- Суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Суффикс — словообразовательная морфема
- Суффиксальный способ образования существительных
- Суффиксальный способ образования прилагательных
- Суффиксальный способ образования глаголов
- Суффиксальный способ образования наречий
- Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
- Тест по теме «Словообразование»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Источник
Тест по теме «Словообразование»
Тест по теме «Словообразование» 1 вариант
Укажите слово (или слова), образованные суффиксальным способом
А) белизна б) синий в) порез г) беловатый
Укажите способ образования слова сокурсник
А) суффиксальный б) приставочно-суффиксальный
В) приставочный г) сложение основ
Укажите способ образования слов: самолет, пароход, ледокол
А) сложение основ б) приставочно-суффиксальный
В) суффиксальный г) приставочный
Укажите слово (слова), образованные приставочно-суффиксальным способом
А) бездельник б) сестрица в) наконечник г) матушка
Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется:
А) морфология б) фонетика в) морфемика г) орфография
Укажите слово, образованное сложением слов
А) диван-кровать б) пароход в) сталевар г) вечерок
Укажите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом
А) подлещик б) безвкусица в) водяной г) водянистый
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов, называется
А) суффиксом б) основой в) окончанием г) приставкой
Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом
А) приятный, опенок, синь б) водолаз, булочная, тишь
В) волейболист, прыгун, пустота г) ключик, березонька, дядя
Укажите слово, образованное бессуффиксным способом
А) ход б)лиственный в) водяной г) грозовой
11. Укажите номер строки, в которой даны формы одного и того же слова.
1) вода, воду, подводный 2) лист, листа, листом
3) берёза, подберёзовик, березняк 4) явка, объявление, явиться
1 2. В каком слове есть нулевое окончание?
1) бежишь 2) тороплюсь 3) пень 4) молоком
13. Укажите суффикс глагола прошедшего времени.
1 4. Укажите окончание прилагательного.
1)-е 2) –ешь 3)-ит 4) -ими
15. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) подосиновик 2) преподаватель 3) переходить 4) засмеяться
1 6. Какое слово неверно разделено на морфемы?
1) весел-ей 2) пружин-ист-ый 3) меньшин-ств-о 4) льд-ин-а
Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.
(1) Человек не может выбирать себе наружность. (2) Зато он имеет возможность выбрать более важную вещь — характер. (3) Мы можем сделать себя такими, какими нам хочется быть. (4) Очень важно быть настойчивым и упорным. (5) Таким людям всё удаётся лучше, чем слабохарактерным. (6) С детства приучайте себя не отступать перед трудностями, доводить дело до конца. (7) Это войдёт в привычку. (8) А когда вы вырастете, у вас будет великолепное качество — настойчивость.
17. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.
1) Человек может изменить свой характер.
2) Настойчивым людям всё удаётся.
3) Всегда доводите до конца начатые дела.
4) Человек сам может выбрать себе внешность.
18 . Из предложений 1-6 выпишите слово, состоящее из двух корней.
19 . К слову настойчивым (предложение 4) выпишите из текста однокоренное слово.
20. Из предложений 3-5 выпишите синонимы (прилагательные).
21 . Из предложения 1 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
22 . Из предложений 1-4 выпишите все слова с суффиксом -ость-.
23. Из предложения 3 выпишите слово, в котором буква с обозначает звук [з].
24. Укажите способ образования слова возможность (предложение 2).
Тест по теме «Словообразование» 2 вариант
Укажите слово (или слова), образованные суффиксальным способом
А) желтизна б) красный в) переход г) зеленоватый
Укажите способ образования слов: нападение, недруг, дешифровка
А) сложение основ б) приставочный
В) суффиксальный г) приставочно-суффиксальный
Укажите способ образования слов: ковер- самолет, диван-кровать, кресло-качалка
А) сложение слов б) приставочный
В) суффиксальный г) приставочно-суффиксальный
Укажите слово (слова), образованные приставочно-суффиксальным способом
А) подоконник б) бездорожье в) дождик г) неприятель
Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется:
А) морфология б) фонетика в) морфемика г) орфография
Укажите слово, образованное сложением основ
А) ледокол б) сухофрукты в) плащ-палатка г) москвич
Укажите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом
А) разглядеть б) ветерок в) подосиновик г) пригород
Укажите номера слов, образованных суффиксальным способом А) подлещик б) безвкусица в) водяной г) водянистый
Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении, называется
А) корнем б) окончанием в) суффиксом г) приставкой
Укажите ряд, в котором все слова образованы бессуффиксным способом
А) синь, тишь, переход б) водолаз, булочная, накипь
В) волейболист, прыгун, пустота г) ключик, березонька, дядя
11. Укажите номер строки, в которой даны формы одного и того же слова.
1) вес, весовой, весы 2) подоконник, оконный, окно
3) забирает, берём, берёшь 4) осенью, осени, осень
1 2. В каком слове есть нулевое окончание?
1) работаешь 2)ночь 3) весёлый 4) хвостом
1 3. Укажите постфикс глагола.
1)-е 2)-л 3) –ость 4)-ся
1 4. Укажите окончание прилагательного.
1 5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) подберёзовик 2) необходимость 3) привстать 4) предъявить
1 6. Какое слово неверно разделено на морфемы?
1) весен-н-ий 2) рад-ова-ть-ся 3) светл-ый 4) картин-к-а
Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.
(1) Спит ёжик Вася и чувствует, что кто-то к нему прикасается. (2) Приоткрыл Вася глаза и увидел, что никого нет. (3) Это солнечный луч прикоснулся к нему и разбудил. (4) Вышел Вася на крыльцо. (5) Молодая трава выросла за ночь. (6) В ветвях берёзки расположилась семейка зябликов, которые собирались строить гнездо. (7) Везде блестела роса. (8) Радовался Вася прикосновениям солнышка, радовался зелени, пению птиц, новой весне.
17. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.
1) Солнце разбудило Васю.
2) Семейка зябликов сидела на травке.
3) Зяблики хотели строить гнездо.
4) Вася был рад наступлению весны.
18 . В предложении 5 укажите слово с чередующейся гласной в корне слова.
19. К слову прикасается (предложение 1) выпишите из текста однокоренные слова.
20 . Из предложения 1 выпишите слово, образованное приставочным способом.
21. Из предложения 7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
22. Из предложений 3, 4 выпишите глагол II спряжения.
23. Определите, однозначным или многозначным является слово гнездо (предложение 6). Свой ответ запишите словом.
24 . Укажите способ образования слова выросла (предложение 5).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 315 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1682742
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник