Укажите стрелками способ измерения ширины колеи транспортного средства

Измерение следов транспортных средств

Путем измерения устанавливаются размеры и расположение следов по отношению к неподвижным ориентирам (нанесенным осевой и раздели-
тельной полосам, краям дороги, бордюрному камню, тротуара, столбам на обочине и т.п.). Рекомендуется измерить:

а) ширину колеи, оставленной колесами (гусеницами, полозья-
ми) (рис. 22), т.е. расстояние между средними линиями или одно-
именными краями следовых колес [3] ;

б) ширину беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев);

в) базу автотранспортного средства (расстояние между перед-
ней и задней осью) — по следам на месте разворота с применением
заднего хода или по вмятинам на стоянке (рис. 23);

г) длину окружности шины (колеса) — по расстоянию между
серединами двух последовательных отображений какой-либо осо-
бенности поверхности колеса (повреждения, внедрившегося камешка
и др.). По длине окружности шины (S) определить ее наружный
диаметр (Д), используя формулу Д = S х 1,1 : 3,14 (1,1 — коэффи-
циент прогиба шины); все измерения проводятся между центрами
(средней линией) следов;

д) длину следов торможения (если они располагаются на уча-
стках с различным дорожным покрытием, надо измерить длину
следа на каждом из этих участков);

Рис. 23. Схема измерения базы автотранспорт­ного средства: Лп — линия передней оси (колея передних колес); Лз — линия задней оси (колея заднике колес); Б — база автомобиля.

Рис. 22. Схема измерения ширины колеи и следа шины (беговой дорож­ки):

К — ширина колеи; об — ширина следа одного ската шины; ав — ши­рина следа двухскатной шины.

е) длину и ширину сле­дов пролившейся жидкости, нанесенной грязи или иного вещества.

Для этого используются следующие признаки:

а) при движении по сыпучему грунту по краям
следа колеса образуется веер из частиц грунта,
острие которого направлено в сторону движения;

б) при переезде через лужи и загрязненные уча-
стки дороги образующийся след сходит на нет в

в) капли жидкости, падающие из транспортного средства, имеют
вытянутую форму, острый конец которой направлен в сторону дви-
жения;

г) при движении по траве стебли ее наклоняются в сторону
движения транспортного средства (рис. 24).

Отдельные, наиболее четкие участки поверхно­стных следов фотографируются или зарисовываются и при возможности копируются на лип­кие пленки аналогично тому, как это делается с соответствующими следами ног. При наличии технических средств осуществляется фотограммет-рирование всего участка дороги с расположенными на нем следами.

Рис 24. Признаки направления движения: 1. Направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимо­сти. 2. Расположение пыли около следа. 3. Расположение концов палок, сломанных при переезде. 4. Расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при пере­езде. 5. Соотношение углов расхождения (а) и углов схождения следов (б) на пово­роте. 6. Рельеф дна следа. 7. Капли жидкости, упавшие с транспортного средст­ва. Стрелкой показано направление движения.

Участки объемных следов на сыпучем веществе закрепляются и изымаются вместе с частью следоносителя, а отобразившиеся в плотном пластичном грунте копируются при помощи гипса и поли­мерных материалов.

Одновременно, на случай возникновения необходимости про­ведения сравнительных исследований, изымаются пробы грунта, в котором оставлены следы.

Следы повреждений на транспортном средстве, возникшие в результате столкновения, наезда, опрокидывания, фиксируются путем их детальной фотосъемки. Следы наслоений, возникающие на транспортном средстве или оставленные транспортным средст­вом на других объектах в результате происшествия, изымаются по возможности вместе со следоносителем или же отделяются от объ­екта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микро­частиц.

Обнаруженные на месте происшествия предметы с отобразив­шимися на них следами транспортных средств, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла, частицы краски и т.п.), перечисляются в протоколе и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств. Упаковка данных предме­тов должна быть произведена с таким расчетом, чтобы не были повреждены находящиеся на них следы.

При наличии на месте происшествия следов горюче-смазоч­ных веществ изымаются их пробы, по возможности с частью следо­носителя, и помещаются в герметичные стеклянные сосуды.

Описание следов
транспортных средств в протоколе осмотра

В протоколе осмотра указываются:

а) вид и состояние поверхности, на которой
оставлены следы (мокрый асфальт, сухая пес-
чаная почва, снег);

б)вид следа (объемный, поверхностный, по-
зитивный, негативный, статический, динами-
ческий, след торможения, разлившаяся жидкость, осыпавшаяся
грязь с нижней части транспортного средства и т.д.);

в) место расположения следа по отношению к неподвижным
ориентирам;

г) ширина беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев),
ширина колеи, база транспортного средства, длина следа юза, ширина и
длина следа пролившейся жидкости, осыпавшейся грязи и т.п.;

д) расстояние между двумя отпечатками одной и той же осо-
бенности следа (дефекта покрышки, застрявшего камня и т.д.);

е) обнаруженные признаки направления движения.
Месторасположение обнаруженных следов транспортных

средств отмечается на составляемых плане или схеме, прилагаемых к протоколу.

При описании в протоколе осмотра следов столкновения, обнаруженных на транспортном средстве и иных объектах, указываются:

а) вид следа (вмятина, царапина, разрыв металла и т.д.);

б) место расположения следа и его размеры (наибольшие дли-
на и ширина);

в) наличие на объекте наслоений краски или других частиц от
детали, оставившей след;

г) обнаруженные признаки направления приложения силы в
момент столкновения;

д) иные особенности, характеризующие оставленный след.

Анализ следов Он позволяет установить вид и модель автомаши-
транспортных ны, мотоцикла, велосипеда, трактора и т.д. и в ряде
средств случаев идентифицировать транспортное средство

оставившее следы. Анализ совокупности обнаруженных следов способствует установлению места дорожно-транспортного происшествия, направления и скорости движения транспортных средств до и после него, причин и механизма происшествия, характера действий отдельных его участников.

Источник

Измерение следов транспортных средств

Путем измерения устанавливаются размеры и расположение следов по отношению к неподвижным ориентирам (нанесенной осевой и разделительной полосам, краям дороги, бордюрному камню тротуара, столбам на обочине и т.д.

При осмотре следов транспортных средств измеряются:

1.Ширина колеи, оставленная колесами, гусеницами, полозьями.
2. Ширина беговой части протекторов колес, гусениц, полозьев.
3. База автотранспортного средства.
4. Длина окружности шины (колеса).
5. Длина следов торможения.
6. Длина и ширина следов пролившейся жидкости, нанесенной грязи или иного вещества.

Колея – это расстояние между средними линиями следов, оставленных правым и левым колесами, находящимися на одной оси, гусениц или полозьев (см. рис.).

Если следы оставлены спаренными колесами, колея соответствует расстоянию между серединами промежутков следов левой и правой пары колес (см. рис.).

Измерения производятся многократно с точностью до 1 мм.

Ширина следов – расстояние между боковыми границами следа, оставленного любым одиночным колесом; ширина следа обычно соответствует ширине беговой дорожки колеса.

База автомобиля – это расстояние между передней и задней осями в двухосном автомобиле (см. рис.).

У трехосных автомобилей различают базу тележки — расстояние между средней и задней осями. Общая база в трехосном автомобиле – это расстояние между передней осью и линией, проходящей через середину базы тележки (см. рис.).

Читайте также:  Способы совершенствования процессов памяти

Базу автомобиля можно измерить только на месте стоянки транспортного средства или при развороте с применением заднего хода. Для этого изучаются следы на месте стоянки (например, проталины в снегу, углубления в грунте, осыпавшиеся с колес на асфальт частицы грязи, песок, мелкие камни и т.д.) или разворота.

Измерение базы по следам, образованным во время стоянки транспорта:
Середины следов колес, которые расположены на одной оси, соединяют прямыми линиями; эти линии будут соответствовать положению осей. Затем с середины линии передней оси проводят перпендикуляр на линию задней оси. Длина перпендикуляра и будет базой.

Измерение базы по следам, образованным при развороте с применением заднего хода:

Положение передней и задней осей соответствуют линии, которыми соединяют границы (начало-окончание) следов колес, находящихся на одной оси (см. рис.).

Длина окружности шины (колеса) – это расстояние между двумя последовательными отпечатками одной и той же особенности или между окрашенными отпечатками одного и того же участка шины (например, отпечатки, образованные после переезда пятна смазки, лужицы крови и т.д.). Разделив длину окружности на 3,14, определяется диаметр колеса с шиной.

Тормозной путь – длина следа торможения – это расстояние, которое проходит транспортное средство от начала торможения до полной остановки. По длине тормозного пути, воспользовавшись таблицами, можно определить скорость движения транспортного средства.

4.Признаки направления движения колесного транспорта:

1. В следах шин повышенной проходимости вершины углов рисунка направлены, как правило, в сторону, обратную направлению движения (см. рис.).

2. Следы, образовавшиеся за счет воды и грязи после переезда лужи, располагаются в сторону движения (см. рис.).

3. Капли жидкости (воды, масла), стекающие при движении, вытянутыми концами обращены в сторону движения (см. рис.)

4. Концы сломанных при переезде палок и веток обращены в сторону движения (см. рис.) .

5. Около камня, вдавленного в грунт транспортным средством, образуется зазор со стороны, обратной направлению движения (см. рис.).

6. Пыль и сухой снег, поднятые при движении транспорта, оседают веерообразно, раскрытая сторона «веера» обращена в сторону, противоположную движению (см. рис.) .

7. Пологие стороны ступенек, образующихся в следах колес на рыхлом грунте, обращены в сторону движения транспорта (см. рис.).

8. Трава приминается колесами движущегося поступательно транспорта в сторону направления движения, буксующего автотранспорта — в сторону, обратную направлению движения.

* Примеры определения направления транспортного средства по его следам

При движении транспортных средств на дороге происходят различные материально-фиксированные изменения, по которым можно судить о направлении движения транспорта. Определение направления движения транспорта производится по признакам в следах колес и по другим признакам на дороге. Рисунок протектора шин повышенной проходимости состоит из грунтозацепов, сходящихся под углом посредине беговой дорожки. На правильно установленной шине этот угол раскрыт в сторону движения. При пробуксовке колес выброс грунта из-под них происходит в сторону, противоположную движению. Глубина следа при этом уменьшается в сторону движения. В сторону направления движения обращены отпечатки колес при переезде через лужи, стебли кустарника или травы, концы переломанных при переезде колесами веток, пологие стороны уступов на дне объемных следов, сужения пятен от падающих капель масла (рис )

Рис. Примеры определения направления транспортного средства по его следам:
а — след протектора; б — форма пятен;
в — направление выброса шины масла грунта и уменьшение глубины следа при движении ТС

Дата добавления: 2015-06-30 ; просмотров: 2164 ; Нарушение авторских прав

Источник

Следы транспортных средств

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей ТС; в) отделившиеся от ТС части и детали (следы-предметы).

Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ 1 , что будет представлять собой не трасологиче-ское, а материаловедческое исследование.

Следы ТС важны при расследовании ДТП, а также преступлений, в ходе которых ТС использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.

Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как иден­тификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающх частей, по отделившимся дета­лям и частям может быть идентифицировано ТС (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять на­правление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др.

Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необходи­мо детально ознакомиться с категориями следов, изучаемых в транспорт­ной трасологии.

Следы ходовой частиоставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей рас­пространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением сле­дов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других ТС (мотоциклов, тракторов).

Следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения — при полной блокировке колес в процессе торможения.

Механизмы следов качения и образования статических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательно­му движению происходит некоторая деформация, при которой выступаю­щие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и от­слоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными — от окрашенных выступающих частей, и негативными — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его час­тях.

1 Например, частицы грязи, осыпавшиеся с колеса автомобиля, горюче-смазоч­ные вещества, краска, перенесенная на другой объект при ударе. Вместе с тем сле­ды-вещества могут оставаться и на ТС: кровь пострадавшего, краска с другого авто­мобиля и т. п.

§ 7. Следы транспортных средств

По следам ходовой части определяют направленность и режим движе­ния (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление.

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, ве­личины базы автомобиля и ширины колеи.

Ширина колеи— это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных ко­лес. Следует отметить, что в следах ТС отображаются в основном отпечат­ки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы пе­редних колес.

База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних ко­лес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между первой и третьей осью) и базу тележки (расстояние между второй и третьей осью).

Читайте также:  Эффективный способ мытья окон

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с примене­нием заднего хода.

Определив вид ТС, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким ото­бражением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразивший­ся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят дан­ные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому авто­мобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина ко­леи и модель протектора с данным рисунком.

Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше при­знаков, служат целям поиска ТС.

При обнаружении ТС возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора 1 (рис. 14.13).

Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части ре­шают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно исполь­зовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

а) рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», должен быть
обращен открытой частью в сторону движения;

б) при движении ТС по сыпучему грунту частицы грунта располагаются
по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которо­
го направлены в сторону, противоположную направлению движения;

в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного су­
хого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей
на нет;

г) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних
обращены в сторону движения (1 на рис. 14.14);

д) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения
(при отсутствии пробуксовки);

В подобных случаях отождествляется протектор, а не ТС.

Рис. 14.13. Отождествление протектора колеса ТС по его следу: а — след, оставлен­ный на месте происшествия, б — проверяемый протектор, в — гипсовый слепок, полученный со следа на месте происшествия. Цифрами отмечены совпадающие

Рис. 14.14. Определение направления движения ТС по различным признакам

е) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор
в следе со стороны, противоположной направлению движения (2 на
рис. 14.14);

ж) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес (3 на
рис. 14.14);

з) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сто­
рону движения (4 на рис. 14.14);

§ 7. Следы транспортных средств

и) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения (5 на рис. 14.14).

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения), то их использу­ют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотех­ническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы авто­мобиля.

Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в прото­коле осмотра.

Если на месте происшествия обнаружены следы ТС на гусеничном хо­ду, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между середина­ми следов гусениц), ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и раз­меры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака).

Если следы оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что и для следов автомобиля. Однако при оценке полученных результатов учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения коле­са на оси.

Наряду с этим фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, ис­пользуемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позво­ляет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация живот­ного.

Следы ходовой части ТС фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным ри­сунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линей­ки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуали­зирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40 х 40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем — сам след, предварительно расправив одежду от складок и помес­тив рядом масштабную линейку.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели оставлен след; тип (марка, мо­дель) ТС, оставившего следы на месте происшествия; в каком направлении двигалось ТС, оставившее следы; не образован ли след данной шиной; ка­кими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Глава 14. Учение о следах (трасология)

Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образ­цы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование ТС своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или экспериментальных образцов.

Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследова­нию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов авто­мобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2—3 оборота колеса. Полученные следы внима­тельно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки.

Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получа­ются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, анало­гичными тем, которые были зафиксированы на месте происшествия, нано­сят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной по­верхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульвери­затором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой ас­фальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а за­тем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

Читайте также:  Какие способы тепловой обработки используют для приготовления пудинга шоколадного

Отделившиеся детали и части,обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска ТС, его идентификации, а также для определе­ния участка столкновения, наезда.

Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

1) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей ТС;

2) кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;

3) обломки частей ТС;

4) составные части или крепежные детали отдельных узлов.

Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, мо­дель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указан­ные данные в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом ТС будут обнаружены однородные осколки, то проводят экс­пертизу для установления целого по части.

Частицы лакокрасочного покрытия позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения автомо­биля проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

§ 7. Следы транспортных средств

В результате трасологическим путем удается установить совпадение ку­сочков по линиям разделения и определить место, где раньше находилась краска.

При материаловедческих исследованиях сопоставляют химические и физические свойства лакокрасочного покрытия.

В качестве обломков частей ТС,обнаруживаемых на месте происшест­вия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомо­биля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и дру­гие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому на­значению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (мар­ку) автомобиля. После установления ТС проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, най­денную на месте, и часть, сохранившуюся на автомобиле.

Следы выступающих частей ТСявляются следами контактного взаимо­действия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более автомобилей; при ударе по телу (одежде) пострадавшего (на­езд); при переезде через тело человека; при контакте ТС с объектами окру­жающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.).

Следы контактного взаимодействия изучаются для установления ТС, скрывшегося с места происшествия, а также для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т. е. определения, каки­ми частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

Говоря о таких следах, также различают следы статические и динамиче­ские. Первые образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообра-зующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Воз­никающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют фор­му оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь при­близительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях — длина и ширина. По­верхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазоч­ных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхности).

Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движе­ния хотя бы одного из ТС. При этом сила удара направляется под некото­рым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы име­ют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Для выявления и анализа следов автомобиль осматриваютв определен­ной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка ра­диатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем — левую бо­ковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, но­мерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность, после чего — крышу и наконец нижнюю часть, обращенную к дорожному по­крытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участво­вали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это

Глава 14. Учение о следах (трасология)

будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде чело­века — выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т. п.

При анализе следов столкновения ТС исходят из того, что столкнове­ния могут быть: а) встречные; б) попутные; в) угловые (движение под уг­лом друг к другу).

Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боко­выми сторонами. При этом ТС практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является пере­крестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнув­шихся ТС перпендикулярны).

В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов — соударение, опрокидывание и т. п.

Следы первичного контакта возникают от внедрения одного ТС в дру­гое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в опреде­ленном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения наибольшей деформации металла.

Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов — участков, взаимодействовавших друг с другом. Выде­ление таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном ТС оставлены кон­кретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставив­ший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направлен­ность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее кап­леобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включе­ния, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это ука­зывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на кото­ром осталась царапина.

При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следова­тельно, ТС), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от де­тали, сделавшей разрез.

Следы от выступающих частей ТС подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожно­го покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера и т. п.

Слепки получают с помощью полимерных соединений и иных пласти­ческих масс. Отпечатки делают с поверхностных следов одежды потерпев­шего, отобразившихся на лакокрасочном покрытии ТС. Для этих целей ис­пользуют кусочки липкой пленки (например, дактилоскопической).

Источник

Оцените статью
Разные способы