Укажите формальный способ образования этих глаголов

Поиск ответа

Всего найдено: 47

Вопрос № 302478

Добрый день. Как правильно написать: «Две пары носков » или «Две пары носок»

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: (нет) носков , но допустимо и носок (прежде этот вариант запрещался).

Уважаемые специалисты! Четверо вил — это верно? Заранее признательна.

Ответ справочной службы русского языка

Да, верно. В сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. имеющими только формы множественного числа) и с названиями парных предметов употребляются собирательные числительные, ср.: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков .

Перештопать десять пар носков , переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из них существенно отличается от всех других по смыслу. 1. Укажите формальный способ образования этих глаголов 2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл 3. Опишите смысл всех других глаголов

Ответ справочной службы русского языка

Это домашнее задание? Нужно просто немного поразмышлять. Будут трудности — пишите.

Добрый день! Уточните, пожалуйста, как правильно говорить и писать слово «носок» во родительном падеже множественного числа: носок или носков . Заранее большое спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: (нет) носков , но допустимо и носок (прежде этот вариант запрещался). См. также ответ на вопрос № 280878.

Как правильно сказать: пять пар носок или пять пар носков ?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: носков , но допустимо и носок (прежде этот вариант запрещался).

Как правильно будет во множественном числе слова: носок, чулок и килограмм?

Ответ справочной службы русского языка

Трудности вызывает только форма родительного падежа мн. числа. Правильно: (нет) носков (и некоторыми словарями уже допускается вариант носок ); чулок ; килограммов (и в счетной форме, т. е. в сочетании с числительным, – килограмм ).

Здравствуйте. При подготовке к ЕГЭ в школе учитель по Русскому языку настаивает, что правильно писать слово сапоги в родительном падеже «сапоОВ». Нас в 80-е учили, что правильно «сапог». Какие правила определяют написание этого и других похожих (чулки , носки) слов? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В современном русском языке правильно только (нет) сапог, форма сапогов не является нормативной.

Прежде сапоги, чулки, носки имели одинаковое окончание в форме родительного падежа мн. числа: сапогов, чулков, носков . Примеры из классической литературы подтверждают это: Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Д. Фонвизин, Недоросль Лошадь походила на тех сказочных животных, которых рисуют дети на стенах и заборах; но старательно оттушёванные яблоки её масти и патроны на груди всадника, острые носки его сапогов и громадные усы не оставляли места сомнению: этот рисунок долженствовал изобразить Пантелея Еремеича верхом на Малек-Аделе. И. Тургенев, Конец Чертопханова. После такой операции он надел сапоги сверху мокрых чулков и долго ходил по двору. Н. Помяловский, Очерки бурсы.

Впоследствии сапоги и чулки довольно быстро избавились от окончания —ов, формы (нет) сапог, чулок стали основными. А вот носки по каким-то причинам «задержались», и наверняка многие помнят запоминалку, которую учили в школе: «чем короче, тем длиннее», она позволяла запомнить правильные формы: нет чулок, но нет носков ; вариант нет носок признавался ошибочным.

И всё-таки слово носки стремится догнать убежавшие вперед слова чулки и сапоги и тоже избавиться от окончания -ов. Словарями последних лет вариант нет носок признается допустимым. Можно предположить, что со временем этот вариант станет основным. Но пока предпочтительно всё же: нет носков .

Ответ справочной службы русского языка

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений — подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок — нет чулок, один осетин — пятеро осетин, один грамм — пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров.

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

Читайте также:  Все способы разрушения горных пород

См.: «Русская грамматика», М., 1980.

Пожалуйста, объясните по какому правилу склоняется слово «брелок».
Для примера: носок — носков ;
котелок -котелков;
замок — замков.
Почему предлагается говорить: брелок — брелоков?

Ответ справочной службы русского языка

Такое произношение и написание предлагается на том основании, что брелок – заимствованное слово и суффикс -ок с беглой гласной в нем не выделяется. Но именно по аналогии с формами носок – носка, замок – замка у слова брелок возникли формы без о ( брелка, брелки ), которые постепенно приближаются к допустимым (а некоторыми словарями уже признаются таковыми).

Как правильно: пара носков или пара носок?
спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Строгая литературная норма: носков , но в последние годы некоторыми словарями вариант носок тоже признается допустимым (раньше он запрещался).

как правильно говорить: без носков или без носок?

Ответ справочной службы русского языка

Написание слова «носок» во множественном числе.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте, извините, что «стучусь» со своим вопросом вторично. По всей видимости, вам не дошел мой вопрос о том, почему в московском метро решили изменить фразу «Просьба освободить вагоны» на «просьба выйти из вагонов». Буду признательна за ответ. С уважением, Л. Носков а

Ответ справочной службы русского языка

Вероятно, с этим вопросом лучше всё же обратиться к руководству Московского метрополитена. Грамматически верны обе фразы.

Как правильно пишется слово «Носки» во мн. ч. в род. п.

Ответ справочной службы русского языка

Строгая литературная норма: носков , однако вариант носок , запрещавшийся ранее, в последнее время также признается допустимым.

Источник

Подготовка к олимпиаде по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. 10 11 класс. Задания и ответы

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_10-11_klass.doc 47.5 КБ
otvety_klyuchi_10-11_klass.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Досчитать, брызжет, выявляющий, французский, разъезжающий, паяльник, уясняя . _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ( 9 баллов)

2. Прочитайте диалог . Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

(1) Бежал он их беседы шумной.

(2) Их разговор благоразумный

(3) О сенокосе, о вине,

(4) О псарне, о своей родне,

(5) Конечно, не блистал ни чувством,

(6) Ни поэтическим огнём,

(7) Ни остротою, ни умом,

(8) Ни общежития искусством…

Дайте толкование слова общежитие в строке 8.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (2 балла)

3. Даны словосочетания с глаголами: добегаться до головокружения, докуриться до тошноты, договориться о встрече до десяти часов, допрыгаться до вывиха, догуляться до отчисления. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.

2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.

3. Опишите смысл всех других глаголов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (3 балла)

4 . Дан ряд глаголов: загонять, заносить, отлетать, отходить, угонять . Один ученик посчитал все эти глаголы глаголами несовершенного вида, а другой ученик – глаголами совершенного вида. Кто из учеников прав? Ответ обоснуйте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (8 баллов)

5. Дан ряд слов на -о : опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

6. Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени. 1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты. 2. Приведите примеры его использования.

7 . В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Но ежели пир?

8. Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.

9. Определите, какой частью речи является в тексте выделенное слово и каково его лексико-грамматическое значение.

1. Узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глѣба?

2. Не тако ли , рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту.

3. Хожаше (Феодосий) по келиямъ ученикъ своихъ, и аще чьто обрящааше у кого: ли брашьно сънѣдьно , ли одежею лише уставьныя одежа или от имѣния чьто, сия възьмъ въ пещь въмѣташе.

4. Въ градѣ, въ немь же живеши, и въ инѣхъ окрьстьнихъ поишти ли единого человѣка бояштяся бога. Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби.

5. Да луче есть на своеи землѣ костью лечи, и не ли на чюже славну быть.

Источник

Русский язык 11 класс, муниципальный этап (2 этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

Задание 1. (11 баллов)

Фонетика разговорной речи существенно отличается отфонетики кодифицированного литературного языка.

Прочитайте транскрипцию отрывка некоторого разговора. Выпишите из него все глагольные формы настоящего времени в соответствии с современными орфографическими нормами и объясните особенности и механизмы возникновения этих форм. Упоминание об этимологии какой частицы уместно в этом контексте?

[jа p’(р’ь) ты што́ з’д’е́ лл / а он гът д’ис’т’и́ т’н н’ихрашо́ плуч’и́ лъс’]

Модель ответа

Полная расшифровка транскрипционной записи:

«Я говорю: ты что сделал, а он говорит: действительно, нехорошо получилось»– 2 балла.

Это слова [p’(р’ь)] и [гът] – говорю и говорит (по 1 баллу ). Это их сжатые формы (подвергшиеся компрессии), возможные в разговорной речи (1 балл). Для справки: обязательным элементом в этих двух формах является хотя бы один согласный корня. Эти формы невозможны в сильной позиции, когда на слово падает акцент, то есть невозможно сказать *это он гът, [а не пишет].

Их отличает то, что эти глагольные формы полностью утрачивают самостоятельное ударение и примыкают к другим словам (2 балла). С точки зрения семантики происходит смещение смысла от полнозначного («Подожди, я сейчас по телефону говорю…») к обозначению цитаты (2 балла). В современном русском языке очень схожий путь проделала частица мол (2 балла).

Всего 11 баллов.

Задание 2. (2 балла)

Прочитайте следующий отрывок из романа А.С. Пушкина«Евгений Онегин».

(1) … Проснувшись рано,

(2) В окно увидела Татьяна

(3) Поутру побелевший двор,

(4) Куртины, кровли и забор,

(5) На стёклах лёгкие узоры,

(6) Деревья в зимнем серебре,

(7) Сорок весёлых на дворе…

Дайте толкование слова куртина в строке 4.

Модель ответа

Куртина – грядка для цветов или других растений, клумба; часть сада, обсаженная деревьями одной породы.

Всего 2 балла.

Задание 3. (6 баллов)

В левой колонке таблицы даны слова, образованные сложением двух греческих корней, а в правой – их буквальные переводы в перепутанном порядке.

Слова с греческими корнями Буквальные русские переводы
энтомофаг, бактериофаг, ихтиофаг, фитофаг, зоофаг, антропофаг звероед, людоед, насекомоед, растениед, рыбоед, палочкоед
  1. Установите правильный буквальный перевод для каждого слова.
  2. Вспомните и напишите для каждого слова левой колонки ещё какое-нибудь слово русского языка, восходящее к тому же первому греческому корню.

Модель ответа

Правильные переводы следующие:

энтомофаг – насекомоед (0,5 балла), энтомология, атом (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);

бактериофаг – палочкоед (0,5 балла), бактериология (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);

ихтиофаг – рыбоед (0,5 балла), ихтиолог (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);

фитофаг – растениед (0,5 балла), фитоплазма (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);

зоофаг – звероед (0,5 балла), зоология (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);

антропофаг – людоед (0,5 балла), антропология (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла).

Всего 6 баллов.

Задание 4. (5 баллов)

Дано предложение, в котором обыгрываются несколько фразеологических оборотов.

Коля посчитал всех ворон во дворе, померил их на свой аршин, облил грязью божьи одуванчики на клумбе и перелил воду из пустого в порожнее.

Восстановите фразеологические обороты, выпишите их и дайте толкование каждому.

Модель ответа

  1. Считать ворон (0,5 балла) – быть рассеянным, невнимательным,ротозейничать (0,5 балл).
  2. Мерить на аршин (какой-либо, кого-либо) (чаще: мерить на свой аршин)(0,5 балла) – судить, оценивать с какой-либо одной стороны, определённойточки зрения, предвзято, односторонне (0,5 балла).
  3. Обливать / поливать грязью (кого-либо) (0,5 балла) – оскорблять, порочитького-либо, выдвигать несправедливые обвинения против кого-либо (0,5 балла).
  4. Божий одуванчик (0,5 балла) – об очень старом человеке (чаще о женщине),который в силу возраста стал безобидным, безответным (0,5 балла).
  5. Переливать из пустого в порожнее (0,5 балла) – вести пустые, бесполезныеразговоры, постоянно повторяя одно и то же (0,5 балла).

Всего 5 баллов.

Задание 5. (6 баллов)

Даны словосочетания с глаголами: побаливать зимой, помалкивать в углу, поругивать сына за двойки, поговаривать о переезде.Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

  1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.
  2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
  3. Опишите смысл всех других глаголов.

Модель ответа

  1. Формальный способ словообразования – приставочно-суффиксальный (по- + -ива-) (1 балл): болеть – побаливать, молчать – помалкивать, ругать – поругивать, говорить – поговаривать (1 балл).
  2. Отличается от всех других по смыслу глагол помалкивать (1 балл): он значит«молчать, уклоняясь от беседы» (1 балл).
  3. Остальные глаголы обозначают следующее: «делать что-либо понемногу ивремя от времени в течение достаточно большого промежутка времени»(2 балла).

Всего 6 баллов.

Задание 6. (8 баллов)

Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке.В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах –номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение.

Предложения типа «Дом высок», «Девушка красива» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 кратк.ф..

Предложения типа «Ты сегодня сердитый», «Метель на улице сильная» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 полн.ф..

Тем не менее, специалисты по синтаксису не спешат отказываться от указанияна полную либо краткую форму прилагательного в позиции сказуемого.

В приведённом ниже перечне укажите те предложения, которые допустимо описывать более общей схемой N1 – Adj1, и те предложения, схема которых должна указывать на полную/краткую форму прилагательного. Объясните, чем может быть вызвана необходимость такого указания.

Ботинки мне велики.

Природа на Кавказе прекрасная.

Эти духи французские.

Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы.

Модель ответа

Природа на Кавказе прекрасная.

Это предложение можно описать схемой N1 – Adj1.

В схемах, описывающих остальные предложения, следует указывать наполноту/краткость прилагательного.

Ботинки мне велики.

В этом случае лексическое значение полной формы прилагательного «великие»сильно отличается от реализованного в предложении лексического значениякраткой формы прилагательного «велики».

Эти духи французские.

В этом случае относительное прилагательное не имеет краткой формы.

Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы.

В этом случае налицо форма превосходной степени прилагательного, котораяне позволяет образовать краткую форму.

За верное указанное предложение, которое можно описать схемой N1 – Adj1, – 2 балла.

За верные объяснения того, почему для описания остальных предложений необходимо использовать схему с указанием на полноту/краткость формы прилагательного, по 2 балла.

Всего 8 баллов.

Задание 7. (12 баллов)

Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (этимологически родственные слова: итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.

Модель ответа

оплЕуха – сплёвывать, оплёвывать («оплеуха» восходит к «оплевуха» (плевать)) обОняние – благовония (этимологически восходят к общему корню *on (на славянской почве «вон(Ь)»)

тОсковать – тощий (этимологически восходят к одному корню со значением «делать пустым», «осушать»)

ярмАрка – супермаркет (оба слова входят в одно этимологическое гнездо; ср: немецкие слова Markt (Jahrmarkt ярмарка), Market)

НасЕкомое – сечь, поскольку насекомое состоит из как бы насечённых отрезков тела. Корень этимологически родствен русскому «сечь». Для справки: само слово является словообразовательной калькой с греческого εντομον. Таким же образом устроено латинское слово insectum с корнем seco (режу).

мИнистр – минус, минимум (этимологически все слова восходят к латинскому «minor» — меньший, меньшая; , «minus» – меньшее)

За проверку и верное объяснение каждого слова – по 2 балла.

Всего 12 баллов.

Задание 8. (10 баллов)

  1. Вставьте пропущенные буквы:
    • С А.С. Иванов…м
    • С Чарли Чаплин…м
    • С Чарльзом Дарвин…м
    • С Бернгардтом фон Бюлов…м
    • С Рудольфом Вирхов…м
    • С Б.П. Птицын…м
  2. Сформулируйте орфографическое правило, на основании которого вы производили выбор нужной буквы.
  3. Вставьте пропущенную букву в следующем фрагменте: «со знаменитым художником Карлом Павловичем Брюллов…м и с его отцом Паулем Брюлло». Объясните ваш выбор.

Модель ответа

  1. Вставьте пропущенные буквы:
    • С А.С. ИвановЫм
    • С Чарли ЧаплинОм
    • С Чарльзом ДарвинОм
    • С Бернгардтом фон БюловОм
    • С Рудольфом ВирховОм
    • С Б.П. ПтицынЫм

По 0,5 балла за каждое окончание. 3 балла.

  1. Русские фамилии на -ОВ(-ЁВ), -ЕВ, -ИН, -ЫН имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ЫМ. Иностранные фамилии с соответствующими финалями имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ОМ.

Формулировка правила – 5 баллов.

  1. … «со знаменитым художником Карлом БрюлловЫм и с его отцом Паулем Брюлло».

Фамилия Брюллов – очевидная русификация, финаль -ОВ здесь возникла на русской почве под влиянием русских фамилий с суффиксом -ОВ-. Это легко установить по нерусифицированной фамилии его отца – Брюлло – 2 балла.

Всего 10 баллов.

Задание 9. (1 балл)

В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример: эфиоп Яро (орфоэпия)

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Иероглиф Яккса

Модель ответа

Всего 1 балл.

Задание 10. (14 баллов)

Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте; укажите, какой частью речи является слово).

  1. Рече Господь своимъ ученикомъ: «Се Азъ посълю вы, яко овьця посрѣдѣ в л ъ к ъ , будѣте мудри, яко змия, и цѣли, яко голубие». . . (Остромирово Евангелие, XI в).
  2. Да тако рекуть, яко инъ никто же такъ бѣ золъ, яко и волкомъ звахуть его (Пролог, XV в.)

Модель ответа

1) И сказал Господь своим ученикам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: будьте мудры, как змии, и непорочны (целомудренны), как голуби» – 4 балла. За каждую ошибку, существенно влияющую на искажение смысла текста, снимается 1 балл.

Влъкъ – волк, хищное животное, прямое значение (1 балл); имя существительное (1 балл) в форме мн. ч., род. п.

Цѣли – целый, незлобивый, непорочный, простой, целомудренный (1 балл); имя прилагательное в краткой форме (1 балл).

Для справки: мн. ч., им. п. (краткие прилагательные изменялись по падежам), учащиеся могут указать и на м. р.

2) Да так говорят, что никто другой не был так зол, что его называли волком.– 2 балла. За каждую ошибку, существенно влияющую на искажение смысла текста, снимается 1 балл.

В о л к ъ – переносное значение: злой человек (1 балл); имя существительное (1 балл) в форме ед. ч., тв. п.

Если учащийся укажет, что старославянское написание влъкъ, древнерусское – вълкъ, русское – волк – дополнительно 2 балла.

Всего 14 баллов.

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 75.

Источник

Читайте также:  При струйном способе одномоментно внутривенно можно ввести ответ
Оцените статью
Разные способы