам:
1) времени составления;
2) источникам составления;
3) объему информации;
4) характеру деятельности;
5) формам собственности;
6) объектам отражения;
7) способам очистки.
По времени составления различают: вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные и объединительные бухгалтерские балансы.
Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. В нем отражают капитал, с которого организация начинает свою деятельность.
Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируют на начало, а заключительный – на конец отчетного года. В свою очередь, заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года.
Промежуточные балансы составляют в течение года между началом и концом отчетного года. Они отличаются от заключительных, во-первых, тем, что к последним прилагается большее количество отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса; во-вторых, промежуточные балансы составляют, как правило, только на основании данных текущего бухгалтерского учета, тогда как перед составлением заключительного баланса должна быть проведена полная инвентаризация всех статей баланса (основных средств, материально-производственных запасов денежных средств и финансовых обязательств) с отражением ее результатов. Поэтому заключительные балансы являются более реальными.
Ликвидационный баланс формируют при ликвидации организации. Его составляют в течение всего периода ликвидации. В зависимости от времени составления различают три вида ликвидационного баланса: вступительный (на начало периода ликвидации), промежуточный (в течение указанного периода) и заключительный (на конец периода ликвидации).
Разделительные балансы составляют в момент деления крупной организации на несколько более мелких или в момент передачи одного либо нескольких структурных подразделений данной организации другой организации. В последнем случае баланс называют передаточным.
Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну или в случае присоединения одной или нескольких структурных единиц к данной организации.
По источникам составления балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные.
Инвентарные балансы составляют только на основании описи хозяйственных средств организации. Они представляют собой сокращенный и упрощенный вариант баланса. Такие балансы требуются при возникновении новой организации на базе ранее существовавшей имущественной основы или при изменении ее формы собственности (например, превращении ее из государственной организации в акционерное общество).
Книжный баланс составляют только на основании данных текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки их путем инвентаризации.
Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации.
Согласно данным инвентаризации уточняются остатки средств и финансовых обязательств, и, тем самым, повышается реальность статей баланса.
По объему информации балансы подразделяют на индивидуальные и сводные (консолидированные).
Индивидуальный баланс отражает деятельность только одной юридически самостоятельной организации, его составляют на основании данных текущего бухгалтерского учета.
Сводный баланс составляют организации, имеющие дочерние и зависимые общества. Его получают путем суммирования данных по соответствующим статьям актива и пассива балансов основного и дочерних (зависимых) обществ. При составлении сводного бухгалтерского баланса учитывают доходы и расходы только от операций с третьими лицами. Показатели баланса, отражающие взаимные расчеты и обязательства основного и дочерних (зависимых) обществ, при этом исключают.
По характеру деятельности балансы делят на две группы: основной и неосновной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу (для промышленных организаций основной является деятельность по производству и реализации промышленной продукции; для строительных – выполнение строительно-монтажных работ; для торговых – покупка и продажа товаров и т.п.). Все прочие виды деятельности являются неосновными (подсобные, жилищно-коммунальные и транспортные хозяйства и т.д.).
Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы. Однако во многих случаях показатели работы этих подразделений отражаются в балансе основной деятельности. При этом средства подразделений, занимающихся неосновной деятельностью, отражаются на соответствующих статьях баланса вместе со средствами по основной деятельности.
По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, частных, (кооперативных), коллективных, смешанных, совместных предприятий и др.
По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют организации, являющиеся юридическими лицами. Под отдельным балансом понимают систему показателей, формируемую подразделением организации и отражающую его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе и для составления бухгалтерской отчетности.
По способу очистки различают баланс-брутто и баланс-нетто.
Баланс-брутто – это баланс, валюта которого включает в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют такие статьи, суммы по которым учитываются при определении фактической стоимости средств (вычитаются из суммы другой статьи или, наоборот, прибавляются). Например, для расчета остаточной стоимости основных средств из суммы статьи «Основные средства» вычитается сумма регулирующей статьи «Амортизация основных средств», а для определения фактической себестоимости материальных ресурсов к сумме по статье «Сырье, материалы и прочие аналогичные ценности» прибавляют отклонения в стоимости материалов.
Баланс-нетто – это баланс, валюта которого не включает регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой». Баланс-нетто позволяет упростить систему балансовых показателей, получить реальную оценку хозяйственных средств организации.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник