- Словообразование
- Компакт-тема № 4*
- Понятия производной, непроизводной, производящей основ
- Упражнения
- Основные способы словообразования
- Упражнение
- Упражнения
- Укажите способ словообразования сотрудник
- Как написать хороший ответ?
- Разберите слова по составу, определите способ словообразования добежать \ десантник \ сотрудник \ бездомный \ уцелеть \ лесовоз \ охотничий \ бездорожье \ сверхмощьный \ кто — то?
- Сделайте словообразовательный разбор слов , укажите способ?
- Сделайте письенный словообразовательный разбор слов : десантник, школьник, землетрясение, уцелеть, лесовоз, бездорожье?
- Способ словообразования слов?
- МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР 1)ДОБЕЖАТЬ , 2)ДЕСАНТНИК, 3)ШКОЛЬНИЙ , 4)ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ , 5)УЦЕЛЕТЬ , 6 )ЛЕСОВОЗ 7)БЕЗДОРОЖЬЕ ПОМОГИТЕ?
- Укажите способы словообразования, пожалуйста Подзабыть Вывих Бездорожье Однобокий Десятеро?
- Разберите по составу слова : издавна, уговор, по прежнему, рассвета, определите способ словообразования каждого из них?
- Сделать письменный словообразовательный разбор слов Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий Бездорожье, сверхмощный, кто — то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющи?
- Разбери слово по составу : Бездомный?
- По домам, добежать?
- По домам, добежать?
Словообразование
Компакт-тема № 4*
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик —> домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
Упражнения
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть.
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать.
Пояснение:
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Основные способы словообразования
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
со + ученик
производящая основа
соученик
производная основа
пре + большой
производящая основа
пребольшой
производная основа
пере + бежать
производящая основа
перебежать
производная основа
от + ныне
производящая основа
отныне
производная основа
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
комната + -к-
производящая основа
комнатка
производная основа
комната + -н-
производящая основа
комнатный
производная основа
свет + -л-
производящая основа
светлый
производная основа
светлый + -еньк-
производящая основа
светленький
производная основа
светлый + -еть
производящая основа
светлеть
производная основа
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
не- + избежать + -н-
производящая основа
под- + слепой + -оват-
производящая основа
подслеповатый
производная основа
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
на столе + -н—
производящая основа
при дороге + -н-
производящая основа
придорожный
производная основа
под одеялом + -ник-
производящая основа
пододеяльник
производная основа
Упражнение
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
Распределите слова по трем группам по способу образования.
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь —> увлечься, учить —> учиться, сломать —> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто —> кто-то, чей —> чей-либо, какой —> какой-нибудь, где —> где-то, когда —> когда-либо, как —> как-нибудь).
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- —> синева и син(ий) + —> синь.
Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) —> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) —> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) —> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) —> весной (наречие).
Упражнения
1. Укажите способ образования слов:
подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.
Источник
Укажите способ словообразования сотрудник
Вопрос по русскому языку:
Сделайте словообразовательный разбор слов , укажите способ.
Десантник —
Сотрудник —
Бездорожье —
Сверхмощный —
Издалека —
Перелет —
ООН —
По-новому —
Ответы и объяснения 1
1. Десантник ← десант
Способ словообразования: суффиксальный
Средство словообразования: ∧ ник
2. Сотрудник← труд (совместно трудиться)
Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
Средство словообразования: ¬ со + ∧ ник
3. Бездорожье ← дорога
Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
Средство словообразования: ¬ без + ∧ [j]
4. Сверхмощный ← мощь
Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
Средство словообразования: ¬сверх + ∧н
5. Издалека ← далекий
Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
Средство словообразования:¬ из+ ∧ а
6. Перелет ← лёт (сущ., которое означает движение по воздуху от гл. летать)
Способ словообразования: приставочный
Средство словообразования: ¬ пере
7. ООН ← Организация Объединенных Наций
Способ словообразования: аббревиация
Средство словообразования: сложение начальных звуков
8. По-новому ← новый
Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
Средство словообразования: ¬ по+∧ ому
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
Разберите слова по составу, определите способ словообразования добежать \ десантник \ сотрудник \ бездомный \ уцелеть \ лесовоз \ охотничий \ бездорожье \ сверхмощьный \ кто — то?
Русский язык | 10 — 11 классы
Разберите слова по составу, определите способ словообразования добежать \ десантник \ сотрудник \ бездомный \ уцелеть \ лесовоз \ охотничий \ бездорожье \ сверхмощьный \ кто — то.
Добежать — приставочный способ
Десантник — суффиксальный способ
Бездомный — приставочно — суффиксальный
Лесовоз — Способ сложения основ
кто — то — постфиксальный.
Сделайте словообразовательный разбор слов , укажите способ?
Сделайте словообразовательный разбор слов , укажите способ.
Десантник — Сотрудник — Бездорожье — Сверхмощный — Издалека — Перелет — ООН — По — новому -.
Сделайте письенный словообразовательный разбор слов : десантник, школьник, землетрясение, уцелеть, лесовоз, бездорожье?
Сделайте письенный словообразовательный разбор слов : десантник, школьник, землетрясение, уцелеть, лесовоз, бездорожье.
Способ словообразования слов?
Способ словообразования слов?
Переходить высказаться бежать добежать.
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР 1)ДОБЕЖАТЬ , 2)ДЕСАНТНИК, 3)ШКОЛЬНИЙ , 4)ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ , 5)УЦЕЛЕТЬ , 6 )ЛЕСОВОЗ 7)БЕЗДОРОЖЬЕ ПОМОГИТЕ?
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР 1)ДОБЕЖАТЬ , 2)ДЕСАНТНИК, 3)ШКОЛЬНИЙ , 4)ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ , 5)УЦЕЛЕТЬ , 6 )ЛЕСОВОЗ 7)БЕЗДОРОЖЬЕ ПОМОГИТЕ.
Укажите способы словообразования, пожалуйста Подзабыть Вывих Бездорожье Однобокий Десятеро?
Укажите способы словообразования, пожалуйста Подзабыть Вывих Бездорожье Однобокий Десятеро.
Разберите по составу слова : издавна, уговор, по прежнему, рассвета, определите способ словообразования каждого из них?
Разберите по составу слова : издавна, уговор, по прежнему, рассвета, определите способ словообразования каждого из них.
Сделать письменный словообразовательный разбор слов Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий Бездорожье, сверхмощный, кто — то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющи?
Сделать письменный словообразовательный разбор слов Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий Бездорожье, сверхмощный, кто — то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти) По — новому, кгиголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.
Разбери слово по составу : Бездомный?
Разбери слово по составу : Бездомный.
По домам, добежать?
По домам, добежать.
Разберите, пожалуйста эти слова по составу!
По домам, добежать?
По домам, добежать.
Разберите, пожалуйста эти слова по составу!
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Разберите слова по составу, определите способ словообразования добежать \ десантник \ сотрудник \ бездомный \ уцелеть \ лесовоз \ охотничий \ бездорожье \ сверхмощьный \ кто — то?. Вопрос соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском», который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
Синтаксический : оканчивались это глагол, стариного прил, переходя это точка терэ и точка терэ. Морфолог : оканчивались 1. (что сделали? ) оканчивались — глагол. 2. 1) Н. Ф — оканчиваться 2) пост. : а) несов. Вида б) 2 спр 3) не пост. : а) во..
Текст — связанные между собой предложения, выражающие определённую тему, которую хотел передать рассказчик. Предложения логически связаны между собой либо параллельной, последовательной связью К тексту можно подобрать заголовок. К нему я бы подобра..
Источник