- Разбор по составу слова «удвоить»
- Сходные по морфемному строению слова
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «удвоить»
- Предложения со словом «удвоить»
- Цитаты из русской классики со словом «удвоить»
- Сочетаемость слова «удвоить»
- Значение слова «удвоить»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «удвоить»
- Предложения со словом «удвоить»
- Синонимы к слову «удвоить»
- Сочетаемость слова «удвоить»
- Морфология
- Правописание
- Карта слов и выражений русского языка
- Какая часть речи слово «удвоить»?
- Слово «удвоить» — это глагол
- Примеры
- Образование глаголов от разных частей речи
- Урок русского языка «Словообразование глаголов»
Разбор по составу слова «удвоить»
у | приставка |
дв | корень |
о | суффикс |
и | суффикс |
ть | глагольное окончание |
Сходные по морфемному строению слова
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова энцефалограмма (существительное):
Синонимы к слову «удвоить»
Предложения со словом «удвоить»
- Твои ловушки рассчитаны на то, чтобы убить, но смерть товарищей может заставить удвоить усилия по твоей поимке, и ты добьёшься обратного желаемому.
Цитаты из русской классики со словом «удвоить»
- Графиня Конкордия удвоила свои заботы и ласки.
Сочетаемость слова «удвоить»
Значение слова «удвоить»
УДВО́ИТЬ , удво́ю, удво́ишь; прич. страд. прош. удво́енный, удво́ен, -а, -о; сов., перех. (несов. удваивать). Увеличить вдвое. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «удвоить»
УДВО́ИТЬ , удво́ю, удво́ишь; прич. страд. прош. удво́енный, удво́ен, -а, -о; сов., перех. (несов. удваивать). Увеличить вдвое.
Предложения со словом «удвоить»
Твои ловушки рассчитаны на то, чтобы убить, но смерть товарищей может заставить удвоить усилия по твоей поимке, и ты добьёшься обратного желаемому.
Нужно найти такие дела и удвоить количество времени, которое вы на них тратите.
Приказал удвоить бдительность и эту самую причину из-под земли достать.
Синонимы к слову «удвоить»
Сочетаемость слова «удвоить»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Какая часть речи слово «удвоить»?
Слово «удвоить» — это самостоятельная часть речи глагол.
Чтобы узнать, какая часть речи слово «удвоить» в русском языке, определим его общее грамматическое значение и выясним морфологические признаки.
Слово «удвоить» — это глагол
В соответствии с общим грамматическим значением (ОГЗ) и характерными морфологическими признаками все слова русского языка распределяются по лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи. Так например, слова, обозначающие предмет, имеющие категорию рода как постоянный признак и изменяющиеся по падежам и числам, относят к именам существительным:
Выясним грамматические признаки исследуемого слова в предложении:
Считаем, что следует удвоить количество участников соревнований, чтобы провести в нашем городе зрелищное спортивное мероприятие.
Анализируемое слово обозначает действие и отвечает на вопрос что сделать? По этим грамматическим признакам можно установить часть речи.
В этом слове заложено количественное значение «увеличить вдвое», так как этот глагол образован приставочно-суффиксальным способом от однокоренного имени числительного:
Это слово имеет также значение «значительно увеличить, усилить».
Тебе следует удвоить свои усилия, чтобы достичь хорошего результата.
Как глагол, он имеет постоянные признаки слов этой самостоятельной части речи:
- совершенный вид;
- переходность ( удвоить что? усилия);
- невозвратность
- II спряжение
Слово «удвоить» находится в неопределённой форме, на что указывает характерное окончание:
Понаблюдаем, как этот глагол второго спряжения, который имеет безударные окончания, изменяется по лицам и числам в формах будущего времени:
- 1 лицо я удвою — мы удвоим
- 2 лицо ты удвоишь — вы удвоите
- 3 лицо он удвоит — они удвоят
Посмотрим, в каких речевых ситуациях используется этот глагол.
Примеры
Необходимо удвоить вес груза для большей устойчивости судна в море.
Чтобы успешно сдать экзамен, Виктору следует удвоить работоспособность.
Сегодня игрок планирует удвоить ставки.
Всем работникам предприятия следует удвоить осторожность при работе с ядохимикатами.
Чтобы удвоить капитал, потребуется немало труда и времени.
Опытный психолог советует удвоить внимание родителей к проблемам подростков.
Источник
Образование глаголов от разных частей речи
Образование глаголов от разных частей речи
от наречий иначе – переиначить, много – множить
от местоимений я – якать, ты – тыкать, свой – присвоить
от собирательных числительных двое – удвоить, трое – утроить
от междометий ох – охать, ой – ойкать
от звукоподражательных слов ух – ухать, ку-ка-ре-ку – кукарекать
от существительных беседа – беседовать, озорник – озорничать
от прилагательных синий – синеть, кислый – киснуть
от глагола писать – списать, моргать – моргнуть
Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.
Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и-, -ова-, -ева-, -ирова-, -изирова-, -нича-
Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса –ся.
Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Образование глаголов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола»
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Урок русского языка «Словообразование глаголов»
Автор: Оникова С.В., учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Словообразование глаголов»
Тип урока : Изучение нового материала.
Цель : Изучить способы образования глаголов, создавая условия, способствующие восприятию темы. Поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.
-Открыли тетради, записали: Двадцать шестое февраля.
-Оставьте одну строчку, на ней мы позже запишем тему урока.
-У вас на столах лежит два цветных круга. Возьмите сейчас красный круг. Перед вами небольшое стихотворение. Давайте прочитаем его вслух.
Учащийся: Что за диво,
Зима лес посеребрила.
Серебристый клён стоит,
Серебряный ковёр лежит.
Под ногами серебро.
Всё вокруг украшено!
-Какие однокоренные слова вы увидели и услышали?
(Посеребрила, серебристый, серебряный, серебро)
-Запишите из этих сначала существительное, затем прилагательное и глагол.
-Что у нас получилось?
(Серебро, серебристый, серебряный, посеребрила)
-Давайте вместе попробуем объяснить лексическое значение каждого слова.
(1) Серебро – драгоценный металл серовато-белого цвета.
2) Серебряный – сделанный из серебра.
3) Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.
4) Посеребрила – покрывать тонким слоем серебра)
-Возьмите в руки простой карандаш. Давайте сейчас разберём по составу слово серебро.
(Окончание –о, основа — серебр-, корень — -серебр-.)
-Можете назвать способ образования данного существительного?
-Посмотрите на прилагательные: каким способом они образованы?
(Прилагательные образованы суффиксальным способом)
-Давайте карандашом выделим суффиксы, с помощью которых они образуются.
-А какое слово ещё у нас записано? Какой частью речи оно является?
-Докажите что это глагол.
-Ребята, мы сейчас разобрали по составу существительное, выяснили, каким способом оно и прилагательные образованы. Но ничего не сказали о последнем слове.
-Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
( Мы будем изучать способы образования глаголов)
-Какую цель мы поставим перед собой?
(Узнать способы образования глаголов)
— А зачем знать, как образуются глаголы?
(Чтобы правильно их писать)
-Давайте сейчас запишем тему урока.
-Прежде чем говорить о том, каким способом образован глагол посеребрила , давайте познакомимся с основными способами образования глаголов.
-Вспомните приставки с помощью, которых мы образуем новые слова. Мы не случайно вспомнили эти приставки, так сейчас вам предстоит поработать в группе.
Задание 1. Работа в группах (всего три группы). У каждой группы на столе карточка с заданием. Работать прямо в ней.
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.
Задание 1. У вас на столах лежат карточки со словами. У каждой группы будет своя задача:
1 группа — выписывает глаголы обозначающие начало действия;
2 группа – окончание действия;
3 группа — неполное действие.
запеть, побежать, полететь;
допеть, отцвести, отшуметь, дочитать;
приоткрыть, привстать, приболеть.
-Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)
Итак: с помощью приставок глаголы образуются от других глаголов.
Работа у доски и в тетрадях.
Похожее задание вам предстоит выполнять в парах. Выполнив задание 2, вы узнаете, каким ещё способом и от каких частей речи образуются глаголы.
Задание 2. Работа в паре.
Задание : рядом с каждым словом вы должны будете написать слово, от которого образовано данное на ваших листочках слово и выделить морфему, с помощью которой оно образовано.
Утюжить – суффиксальный способ образования, -и-;
Обедать – суффикс -а-;
Краснеть — суффикс -е- ;
Белеть – суффикс –е-;
-Так от каких частей речи образуются глаголы? (От сущ., прил.)
-А с помощью какой морфемы могут образовываться глаголы от этих частей речи?
Итак, с помощью суффикса глаголы образуются от прилагательных и существительных.
Определить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.
Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).
-Вернёмся к слову посеребрила .
-Посмотрите на СЛАЙД (4)
-Перед вами двое пятиклассников и они никак не могут решить, а каким же способом тогда образовано наше с вами слово посеребрила.
Витя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочным способом от глагола серебрить, а Валя утверждает , что глагол посеребрила образован приставочно-суффиксальным способом от существительного серебро .
-Кто из них прав? Как вы считаете?
— Вывод : О приставочном способе мы уже говорили. А вот с помощью приставок и суффиксов глаголы образуются от разных частей речи — от существительных, от прилагательных, от местоимений и числительных СЛАЙД (5)
-Обратите сейчас внимание на СЛАЙД (6). Перед вами существительные, приставки и суффиксы.
Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше». Кто больше образует слов приставочно-суффиксальным способом.
сущ. приставка суффикс глагол
тень на- -и- затенить, притенить
земля за- -е- приземлить, заземлить
дым при- надымить, задымить, подымить
золото по- позолотить, зазолотить (начать золотить, окрасить в золотистый цвет)
плотный у- -и- уплотнить
прямой вы- выпрямить
Итак, ребята, сколько же и о каких способах словообразования глаголов мы сегодня говорили? СЛАЙД (7).
Задание у доски и в тетради: разобрать по составу глаголы. И устно назвать способ образования. (Глаголы записаны на доске. Ребята выходят поочереди и выделяют все морфемы)
Перелететь, разорвать, выпросить, поужинать (прист.), желтеть (суф.), пустовать (суф.) – пустой, выпрямить (прист.-суф) – прямой, краснеть (суф.) – красный, толпиться (суф.)- толпа, затенить (прист.суф) – тень.
-Сейчас я предлагаю каждому из вас проявить свою смекалку. Поиграем в игру «Составь слово». СЛАЙД (8)
Каждому из вас сейчас предстоит образовать новое слово. Но чтобы это сделать необходимо внимательно читать задание. Работаем в тетрадях молча. Сразу всё выполнять не нужно. Кто первый образует первое слово и запишет его в тетрадь, поднимет руку и даёт готовый ответ.
а) Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать ,
Суффикс в слове кричать,
Окончание в слове пить. (Расписать)
б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать ,
Суффикс в слове сказать,
Окончание в слове петь . (Завязать)
в) Его корень в слове красивый,
Приставка в слове уехал,
Суффикс в слове стелить,
Суффикс в слове мыл. (Украсил)
г) Его корень в слове садовник,
Приставка в слове наездник,
Суффикс в слове печалить,
Суффикс в слове подал,
Окончание в слове мыши. (Насадили)
Тест по теме «Словообразование глаголов»
1. В каком слове нет суффикса -К-?
А) шубка Б) юбка В) вырубка Г) улыбка
2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?
А) шкафчик Б) мячик В) пончик Г) огурчик.
3. В каком слове нет приставки?
А) примерить Б) прищепить В) принцесса Г) пристроить
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать Б) придумать В) походить Г) веселить.
5. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный Б) ночевать В) усложнять Г) размешать.
6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) постукивать Б) новизна В) охотник Г) отнести
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть Б) управлять В) распланировать Г) белеть.
Проверка с экрана: СЛАЙД (9)
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какими способами образуются глаголы в русском языке?
— В чем особенность каждого из способов?
— Что получилось? Что показалось трудным?
Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Научился определять способ образования глаголов и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Источник