Укажите способы образования причастий суффиксальный приставочный суффиксальный

Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры

Приставочно-суффиксальный спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки и суф­фик­са. Приставочно-суффиксальный спо­соб при­ме­ня­ет­ся при обра­зо­ва­нии суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и наре­чий. Укажем при­ме­ры слов, обра­зо­ван­ных приставочно-суффиксальным способом.

Словарный запас рус­ско­го язы­ка актив­но попол­ня­ет­ся с помо­щью мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов. Новая лек­се­ма созда­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки, суф­фик­са или постфикса:

  • читать → про читать;
  • чер­ный → черн е ть;
  • кто → кто- либо .

В рус­ском язы­ке сло­ва обра­зу­ют­ся так­же более слож­ны­ми спо­со­ба­ми, когда к про­из­во­дя­щей осно­ве при­со­еди­ня­ют­ся одно­вре­мен­но две или даже три морфемы:

  • гра­ни­ца → без гра­нич н ый;
  • гулять → раз гулять ся ;
  • луна → при лун и ть ся ;
  • шутить → пере шуч ива ть ся .

Если сло­во обра­зо­ва­но одно­вре­мен­но с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са, то воз­ни­ка­ет повод пого­во­рить о приставочно-суффиксальном спо­со­бе словообразования.

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Определим, что такое приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния слов.

Понаблюдаем:

  • шко­ла → при школь н ый;
  • обла­ко → за облач н ый;
  • верх → на верх у .

Кажется, что про­ще? Увидишь в сло­ве при­став­ку и суф­фикс, вот он этот спо­соб! Но всё не так про­сто, как кажет­ся на пер­вый взгляд.

Приставочно-суффиксальный спо­соб явля­ет­ся более слож­ным, чем пре­фик­саль­ный или суф­фик­саль­ный. Префиксальный спо­соб обра­зу­ет сло­ва одной и той же части речи, что облег­ча­ет его определение:

  • цик­лон → анти цик­лон;
  • крыть → за крыть;
  • боль­шой → не боль­шой (малень­кий).

Образование слов суф­фик­саль­ным спо­со­бом не доста­вит затруд­не­ний, если знать сло­во­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы зна­ме­на­тель­ных частей речи.

От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Рассмотрим наши при­ме­ры. Выясним, поче­му при­ла­га­тель­ные «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный» обра­зо­ва­ны имен­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом, а не при­ста­воч­ным? Ведь, кажет­ся, мож­но создать вот такую сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару рас­смат­ри­ва­е­мых прилагательных:

  • школь­ный — при школь­ный;
  • облач­ный — за облач­ный.

Нет, такой сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный ана­лиз в корне неве­рен. Сделаем этот вывод, опре­де­лив осо­бен­ность префиксально-суффиксального спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов.

Особенность приставочно-суффиксального способа

Многие сло­ва с пре­фик­сом оши­боч­но счи­та­ют обра­зо­ван­ны­ми с помо­щью при­став­ки, хотя в их появ­ле­нии участ­во­ва­ли сра­зу две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы: при­став­ка и суф­фикс. Рассмотрим это утвер­жде­ние на при­ме­ре обра­зо­ва­ния слов «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный».

«Пришкольный» — это такой, кото­рый нахо­дит­ся, рас­по­ла­га­ет­ся при шко­ле, напри­мер, ста­ди­он, цвет­ник, ого­род. Как види­те, это при­ла­га­тель­ное вос­хо­дит к падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. Предлоги часто соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ана­ло­гич­ны­ми при­став­ка­ми. Значит, если при­ла­га­тель­ное «при­школь­ный» лег­ко транс­фор­ми­ру­ет­ся в соче­та­ние суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом, то оно обра­зо­ва­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом. Аналогично воз­ник­ло при­ла­га­тель­ное «заоб­лач­ный», кото­рое име­ет зна­че­ние «то, что пря­чет­ся, нахо­дит­ся за обла­ком«.

Понаблюдаем за подоб­ным словотворчеством:

  • звук → без звуч н ый (без звука);
  • бере­за → под берез ов ик (под березой);
  • палец → на пальч ник (на палец).

Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?

Приставочно-суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии зна­ме­на­тель­ных частей речи:

1. суще­стви­тель­ных

  • оде­я­ло → под оде­яль ник ;
  • коле­но → на колен ник ;
  • пле­чо → пред пле­чье [ й’ э];
  • доро­га → без доро­жье [ й’ э];

2. при­ла­га­тель­ных

  • кро­вать → при кро­ват н ый;
  • окно → за окон н ый;
  • листва → без листв енн ый;
  • лоб → на лоб н ый;
  • бровь → над бров н ый;

3. гла­го­лов

  • зем­ля → за земл и ть;
  • вод­ный → на водн и ть;
  • глу­бо­кий → за глуб и ть;
  • милый → у мил и ть;

4. наре­чий

  • хоро­ший → по -хорош ему ;
  • доб­рый → по -добр ому ;
  • бели­чий → по -беличь и ;
  • това­ри­ще­ский → по -това­ри­щеск и ;
  • низ → в низ у ;
  • дале­кий → в далек е ;
  • век → на век и ;
  • встре­ча → на встреч у ;
  • вто­рой → во -втор ых ;
  • пятый → в -пят ых .

Источник

Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы

Тема урока. Основные способы образования слов в русском языке:

приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный

Цель урока: знакомство с основными способами образования слов:

приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным

Цель учащихся: знать основные понятия словообразования и уметь определять способ образо­ вания слов

Задачи: формировать знания об основных способах образования слов;

дать представление о словообразовательной паре,

развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

воспитывать интерес к изучению языка, слова.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Словообразовательная разминка: разобрать слова по составу.

Подлить, отдать, льдина, майский, любитель, подписка, разыскание,

3. Наблюдение. Обращение к цели урока.

1. Образуйте однокоренные слова от слова дарить.

Подарить, дарёный, дарение.

2. Какими способами были образованы новые слова?

3. А какие ещё способы образования слов вам известны?

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Поупражняться в определении способа образования слов, узнать новые способы образования слов, закрепить навыки морфемного разбора.

1. Наблюдение. Построение словообразовательной цепочки слов: вода и

Дополнить словообразовательную цепочку.

водица (сущ.) поехать

водник (сущ.) доехать

вода водный (прил.) ехать выехать

водяной (прил.) переехать

водянистый приехать

2. Знакомство с понятием «словообразование» и со способами словообразования.

Словообразование раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

В русском языке слова образуются следующими способами:

3. Слово учителя (объяснение).

Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов — суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.

Есть способ, соединяющий в себе два способа, — приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово подснежник образованно от существительного с предлогом (под снегом) + суффикс.

Работа по таблице «Способы словообразования в русском языке».

Что участвует в словообразовании?

Приставка и суффикс

Слова или основы слов;

слоги или начальные буквы, звуки слов

высшее учебное заведение — вуз

Беседа по таблице:

Какие способы словообразования выделяются в русском языке?

С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе? При приставочном? При приставочно-суффиксальном?

Почему способ сложения слов так называется?

При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка: рассветатьсветать — свет.

Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попро­буем построить небольшую словообразовательную цепочку, при­бавляя морфемы: снегснежныйбесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.

5. Работа в группах. Дополнить таблицу: упр. 281.

I группа – определить суффиксальный способ образования слов;

II группа – определить приставочный способ образования слов;

III группа – определить приставочно-суффиксальный способ образования слов;

IV группа – определить способ образования слов – сложение.

Способы образования слов

СНГ — Содружество Независимых Государств;

5. Упр. 289 (устно, по цепочке). Вставить пропущенные буквы.

Определить способ образования слов.

Указать значение суффиксов.

На другой день в небе хозяйничало солнце. Это был прехорошенький оленёнок, с желтым пушком и тоненькими ножками. Он вытягивал тонкую шейку вперёд, чтобы захватить веточку повыше.

Хозяйничало — хозяйничать (суффиксальный), прехорошенький — хорошенький (приставочный), оленёнок — олень (суффиксальный), пушок — пух (суффиксальный), тоненький – тонкий (суффиксальный), ножка — нога (суффиксальный), шейка — шея (суффиксальный).

Прехорошенький – в значении очень.

1. Разноуровневая работа.

I уровень – упр. 284.

II уровень – упр. 295.

III уровень – упр. 300.

1. Упр. 284. Определить способ образования слов и слово, от которого и

образовано данное слово.

Календарик — календарь (ик), камышинка — камыш (инк), лучик — луч (ик), канавка — канава (к), золотишко — золото (ишк), коврик — ковер (ик), золотко — золото (к), кабинетик — кабинет (ик), каютка — каюта (к), калачик — калач (ик), кинжальчик — кинжал (чик), шоколадка — шоколад (к), кирпичик — кирпич (ик), кисточка — кисть (очк), клинышек — клин (ышек), кабинка — кабина (к), кнопочка — кнопка (очк), ковшик — ковш (ик), лапка — лапа (к), лимончик — лимон (чик), лисонька — лиса (оньк), лобик — лоб (ик), магазинчик — магазин (чик), мармеладка — мармелад (к), ротик — рот (ик).

Способ образования слов – суффиксальный.

2. Упр. 295. Списать, вставить пропущенные буквы.

Определить слово, от которого образовано данное слово.

Безличный (личный), разрывать (рвать), безынтересный (интересный), безвкусный (вкусный), извлечь (влечь), расплескать (плескать), безжалостный (жалостный), расколоть (колоть), безыдейный (идейный), pa списать (писать), избаловать (баловать), безыскусный (искусный), исписать (писать), разыграть (играть), распевать (петь), разгадать (гадать), истоптать (топтать), бесчестный (честный), раскрутить (крутить), сверхизящный (изящный), раскусить (кусать), бескорыстный (корыстный), разъединить (единить), бесконечный (конечный), изгнать (гнать), разгладить (гладить), бестолковый (толковый), испечь (печь), разъехаться (ехать), сверхинициативный (инициативный), разрубить (рубить), бессрочный (срочный).

В приставках, оканчивающиеся на з- (с-), перед гласным и звонким согласным пишется з-, а перед глухим согласным с-.

После приставок, которые оканчиваются на согласную, в соответствии с произношением вместо и пишется ы.

После приставок меж- и сверх- пишется буква и.

3. Упр. 300. Определить способ образования слов.

Мебельщик — мебель (суффиксальный), зажужжать — жужжать (приставочный), выжить — жить (приставочный), смягчить — мягчить (приставочный), кактусовый — кактус (суффиксальный), задремать — дремать (приставочный), гнёздышко — гнездо (суффиксальный), прогнить — гнить (приставочный), правнук — внук (приставочный), внезапно — внезапный (суффиксальный), знание — знать (суффиксальный), зубной — зуб (суффиксальный), беззубый — зуб (приставочный), зоркость — зоркий (суффиксальный), казахский — казах (суффиксальный), сверху — верх (приставочно-суффиксальный), кадровый — кадр (суффиксальный), лакировать — лак (суффиксальный), налакировать — лакировать (приставочный), лейтенантский — лейтенант (суффиксальный).

— Какие способы образования слов вам известны?

— Что такое морфемные способы образования слов?

— Какую цель мы ставили в начале урока?

— Какие трудности возникали?

VII . Задание на дом: §18, выучить правила, упр. 286, 297.

Источник

Читайте также:  Запиши сумму денег двумя способами дес 50
Оцените статью
Разные способы