Укажите способ образования наречия плохо

Словообразование наречий в русском языке

Словообразование наре­чий — это при­ста­воч­ный, суф­фик­саль­ный, приставочно-суффиксальный спо­соб, а так­же сло­же­ние и сли­я­ние. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на спо­со­бом пере­хо­да слов дру­гих частей речи.

Словообразование наречий

В рус­ском язы­ке наре­чие сфор­ми­ро­ва­лась на базе дру­гих само­сто­я­тель­ных частей речи. Наречия воз­ник­ли от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных, гла­го­лов и их грам­ма­ти­че­ских форм. Укажем основ­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий в рус­ском языке:

  • при­ста­воч­ный
  • суф­фик­саль­ный
  • приставочно-суффиксальный
  • пост­фик­саль­ный
  • сло­же­ние
  • сли­я­ние
  • пере­ход из одной части речи в другую.

Рассмотрим подроб­но, с помо­щью каких спо­со­бов обра­зу­ют­ся наречия.

Приставочный способ

Приставочный спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния харак­те­рен для всех само­сто­я­тель­ных частей речи рус­ско­го язы­ка. Слова одной и той же части речи обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки, или префикса.

Понаблюдаем, какие наре­чия обра­зо­ва­ны этим способом:

  • нель­зя → до нель­зя;
  • ныне → до ныне;
  • все­гда → на все­гда;
  • про­тив → на про­тив;
  • сквозь → на сквозь;
  • вне → из вне;
  • всю­ду → ото всю­ду.

Отрицательные место­имен­ные наре­чия обра­зо­ва­ны от отно­си­тель­ных наре­чий с помо­щью при­став­ки не- и ни-:

  • куда → не куда;
  • когда → не когда;
  • зачем → не зачем;
  • отку­да → ни отку­да;
  • где → ни где;
  • как → ни как.

Суффиксальный способ образования наречий

Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван при сло­во­об­ра­зо­ва­нии наре­чий от при­ла­га­тель­ных и числительных.

С помо­щью суф­фик­сов и обра­зу­ем наре­чия от пол­ных форм каче­ствен­ных прилагательных:

  • радост­ный → радостн о смеяться;
  • внят­ный → внятн о объяснить;
  • внут­рен­ний → внут­ренн е расслабиться;
  • скри­пу­чий → скри­пуч е прошептать.

Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс обра­зу­ет наре­чия от слов с осно­вой на шипя­щий или мяг­кий согласный.

С помо­щью суф­фик­са обра­зу­ем наре­чия от прилагательных:

  • сати­ри­че­ский → опи­сать сати­ри­ческ и ;
  • коми­че­ский → изоб­ра­зить коми­ческ и ;
  • мастер­ский → изго­то­вить мастерск и .

От коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных суф­фик­саль­ным спо­со­бом были обра­зо­ва­ны наречия:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды посолить;
  • три → три жды перекреститься;
  • четы­ре → четы­ре жды переписать.

Приставочно-суффиксальный способ образования наречий

С помо­щью сра­зу двух мор­фем, при­став­ки и суф­фик­са, обра­зу­ем наре­чия от существительных:

  • верх → с верх у ;
  • нача­ло → в начал е ;
  • нут­ро → из нутр и ;
  • век → во век и ;
  • даль → в дал и .
Читайте также:  Метапредметные универсальные способы образовательной деятельности

От крат­ких форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок из-/ис-, до-, с- и суф­фик­са обра­зо­ва­ны наречия:

  • из далек а
  • ис кос а
  • до сух а
  • с лев а

Аналогично при­став­ки в-, на-, за- и суф­фикс обра­зу­ют сло­ва этой же части речи:

Весьма про­дук­тив­но сло­во­об­ра­зо­ва­ние наре­чий от при­ла­га­тель­ных и место­име­ний с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­сов -ому-/-ему, -и:

  • домаш­ний → по -домашн ему приготовить;
  • новый → по -нов ому сделать;
  • при­я­тель­ский → по -при­я­тельск и общаться;
  • муж­ской → по -мужск и ответить;
  • свой → посту­пить по -сво ему ;
  • вся­кий → делать по -всяк ому .

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны от при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок в- и на- и суф­фик­са -ую:

  • тем­ный → сыг­рать в тёмн ую ;
  • кру­го­вой → занять обо­ро­ну в кру­гов ую ;
  • сухой → раз­гро­мить в сух ую ;
  • руко­паш­ный → драть­ся в руко­пашн ую ;
  • пря­мой → идти на прям ую .

Порядковые чис­ли­тель­ные обра­зу­ют наре­чия с помо­щью при­ста­вок в-/во- и суф­фик­са -ых/-их:

  • вто­рой → во -втор ых ;
  • седь­мой → в -седьм ых ;
  • тре­тий → в -треть их .

Собирательные чис­ли­тель­ные явля­ют­ся про­из­во­дя­щей осно­вой для ряда наречий:

  • чет­ве­ро → в чет­вер о сло­жить лист;
  • двое → в дво ем работать;
  • шесте­ро → в шестер ом справились;
  • трое → на трое раз­ру­бить.

Постфиксальный способ

Постфиксальный спо­соб ука­жем в обра­зо­ва­нии неопре­де­лен­ных место­имен­ных наре­чий с помо­щью частиц -то, либо, -нибудь:

  • где → где- то ;
  • куда → куда- либо ;
  • как → как- нибудь .

Частица -таки обра­зу­ет новые сло­ва этой части речи от одно­ко­рен­ных наречий:

  • совсем → совсем- таки ;
  • так → так- таки ;
  • нако­нец → наконец- таки ;
  • слиш­ком → слишком- таки .

Сложение

Способом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные наречия:

Слияние

Способ сли­я­ния двух слов в одно обра­зо­вал наречия:

  • сей час → сейчас;
  • тот час → тотчас;
  • сего дня → сегодня.

Переход из одной части речи в другую

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны путем пря­мо­го пере­хо­да слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм.

Существительные в фор­ме вини­тель­но­го и тво­ри­тель­но­го паде­жа попол­ни­ли кате­го­рию наречий:

  • потер­пи капельку;
  • помо­ги чуточку;
  • спу­стить­ся с лест­ни­цы бегом;
  • отпра­вил­ся следом;
  • катать­ся на сан­ках зимой.

Часть наре­чий воз­ник­ла спо­со­бом пере­хо­да гла­голь­ных форм:

Читайте также:  Как заквасить капусту традиционным способом

Таблица

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ
Мотивирующая осно­ва Способ сло­во­об­ра­зо­ва­ния Примеры
1. при­ла­га­тель­но­го суф­фик­саль­ный при­вычн о , вызы­ва­ющ е , твор­ческ и , бос ик ом
приставочно-суфф. по — делов ому , по ровн у , в рас­сыпн ую , во общ е , из редк а , на легк е , с горяч а
2. суще­стви­тель­но­го суф­фик­саль­ный дн ем , чуд ом , гусь ком , дуг ой , весн ой , дом ой , пор ою , рысь ю , вре­мен ами
приставочно-суфф. в верх ø , во круг ø , на изнанк у , по бли­зост и , из дал и , на утр о
слож.-пр.-суффикс. в пол сил ы , в пол голос а
3. чис­ли­тель­но­го суф­фик­саль­ный одна жды , два жды
приставочно-суфф. в дво ем , на дво е
4. гла­го­ла суф­фик­саль­ный стой мя , мельк ом , молч ком , уме ючи
приставочно-суфф. в плавь ø , в догонк у , на угад ø , в тороп ях
слож.-суффикс. мимо + ход ить ← мимо­ход ом
слож.-пр.-суффикс. в пол у леж а
5. при­ча­стия суф­фик­саль­ный утвер­жда­ющ е , ожи­да­ющ е
6. наре­чия
при­ста­воч­ный на все­гда, ото всю­ду, не зачем, по за вче­ра
приставочно-суфф. внутрь → во внутрь ø

Видеоурок

Источник

Тест. 7 класс. Словообразование наречий.

Тест. 7 класс. Словообразование наречий.

1. Укажите наречие: А) рожь Б) пустошь В) настежь Г) съешь.

2. Наречия: А) изменяются по числам; Б) изменяются по лицам; В) не изменяются.

3. От какого слова образовано наречие трудно ? А) трудный Б) труд В) трудиться Г) трудность

4. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.

А) слепой Б) толковый В) местный Г) торопливый

5. Найдите наречие, образованное приставочным способом.

А) досуха Б) никуда В) мало-помалу Г) во-вторых

6.Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

1) Быстрый — … — быстрее – побыстрее.

2) Тонкий – тонко — … – потоньше.

3) Строгий — … — … — построже.

7.Определите способ образования наречий: С — суффиксальный; П – приставочный;

ПС – приставочно-суффиксальный; СЛ – сложение.

1).Неохотно …… и несмело……

Солнце смотрит на поля

Чу, за тучей прогремело,

2). Зима недаром…… злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

3). Никита повернул направо ……, к реке.

4). Русское население издавна…… живет на Белом море.

5). Печорин чуть-чуть…… побледнел и отвернулся.

6). Боцман все-таки поступил по-своему……

7).Береги честь смолоду…….

8). Охотник взволнованно…… рассказывал о встрече с медведем.

8*. Прочитайте текст и выполните к нему задания.

Читайте также:  Способ соединения деталей шкантами

(1) Чуть свет в траве громко начинает стрекотать кузнечик, издали слышно. (2) Но вот он умолк, и мы точно заметили место, откуда доносились звуки. (3) Тихонько подошли, чуть-чуть раздвинули траву…(4) А кузнечика нет. (5) Куда же он девался? (6) Перебрался на другое место? (7) Вполне возможно. (8) У этих насекомых очень хороший слух, и кузнечик мог услышать, как мы к нему приближаемся. (9) Вот он снова застрекотал, неимоверно громко, только уже в другом месте. (10) Но что это? (11) Не успели мы сделать и двух шагов, как и сзади раздалось стрекотанье. (12) Оно доносилось с того же места, что и раньше. (13) Значит, кузнечик не перебрался в другое место, он просто нырнул с травинки вниз, на землю, где и притаился. (14) Поневоле удивишься!

(15) Найти кузнечика в зеленой траве очень трудно. (16) Настолько трудно, что сами кузнечики отыскивают друг друга лишь по сигналам. (17) Вот как мудро распорядилась матушка-природа: наделила насекомых шапками-невидимками, чтобы они могли всегда оставаться в безопасности.

1). Укажите номер ответа, в котором неверно определен способ образования наречий.

1) громко — суффиксальный (предложение 1)

2) сзади — приставочный (предложение 11)

3) издали — приставочно-суффиксальный (предложение 1)

4) трудно — суффиксальный (предложение 15)

2).Из предложений 13 и 16 выпишите наречия, образованные приставочным способом.

3).К фразеологизму из предложения 1 подберите синонимичное наречие.

Источник

Словообразование наречий

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите способ образования наречия ПЛОХО

Варианты ответов
  • Приставочный
  • Суффиксальный
  • Сложение
Вопрос 2

Укажите способ образования наречия КОЕ-ГДЕ

Варианты ответов
  • Приставочный
  • Сложение
  • Приставочно-суффиксальный
Вопрос 3

Укажите способ образования наречия ДОКРАСНА.

Варианты ответов
  • Приставочный
  • Суффиксальный
  • Приставочно-суффиксальный
Вопрос 4

Укажите способ образования наречия ВОВСЮ

Варианты ответов
  • Приставочный
  • Суффиксальный
  • Приставочно-суффиксальный
Вопрос 5

Укажите способ образования наречия ВЧЕТВЕРОМ

Варианты ответов
  • Приставочный
  • Суффиксальный
  • Приставочно-суффиксальный
Вопрос 6

Укажите способ образования наречия НЕКСТАТИ

Варианты ответов
  • Приставочный
  • Суффиксальный
  • Приставочно-суффиксальный
Вопрос 7

От какой части речи образовано наречие ВНИЗУ?

Варианты ответов
  • Прилагательное
  • Глагол
  • Существительное
Вопрос 8

От какой части речи образовано наречие ПО-СТАРОМУ?

Варианты ответов
  • Прилагательное
  • Глагол
  • Существительное
Вопрос 9

Укажите способ образования наречия ЕЛЕ-ЕЛЕ

Варианты ответов
  • Сложение
  • Приставочный
  • Суффиксальный
Вопрос 10

От какой части речи образовано наречие ТРИЖДЫ?

Варианты ответов
  • Существительное
  • Прилагательное
  • Числительное

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии

Комментарии 0

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Возможности тестов


Источник

Оцените статью
Разные способы