- Образование наречий в русском языке
- Какими способами образуются наречия?
- Таблица
- Видеоурок
- Конспект урока и презентация по русскому языку на тему «Словообразование наречий» 7 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Образование наречий в русском языке
Способы образования наречий весьма разнообразны. Рассмотрим наиболее распространенные способы образования наречий от слов других частей речи.
Какими способами образуются наречия?
В морфологии русского языка наречие — это производная часть речи. Все наречия произошли и происходят от слов других частей речи и их грамматических форм. Эта самостоятельная часть речи образуется от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и других наречий.
Перечислим основные способы образования наречий:
Большая группа наречий возникла в результате прямого перехода в категорию наречий слов и их грамматических форм. К примеру, существительное в форме творительного падежа «рядом» превратилось в слово новой части речи.
Сравним:
Рассмотрим каждый способ словообразования в отдельности. Укажем, от слов какой части речи образованы наречия. Для большей наглядности все способы образования наречий представим в следующей таблице с примерами.
Таблица
Способ образования наречий | Производящая часть речи | Примеры |
---|---|---|
Приставочный способ | Наречие | как — ни как, когда — не когда, туда — от туда, завтра — после завтра, вчера — по за вчера, где — кое — где, вне — во вне | Прилагательные | быстрый — быстр о , сладкий — сладк о , искренний — искренн е , тягучий — тягуч е , отеческий — отеческ и , издевательский — издевательск и |
Числительные | один — одн а жды , два — два жды | |
Существительные | низ — с низ у , утро — на утр о , начало — с начал а , век — на век и , нутро — в нутр и , тайна — в тайн е | |
прежний — по -прежн ему , добрый — по -добр ому , волчий — по -волчь и , английский — по -английск и , левый — в лев о , правый — на прав о , долгий — за долг о , из редк а , до сыт а , с прав а , равный — на равн е , тройной — в тройне, чёрный — в черн е , прямой — в прям ую , крутой — в крут ую , новый — в новь , широкий — в ширь | ||
Местоимения | иной — по -ин ому , ваш — по -ваш ему | |
Числительные | первый — во -перв ых , третий — в -треть их , двое — на дво е , трое — на тро е , трое — в тро е , семеро — в семер ом | |
Глаголы | угадать — на угад , торопить — в тороп ях | |
Постфиксальный способ | Наречия | зачем- то , как- либо , куда- нибудь |
Сложение | Повтор наречий | чуть-чуть, едва-едва, тихо-тихо, белым-бело, темным-темно, волей-неволей, строго-настрого |
Сложение с суффиксацией | Наречие + глагол | мимо+ходить — мимоход ом |
Слияние слов | сего дня → сегодня, тот час → тотчас, сей час → сейчас | |
Переход из одной части речи в другую | Существительное в форме в.п. и т.п. | капельку, чуточку, верхом, осенью, стрелой, днём, нагишом, голышом |
Глагол (деепричастие) | крадучись, играючи, лёжа, стоя, шутя, молча, не спеша, нехотя |
Видеоурок
Источник
Конспект урока и презентация по русскому языку на тему «Словообразование наречий» 7 класс
Выбранный для просмотра документ словообразование наречий 7 класс.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область Конспект урока по теме «Словообразование наречий» 7 класс подготовила учитель русского языка и литературы Петрова Наталья Васильевна
Орешек знаний тверд. Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Желание – ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!
Прочитайте высказывание: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически. Мы идем уверенно к той яркой звезде, которая горит вдали. Не отставайте, друзья!» А.П.Чехов.
Вопросы наречия Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? Насколько? В какой степени?
Проверь себя 1А. 2Г. 3Г. 4Б. 5А.
Тема урока: «Словообразование наречий»
Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую.
Алгоритм Шаг 1. Определить производящее слово. Шаг 2. Определить корень. Шаг 3. Определить морфемы, при помощи которых образовалось слово. Шаг 4. Назвать способ словообразования.
Проверь себя приставочный суффиксальный Приставочно-суффиксальный сложение Переход из одной части речи в другую невесело оттуда Хорошо холодно Засветло вдвое Мало-помалу полулежа С разбегу сидя
Определи способ словообразования Умственно – умственный (Суффиксальный) Нравственно – нравственный (суффиксальный) Физически – физический (суффиксальный) Уверенно – уверенный (суффиксальный) Вдали – даль (приставочно-суффиксальный)
Домашнее задание По выбору: — Опишите иллюстрацию, используя наречия всех способов словообразования. — Выпишите из рассказов А.П. Чехова предложения с наречиями, образованными разными способами словообразования, укажите способ
Выбранный для просмотра документ урок словообразование наречий 7 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Конспект урока по теме «Словообразование наречий»
учитель русского языка и литературы
Петрова Наталья Васильевна
Тема урока: Словообразование наречий
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель деятельности учителя: способствовать формированию знаний по способам словообразования наречия через организацию работы в парах
Создать условия для усвоения учащимися основных способов образования наречий.
Формировать умение применять теоретические знания на практике.
Личностные: способствовать формированию уверенности в своих знаниях, способствовать развитию интереса к учебному предмету.
— регулятивные: определять тему, ставить цель, осуществлять контроль;
— коммуникативные: принимать участие в работе парами. Формулировать и излагать собственное мнение;
— познавательные: формировать умение находить информацию.
Организационное начало урока.
— Здравствуйте, садитесь, проверьте подготовку к уроку.
— Прочитайте девиз нашего урока:
Орешек знаний тверд.
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Желание – ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!
— Как вы думаете, подходит этот девиз нам?
— Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами три кружочка: красный – «я хочу активно работать», желтый – «я не готов к активной работе», синий – «средняя степень готовности». Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению. Вижу, что вы настроены работать активно.
Учащиеся распределены по группам в соответствии с иллюстрацией. В начале урока дети берут мини-иллюстрацию и садятся за стол, на котором лежит большая иллюстрация.
— Определите автора и произведение, из которого представлена иллюстрация. (А.П. Чехов.)
— Вспомните, какие черты личности высмеивает Чехов. (лицемерие, глупость, заискивание).
— Прочитайте текст. Как вы понимаете это высказывание А.П. Чехова.
«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически. Мы идем уверенно к той яркой звезде, которая горит вдали. Не отставайте, друзья!» А.П. Чехов.
— К чему призывает писатель? (Быть умным, нравственным, здоровым)
— Определите стиль текста. (Публицистический).
— Чем интересен текст с точки зрения изучаемой части речи? (В тексте много наречий)
— Зачем автор их использует? (Поясняют глаголы, делают высказывание ярче).
— Назовите наречия в тексте. (Умственно, нравственно, физически, уверенно, вдали).
— Как вы определили, что это наречия? (Задали вопрос).
— На какие вопросы отвечают наречия? Проверьте по слайду.
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? Насколько? В какой степени?
— Проведите следующий эксперимент. Зачеркните наречия в тексте, прочитайте текст. Сделайте вывод о роли наречий в тексте. (Наречия характеризуют действие, предмет, признак. Делают речь ярче, образнее).
— Что такое наречие?
— От какой части речи зависит?
— Выполните задание 1.
— Подберите как можно больше наречий к глаголам. Запишите.
Задание 2. Выполните тест. ( дается на карточках)
а) самостоятельная часть речи
б) служебная часть речи
2. Наречие обозначает….
а) признак предмета
б) признак действия
в) признак признака
г) все выше перечисленное
3. В предложении является…
в) входит в состав сказуемого
г) все перечисленное
а) изменяемая часть речи
б) неизменяемая часть речи
5. У наречия не может быть…
— Взаимопроверка. Проверьте правильность выполнения работы и оцените.
— Обобщите знания о наречии в таблице.
Постановка цели урока.
Задание 3. «Лингвистические загадки»
— Чтобы определить тему нашего урока, необходимо решить две лингвистические задачи. В первой вам нужно вспомнить по определению понятие.
Раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования — …
— Второе слово помогут определить схемы, записанные на доске. (На доске записаны схемы наречия).
— Какая часть речи зашифрована в схемах? (Наречие).
— Что помогло определить? (Отсутствует окончание, а наречие не изменяется).
— Как вы сформулируете тему урока? (Словообразование наречий). Запишите в рабочий лист.
— Какие способы словообразования вы знаете? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую).
Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую.
— Поставьте цели урока для себя. Запишите в таблицу.
Реализация целей и задач. Изучение нового материала.
Наблюдение за языковым материалом. Составление алгоритма работы.
— Можно ли сразу определить способ словообразования?
— Составьте алгоритм своих действий. Запишите на листе. На столах лежит лист и фломастер (Работа в группе).
Шаг 1. Определить производящее слово.
Шаг 2. Определить корень.
Шаг 3. Определить морфемы, при помощи которых образовалось слово.
Шаг 4. Назвать способ словообразования.
— Примените на практике свои теоретические знания. Выполните задание 3.
Задание 4. По алгоритму определите способ словообразования слов и часть речи производящих слов. Заполните в таблице свою строку.
Карточка группы 1.
Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.
Карточка группы 2.
Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.
Карточка группы 3.
Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.
Карточка группы 4.
Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.
Карточка группы 5.
Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.
(Прыгнуть) с разбегу –
(говорить) в открытую –
После того, как учащиеся выполнили свою карточку, они выбирают цифру, лежащую на столе, и формируются новые группы 12345 (1 собираются за 1 столом, 2 – за вторым и так далее)
— Продолжают работу по заполнению таблицу
— Какой вывод сделаете о способах словообразования наречий? (Наречия образуются разными способами от разных частей речи).
— Просмотрите теоретический материал в учебнике.
— Какие способы словообразования не указаны в учебной статье.
— Оцените выполнение работы в группе.
У меня все получилось – 2
Я испытывал(а) затруднения – 1
Не получилось – 0
Применение полученных знаний на практике. Работа в группе.
Задание 5. Распределите слова по способу словообразования.
Мало-помалу, полулежа, засветло, вдвое, невесело, оттуда, (прыгать) с разбегу, (читать) сидя, хорошо, холодно.
— Проверка выполнения работы.
У меня все получилось – 2
Я испытывал(а) затруднения – 1
Не получилось – 0
Задание 6. Самостоятельная работа. Проверочный тест.
1.Укажите способ образования наречия КОЕ-ГДЕ
2. Укажите способ образования наречия ВО-ПЕРВЫХ
3. Укажите способ образования наречия ДОКРАСНА
4. Укажите способ образования наречия АККУРАТНО
5. Укажите способ образования наречия УСТРАШАЮЩЕ
— Проверка работы, оценивание.
— Вернемся к высказыванию А.П. Чехова.
— Определите способ словообразования наречий.
Умственно – умственный (Суффиксальный)
Нравственно – нравственный (суффиксальный)
Физически – физический (суффиксальный)
Уверенно – уверенный (суффиксальный)
Вдали – даль (приставочно-суффиксальный)
— Прочитайте цели, которые вы поставили в начале урока. Как вы думаете, цели достигнуты?
— Выберите оценку вашей работы на уроке.
— Опишите иллюстрацию, используя наречия всех способов словообразования.
— Выпишите из рассказов А.П. Чехова предложения с наречиями, образованными разными способами словообразования, укажите способ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-999528
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник