- Защита экологических прав
- Виды экологических прав
- Защита экологических прав
- Способы защиты экологических прав
- Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
- Содержание:
- Способы защиты экологических прав граждан
- Экологические обязанности граждан
- Способы защиты экологических прав граждан
- Виды: несудебные и судебные способы.
Защита экологических прав
Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей статье рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.
Виды экологических прав
Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.
Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.
К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:
- право на благоприятное состояние природной среды;
- право на достоверную информацию о состоянии природы;
- право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.
Защита экологических прав
Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:
- организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
- участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
- вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
- подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
- обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
- реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.
Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определена правовая система соответствующих мер:
- Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
- При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
- Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.
Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.
Способы защиты экологических прав
Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.
Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).
Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.
Способы защиты экологических прав:
- судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
- административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
- приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
- прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
- контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».
Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан
- всесторонне и объективно изучить обращение,
- при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
- принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
- уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.
Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.
Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.
В данном законе регламентируется оспаривание нормативно — правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.
Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.
Источник
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
Содержание:
Окружающая среда – это природный и искусственный миры, которые окружает человека, и влияют на его жизнедеятельность и здоровье.
Состояние окружающей среды принято считать благоприятным, если оно не несет вред для жизни и здоровья людей и соответствует установленным стандартам экологических требований.
Одним из основных конституционных прав гражданина РФ — право на благоприятную окружающую среду. В Конституции РФ прописаны экологические права — естественные права каждого человека с момента рождения:
- право на подлинную информацию о состоянии окружающей среды и охранительных мерах государства;
- право на компенсацию ущерба от негативного воздействия окружающей среды, вследствие деятельности предприятий и организаций, нарушающих экологические нормы.
Способы защиты экологических прав граждан
Гарантом защиты экологических прав индивидов выступает действующее законодательство РФ. В статье 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обозначены такие правоохранительные механизмы защиты экологических прав:
- уполномоченные органы должны контролировать соблюдение экологических норм и прав граждан;
- должностные лица привлекаются к юридической ответственности, если препятствовали реализации экологических прав граждан;
- согласование с населением возведение промышленных объектов, которые несут вред окружающей среде и здоровью местного населения.
По российскому законодательству, физические лица и организации, для защиты экологических интересов имеют право на:
- формирование объединений и союзов, цель которых – реализация экологических прав и их защита; участие в природоохранных митингах и собраниях;
- обращения с требованиями и жалобами по охране окружающей среды в уполномоченные органы, а также с предложениями, если они не противоречат законодательству;
- обращения в судебные органы для защиты личных экологических прав от правонарушений или обжаловать незаконные действия должностных лиц.
Наравне с государственным контролем благоприятной обстановки окружающей среды, граждане по Конституции РФ и законодательству также имеют экологические обязанности – закрепленные в нормативно — правовых документах требования, которые обязательны к исполнению.
Экологические обязанности граждан
- Бережное отношение к окружающей среде;
- Не нарушать природоохранительное законодательство и действующие экологические нормативы;
- Содействовать в развитии экологической культуры и расширению знаний о природе;
- Участвовать в природоохранных мероприятиях.
За нарушение норм экологического законодательства наступает юридическая ответственность. Степень наказания напрямую зависит от степени общественно-опасного вреда, нанесенного окружающей среде. Различают такие виды ответственности:
- административная ответственность (взыскания, штраф, лишение особых прав);
- гражданско-правовая ответственность (возмещение ущерба);
- дисциплинарная ответственность (предупреждение или выговор сотруднику, который не соблюдал эколого-правовые нормы);
- уголовная ответственность за тяжкие нарушения в сфере природопользовании (ограничение свободы до 5 лет, лицам, достигшим 16- летнего возраста).
Источник
Способы защиты экологических прав граждан
Права граждан в области охраны окружающей природной среды:
— создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
— направлять обращения в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам с целью получения информации о состоянии окружающей среды;
— принимать участие в не противоречащих законодательству акциях по вопросам охраны окружающей среды;
— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
— оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
— обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
— предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Виды: несудебные и судебные способы.
К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:
— непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;
— обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;
— активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
— выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;
— оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
— обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.
Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.
Что касается обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или иного права.
Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:
— о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;
— об обязании уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;
— об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;
— об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.
в свою очередь воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд.
В качестве таких фактов можно выделить:
— нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;
— принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина-предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.
Источник