Укажите социальные нормы выделяемые по способам их установления обеспечения
Классификация социальных норм
Читайте также:
I.2.2) Классификация юридических норм.
II. Классификация документов
II. Сущность и классификация источников и методов финансирования.
II.3.2) Классификация законов.
II.4. Классификация нефтей и газов по их химическим и физическим свойствам
IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.
RКлассификация ишемической болезни сердца.
V 1: Определение и классификация
VII.1.1) Классификация вещей.
VII.4.1) Сервитуты: понятие и классификация.
По способам установления и обеспечения:
По сфере регулируемых отношений:
— эстетические и т. д.
По способам образования:
По уровню обобщения регулируемых отношений:
Активное воздействие на мотивы поведения оказывают не только конкретные правила, но и юридические, моральные и другие принципы. Они оказывают влияние на выбор определенного варианта поведения субъектов в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений.
Право отличается от простого социального регулирования присущим ему этатистским характером и особенностями связанного с ним принуждения. В то же время это отличие не означает, что право не может – и даже не стремится – сблизиться в том, что касается содержания его норм, с механизмом социального регулирования, и воспринять некоторые из его правил, которым впоследствии будет придан юридический характер.
Право есть проявление нормативной функции государственно-организованного общества. Каждое политическое общество, каждое государство вырабатывает свое собственное право в зависимости от присущих ему характеристик, состояния его развития, его философии, идеологии, верований и устремлений. В определенном смысле право того или иного конкретного общества носит особенный характер, будучи выражением усвоенной этим обществом особой концепции социального порядка, а также подтверждением той задачи, которую общество возлагает на право.
Право является отражением общества. Различным политическим обществам, различным странам и даже различным историческим эпохам присущи различные государственные правовые системы со своими особыми базовыми принципами, юридическими концепциями и категориями, со своими особыми построениями, исполнением и назначением правовых норм[51].
В то же время, несмотря на многообразие права разных стран, в нём прослеживаются некоторые сходные черты и определенная техническая, историческая, культурная взаимосвязь.
Право как главный регулятор общественных отношений является мерой возможного (когда в нормах права закрепляются дозволения) или должного (т. е. норма права содержит обязанности или запреты на какое-либо действие) поведения.
Право является важнейшим регулятором общественных отношений. Посредством законодательства закрепляются основополагающие институты и отношения:
— основы общественного и государственного строя;
— форма правления, порядок формирования органов государственной власти;
— административно-территориальное и национально-территориальное устройство государства;
— система и компетенция государственных органов, порядок их взаимодействия;
— основные права и свободы личности;
— отношения в экономической, политической, духовной сферах.
Правовое регулирование, как и в целом социальное регулирование, выступает в двух основных видах – нормативное и индивидуальное.
Нормативное регулирование распространяется на все случаи в рамках закона, оно рассчитано на неоднократное использование.
Индивидуальное регулирование рассчитано на данный конкретный случай, на реализацию субъективного права. Оно рассчитано на однократное применение.
Мораль (от лат. moralis – нравственность) является одной из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности.
Нормы морали – это правила общего характера, основанные на представлении людей о добре и зле, чести и справедливости, служащие регулятором отношений людей в обществе и мерилом оценки поведения.
Нравственное регулирование осуществляется в том случае, когда проявляются характер поведения субъектов, цели и мотивы их поступков. Оно представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности.
— мораль – под этим термином понимается мотивация и саморегуляция поведения субъекта;
— нравственность – это проявление морали;
— этика – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность;
— этикет – принятый порядок поведения, форма обхождения и т. п.
Следует отметить, что существует определенное различие между нормами права и нормами морали. Это различие объясняется тем, что право не ставит перед собой главной целью совершенствование человеческого сознания путем постоянных поисков добра. Право стремится, прежде всего, обеспечить эффективность регулирования общественных отношений.
Теоретически и по своей сути право не тождественно нравственности: оно может быть и соответствующим морали, и нейтральным по отношению к морали, и противоречащим морали:
— право нейтрально по отношению к морали, если речь идет о нормах права, устанавливающих лишь технические принципы, не влияющие на совершенствование индивидов: правостороннее движение на дорогах, организация уборки улиц, регламентация деятельности лиц, выполняющих технические функции и т. п.;
— право противоречит морали, если речь идет о нормах права, юридически закрепляющих ситуации, не совместимые с понятиями нравственности.
В то же время, поскольку право есть отражение общественных умонастроений, отдельные понятия и нормы морали во многих юридических системах включены в состав права, будучи преобразованы в юридические нормы, подкрепленные материальными средствами принуждения.
Соотношение норм права и норм морали проявляется в наличии общих черт, различиях, взаимодействии и противоречиях.
— право и мораль являются разновидностями социальных норм;
— право и мораль имеют нормативное содержание;
— право и мораль являются регуляторами общественных отношений;
— право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей определенным идеалам;
— право и мораль формируются, как правило, из соображений справедливости;
— право и мораль определяют границы возможного и должного поведения людей, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
— право и мораль являются элементами культуры общества;
— право и мораль характеризуются преемственностью их норм.
— по времени возникновения: право возникает вместе с государством; мораль зарождается уже в первобытном обществе;
— по способам формирования, структуре и форме выражения: право состоит из норм, установленных или санкционированных компетентными органами и зафиксированных в источниках права; мораль основывается на культурном уровне общества, складывается в общественном сознании, включает в себя не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явлением;
— по содержанию: в нормах права выражается и закрепляется воля правящего класса, группы, народа; в морали норма устанавливается на основании общественного мнения;
— по степени детализации: нормы права характеризуются определенностью и конкретностью требований; моральные нормы отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования;
— по характеру гарантии соблюдения: соблюдение норм права обеспечивается силой государственного принуждения; соблюдение норм морали обеспечивается силой внутреннего убеждения индивида и общественным мнением, социально-психологическими санкциями (неодобрение, отказ от общения и т. п.);
— по критериям оценки: право предполагает необходимость всесторонней оценки поведения человека, без решающего учета мотивации; мораль в первую очередь оценивает мотивацию поступка;
— по характеру ответственности и порядку её возложения: нарушение норм права влечет юридическую ответственность, осуществление которой носит процессуальный характер; за нарушение моральных норм воздействие осуществляется без соблюдения каких-либо определенных процессуальных норм.
Взаимодействие норм права и норм морали:
— влияние морали на формирование права. Право основывается на морали и является одной из форм её осуществления. Оно под влиянием моральных факторов постоянно обогащается (расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает роль как социального регулятора общественных отношений). Моральные нормы учитываются в правотворческом процессе;
— влияние права на формирование нравственных норм. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому её укоренению в обществе. Нормы права в определенной мере формируют нравственные ценности;
— охрана правом моральных норм. Некоторые правовые нормы непосредственно нацелены на охрану моральных интересов общества. Система права закрепляет жизненно важные для общества требования морали;
— использование нравственных норм в процессе правоприменения. Использование нравственных норм при применении права, морально-правовое воздействие проявляется в следующих формах:
— учете моральных факторов;
— оценке правонарушений с помощью нравственных категорий.
Между правом и моралью постоянно возникают противоречия:
— мораль более консервативна и меняется значительно медленнее. Необходимо отметить, что относительно этого положения существуют противоположные взгляды;
— право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты;
— наряду с общечеловеческой моралью существует мораль различных социальных, этнических, профессиональных и других групп. Мораль для различных социальных групп может быть разной, а право одно для всего общества.
Наличие противоречий обусловлено:
— изменениями в экономической жизни и необходимостью их учета в процессе правотворчества;
— влиянием социально-политических факторов на формирование права, носящем более предметный характер;
Противоречия объективно отражают диалектику развития правового и нравственного регулирования. Пути их преодоления: – выработка новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества и внесение корректив в действующее законодательство.
Перспективы развития морали и права:
— сближение норм права и морали, но не поглощение морали правом;
— взаимопроникновение норм права и морали;
— усиление согласованного воздействия на общество;
— гармонизация нравственного и правового сознания;
— усиление морального начала в процессе правоприменения и в самих создаваемых нормах права.
В то же время невозможно представить себе абсолютное слияние норм права и норм морали. Это привело бы к потере ориентиров правового развития, следовательно, и к снижению эффективности самого права.
Нормы морали, регулируя различные отношения, никогда не смогут заменить право в сфере публичной политики, общественного производства, где требуется четкая регламентация, однозначные решения, исключающие различные толкования и т. д. Однако моральный фактор играет и будет играть большую роль в повышении эффективности государственного управления и производства.
Корпоративные нормы – это правила, выраженные в уставах, положениях, решениях организаций для реализации целей их функционирования. К ним относятся нормы различных коллективов, учреждений, общественных организаций, движений, ассоциаций и т. п.
Большая часть корпоративных норм – это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования организаций и учреждений, а также права, обязанности, ответственность их членов.
Корпоративные нормы распространяются только на членов организации и регулируют, в первую очередь, внутренние отношения в ней, компетенцию её органов, отчасти взаимоотношения с другими субъектами и т. п. Их особенность в том, что они выражают общую (коллективную) волю и ответственность всех членов организации.
Корпоративные нормы устанавливаются самими членами организациями, выражают интересы определенного коллектива. Они соблюдаются членами организации, как правило, в силу их целесообразности, справедливости, совпадения интереса индивида и коллектива. Но нельзя исключать возможности существования организаций, где соблюдение корпоративных норм может основываться на страхе, моральном и физическом принуждении.
Корпоративные нормы обеспечиваются определенными организационными мерами. По отдельным признакам они близки к юридическим:
— установленным процедурам принятия;
— предусмотренными санкциями за их нарушение.
Любая корпорация находится в правовом пространстве государства. Поэтому корпоративные нормы не должны противоречить нормам права. В случае появления такого противоречия, государство вправе принять меры к вытеснению таких норм из системы нормативного регулирования общественных отношений.
Религиозные нормы – это нормы, регулирующие отношение верующих к богу, церкви, друг к другу, к окружающим, а также внутреннюю структуру и функции религиозных организаций. В принципе они являются разновидностью корпоративных норм, имеющих некоторые черты норм морали и обычаев.
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 67 ; Нарушение авторских прав
Источник
Классификация социальных норм в современном обществе (по способу установления, характеру обеспечения, форме выражения, способу воздействия). Место правовых норм в системе социальных норм.
Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе, или: правила поведения, регулирующие общественные отношения.
Социальные нормы чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Социальные нормы можно классифицировать по различным основаниям. В теории государства и права обычно принимают во внимание два основания: способы установления и обеспечения социальных норм, и содержание социальных норм, т.е. регулируемая ими сфера общественных отношений.
По способам установления и обеспечения принято различать:
— нормы права — правила поведения, установленные и обеспечиваемые государством. Более полное определение и подробный разбор признаков правовых норм содержатся в последующих лекциях. Норма права – это установленное или санкционированное государством правило поведение, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.
— нормы морали (нравственности) — правила, складывающиеся в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии и т.п., т.е. в соответствии с моральными представлениями. Мораль (нравственность) – правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с убеждениями и представлениями людей о добре и зле, чести и совести, порядочности, долге и справедливости и т.п. и обеспеченные силой общественного мнения.
— религиозные нормы – правила поведения, выработанные различными вероисповедованиями. Они являются обязательными для лиц, исповедующих определенную религию. Содержатся в различных религиозных писаниях (Библия, Коран, Талмуд и др.). В истоии были периоды, когда религиозные нормы имели юридическое значение. Они регулировали брачно-семейные, имущественные, некоторые политические и другие общественные отношения.
— обычаи, (традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения) — правила, складывающиеся исторически и вследствие их многократного применения вошедшие в привычку людей. Обычаи когда-то были либо моральными, либо религиозными нормами, но со временем их истинное значение было забыто. Люди, следуя обычаям, уже не говорят, хорош или плох тот или иной вариант поведения, а поступают так в силу привычки. Обычаи – социальные нормы, правила поведения, которые сложились в обществе в результате длительного их повторения и в силу этого стали привычными, обязательными в жизни людей.
— корпоративные нормы (нормы организаций) — правила поведения, издаваемые организациями или сложившиеся в организациях и распространяющиеся на их членов. Корпоративные нормы регулируют отношения внутри данной организации, порядок ее деятельности, взаимоотношения лиц, составляющих данную организацию. Они могут быть выражены, например, в уставах, положениях, решениях общественных организаций. Правила, складывающиеся в неформальных общественных организациях, действующие в отдельных социальных группах общества обычно не рассматриваются в качестве корпоративных норм, но тем не менее могут быть отнесены к последним. Корпоративные нормы – правила поведения, установленные учредительными или руководящими органами различных общественных объединений, организаций (партий, профсоюзов, молодежных, женских, спортивных, научно-технических и др.), выраженные в уставах, положениях, регулирующие отношения членства в этих организациях и направленные на решение их задач.
Таким образом, в самом общем плане в соответствии с данной классификацией все социальные нормы относятся к одной из двух групп — или к правилам поведения, которые устанавливаются различными организациями и как правило закрепляются в документах этих организаций; или к правилам поведения, которые складываются постепенно в процессе жизнедеятельности людей, которые обычно формально нигде не выражены.
По содержанию — следующий критерий классификации — выделяют разное количество видов социальных норм, в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения. Здесь нет очень четкой классификации, в большинстве изданий названы: политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом); экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения материальных благ); нормы культуры (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего в виду имеются нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека); эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков); религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т.п.); технико-социальные нормы (правила необходимого или целесообразного обращения людей с природными объектами, орудиями труда, различными техническими устройствами; о них речь шла выше) и другие социальные нормы.
Итак, в обществе исторически сложилась и действует система норм, регулирующих общественные отношения. Эти нормы имеют как общие, так и особенные характеристики, они теснейшим образом взаимодействуют, но и имеют относительную самостоятельность. Право является одним из важнейших регуляторов общественной жизни. А характерные признаки норм права (формальная определенность, общеобязательность, установление и обеспечение государством и др.), отличают их от неправовых норм социального регулирования.
Различные взгляды на типологию права. Исторические типы права. Выделенные на основе формационного подхода. Правовая система общества: понятие и структура.
Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции формационного и цивилизационного подходов.
Формационный подход: типология права производится на основе видов общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют типы права:
О цивилизационном подходе
Цивилизационный подход: типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с этими критериями выделяют типы права:
национальные правовые системы и
правовые семьи.
Национальные правовые системы представляют собой конкретно-историческую совокупность права, юридической техники и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Правовые семьи представляют собой совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры прав и исторического пути его формирования. Различают правовые семьи:
общего права,
романо-германская,
славянская,
мусульманская, индусская и др.
Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода
Исторический тип права — совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации.
Исторически первым типом права возникает рабовладельческое право.
Рабовладельческое право
Рабовладельческое право – это возведенная в закон воля класса рабовладельцев.
Основные признаки рабовладельческого права:
право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно рабов;
право открыто закрепляло неравенство среди свободного населения;
отрыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчин и женщин, господства отца над детьми;
центральное место в праве занимает институт частной собственности, охрана ее сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее;
в праве преобладал правовой обычай, обычное право было неписанным. Большое значение имел судебный и административный прецедент;
систематизация права на цивильное право (устанавливал народ; частное и публичное) и естественное право (установленное природой).
Феодальное право
Феодальное право – это возведенная в закон воля господствующего класса феодалов.
Основные признаки феодального права:
право было правом правителей: защищало крупные землевладения и личности феодалов;
оно закрепляло классовое и сословное неравенство людей, закрепляло крепостную зависимость крестьян;
представители господствующего класса не считали себя связанными нормами права, т.к. всегда могли опереться на силу. Неограниченный произвол был особенно характерен для феодального собственника в его отношениях с крестьянством;
ему не присуще деление на частное и публичное право;
применение силы считалось нормальным способом разрешения споров, поэтому феодальное право часто называют «кулачным правом»;
право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви, санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.
Буржуазное право
Буржуазное право – это возведенная в закон воля класса буржуазии.
Основные признаки буржуазного права:
светский характер – право не связано с религией;
высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
разделение права на частное и публичное;
признание закона основным источником права;
получило свое развитие социальное законодательство;
постепенно узаконивается светский брак (церковный не обязательно), роль мужа в семье уже не та, что была в предыдущие столетия;
отказ от наказания за религиозные убеждения, усиление наказания за политические преступления;
отделение судебной власти от исполнительной власти. Выборность судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость;
узакониваются профсоюзы.
Социалистическое право
Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой
на первом этапе – этапе становления развития социалистического государства – возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции,
на втором этапе – этапе развитого социализма – возведенную в закон волю всего народа.
Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним.
Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как он открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии. Поэтому можно сказать, что социалистическое право носило декларативный характер, и было подчинено государству.