Укажите способы культурного взаимодействия

Культура. Формы взаимодействия культур. Диалог культур.

Формы взаимодействия культур. Диалог культур.

Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов; это совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений.

В процессе диалога культур происходят изменения культурных систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается отличие диалога культур от форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон.

Уровни диалога культур:

  • личностный, связанный с формированием человеческой личности под влиянием различных «внешних» по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций;
  • этнический, характерный для отношений между различными локальными социальными общностями, нередко в рамках единого социума;
  • межнациональный, связанный с разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований и их политических элит;
  • цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм.

Формы и принципы взаимодействия культур:

  • мирные, добровольные способы взаимодействия (чаще всего предполагающие партнерское, взаимовыгодное сотрудничество);
  • принудительные, колониально-военного типа (предполагающие реализацию собственных задач за счет противоположной стороны).
  • конструктивно-продуктивные, приводящие к взаимообогащению культур;
  • конфликтные, когда диалог перерастает в культурный конфликт — критическую стадию противостояния мировоззренческих установок различных личностей, социальных групп, личности и группы, личности и общества, культурных меньшинств и общества в целом, различных социумов или их коалиций.

Одна из форм диалога культур – международные отношения.

Создание различных международных организаций типа ООН или ЮНЕСКО,

Формы культурного конфликта по масштабам:

  • частная ссора,
  • конфликт внутри государства
  • межгосударственное противостояние (ситуация «холодной войны»)
  • коалиционные войны.
Примеры масштабных и жестоких культурных конфликтов:
  • религиозные и гражданские войны,
  • революционные и национально-освободительные движения,
  • геноцид
  • «культурные революции»,
  • насильственное обращение в «истинную» веру
  • истребление национальной интеллигенции,
  • политическое преследование «инакомыслящих» и т.п.

Культурные конфликты отличаются особенной ожесточенностью и бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько физического уничтожения носителей чуждых ценностей.

Способы выхода из культурного конфликта:

  • предупреждение конфликта,
  • воспитание толерантности (терпимости)сознания, в основе чего лежит идея культурного полиморфизма (принципиальной многозначности пространства культуры и принципиальной невозможности «единственно верного» культурного канона);
  • проведение продуманной культурной политики.

Путь к «культурному миру» – отказе от монополии на истину и стремления насильно привести мир к консенсусу.

Источник

Способы культурного взаимодействия

Изучая реакцию культурной единицы (группы или индивидуума) на изменение вокруг нее культурного контекста, культурологи выделяют следующие способы культурного взаимодействия: (1) ассимиляция, (2) сепарация (геттоизация), (3) аккультурация, (4) маргинализация.

В процессе ассимиляции культурная единица полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить чужой культурный багаж. Культурная ассимиляция связана с рядом затруднений. Их причиной оказывается либо недостаточная пластичность самой ассимилирующейся единицы, либо сопротивление принимающей культурной среды. Даже при условии успешного овладения языком и достижении приемлемого уровня повседневной компетентности среда не сразу принимает группу или индивидуума как своих, они постоянно «выталкиваются».

Сепарация (геттоизация) реализуется в ситуациях, когда культурная единица старается избегать соприкосновения с чужой культурой, пытаясь сохранить собственную культурную среду.

Стратегия аккультурации как способа культурного взаимодействия была изучена известными антропологами Робертом Редфилдом и Мелвиллом Херсковицем. Они определили аккультурацию как ситуацию, когда группы или отдельные личности – выходцы из разных культур – вступают в стабильный непосредственный контакт, что приводит к взаимоизменениям в первичных культурных моделях. Таким образом, отличительной чертой аккультурации как способа преодоления культурного конфликта выступает наличие процесса внутреннего согласования, «подгонки», взаимного приспособления культурных моделей, который следует за акцентированием чужих культурных черт, образцов поведения или традиционных способов жизни.

Маргинализация – процесс неудачного замещения собственных норм, ценностей, моделей и образцов поведения соответственными нормами, ценностями, моделями и образцами, пришедшими извне. В результате маргинализации группа и ее члены упрощают и профанируют свою картину мира, ценностно-нормативные установки и идеалы, не обогащась заимствованиями из другой культуры.

51. информационное общество как культурный проект

Информационная революция

В 60-е гг. ХХ в. вследствие развития информационных технологий и преобразования технологического способа производства возникает информационное производство.

В основе информационного производства лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.

Глубина и размах технологических и социальных последствий информатизации различных сфер социальной жизни и экономической деятельности позволяют говорить об информационной революции.

Информационная революция – качественный скачок в развитии современной цивилизации на основе превращения знания и информации в непосредственные производительные силы.

В результате возрастания роли информации, знаний и информационных технологий происходит:

(1) увеличение числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, Интернета, а также традиционных и электронных СМИ;

(2) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

The Medium is the Message

Теоретик информационного общества Маршалл Маклюэн рассматривал средства массовой информации как то, что влияет на общество не столько своим содержанием, сколько сущностными характеристиками. Телевидение, радио, газеты и другие СМИ оказывают непредсказуемое влияние на развитие общества самим фактом своего существования. Необходимость изучения скрытых медиаэффектов Маклюэн сформулировал в виде знаменитого высказывания «Средство передачи сообщения само является сообщением» (The Medium is the Message).

Читайте также:  Способ цепных подстановок производительность труда

Информационное пространство как культурная среда

Становление единого информационного пространства порождает новые формы культурной коммуникации.

Культурные коды отделяются от исторических и географических факторов. Сочетание возрастающей мобильности с массовыми средствами коммуникации приводит к тому, что образы и нарративы де-территориализируются и утрачивают привязку к локальности. Их обусловливают сети электронных коммуникаций, взаимодействующие с аудиторией и в конечном счете формирующие единый гипертекст. Коммуникация распространяется через диверсифицированную, всеобъемлющую систему средств информации.

52. информационное общество. Мир как глобальная деревня

Информационное общество и изменение механизма урбанизации

Коммуникации информационного общества не только «уплотняют» мир, превращающийся в «глобальную деревню» (global village), но и делают нерелевантным само городское пространство. Вместе с трансформацией пространственного аспекта труда и производства обесценивается планировка города и архитектура жилища, пространственно-временной опыт разделения ночи и дня, внутреннего и внешнего, подземного и наземного.

Информационное общество и изменение структуры семьи

Изменения в самоосознании женщин, произошедшие в 60-70-е гг., востребованность «женского труда» в информационном производстве привели к тому, что в последние десятилетия всё меньшее количество женщин делает свой выбор в пользу удовлетворенности «женским предназначением». Всё больше женщин начинает работать, они менее склонны прекращать трудовую деятельность в случае выхода замуж и рождения детей, что ведет к росту их квалификации и возрастанию карьерных претензий.

53. информационные технологии: воздействие на современную культуру

«Взрыв коммуникаций»и изменение картины мира

По Маклюэну, «средство коммуникации определяет и контролирует масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия».

Машинная технология определялась процессом фрагментации. Это структурировало человеческие действия и способы восприятия мира как фрагментированные, централизованные и поверхностные. Информационные технологии, игнорирующие пространство и время, интегральны и децентрализованы. Превращая действия в мгновенно-одновременные, они перемещают человека в мир структуры и конфигурации, а его восприятие делают мифическим и интегральным. Специализированные сегменты внимания переносятся на тотальное поле инклюзивного осознания.

Информационное общество и изменение структуры семьи

Изменения в самоосознании женщин, произошедшие в 60-70-е гг., востребованность «женского труда» в информационном производстве привели к тому, что в последние десятилетия всё меньшее количество женщин делает свой выбор в пользу удовлетворенности «женским предназначением». Всё больше женщин начинает работать, они менее склонны прекращать трудовую деятельность в случае выхода замуж и рождения детей, что ведет к росту их квалификации и возрастанию карьерных претензий.

Арджун Аппадураи: скейпы

Один из самых известных современных культурологов Арджун Аппадураи (р. 1949) для адекватного описания нового качества современных «нестабильных», постоянно находящихся в динамике, культур предлагает метафору landscapes (ландшафтов).

Скейпы (scapes) – большие и сложные потоки информации, образов и нарративов.

Среди них можно выделить медиоскейпы, идеоскейпы, финаскейпы, этноскейпы и техноскейпы.

Каналы передачи скейпов отличаются по охвату информации, скорости обмена ею и количеству вовлеченных, однако сферы обмена информацией соотносимы по значимости.

Концепция скейпов ставит под сомнение противопоставление «main-stream – субкультура».

Меньшинства различного типа по-разному вписаны в медиоскейпы, идеоскейпы, финаскейпы, этноскейпы и т. п. В процессе «воображения себя» для одних более актуальными будут совокупности политических образов, напрямую связанных с идеологиями государств и контр-идеологиями, для формирования идентичности других – распределение электронных ресурсов для производства и распространения информации, и образы, создаваемые этими медиа, для самоорганизации третьих – глобальная текучая конфигурация технологий (механической и информационной), которая движется через ранее непреодолимые барьеры.

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы

Источник

Взаимодействие культур в современном мире. Диалог культур

Современный мир огромен, но тесен. Реалии нашей жизни таковы, что существование человека за рамками культуры практически немыслимо, как и немыслима изоляция отдельно взятой культуры. Сегодня, в эпоху возможностей, иформации и огромных скоростей тема взаимопроникновения и диалога культур актуальна, как никогда.

Откуда пришел термин «культура»?

С тех пор как в I веке до нашей эры Цицерон применил данное понятие по отношению к человеку, термин «культура» разрастается, приобретает новые смысловые оттенки и захватывает новые понятия.

Изначально латинский термин colere означал почву. Позже он распространился на все, что было связано с земледелием. В Древней Греции существовало особое понятие — «пайдейя», значение которого в общем смысле можно передать как «культура души». Первым пайдейю и культуру объединил в своем трактате De Agri Culrura Марк Порций Катон Старший.

Он писал не только о правилах возделывания земли, растениях и уходе за ними, но и о том, что к земледелию нужно подходить с душой. Земледелие же, построенное на бездушном подходе, никогда не будет успешным.

В Древнем Риме данный термин употребляли уже не только по отношению к сельскохозяйственным работам, но и к другим понятиям — культура языка или культура поведения за столом.

В «Тускуланских беседах» Цицерон впервые в истории употребил данный термин по отношению к отдельно взятому индивиду, объединив в понятии «культура души» все свойства, характеризующие человека воспитанного, имеющего представление о науках и философии.

Что такое культура?

В современной культурологии для термина «культура» есть множество различных определений, число которых еще в 90-х годах прошлого века превысило 500. В рамках одной статьи невозможно рассмотреть все значения, поэтому остановимся на самых важных.

В первую очередь этот термин все еще тесно связан с земледелием и сельским хозяйством, что получило свое отражение в таких понятиях, как «агрокультура», «садовая культура», «окультуренные поля» и многие другие.

С другой стороны, определением «культура» часто обозначаются духовные, моральные качества отдельно взятого человека.

Читайте также:  Способы спасения если человек провалился под лед

В бытовом смысле термин часто относят к произведениям литературы, музыки, скульптуры и остальному наследию человечества, призванному воспитывать и развивать личность в рамках отдельно взятого общества.

Одним из важнейших определений является понимание «культуры» как некой общности людей — «культура Индии», «культура Древней Руси». Именно это, третье понятие, мы сегодня и рассмотрим.

Культура в социологии

Современная социология рассматривает культуру как устоявшуюся систему ценностей, норм и порядков, регулирующих жизнь людей в каком-то определенном обществе.

Изначально культурные ценности искусственно создаются обществом, позже само общество попадает под влияние своих норм и развивается в соответствующем направлении. Получается, что человек попадает в зависимость от того, что создано им самим.

В контексте культуры как особой системы, регулирующей жизнь в определенном обществе, и существует понятие взаимодействия культур.

Отдельно взятая культура в мире культур

Общечеловеческая культура с точки зрения своей внутренней структуры неоднородна. Она распадается на множество различных культур, которые характеризуются национальными особенностями.

Именно поэтому, говоря о культуре, мы вынуждены уточнять, какую именно имеем в виду — русскую, немецкую, японскую и так далее. Они отличаются своим наследием, обычаями, ритуалами, стереотипами, вкусами и потребностями.

Взаимодействие культур в современном мире происходит в соответствии с различными схемами: одна может поглотить или ассимилировать другую, более слабую, или они обе могут видоизмениться под напором процессов глобализации.

Изоляция и диалог

Любая культура, прежде чем вступить в одну из форм взаимодействия, на самых начальных этапах своего развития находилась в изоляции. Чем дольше длилась подобная обособленность, тем более характерные национальные черты приобретала отдельно взятая культура. Ярким примером такого общества служит Япония, которая длительное время развивалась достаточно обособленно.

Логично предположить, что чем раньше происходит диалог культур, и чем теснее он проходит, тем сильнее стираются национальные черты, и культуры приходят к общему знаменателю — некоему усредненному культурному типу. Характерным примером такого явления служит Европа, где культурные границы между представителями различных обществ достаточно размыты.

Однако любая изоляция в конечном счете является тупиковым путем, так как существование и развитие невозможно без взаимодействия культур. Только так, общаясь, делясь опытом и традициями, принимая и отдавая, общество может достигнуть невероятных высот развития.

Существуют различные модели взаимодействия культур — контакт может происходить на этническом, национальном и цивилизационном уровне. Этот диалог может приводить к различным результатам — от полной ассимиляции до геноцида.

Первая ступень межкультурного контакта

Этнический — это самый первый, базовый уровень взаимодействия культур. Культурное взаимодействие происходит между совершенно различными человеческими обществами — это могут быть и крошечные этносы, едва насчитывающие сотню человек, и народы, число которых больше миллиарда.

При этом отмечается некоторая двойственность процесса — с одной стороны, взаимодействие культур обогащает и насыщает каждую отдельно взятую общность. С другой — более сплоченные, малочисленные и однородные народы обычно стремятся защитить свою индивидуальность и самобытность.

Различные процессы взаимодействия культур мира зачастую приводят к различному результату. Это может быть процесс объединения и процесс разделения этносов. К первой группе относят такие явления, как ассимиляция, интеграция, ко вторым — транскультурация, геноцид и сегрегация.

Ассимиляция

Об ассимиляции говорят, когда одна или обе взаимодействующие культуры утрачивают свою индивидуальность, выстраивая новую модель общества, основанную на общих, усредненных ценностях и нормах. Ассимиляция может быть как естественной, так и искусственной.

Вторая имеет место в обществах, где политика государства направлена на растворение малых этносов в культуре крупных наций. Очень часто такие насильственные меры приводят к прямо противоположным результатам, и вместо ассимиляции возникает вражда, что может привести к усилению межнациональных конфликтов.

Различают одностороннюю ассимиляцию, когда более малочисленная нация принимает обычаи, традиции и нормы многочисленного этноса; культурное смешение, подразумевающее изменение обоих этносов и выстраивание новой модели общества на основе комбинации двух и более видов культур, и полная ассимиляция, предполагающая отказ от культурного наследия всех взаимодействующих сторон и создание оригинального искусственного сообщества.

Интеграция

Интеграция — это пример взаимодействия культур, существенно отличающихся по языку и традициям, но вынужденных существовать на одной территории. Как правило, в результате длительного контакта у двух этносов формируются общие черты и культурные принципы. При этом каждый народ сохраняет свою самобытность и оригинальность.

Интеграция может быть:

  • Тематическая.Когда народы объединяются по принципу сходства взглядов. Примером такого взаимодействия является объединение Европы на основе единых христианских ценностей.
  • Стилистическая. Проживание в одном месте, в одно время и в одних условиях рано или поздно формируют единые культурные взгляды для всех этносов.
  • Регулятивная. Такая интеграция является искусственной и используется для предотвращения или уменьшения социальной напряженности и культурно-политических конфликтов.
  • Логическая. В основе ее лежит согласование и регулировка научных и философских взглядов различных культур.
  • Адаптивная. Эта современная модель взаимодействия нужна для повышения эффективности каждой культуры и отдельно взятых людей в рамках существования в мировом сообществе.

Транскультурация в основе нового общества

Часто случается, что в результате добровольной или вынужденной миграции часть этнического сообщества оказывается в чужеродной для нее среде, полностью отрезанной от своих корней.

На основе подобных общин возникают и формируются новые общества, объединяющие в себе и исторические черты, и новые, выработанные на основе опыта, полученного в чужеродных условиях пребывания. Так, английские колонисты-протестанты создали, переселившись в Северную Америку, особую культуру и общество.

Геноцид

Опыт взаимодействия различных культур не всегда может быть позитивным. Враждебно настроенные этносы, не склонные к диалогу, часто в результате пропаганды могут устраивать геноцид.

Геноцид — это разрушительный вид взаимодействия культур, умышленное полное или частичное уничтожение членов одной этнической, религиозной, национальной или расовой группы людей. Для достижения этой цели могут использоваться совершенно различные методы — от преднамеренного убийства членов сообщества до создания невыносимых условий жизни.

Читайте также:  Как сменить способ управления мкд

Нации, устраивающие геноцид, могут изымать детей из семей с целью интеграции в свою культурную общность, уничтожать их или же препятствовать деторождению в гонимом культурно-этническом сообществе.

На сегодняшний день геноцид является международным преступлением.

Сегрегация

Особенность взаимодействия культур при сегрегации состоит в том, что часть населения — это может быть этническая, религиозная или расовая группа — принудительно отделяется от остальной части населения.

Это может быть политика государства, нацеленная на дискриминацию определенных групп населения, однако благодаря успехам правозащитников второй половины XX века юридическая сегрегация и апартеид практически не встречаются в современном мире.

Это не отменяет фактического существования сегрегации в тех странах, где раньше она существовала де-юре (по закону). Ярким примером подобной политики является расовая сегрегация в Соединенных Штатах Америки, существовавшая на протяжении двухсот лет.

Национальный уровень взаимовлияния культур

Второй ступенью после этнического взаимодействия является национальный контакт. Он появляется на основе уже сформировавшихся этнических взаимоотношений.

Национальное единство возникает там, где различные этносы оказываются объединены в одно государство. Через ведение общего хозяйства, государственную политику, единый государственный язык, нормы и обычаи достигается некий уровень общности и схожести интересов. Однако в реальных государствах подобные идеальные отношения возникают не всегда — часто в ответ на государственные меры интеграции или ассимиляции народ отвечает вспышками национализма и геноцида.

Цивилизация как универсальная форма взаимодействия

Высшей ступенью межкультурного взаимодействия является цивилизационный уровень, на котором многие цивилизации объединяются в сообщества, позволяющие регулировать отношения как внутри сообщества, так и на межгосударственной арене.

Подобный вид взаимодействия характерен для современности, где в основу существования ставится мир, переговоры и поиски общих, наиболее эффективных форм взаимодействия.

Одним из примеров межцивилизационного взаимодействия является Европейский Союз и его Европарламент, призванный решать проблемы взаимодействия культур между собой и с внешним миром.

Цивилизационные конфликты могут происходить на разных ступенях: от микроуровня с его борьбой за власть и территорию, до макроуровня — в виде противостояния держав за право владения современным оружием или за господство и монополию на мировом рынке.

Восток и Запад

На первый взгляд, природа не имеет ничего общего с культурой, ведь этот термин означает человеческое наследие, что-то созданное руками человека и совершенно противоположное его природному началу.

На самом деле это достаточно поверхностный взгляд на положение вещей в мире. Взаимодействие природы и культуры зависит от того, какая именно культура вступает в контакт, так как существует огромная пропасть во взглядах и принципах между восточным и западным миром.

Так, для человека Запада — христианина — характерно господство над природой, подчинение ее и использование ее ресурсов себе во благо. Подобный подход идет вразрез с принципами индуизма, буддизма или мусульманства. Людям восточного воспитания и вероисповедания свойственно преклонение перед мощью природы и ее обожествление.

Природа — мать культуры

Человек вышел из природы и своими действиями изменил ее, подстроил под свои нужды, создав культуру. Однако их связь не утратилась окончательно, они продолжают влиять друг на друга.

Взаимодействие природы и культуры, по мнению социобиологов, является лишь частью общих эволюционных процессов, а не отдельно взятым феноменом. Культура, с этой точки зрения, — лишь ступень развития природы.

Так, животные, эволюционируя, изменяют свою морфологию для приспособления к окружающей среде и передают это при помощи инстинктов. Человек избрал другой механизм, создав искусственную среду обитания, он передает весь накопленный опыт будущим поколениям через культуру.

Однако природа была и есть фактором, определяющим формирование культуры, так как жизнь человека неотделима от нее и протекает в тесном взаимодействии. Так, природа своими образами вдохновляет человека на создание литературных и художественных шедевров, являющихся культурным наследием.

Окружающая среда влияет на условия труда и отдыха, ментальность и восприятие народов, что, в свою очередь, напрямую связано с их культурой. Постоянное изменение мира вокруг нас стимулирует человека искать новые способы удовлетворения своих потребностей. Одновременно все материалы, необходимые для этого, он находит в природе.

Культура и общество

Человек живет в искусственно созданной на базе природы среде, получившей название «общество». Общество и культура — достаточно близкие, но не идентичные понятия. Они развиваются параллельно.

Среди ученых нет однозначного мнения насчет формы взаимодействия общества и культуры. Одни исследователи утверждают, что общество есть особая форма существования людей, заполненная культурой. Другие считают, что общество является социальной структурой, выросшей из культурного взаимодействия индивидов и этносов.

В процессе исторического развития формировались различные типы обществ и культур:

  • Первобытное общество. Для него характерен синкретизм — неотделимость человека от социальной среды. В первобытном мире культура сохранялась и передавалась посредством мифов и легенд, которые не только объясняли все физические явления, но и регулировали жизнь людей.
  • Восточные деспотии, тирании и монархии. С развитием общества и сопутствующим ему социальным расслоением в мире сформировался новый тип общества, сильно отличающийся по своей структуре от первобытного. Во главе нового мира больше не стояла община — ее место занял единый правитель — монарх, деспот или тиран, власть которого распространялась на все слои населения.
  • Демократия. Третий тип общества формировался в Древней Греции и Риме. Он основывался на равенстве и свободе всех граждан и подразумевал их одинаковое участие в формировании культурной и социальной среды.

Именно третий тип общества и стал фундаментом для формирования нового, современного общества и культуры. Но и на сегодняшний день границы между природой, культурой и обществом размыты, их взаимовлияние велико, а существование неотделимо друг от друга.

Источник

Оцените статью
Разные способы