- О подготовке к ЕГЭ по
- Тест по русскому языку на тему «Словообразование» (11 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Укажите способ образования неожиданно
О подготовке к ЕГЭ по
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
(1)Аисты прилетели сюда давно и, по-хозяйски построив новое гнездо, уже не покидали его, усердно выводили птенцов, улетали с ними и снова возвращались на привычную крышу. (2)Их прилётам сельчане по-детски радовались.
(З)Точно так же и в позапрошлом году, в конце марта в своем родовом сучковатом доме появился на свет аистенок.
(4)Родительские хлопоты, стрекотание над младенцем раскрытыми, словно т рещотки , клювами — все было как обычно — по-доброму, по-семейному. (5)Скоро над гнездом начала тянуться тонкая шейка с любопытствующим клювиком, и полёты родителей в прибрежные камыши за продовольствием — лягушками, ящерицами и прочей мелкой живностью — стали все более частыми.
(12)Аист-отец куда-то улетел, а аистиха, словно по-матерински что-то предчувствуя, отчаянно и печально потрескивала клювом и запрокидывала, как бы в отчаянии, голову.
(13)Аист вернулся не один: его сопровождали два других аиста, видимо, старейшины здешней стаи. (14)Мудрые советники засуетились возле аистенка. (15)Они внимательно проводили осмотр птенца, изредка похлопывая крыльями, словно люди, в недоумении разводящие руками. (16)В белом своем, стерильном оперении они казались сосредоточенными безголосыми профессорами в свежих, скрипучих от крахмала халатах на консилиуме возле пациента, пораженного загадочной болезнью.
(17)На краю гнезда, недавно еще такого уютного и по-своему счастливого, произошло какое-то решительное совещание. (18)0 чем говорили старейшины на своем птичьем языке?!
(19)После недолгого разговора, где голос аистихи звучал все тише и тише, три аиста — и вместе с ними отец — закинули клювы и протрещали что-то тревожное, воинственное и угрожающее. (20)Бедная мать склоняла голову ниже и ниже, как любая женщина, придавленная неожиданным горем и незаслуженными упрёками.
(21)Старейшины улетели. (22)После некоторого раздумья снялся с гнезда и аист. (23)И тогда аистиха тоже взмыла вверх, в небесную синь. (24)С печальным криком она набирала высоту, а потом, замерев на мгновение, сложила крылья и, словно беспомощный маленький самолетик с отказавшим мотором, рухнула вниз. (25)Она разбилась насмерть совсем рядом с хозяйским срубом.
(26)Осиротевший аистенок не погиб. (27)Он скатился с крыши и попал во двор. (28)Хозяин, потрясенный увиденным, отгонял от него бездушных гусей и сердитых индюков — совсем как в сказке Андерсена о гадком утенке! (29)Аист вырос, окреп и ходил за хозяином, как собачонка, подпрыгивая на своих смешных ходульках. (30)А осенью, когда местные аисты начинали неподалёку сбиваться в стаю для отлета в теплые африканские края, выросший аистенок несколько раз пытался пристать к ним, взлетал, но стая его не приняла.
(31)0н зимовал в курятнике: большого белого аиста, с длинным и острым, как шило, клювом, уже никто не смел обижать — все бросались врассыпную. (32)А весною он занял по праву принадлежащее ему родительское гнездо: ведь аист-отец так и не возвратился.
(33). Над нами раздался шелест крыльев. (34)Мы с хозяином затихли и подняли головы: торжественно и неторопливо проплывал в лиловеющем небе белый аист.
(35)Видимо, летел по самому житейскому делу — на вечернюю кормежку к ближайшему болотцу. (36)Но в свете закатного солнца большие крылья его отливали розовым, словно у поистине сказочного заморского фламинго.
1. Из предложения 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
2. Укажите способ образования слова ПО-ХОЗЯЙСКИ.
3. Укажите способ образования слова СНОВА.
4. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
5. Укажите способ образования слова ПРИЛЕТЕЛИ.
6. Из предложения 2 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
7. Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
8. Укажите способ образования слова ПОЗАПРОШЛЫЙ.
9. Укажите способ образования слова СТРЕКОТАНИЕ.
10. Укажите способ образования слова НЕОЖИДАННЫМ.
11. Из предложения 4 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
12. Укажите способ образования слова РАСКРЫТЫМИ.
13. Укажите способ образования слова ПОЯВИЛСЯ.
14. Из предложения 6 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
15. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
16. Укажите способ образования слова СОВЕРШЕННО.
17. Укажите способ образования слова СДЕЛАЛ.
18. Укажите способ образования слова РОЖДЕНИЕ.
19. Укажите способ образования слова БЕСПОКОЙНЫЙ.
20. Укажите способ образования слова ПО-МАТЕРИНСКИ.
21. Укажите способ образования слова ЗАПРОКИДЫВАЛА.
22. Из предложения 15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
23. Из предложения 15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
24. Укажите способ образования слова РАЗВОДЯЩИЕ.
25. Укажите способ образования слова НЕДОУМЕНИЕ.
26. Укажите способ образования слова ПОХЛОПЫВАЯ.
27. Из предложения 16 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
28. Укажите способ образования слова ОПЕРЕНИЕ.
29. Укажите способ образования слова ПОРАЖЁННОГО.
30. Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
31. Укажите способ образования слова ИЗДАВНА.
32. Укажите способ образования слова СОВЕЩАНИЕ.
33. Из предложения 14 выпишите слово, образованное приставочным способом.
34. Укажите способ образования слова СОСРЕДОТОЧЕННЫМИ.
35. Укажите способ образования слова НЕДОЛГОГО.
36. Укажите способ образования слова УГРОЖАЮЩЕЕ.
37. Из предложения 20 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
38. Из предложения 20 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
39. Укажите способ образования слова ПРИДАВЛЕННАЯ.
40. Укажите способ образования слова НЕЗАСЛУЖЕННАЯ.
41. Из предложения 22 выпишите слово, образованное приставочным способом.
42. Из предложений 21-23 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
43. Из предложения 24 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
44. Из предложения 24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
45. Укажите способ образования слова ОТКАЗАВШИМ.
46. Из предложений 25-27 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
47. Укажите способ образования слова ОСИРОТЕВШИЙ.
48. Из предложения 28 выпишите слово, образованное приставочным способом.
49. Из предложения 28 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
50. Укажите способ образования слова ПОДПРЫГИВАЯ.
51. Из предложения 30 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
52. Из предложения 30 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
53. Укажите способ образования слова СБИВАТЬСЯ.
54. Укажите способ образования слова ВЫРОСШИЙ.
55. Укажите способ образования слова НЕСКОЛЬКО.
56. Из предложения 31 выпишите слово, образованное приставочным способом.
57. Из предложения 31 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
58. Из предложения 36 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
Источник
Тест по русскому языку на тему «Словообразование» (11 класс)
1 Определите способ образования слова диван-кровать
С) сложение основ
2 Основой называется
А) главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое
значение всех однокоренных слов
В) значимая часть слова, служащая для связи слов
С) значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые
Д) значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова
Е) часть слова без окончания или все неизменяемое слово
3 Это слово образовано при помощи суффикса
4 Укажите способ образования слова навсегда
С) сложение основ
5 Приставкой называется
А) главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое
значение всех однокоренных слов
В) значимая неизменяемая часть слова, служащая для связи слов
С) значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова
Д) значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые
Е) часть слова без окончания
6 Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
Д) новейший Е) по-новому
7 Укажите способ образования слов фотоаппарат, кинозал
Д) сложение основ
8 Укажите слово, образованное приставочным способом
9 Укажите правильный ответ на вопрос: что изучает словообразование?
А) слова и их значения
В) правила написания слов
С) строение слов и способы образования слов
Д) части речи и их формы
Е) правила произношения слов
10 Это слово состоит из приставки, корня, суффикса
11 Укажите форму слова березка
12 Это слово образовано при помощи приставки и суффикса
13 Укажите форму слова лесок
14 Слово, не входящее в ряд однокоренных
15 Это слово образовано при помощи суффикса
16 Укажите слово, соответствующее схеме (состоит из корня)
17 В этом ряду формы одного слова
А) сесть, присесть, вприсядку
В) урок, уроки, поурочный
С) погода, непогода, погожий
Д) победа, победить, победитель
Е) сеять, сею, сеешь
18 Это слово образовано бессуффиксным способом
19 Это слово образовано при помощи суффикса
20 Укажите вариант, в котором дана форма слова зимовать
Е) зимовщик1 Укажите слово, образованное по модели ( корень, суффикс, суффикс,
22 Укажите вариант, в котором дана форма слова стеклить
Е) буду стеклить
23 Укажите вариант, в котором дана форма слова паркет
24 Путем перехода из одной части речи в другую образовано слово в
25 Укажите способ образования слов: неприятный, потемнеть, преподнести
Е) сложение основ
26 Укажите, в каком варианте форма слова травяной
27 Определите способ образования существительного мороженое
Д) сложение основ
Е) переход из одной части речи в другую
28 Окончанием называется
А) главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое
значение всех однокоренных слов
В) значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова
С) часть слова без окончания
Д) значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов
Е) значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова
29 Укажите правильный разбор по составу
30 Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
Код ответов « Словообразование 1»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 324 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 327 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-301340
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Укажите способ образования неожиданно
Определите способ образования слова ПЕРЕХОДА (предложение 4).
(1)Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. (2)Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. (3)Я ехал один в цветущей пустыне, окружённой издали горами. (4)Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. (5)Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. (6)В самом деле, я приехал в армянскую деревню. (7)Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. (8)Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. (9)Я переехал через реку.
(10)Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. (11)Несколько грузин сопровождали арбу. (12)«Откуда вы?» – спросил я их. (13)«Из Тегерана». – (14)«Что вы везёте?» – (15)«Грибоеда». (16)Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. (17)Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова!
(18)Я расстался с ним в прошлом году, в Петербурге, пред отъездом его в Персию. (19)Он был печален и имел странные предчувствия. (20)Я было хотел его успокоить; он мне сказал:(21)«Вы ещё не знаете этих людей — вы увидите, что дело дойдёт до ножей». (22)Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междоусобица его семидесяти сыновей. (23)Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. (24)Он погиб под кинжалами персиян, жертвой жестокости и вероломства. (25)Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулей.
(26)Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. (27)Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. (28)Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго он был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности.
(29)Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. (30)Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. (31)Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». (32)Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.
(33)Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облакамиследствие пылких страстей и могучих обстоятельств. (34)Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. (35)Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью, уехал в Грузию, где пробыл восемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. (36)Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. (37)Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (38)Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. (39)Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил… (40)Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. (41)Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. (42)Она была мгновенна и прекрасна.
(43)Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44)Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45)Мы ленивы и нелюбопытны…
А. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», 1835 г.
Определите способ образования слова УВИДЕЛ (предложение 7).
Определите способ образования слова УВИДЕЛ (предложение 7).
(1)Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. (2)Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. (3)Я ехал один в цветущей пустыне, окружённой издали горами. (4)Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. (5)Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. (6)В самом деле, я приехал в армянскую деревню. (7)Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. (8)Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. (9)Я переехал через реку.
(10)Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. (11)Несколько грузин сопровождали арбу. (12)«Откуда вы?» – спросил я их. (13)«Из Тегерана». – (14)«Что вы везёте?» – (15)«Грибоеда». (16)Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. (17)Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова!
(18)Я расстался с ним в прошлом году, в Петербурге, пред отъездом его в Персию. (19)Он был печален и имел странные предчувствия. (20)Я было хотел его успокоить; он мне сказал:(21)«Вы ещё не знаете этих людей — вы увидите, что дело дойдёт до ножей». (22)Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междоусобица его семидесяти сыновей. (23)Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. (24)Он погиб под кинжалами персиян, жертвой жестокости и вероломства. (25)Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулей.
(26)Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. (27)Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. (28)Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго он был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности.
(29)Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. (30)Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. (31)Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». (32)Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.
(33)Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облакамиследствие пылких страстей и могучих обстоятельств. (34)Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. (35)Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью, уехал в Грузию, где пробыл восемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. (36)Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. (37)Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (38)Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. (39)Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил… (40)Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. (41)Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. (42)Она была мгновенна и прекрасна.
(43)Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44)Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45)Мы ленивы и нелюбопытны…
А. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», 1835 г.
Определите способ образования слова ПЕРЕХОДА (предложение 4).
Определите способ образования слова ИЗДАЛИ (предложение 3).
(1)Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. (2)Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. (3)Я ехал один в цветущей пустыне, окружённой издали горами. (4)Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. (5)Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. (6)В самом деле, я приехал в армянскую деревню. (7)Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. (8)Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. (9)Я переехал через реку.
(10)Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. (11)Несколько грузин сопровождали арбу. (12)«Откуда вы?» – спросил я их. (13)«Из Тегерана». – (14)«Что вы везёте?» – (15)«Грибоеда». (16)Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. (17)Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова!
(18)Я расстался с ним в прошлом году, в Петербурге, пред отъездом его в Персию. (19)Он был печален и имел странные предчувствия. (20)Я было хотел его успокоить; он мне сказал:(21)«Вы ещё не знаете этих людей — вы увидите, что дело дойдёт до ножей». (22)Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междоусобица его семидесяти сыновей. (23)Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. (24)Он погиб под кинжалами персиян, жертвой жестокости и вероломства. (25)Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулей.
(26)Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. (27)Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. (28)Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго он был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности.
(29)Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. (30)Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. (31)Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». (32)Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.
(33)Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облакамиследствие пылких страстей и могучих обстоятельств. (34)Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. (35)Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью, уехал в Грузию, где пробыл восемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. (36)Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. (37)Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (38)Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. (39)Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил… (40)Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. (41)Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. (42)Она была мгновенна и прекрасна.
(43)Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44)Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45)Мы ленивы и нелюбопытны…
А. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», 1835 г.
Определите способ образования слова ПЕРЕХОДА (предложение 4).
Определите способ образования слова УПОТРЕБЛЕНИЯ (предложение 29).
(1)Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. (2)Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. (3)Я ехал один в цветущей пустыне, окружённой издали горами. (4)Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. (5)Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. (6)В самом деле, я приехал в армянскую деревню. (7)Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. (8)Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. (9)Я переехал через реку.
(10)Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. (11)Несколько грузин сопровождали арбу. (12)«Откуда вы?» – спросил я их. (13)«Из Тегерана». – (14)«Что вы везёте?» – (15)«Грибоеда». (16)Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. (17)Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова!
(18)Я расстался с ним в прошлом году, в Петербурге, пред отъездом его в Персию. (19)Он был печален и имел странные предчувствия. (20)Я было хотел его успокоить; он мне сказал:(21)«Вы ещё не знаете этих людей — вы увидите, что дело дойдёт до ножей». (22)Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междоусобица его семидесяти сыновей. (23)Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. (24)Он погиб под кинжалами персиян, жертвой жестокости и вероломства. (25)Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулей.
(26)Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. (27)Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. (28)Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго он был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности.
(29)Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. (30)Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. (31)Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». (32)Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.
(33)Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облакамиследствие пылких страстей и могучих обстоятельств. (34)Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. (35)Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью, уехал в Грузию, где пробыл восемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. (36)Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. (37)Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (38)Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. (39)Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил… (40)Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. (41)Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. (42)Она была мгновенна и прекрасна.
(43)Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44)Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45)Мы ленивы и нелюбопытны…
А. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», 1835 г.
Определите способ образования слова ПЕРЕХОДА (предложение 4).
Определите способ образования слова РАССЕЯННОСТЬЮ (предложение 35).
(1)Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. (2)Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. (3)Я ехал один в цветущей пустыне, окружённой издали горами. (4)Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. (5)Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. (6)В самом деле, я приехал в армянскую деревню. (7)Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. (8)Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. (9)Я переехал через реку.
(10)Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. (11)Несколько грузин сопровождали арбу. (12)«Откуда вы?» – спросил я их. (13)«Из Тегерана». – (14)«Что вы везёте?» – (15)«Грибоеда». (16)Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. (17)Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова!
(18)Я расстался с ним в прошлом году, в Петербурге, пред отъездом его в Персию. (19)Он был печален и имел странные предчувствия. (20)Я было хотел его успокоить; он мне сказал:(21)«Вы ещё не знаете этих людей — вы увидите, что дело дойдёт до ножей». (22)Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междоусобица его семидесяти сыновей. (23)Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. (24)Он погиб под кинжалами персиян, жертвой жестокости и вероломства. (25)Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулей.
(26)Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. (27)Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. (28)Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго он был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности.
(29)Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. (30)Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. (31)Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». (32)Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.
(33)Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облакамиследствие пылких страстей и могучих обстоятельств. (34)Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. (35)Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью, уехал в Грузию, где пробыл восемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. (36)Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. (37)Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (38)Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. (39)Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил… (40)Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. (41)Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. (42)Она была мгновенна и прекрасна.
(43)Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44)Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45)Мы ленивы и нелюбопытны…
А. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», 1835 г.
Источник