Укажите цифрами способ проверки

Тема: Орфограммы слабых позиций и способы их проверки

МОУ МСОШ №3 2 А класс

Тип урока. Решение частных задач ( Урок решения конкретно-практических задач)

Тема: Орфограммы слабых позиций и способы их проверки.

Формирование у учащихся навыка по обнаружению у гласных и согласных звуков сильных и слабых позиций и отработка способов проверки орфограмм слабых позиций

1. Овладение учебными действиями с языковой единицей и умение использовать знания для решения познавательных задач

Зафиксировать способ проверки слабых позиций в модели

2. Осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы

Развивать коммуникативные умения (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга)

3. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса, чувство коллективного сопереживания и сотрудничества

1.Создание учебной ситуации

Видеофрагмент сказки “Двенадцать месяцев” (Маё виличество).
Что заметили?

Почему так получилось?

Какой закон письма не знает её величество?

2. Анализ условий. Подведение учащихся к постановке учебной задачи.

Давайте поможем её величеству.

2.1. Организация работы групп.

обсуждение с детьми способов распределения обязанностей, соблюдения норм сотрудничества

конструирование положительных образцов

фиксирование результатов работы чётко и аккуратно

2.2. Групповой диалог.

Сегодня на уроке русского языка мы сведём воедино всё, что нам известно об орфограммах слабых позиций и об их обозначении на письме.

Обсудите и сформулируйте вопросы, на которые нужно ответить на уроке.

Например, могут быть сформулированы следующие вопросы:

Что такое орфограмма?

Всегда ли чередующиеся звуки обозначаются одной и той же буквой?

Какими способами можно проверять орфограммы?

В какой части слова ты можешь проверить орфограмму слабой позиции?

3. Решение частных конкретно-практических задач.

3.1. Над каждой орфограммой цифрой укажите способ проверки. Орфограммы проверяйте устно. Если орфограмму проверить не удалось, пропустите её.

3.2. Какими способами можно проверять орфограммы?

Ответ на данный вопрос зафиксируйте в схеме.

Как проверять орфограммы слабой позиции

по сильной позиции по словарю по правилу

3.3. Слово вода писать легко: в нём можно проверить орфограмму по сильной позиции. А вот в слове ветер орфограмму можно проверить только по словарю. А если словаря с собой нет?

Тогда правильно написать слово можно только в том случае, если запомнил орфограмму.

Вы уже проверяли по словарю орфограммы во многих словах. А помните ли вы их? Проверьте себя.

Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях № 2.

3.4. Петя записал предложение У письма свои с_креты. Перечитал написанное и вздохнул:

— В самом деле, у письма так много секретов. А я их не знаю. А так хочется писать без дырок. Но как правильно: сикрет или секрет? Я этого не знаю.

— Можно в книге подсмотреть, — подсказала Маша.

— Разве в книге найдёшь нужное слово? Их там так много!

— Ты прав Петя, — вмешался в разговор Петин папа. – Но для проверки орфограмм есть специальная книга. Она называется «Орфографический словарь».

Петя раскрыл словарь и стал читать:

— Абажур, абрикос, авария… Но это совсем другие слова. А где мне найти секрет?

— Для этого нужно знать другой секрет. Секрет словаря!

— А вы знаете этот секрет?

Читайте также:  Картофель можно размножить каким способом

4. Рефлексивно-оценочный этап.

4.1. Некоторые слова в данном тексте напечатаны с ошибками. Найдите в словах орфограммы и устно проверьте их.

Дневная жара сминилась начной прохладой. В окнах дамов зажглись первые огоньки. Длинные тени деревьев ложились на пыльную дарогу. Белые причудливые аблака виднелись на горизонте. Витирок потехоньку отгонял их от деревни.

-Готова ли группа представить результат?

— Каждый ли может доложить?

1. Поставь отметки на оценочных шкалах:

1) Оцени, насколько интересной показалась тебе работа на уроке.

2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

3) Оцени, насколько ты оказался полезен своей группе при работе на уроке.

4) Оцени, насколько дружно работала твоя группа.

5)Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе?

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки.

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенёк.

Прыжки вперёд – назад.

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали. Все за ушком почесали. На четыре потянулись. Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Орфограмма – это место в буквенной записи, которое по слуху точно не обозначить.

Чередующиеся звуки не всегда обозначаются одной буквой: одной буквой обозначаются только позиционно чередующиеся звуки.

Методы обучения:

1. Наглядный метод обучения: использование информационных компьютерных таблиц, опорных схем, словарей.

2. Поисковый метод (самостоятельная работа учащихся, направленная на выполнение дидактической цели) под руководством учителя.

3. Исследовательский метод (работа по толковому словарю ).

4. Проблемный метод (обсуждение вопросов и языковых ситуаций учащихся).

Формы обучения: коллективная, групповая, парами, индивидуальная.

Урок русского языка

МОУ МСОШ №3 2 А класс

Тип урока. Решение частных задач (Урок решения конкретно-практических задач)

Тема: Орфограммы слабых позиций и способы их проверки.

Формирование у учащихся навыка по обнаружению у гласных и согласных звуков сильных и слабых позиций и отработка способов проверки орфограмм слабых позиций

1. Овладение учебными действиями с языковой единицей и умение использовать знания для решения познавательных задач

Зафиксировать способ проверки слабых позиций в модели

2. Осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы

Развивать коммуникативные умения (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга)

3. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса, чувство коллективного сопереживания и сотрудничества

1.Создание учебной ситуации

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.

— Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.

— Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

— Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку. Он обещал.

Ровно в шесть часов пришёл Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования — длинный деревянный меч.

— Почему так получилось? Какой закон письма не знает Дима?

2. Анализ условий. Подведение учащихся к постановке учебной задачи.

Читайте также:  Креон 1000 способ применения

Сегодня на уроке русского языка мы сведём воедино всё, что нам известно об орфограммах слабых позиций и о способах их проверки.

Сформулируйте вопросы, на которые нужно ответить на уроке.

Например, могут быть сформулированы следующие вопросы:

Всегда ли позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной и той же буквой?

Какими способами можно проверять орфограммы?

В какой части слова ты можешь проверить орфограмму слабой позиции?

Источник

Способы проверки орфограмм в слабой позиции. Развитие речи

Цели урока:

  • совершенствование умения определять орфограммы, подбирать разные способы проверки;
  • развитие умения работать по алгоритму;
  • развитие творческих способностей;
  • расширение кругозора о народных традициях (празднование Масленицы).

Оборудование:

  • раздаточные индивидуальные сигнальные карточки;
  • таблицы-опоры;
  • орфографические словари;
  • карточки с предложениями;
  • иллюстрации с пейзажами;
  • заготовки снежинок для сочинений;
  • модель Солнца – символ Масленицы;
  • книги с описанием народного праздника.

Организация класса. Приветствие детей и гостей.

Учитель: Сегодня на уроке нам появилась возможность на гостей посмотреть и себя на уроке показать.

Знакомство с темой, целями, планом урока (схема).

Закрепим умение определять орфограммы в словах;

Как?- определим способы проверки орфограмм;

Учитель: Давайте повторим, какие орфограммы скрываются под числами 1, 2, 3,? (на карточках).

Дети: №1 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по сильной позиции;

№2 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по словарю;

№3 – орфограммы на какое-нибудь изученное правило.

Развитие умения определять орфограммы.

Словарная работа (работа по 1 пункту плана урока).

Учитель: Прослушайте слова, определите общую орфограмму.

Дети: Гласные в слабой позиции, которые можно проверить по словарю (№2).

Учитель: Запишите слова с проговариванием вслух: девочка, медведь, ребята, деревня, товарищ, коньки, береза, облако.

Дети: (2 ученика) работают по словарю со словом – облако (правописание).

Учитель: Я утверждаю, что все эти слова – предметы… Почему?

Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 2 группы?

Дети: На одушевленные и неодушевленные.

Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 3 группы?

Упражнения в определении орфограмм.

Учитель: Продолжаем учиться определять орфограммы в словах. Необходимо расшифровать слова. [с н’ и 1 ж ы 3 н к’ и], [ш у п 1 к’ и], [ш а п 1 к’ и], [п а ? л’ и 1 т’ э л’ и], [п у ш ы 3 с т ы й].

Дети: (читают слова, объясняют орфограммы).

Учитель: Выбрать и записать по 1 слову-предмету , действию , признаку . Что общего у всех слов?

Дети: Все о зиме.

Учитель: (чтение звуковой записи [з’ и м а]). Назовите следующее время года.

Учитель: (чтение звуковой записи [в’ и с н а]).

Дети: (работают со словарями, определяют правописание).

Совершенствование умения проверки орфограмм слабых позиций.

Учитель: Переходим ко 2 пункту нашего плана. Как он звучит?

Дети: Будем учиться, как проверять орфограммы.

Учитель: Необходимо составить порядок рассуждения.

Дети: Надо:

  • определить… (предмет, признак, действие)
  • изменить… (по опорной схеме)
  • вывод: если…, то…

Учитель: (в ходе работы ученики пользуются уже ранее составленной в период изучения темы опорной таблицей – на столе по 1 схеме (приложение 1)).

Дети: (объясняют устно способ проверки орфограмм по сильной позиции). х(а,о)лодная, в(и,е)сёлые, руч(е,и)йки, сн(е,и)говик, поб(е,и)жали, т(е,и)кут, моро(з,с), м(и,е)тели, пт(е,и)нцы, з(и,е)мовать, доро(ж,ш)ки.

Читайте также:  Хранение информации способ хранен

Учитель: Надо сгруппировать слова в 2 столбика и записать по 3 слова о каждом времени года:

Развитие речи. Творческая работа.

Учитель: Завершили работу над 1 и 2 пунктами плана. Впереди – задание от Снеговика – сюрприз, но чтобы его получить надо выполнить 3 задания. 1 задание – из каких частей состоит слово снеговик?

Дети: (разбор по составу).

Учитель: От какого слова произошел?

Дети: От слова снег, при помощи суффиксов.

Учитель: Что такое снег? (Вспомнить из изученного на уроках “Окружающий мир”).

Дети: Вода в твёрдом состоянии. Лёд и снег.

Учитель: Образуйте от данных слов слова, обозначающие признаки и действия.

Дети: (устно образовывают слова).

Учитель: Выполнив 3 задания, вы получаете сюрприз от Снеговика – снежинки, на которых будете писать сочинение “Прощай, Зимушка-Зима!”. Почему Снеговик предложил такую тему?

Дети: Заканчивается зима, скоро придет весна.

Учитель: Снеговик приготовил вам ещё подсказки, чтобы сочинение получилось красивым, интересным (раздаёт карточки с предложениями каждому ученику).

Лес просыпается после длинного зимнего сна.
Деревья и кусты освободились от снежного плена.
В весеннюю пору оживает каждое дерево.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна.
На снежных полянах рыжие пятна-проталины.
Вся природа ожила и засверкала.
Высоким и голубым стало небо.
С каждым днём солнце выше поднимается на небе.
Выглянуло ясное солнышко и улыбнулось всем.
Весеннее солнце льёт на землю свет и тепло.
Огромный медведь заворочался с боку на бок в теплой берлоге.
Яркое солнце рушит последние снежные крепости.
Кончилось долгое зимнее ненастье.
Спешат домой птицы из дальней зимовки.
Наступили светлые весенние дни.
Лучи солнца съедают последний снег.
Солнечные зайчики весело бегают по полянке.
Всё кругом ожило и засверкало.

Дети: (расставляют ударение в словах, готовят выразительное чтение).

Учитель: (открывает иллюстрации с зимними и весенними пейзажами). Прочитайте выразительно классу предложения с карточек. Просмотрите внимательно ещё раз иллюстрации и послушайте несколько строчек из стихотворений разных поэтов.

Уходи, Зима седая! Весна, весна кругом живёт и дышит,
Уж красавицы Весны Весна, весна шумит со всех сторон!.
М. Исаковский
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
А. Майков
Плакала Снегурочка, Славный снег! Какая роскошь.
Зиму провожая. Всё, что осень обожгла,
Шла за ней печальная, Обломала, сокрушила,
Всем в лесу чужая. Ткань густая облекла.
Там, где шла и плакала, Эти светлые покровы
Трогая берёзы, Шиты в мерку, в самый раз,
Выросли подснежники – И чаруют белизною
Снегурочкины слёзы. К серой мгле привыкший глаз.
Т. Белозёров К. Случевский

Учитель: При написании сочинения используйте слова, с которыми мы сегодня работали на уроке, предложения-подсказки от Снеговика и свою фантазию. Обратите внимание на составные части текста (вступление, основная часть, заключение).

Учитель: Почему сегодня мы так много говорим об этих временах года.

Дети: Заканчивается одно время – зима, скоро начнётся другое – весна.

Учитель: (Кратко о народной традиции проводов зимы и встречи весны, о праздновании Масленицы, о солнце – символе жизни, радости, богатого урожая. Угощение блинами и пожелание добра, радости и богатого урожая (в знаниях)). На уроке чтения продолжается работа по составлению текста и написанию сочинения.

Источник

Оцените статью
Разные способы