Укажите главное отличие древнейших людей от животных способ общения внешний облик

В чем состояло главное отличие древнейших людей от животных?

Изучающим глубокую древность необходимо вкратце знать основное отличие древнейших людей от животных. В чем оно заключается?

Описание старейшего человека

«Изюминкой» человека, выделяющей его среди высших приматов, был облик. Человекообразный вид не перемещался на 4 конечностях. Поняв, что он расстался с деревом, эволюция «сделала» ему отдельно ноги и отдельно руки. Изменения коснулись всего.

«Человек прямоходящий» («умелый») в результате привычного нам способа передвижения развивал не те мышцы, с усилением которых связаны его предшественники. Нагрузка увеличилась на ноги и на таз. Верхние конечности стали чуть меньше. А низ тела – наоборот. Кривизна нижней челюсти намекает специалистам на появление примитивной членораздельной речи. То есть в отличие от обезьян гомо эректус мог транслировать собеседнику куда больше понятий за 1 день.

Изготовление орудий труда

Стать прямоходящим было мало. Человеческой чертой, скорее, было последствие этого процесса.

Из «универсальных» 4 конечностей (ранее ими и брали что-то, и использовали как ноги) 2 превратились в руки: тренировались на операциях, никак не связанных с перемещениями. Теперь только руками наши древнейшие предки что-то хватали – пальцы разнились по размеру и форме.

Последствием стало еще кое-что, чем древнейшие люди отличались от животных — орудия труда . Это первые в мире изделия. А ведь даже высшие приматы, много чего умея, все же не могут ничего создать своими руками.

Разбивая гальку (небольшие камни) умелое существо при помощи специализированных пальцев обрабатывало отщепы таким образом, что они эволюционировали в первые топоры, ножи и наконечники копий. Улучшив оснащение охотничьего процесса, мужчина получал во время промысла лучший результат. Затрачивая меньше времени на добычу пищи, он занялся, наконец, абстрактной деятельностью. Попытался осознать Вселенную, копируя людей, животных и птиц на стенах и камнях. Членораздельная речь, примитивная музыка, наскальная живопись – все это родило более прогрессивного человека (Хомо сапиенса, к которому относились кроманьонец, неандерталец и денисовец). Только эти 3 ветви древнейших людей выживали в борьбе с иными. Именно благодаря представленному прогрессу. Ведь культура всегда рождает крепкий социум.

Другие отличия

В дополнение упомянем и несколько второстепенных отличий наших предков от гоминид.

Имея первые «инструменты», наш герой строил себе намного лучшее жилище.

Познав примитивное мышление во время изготовлений нехитрого инвентаря, мозг описанного гоминида начал все чаще специализироваться на отдельных темах. Лицевая часть становилась все меньше, а лобная и затылочная («вместилище извилин») – больше.

А в заключение приведем еще немного интересного по этой теме. В глобальном смысле на становление человека одинаковым образом сказались все описанные выше факторы. Однако исследователи склоняются к мысли, что главной была та модификация, которая толкнула архантропа («получеловека») к прямохождению. Буквально вытолкнувшая его с дерева. Есть версия, что самка австралопитека (архантропа, потомок которого «выпрямился») решила приспосабливать верхние конечности только для удержания ребенка. Ей все труднее было сохранять их универсальными. Перемещаться по дереву в новой специфике невозможно.

Источник

В чем состоит главное отличие древнейших людей от животных?

Прежде чем стать похожим на нас, человек прошел длительную эволюцию. Первые люди, по предположениям ученых, появились на планете несколько миллионов лет назад. Тогда они больше напоминали приматов, чем наших современников. Рассмотрим, в чем состояло главное отличие древнейших людей от животных.

Первые шаги человечества

Высшие приматы – прямые потомки человека – появились примерно 38 млн лет назад на территории Африки. Постепенно эволюция сделала их прямоходящими, в этом состоит одно из главных отличий древнейших людей от животных. Исследователи выделяют такие этапы развития человека:

  • протоантропы – это предшественники людей, к ним относится австралопитек, останки которого впервые были обнаружены на территории Африки;
  • древнейший человек;
  • древний человек;
  • современный человек.

Каждый этап отделен от другого тысячами лет, ведь изменения во внешнем виде и особенностях поведения происходили постепенно.

Описание древнейшего человека

К числу самых древних людей исследователи относят так называемого человека умелого, останки которого были обнаружены впервые в конце 50-х годов прошлого столетия. Какие же главные отличия древнейших людей от животных помогла выявить эта находка?

  • Прежде всего, особенности строения стопы – большой палец не отведен в сторону, как и у наших современников. Это позволило исследователям сделать вывод, что люди эти имели все возможности для прямохождения.
  • Объем черепной коробки, и, соответственно, мозга древнейшего человека в несколько раз превышал показатели австралопитеков. Особенно хорошо были развиты теменные и лобные доли.
  • Развитая кисть, приспособленная к хватательным движениям.

Именно такое строение кисти и стало основой предположения, что эти предки человека могли создавать праорудия, примитивно обрабатывать камни и использовать их для добычи пропитания. Поэтому большинство ученых полагает, что главным отличием древнейших людей от животных была способность и возможность создавать себе орудия труда. Пока они не отличались особым изяществом, но по сравнению с обезьянами это был значительный шаг вперед.

Древние орудия

Главное отличие древнейших людей от животных – умение изготавливать праорудия. Для этого наши предки брали гальку – камень, который удобно держать в руке. Затем при помощи более прочных камней они скалывали с нее края. Получилось заостренное зубило, которое могло применяться на охоте. Активно использовались и получившиеся отщепы. Сейчас, благодаря археологическим находкам, выделено 6 разновидностей древнего оружия и орудий труда.

Другие различия

Какое главное отличие древнейших людей от животных, мы уже узнали. Это умение делать орудия труда при помощи гибкой развитой кисти и использовать их. Теперь рассмотрим, какие еще различия обнаружили исследователи.

Специфика нижней челюсти древнейших людей, а именно ее кривизна, позволяет сделать вывод о том, что уже на этом раннем этапе развития люди могли иметь членораздельную, но пока примитивную речь. Именно древнейшие люди научились использовать огонь. Разводить его было им не по силам, но добывать и поддерживать горение эти люди, в отличие от представителей фауны, уже могли.

Однако в особенностях внешнего вида этих людей очень многое сближало их скорее с приматами, чем с нашими современниками. Так, череп оставался низким, с покатым лбом и внушительными надглазными валиками, мощными челюстями и скошенным подбородком.

Итак, главным отличием древнейших людей от животных стало создание и использование в своей деятельности примитивных орудий труда. Несмотря на довольно грубоватую по современным меркам внешность, наши предки уже сделали большой шаг вперед по пути эволюционного развития. Они стали ходить на ногах, использовать кисть, научились пользоваться огнем и общались при помощи примитивной речи. Все эти особенности делали таких людей более похожим на наших современников, чем на обезьян.

Источник

Главное отличие древнейшего человека от животных

Ответ или решение 2

Главным отличием человека от животных является способность мыслить и самосознание. Самосознание является продуктом развития, но зачатки есть и у младенца.

Из других отличий можно выделить:

1. Объём головного мозга больше 800 кубических сантиметров.

2. Способность изготавливать орудия труда, но изготавливать примитивные орудия труда могут и другие приматы, и даже новокаледонские вороны. Овладение огнём.

4. Жизнь в социуме со сложной системой взаимоотношений.

Древнейший человек уже существенно отличался от животных. При этом сообществе таких людей не знали понятия семьи, они не занимались выращиванием растений или разведением животных. Древнейшие люди не строили жилищ.

Вместе с тем, самые первые племена древних людей имели принципиальные отличия от животных.

Какое главное отличие от животных

Чтобы понять, какое главное отличие древнейшего человека от животных, следует выделить несколько основных отличий. Это даст понимание главного:

  • в отличие от животных, люди умели пользоваться огнем. Они знали, что он отгоняет хищников, использовали его для приготовления пищи и обжига деревянных орудий труда. Огонь был постоянным спутником первых сообществ людей. благодаря ему удавалось пережить морозные зимы;
  • люди с древнейших времен использовали одежду. Это были шкуры убитых на охоте животных. Фрагменты шкур сшивались жилами зверей и получалась примитивная одежда;
  • люди использовали орудия труда. При этом их применение было постоянным. На протяжении сотен тысяч лет, орудия труда не менялись. Но они были и использовались при охоте, в быту;
  • важным является наличие зачатков религиозных культов. Подобные проявления отмечены еще у неандртальцев, которые определенным образом хоронили своих покойников. Это говорит о представлениях о загробной жизни.

Из указанного перечня, можно выделить главное. Это умение обращаться с огнем и наличие религиозных верований. Это объединяло людей и делало их совершенно не похожими на животных.

В чем сходство с животными

Основой деятельности древнейших людей, являлся поиск пищи. Это было единственной целью существования. Поэтому, люди постоянно охотились, добывая пищу для своих соплеменников и себя. При этом они использовали способы охоты, которые встречаются и у животных. К примеру, устраивание засад, загонная охота.

Читайте также:  Таблица два основных способа деления клетки

Лучшая пища доставалась мужчинам, а женщины и дети ели то, что останется. Вместе с тем, люди заботились о больных и тех, кто не мог охотиться. Их не бросали. Подобное поведение характерно и для некоторых животных. Например, для слонов.

Источник

4. Главное отличие древнейших людей от животных состояло: 1)в различном внешнем облике 2)в умении общаться при помощи звуков 3)в умении изготавливать орудия труда 4)в умении сооружать простейшие укрытия от непогоды

3 ответ заранее не за что

а сам сделать неможешь?

1. В 552 году в Ценральной Азий родилась огромная кочева империя — . (Тюрский каганат)
2. В 581 году Тюрская империя развалилась на Восточную и . (Западную)
3. Наивысшего расцвета государство достигло во времена правления . ( 716 — 734) (Бильге — кагана)
4. . — монголоязычные племена охотников и скотоводов, кочевавшие на тер. современной юго- восточной части Внутренней Монголий. (Кидани)
5.После победы над жужанами Бумынь кагану был присвоен титул . (Елхан)
6.Одна из причин ослабления Тюрского каганата . (междоусобные войны)
7.Китайские государства платили дань Тюрскому кагану . (Мукану)
8.Сборщик налогов в Западно Тюрском каганате — . (Селиф)
9.Первый правитель западно Тюрского каганата — . (Тардуш)
10.Основное занятие тюрков — . (Скотоводство)

1)Т
Ю
Р
8) С Е Л И Ф
3) Б И Л Ь Г Е — К А Г А Н А
6)М Е Ж Д У С О Б Н Ы Е — В О И Н Ы
Й

4) К И Д А Н И
5) Е Л Х А Н
Г
2) З А П А Д Н У Ю
Н
7) М У К А Н У
8) С К О Т О В О Д С Т В О

Источник

Разработка урока «Древнейшие люди»

Выбранный для просмотра документ Приложение № 1. Презентация к уроку в 5 классе по теме Древнейшие люди.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок истории в 5 классе по теме «Древнейшие люди»

1.Тарелка 7. Рисунок на стене здания 2. Табличка с символами 8. Остатки пищи 3. Горшок 9. Ковёр 4. Украшение из золота 10. Ложка 5. Угли 11. Пояс из кожи 6. Кости 12. Вышивка Письменные источники Вещественные источники

Где найдены следы жизни древнейших людей Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн. лет назад

Задание Запишите в тетради- Прародина — первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

Облик далеких предков В своем развитии люди прошли 3 основных стадии: Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам

Облик далеких предков Второй этап: Питекантроп (обезъяна-человек), облик их больше походил на человека. Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны. Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем. Пользовались огнем

Облик далеких предков Третий этап: Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники.

Запишите в тетради- Первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Запишите в тетради- Древнейшие люди жили в Африке, Южной Азии, Европе (кроме ее северной части); Америка и Австралия в то время еще не были заселены.

Запишите в тетради- Орудие труда — это то, чем человек работает.

2.Древнейшие орудия труда. Заостренный камень

Для производства рубила люди отбирали на берегу реки округлую гальку и обрабатывали её, скалывая другим камнем с узкого края маленькие кусочки. Рубила были непрочными — быстро ломались, поэтому их нужно было очень много. 2.Древнейшие орудия труда.

Другими орудиями древнего человека были отщепы — образовавшиеся после обработки гальки. Отщепы использовались как ножи и скребки при обработке шкур животных. 2.Древнейшие орудия труда.

Кроме камня, для изготовления орудий люди использовали кости животных и рыб. Из них, как правило, делали иглы и шила, применяемые для изготовления одежды. 2.Древнейшие орудия труда.

Для производства рубила люди отбирали на берегу реки округлую гальку, и обра-батывали её, скалывая другим камнем с узкого края малень-кие кусочки. Рубила были непрочны, быстро ломались, поэтому их нужно было изготавливать в большом количестве. 2.Древнейшие орудия труда.

Первые орудия труда Палка-копалка и дубина. Рисунок нашего времени. Каменное рубило Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Основные занятия древних людей Охота Собирательство

Запишите в тетради- Человеческое стадо — древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

3.Охота древних людей. Кроме собирательства, важнейшим занятием наших далеких предков была охота. Они загоняли крупных животных на берег реки, к обрыву или в ловушку и забивали их камнями. Удачная охота позволяла обеспечить себя едой на длительное время.

4.Овладение огнем. Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев. За ним строго следили, и, если огонь потухал, то виновников жестоко наказывали. Такой способ получения огня был очень ненадежен, и люди стали искать, как получить пламя независимо от природы.

Очень часто люди использовали огонь для охоты — они обжигали длинные колья, заостряя их и делали копья. Кроме того, для загона животных применялись факелы-животные, опасаясь огня, бежали туда, где его нет — к ловушке. 4.Овладение огнем.

4.Овладение огнем. Применение огня изменило жизнь людей. Почему? Самым важным следствием стало употребление вареной или жареной пищи. Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека. За короткий срок после овладения огнем древний человек приобрел современный облик.

Задание Чем древнейшие люди отличались от животных ?

ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНЫХ ВНЕШНИЙ ВИД УМЕНИЕ ИЗГОТАВЛИВАТЬ ОРУДИЯ ТРУДА ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ

ОПОРНЫЕ СЛОВА для составления рассказа ► ПЕРВОБЫТНЫЕ ► ГРУППА ЛЮДЕЙ ► ВОСТОЧНАЯ АФРИКА ► БОЛЕЕ ДВУХ МИЛЛИОНОВ ЛЕТ НАЗАД ► ОХОТА ► СОБИРАТЕЛЬСТВО ► ДУБИНА ► ПАЛКА-КОПАЛКА ► РУБИЛО

Впишите недостающие слова. 1. Древнейшие люди жили на Земле более. лет назад. Двух миллионов лет назад. 2. Главным отличием древнейших людей от животных было. умение трудиться 3. Древнейшими орудиями труда были. камень, палка- копалка 4. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи. собирательство, охота

Домашняя работа: Стр. 8-11 Параграф 1 Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев. »

Выбранный для просмотра документ Приложение №2.doc

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАБОТЫ

ПО ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Фамилия, имя ____________________________________________

Выбранный для просмотра документ Урок истории в 5 классе по теме Древнейшие люди.doc

Тема: «Древнейшие люди»

Цели урока: — изучение учащимися условий жизни древнейших людей;

— подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;

— формирование и развитие надпредметных универсальных умений и навыков учащихся: учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной и письменной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником, интерактивным обучающим пособием и интерактивной доской, компьютером), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей);

— развитие познавательного интереса учащихся;

— воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.

Понятия и термины: прародина, первобытные люди, орудие труда, рубило, палка-копалка, дубина, охота, собирательство.

Тип урока: комбинированный

Используемое оборудование и материалы:

● Интерактивная доска « Hitachi ( Smart Board )»

● Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира» Авторы сценария Е. Корниенко, П. Корниенко (Дрофа, 2006 год)

● Презентации Power Point , подготовленная к уроку

● Раздаточный материал (карточки для проверки домашнего задания)

● Учебник «История древнего мира» Авторы: А. Вигасин, Г. Годер, И. Свеницкая (Просвещение, 2009)

Организационный момент (1-2 мин.)

Проверка домашнего задания (5 мин.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Дайте определение истории как науки.

Для чего нужно изучать историю?

— Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая ис¬тория». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

— Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

— Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь

первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей, перечень которых приведен на экране (поверхность интерактивной доски) (слайд № 2– зачитывается перечень). Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах.

Читайте также:  Способы добычи нефти газа угля

(После выполнения работы карточки собираются учителем, проводится устная проверка работы с ориентацией на экран. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка).

Изучение нового материала.

3.1. Предполагаемая прародина человека (7 мин.)

Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте ваш учебник. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

— На каком материке находится искомая область?

— Какая часть материка включает искомую область?

— Что такое, по-вашему, прародина?

При обобщении ответов учитель формулирует определение:

Прародина — первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

(На интерактивной доске – физическая карта Восточного полушария интерактивного наглядного пособия. С ней начинает работать учитель)

Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

— Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

— По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)

Учитель предлагает учащимся с помощью маркера обозначить на интерактивной доске область предполагаемой прародины человека (2-3 учащихся) с проговариванием её наименования . При необходимости данная область корректируется другими учащимися и учителем.

«В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — олдуваиская».

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях , и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни. Период первобытности охватывает миллионы лет. Ученые рассматривают огромный период времени от выделения человека из животного мира до наступления ледника (примерно 2,5 млн. — 100 тыс. лет назад). В этот период на Земле появился человек.

До сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе.

Проследим эволюцию человека. Существа, из которых постепенно развились люди, отделились от предков крупных обезьян, появившиеся позднее, не являются прямыми предками современных людей. Самые древние окаменелости, которые считаются останками предшественников человека, были обнаружены в Африке; их возраст превышает 4 млрд лет. Учёные считают, что предком современных людей был Homo erectus (человек прямоходящий), но по окаменелостям невозможно установить, где и когда впервые появился вид, к которому относимся мы Homo sapiens (человек разумный). Неандертальцы принадлежали к виду Homo sapiens, их окаменелые останки находят по всей территории Европы. В то же время в Африке возник более молодой вид, Homo sapiens sapiens, который начал расселяться по миру, постепенно вытесняя неандертальцев. Окаменелостей слишком мало, чтобы представить себе это расселение во всех подробностях, но известно, что 10 тыс. лет назад люди – такие, какими они выглядят сейчас, уже жили почти повсюду.

Наши предки отделились от предков современных горилл приблизительно 7 млн лет назад, а от предков современных шимпанзе – свыше 5 млн лет назад. Останки самого близкого предка человека были обнаружены археологами в Африке в 1925 году. Его назвали австралопитеком Australopithecus ramidus, что означает «южная обезьяна». Австралопитеки жили примерно 3-4 миллиона лет тому назад. Экземпляр Australopithecus afarensis, останки которого сохранились наилучшим образом, получил прозвище Люси. Рост Люси достигал полутора метров, её мозг был очень мал. Она могла ходить на двух ногах, хотя большую часть времени, вероятно, проводила на деревьях. Находки известного археолога Луиса Лики в Олдовайском ущелье в Восточной Африке свидетельствовали о появлении древнейшего человека, который умел делать простейшие каменные орудия.

В своем развитии люди прошли 3 основных стадии:

Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке

Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам

Питекантроп (обезъяна-человек), облик их больше походил на человека.

Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны.

Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем.

Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.

3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда. (7 мин.)

Учитель : Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.

Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь.

Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (слайд № 6). Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)

Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. В конце урока вам предстоит задание (слайд № 7) – ответ на вопрос: «Чем древнейшие люди отличались от животных?», поэтому любую информацию, полученную на уроке, старайтесь использовать для ответа на этот вопрос.

Первого человека ученые называют «человек умелый». Он появился около более 2-х миллионов лет тому назад. По костям этих древнейших людей в двадцатом веке сумели воссоздать их внешний вид, облик.

Откроем рис. на с. 10 учебника. Что изображено на нем? Давайте подумаем, чем древние предки отличались от обезьян? Они не имели хвоста и густой шерсти, у них звероподобные черты в облике (грубое лицо с приплюснутым носом, тяжёлая, мощная нижняя челюсть), небольшой объем мозга, отсутствие речи, руки очень длинные по сравнению с телом. И еще: древнейшие люди ходили на задних конечностях. Это важное наблюдение: прямохождение освободило руки для труда.

Жили древние люди группами, они ещё не умели разговаривать, но разными звуками, рыком и криком, как и животные, передавали друг другу предупреждение об опасности и устрашали хищников. Древнейшие люди обрабатывали камни, заостряя их края. Жили они большими группами — праобщинами., а питались кореньями, плодами, травами, мясом животных, которое добывали на охоте. Охота была трудным и опасным делом.

Человек умелый меньше походил на обезьяну, чем австралопитек; его рост достигал 1,6 м, объём мозга был больше; вероятно, он пользовался орудиями. Объём мозга у человека прямоходящего был ещё больше, он умел не только изготавливать более совершенные орудия, но и добывать огонь. Человек умелый, неарденталец носил примитивную одежду, изготавливал резные изделия, сложные каменные орудия, глиняные статуэтки и делал удивительные рисунки на стенах пещер.

Давайте подведем небольшой итог: где были найдены следы жизни древнейших людей? В каких частях света они жили?

ОТВЕТ (записать): Древнейшие люди жили в Африке, Южной Азии, Европе (кроме ее северной части); Америка и Австралия в то время еще не были заселены.

— Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.)

-Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)

-Что называется орудием труда? (Орудие труда — это то, чем человек работает.)

(Это определение дается учителем и записывается на доске, детьми — в тетради.)

-Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников. )

– Посмотрите на эти рисунки. На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда:

Читайте также:  Способы задания удельной теплоемкости

слайд № 16 – заостренный камень,

слайд № 17– изготовление рубила,

слайд № 19 – иглы и шила).

Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

ОРУДИЯ ТРУДА – это то, что даёт нам возможность наиболее точно представить жизнь древнего человека. Поэтому археологи при каждых раскопках в первую очередь обращают внимание на орудия труда. У самого древнего человека это были камни с острыми сколами, которыми он пользовался как ножом. Рассмотрим рисунки на с. 12 уч.

Сначала человек искал такие камни со сколами, а затем древнейшие люди стали сами изготавливать различные приспособления. Человек брал в руки гальку — гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку так, чтобы ее края стали острыми, как нож. Получалось грубое орудие труда, которое животные не способны придумать. Это был КАМЕННЫЙ НОЖ, КАМЕННОЕ РУБИЛО.

Затем, пользуясь ими, первобытный человек вытачивал из дерева ПАЛКУ-КОПАЛКУ, ДУБИНУ. В этом и было отличие человека от самых смышленых животных. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.

Записать: Умение изготавливать орудия труда – главное отличие древнейших людей от животных.

Важно подчеркнуть, что древнейшие люди умели изготовлять только подобные орудия: дубины, палки-копалки, ручные рубила.

Задание: Рассмотрите ручные рубила. Проследите, как изменялись рубила в течение сотен тысяч лет.

Предположите: для какой цели служило рубило? ОТВЕТ: ручным рубилом наносили удары в схватке со зверями, разрубали мясную тушу, дробили кости, чтобы извлечь вкусный костный мозг, заостряли палки, рыли ямы. Древнейшее рубило (рис. 1) будто создано самой природой, следы обработки камня едва заметны. Иное дело рубило на рис. 3: ему придана наиболее удобная форма для держания и нанесения ударов.

Труд способствовал развитию мышления человека. Его мозг становился совершеннее. Руки стали более ловкими, кисти — подвижными, а пальцы — гибкими и умелыми. Труд сплачивал людей. Они сообща делали орудия, собирали коренья, охотились. Общение стимулировало развитие речи. Самым важным в развитии первобытных людей было то, что они научились делать и совершенствовать орудия труда. Древние люди научились разбираться в свойствах камней. Не всякий камень годился для изготовления орудий труда (мел мягкий). Животные потребляют то, что дает природа. Обезьяны и древнейшие люди по-разному использовали камни. Обезьяна, если за ней гонятся более сильные звери, нагнется, схватит валяющийся на земле камень и швырнет его в своих преследователей. Так, наверное, поступал и первобытный человек. Но только люди умели делать из камня рубила, вырубать с их помощью дубины, заострять палки-копалки. Предки человека выделились из мира животных, начав трудиться. Стремление не только потреблять, но и творить, создавать новое — важнейшее отличие человека от животных. Труд начинается с изготовления орудий труда. Первобытные люди жили в постоянной опасности: на них нападали хищники, и они сами охотились на зверей. С помощью орудий труда люди часто одерживали победу над дикими зверями.

Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ — … (устно)

3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.)

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – не 5 класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.

Слайд № 23,24 с комментариями учителя.

Они целыми днями занимались собирательством: искали съедобные коренья и улиток, дикорастущие плоды и ягоды, яйца птиц. Представим себе, как люди охотились: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди вспугнули стадо, которое спасается бегством. Но в стаде есть больные, есть очень старые и совсем еще молодые животные, которые не поспевают за остальными и отстают. Если охотникам удается отрезать от стада зебру, то она становится их добычей.

Задание: В первобытные времена было очень много животных, мясо которых пригодно в пищу. Предположите: почему древнейшие охотники часто страдали от недоедания и голода? Сравните условия охоты в древнейшие времена с современными условиями охоты. ОТВЕТ: возможности охотников наших дней (оружие дальнего боя, охотничьи собаки, стальные капканы, автомашины и кони для преследования зверя) и охотников в древнейшее время.

Лишь в редких случаях древнейших охотников ждала удача.

К стаду диких коров и быков даже приблизиться страшно. Но если дикий бычок, теленок заблудился, отстал от стада, людям удавалось окружить его и убить. Отмечается, что собирательство – крайне трудоемкое занятие, к тому же собранные плоды и растения по сравнению с мясной пищей малопитательны: зерна диких злаков (ячменя, пшеницы, риса, проса). Человеческое стадо — древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

3.4. Овладение огнем (5 мин.)

Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?

Долгое время люди не умели добывать огонь. Правда, в те времена такие естественные источники огня, как вулканы, встречались на Земле в десять раз чаще, чем теперь. Первые люди, как и животные, очень боялись огня. Они трепетали от ужаса, когда дерево загоралось от удара молнии. Никто не знает когда и как древние люди овладели огнём. Но когда-то любопытство, которое при благоприятном исходе мы называем ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ, заставило человека пересилить животный ужас. И однажды самые смелые из них подошли к огню поближе. Овладение Огнем было огромным по своему значению открытием. От огня шли свет и тепло. Люди задумались о том, как сохранить огонь.

Древний человек стал постоянно подбрасывать в огонь сухие ветки и траву. Получился костер, который мог долго гореть. Потом человек стал сохранять тлеющие угли. Люди научились разводить костры в пещерах, которые служили им жилищами. Пламя костра помогало им выживать во время холодов.

Люди заметили, что дикие животные боятся огня, и стали загонять при помощи огня животных в заранее приготовленные ловушки. Позднее люди научились добывать огонь: они ударяли кремнем о кремень, высекая искры. Таким образом, они поджигали специально собранную сухую траву. Покорив огонь, человек стал использовать его для приготовления пищи. Может быть, сначала кусок мяса случайно упал в огонь: мясо стало мягче и вкуснее. Потом люди уже специально использовали огонь для приготовления пищи. С тех пор на стоянках людей запылали костры. Человек ещё не умел добывать огонь, поэтому огонь надо было сохранять днём и ночью. Вот откуда идёт понятие ХРАНИТЕЛЬ ОЧАГА! С этого времени соединились понятия огонь и жизнь. Есть огонь ‘ есть жизнь (защита, обогрев, приготовление пищи). Утрата огня угрожала вымиранием этой группе древних людей, а потому жестоко каралась, вплоть до изгнания виновного.

ДРЕВНЕЙШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ ПРЕДСТОЯЛ ЕЩЁ ДОЛГИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАТЬ ТАКИМ, КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.)

– устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?». После ответов учащихся демонстрируется

Слайд № 31 с прописанными отличиями.

Закрепление изученного на уроке (8 мин.)

На экране – Слайд № 32 с опорными словами для составления мини-рассказа о жизни древнейших людей.

Задание – составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя не менее пяти опорных слов (словосочетаний), приведенных на экране, и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе.

(Через 8 минут работы группы сдаются учителю, все работы оцениваются к следующему уроку).

2. Впишите недостающие слова.

— Древнейшие люди жили на Земле более. лет назад. (Двух миллионов лет назад.)

— Главным отличием древнейших людей от животных было. (умение трудиться).

— Древнейшими орудиями труда были. (камень, палка- копалка).

— У древнейших людей было два главных способа добывания пищи. (собирательство, охота).

Объявление и комментирование домашнего задания (2 мин.).

§1 учебника, ответы на вопросы на стр. 11 (устно), запись отличий человека от животных в тетради, по желанию – подготовка сообщения по теме «Как совершенствовались орудия труда первобытных людей».

Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев. »

Источник

Оцените статью
Разные способы