- Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
- Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник
Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы
Тема урока. Основные способы образования слов в русском языке:
приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный
Цель урока: знакомство с основными способами образования слов:
приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным
Цель учащихся: знать основные понятия словообразования и уметь определять способ образо вания слов
Задачи: формировать знания об основных способах образования слов;
дать представление о словообразовательной паре,
развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
воспитывать интерес к изучению языка, слова.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
2. Словообразовательная разминка: разобрать слова по составу.
Подлить, отдать, льдина, майский, любитель, подписка, разыскание,
3. Наблюдение. Обращение к цели урока.
1. Образуйте однокоренные слова от слова дарить.
Подарить, дарёный, дарение.
2. Какими способами были образованы новые слова?
3. А какие ещё способы образования слов вам известны?
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
Поупражняться в определении способа образования слов, узнать новые способы образования слов, закрепить навыки морфемного разбора.
1. Наблюдение. Построение словообразовательной цепочки слов: вода и
Дополнить словообразовательную цепочку.
водица (сущ.) поехать
водник (сущ.) доехать
вода водный (прил.) ехать выехать
водяной (прил.) переехать
водянистый приехать
2. Знакомство с понятием «словообразование» и со способами словообразования.
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.
В русском языке слова образуются следующими способами:
3. Слово учителя (объяснение).
Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов — суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.
Есть способ, соединяющий в себе два способа, — приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово подснежник образованно от существительного с предлогом (под снегом) + суффикс.
Работа по таблице «Способы словообразования в русском языке».
Что участвует в словообразовании?
Приставка и суффикс
Слова или основы слов;
слоги или начальные буквы, звуки слов
высшее учебное заведение — вуз
Беседа по таблице:
Какие способы словообразования выделяются в русском языке?
С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе? При приставочном? При приставочно-суффиксальном?
Почему способ сложения слов так называется?
При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка: рассветать — светать — свет.
Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попробуем построить небольшую словообразовательную цепочку, прибавляя морфемы: снег — снежный — бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.
5. Работа в группах. Дополнить таблицу: упр. 281.
I группа – определить суффиксальный способ образования слов;
II группа – определить приставочный способ образования слов;
III группа – определить приставочно-суффиксальный способ образования слов;
IV группа – определить способ образования слов – сложение.
Способы образования слов
СНГ — Содружество Независимых Государств;
5. Упр. 289 (устно, по цепочке). Вставить пропущенные буквы.
Определить способ образования слов.
Указать значение суффиксов.
На другой день в небе хозяйничало солнце. Это был прехорошенький оленёнок, с желтым пушком и тоненькими ножками. Он вытягивал тонкую шейку вперёд, чтобы захватить веточку повыше.
Хозяйничало — хозяйничать (суффиксальный), прехорошенький — хорошенький (приставочный), оленёнок — олень (суффиксальный), пушок — пух (суффиксальный), тоненький – тонкий (суффиксальный), ножка — нога (суффиксальный), шейка — шея (суффиксальный).
Прехорошенький – в значении очень.
1. Разноуровневая работа.
I уровень – упр. 284.
II уровень – упр. 295.
III уровень – упр. 300.
1. Упр. 284. Определить способ образования слов и слово, от которого и
образовано данное слово.
Календарик — календарь (ик), камышинка — камыш (инк), лучик — луч (ик), канавка — канава (к), золотишко — золото (ишк), коврик — ковер (ик), золотко — золото (к), кабинетик — кабинет (ик), каютка — каюта (к), калачик — калач (ик), кинжальчик — кинжал (чик), шоколадка — шоколад (к), кирпичик — кирпич (ик), кисточка — кисть (очк), клинышек — клин (ышек), кабинка — кабина (к), кнопочка — кнопка (очк), ковшик — ковш (ик), лапка — лапа (к), лимончик — лимон (чик), лисонька — лиса (оньк), лобик — лоб (ик), магазинчик — магазин (чик), мармеладка — мармелад (к), ротик — рот (ик).
Способ образования слов – суффиксальный.
2. Упр. 295. Списать, вставить пропущенные буквы.
Определить слово, от которого образовано данное слово.
Безличный (личный), разрывать (рвать), безынтересный (интересный), безвкусный (вкусный), извлечь (влечь), расплескать (плескать), безжалостный (жалостный), расколоть (колоть), безыдейный (идейный), pa списать (писать), избаловать (баловать), безыскусный (искусный), исписать (писать), разыграть (играть), распевать (петь), разгадать (гадать), истоптать (топтать), бесчестный (честный), раскрутить (крутить), сверхизящный (изящный), раскусить (кусать), бескорыстный (корыстный), разъединить (единить), бесконечный (конечный), изгнать (гнать), разгладить (гладить), бестолковый (толковый), испечь (печь), разъехаться (ехать), сверхинициативный (инициативный), разрубить (рубить), бессрочный (срочный).
В приставках, оканчивающиеся на з- (с-), перед гласным и звонким согласным пишется з-, а перед глухим согласным – с-.
После приставок, которые оканчиваются на согласную, в соответствии с произношением вместо и пишется ы.
После приставок меж- и сверх- пишется буква и.
3. Упр. 300. Определить способ образования слов.
Мебельщик — мебель (суффиксальный), зажужжать — жужжать (приставочный), выжить — жить (приставочный), смягчить — мягчить (приставочный), кактусовый — кактус (суффиксальный), задремать — дремать (приставочный), гнёздышко — гнездо (суффиксальный), прогнить — гнить (приставочный), правнук — внук (приставочный), внезапно — внезапный (суффиксальный), знание — знать (суффиксальный), зубной — зуб (суффиксальный), беззубый — зуб (приставочный), зоркость — зоркий (суффиксальный), казахский — казах (суффиксальный), сверху — верх (приставочно-суффиксальный), кадровый — кадр (суффиксальный), лакировать — лак (суффиксальный), налакировать — лакировать (приставочный), лейтенантский — лейтенант (суффиксальный).
— Какие способы образования слов вам известны?
— Что такое морфемные способы образования слов?
— Какую цель мы ставили в начале урока?
— Какие трудности возникали?
VII . Задание на дом: §18, выучить правила, упр. 286, 297.
Источник