Укажи способы проверки безударных падежных окончаний

Конспект урока по русскому языку на тему «Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

Урок 56.1 стр.102-104

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

Цели деятельности учителя

Создание условий для ознакомления с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-госклонения и со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных;

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения и со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; использовать на практике алгоритм проверки падежного безударного окончания имени существительного с помощью проверочного слова; определять падеж и тип склонения имени существительного; выполнять звуко — буквенный разбор слова ; способствовать развитию орфографической зоркости;

Планируемые
образовательные
результаты

Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

регулятивные : высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных

книг, понимать прочитанное; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников.

м етоды и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический

компьютер, проектор, экран

Основные понятия и термины

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

« Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны.» Михаил Васильевич Ломоносов

II. Актуализация знаний

Не спеши языком, торопись делом. Малое слово большую обиду творит.

2.Работа над словами с непроверяемым написанием

Источник

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

Урок 33. Русский язык 4 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

Здравствуйте, друзья мои! Я так расстроен! Несмотря на то, что мы уже не первый день говорим об окончаниях имён существительных, Вирус и Вирусинка продолжают допускать в них ошибки.

Недавно они писали под диктовку отрывок из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Школьнику на память». Вы только посмотрите на их работы!

Что же делать? Придётся сегодня ещё раз серьёзно взяться за безударные падежные окончания имён существительных и способы их проверки.

Как вы уже хорошо знаете, имена существительные в зависимости от их окончаний при изменении по падежам делятся на три группы – первое, второе и третье склонение.

Читайте также:  Таблица классификация информации по способу восприятия

Для чего нужно знать, к какому склонению относится то или иное слово? На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце нашего урока.

А пока я просклонял имена существительные, данные в примерах этой таблицы. Посмотрите, что у меня получилось.

Запомните, друзья мои, как бы нам иногда не хотелось написать окончание , в третьем склонении мы никогда не пишем его.

Ну вот, перед вами все окончания имён существительных. Их, конечно, надо запомнить.

Пчела подлетела (к чему?) к ромашке − 1 склонение, дательный падеж, окончание .

Поедет (на чём?) на велосипеде − 2 склонение, предложный падеж, окончание .

Шагает (по чему?) по площади − 3 склонение, дательный падеж, окончание -и.

А теперь давайте вновь вернёмся к той таблице, в которой я склонял имена существительные.

Обратите внимание на то, что среди них есть как слова с ударными окончаниями, так и с безударными. В первом склонении ударные окончания имеют слова «коза», «земля». Во втором склонении – «слон», «конь», «весло». В третьем склонении можно взять слово «степь».

Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что и ударные, и безударные окончания имён существительных одного и того же склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково.

Поэтому проверить безударное падежное окончание можно при помощи слова такого же склонения с ударным окончанием, поставив его в такой же падеж.

Пчела подлетела (к чему?) к ромашке − первое склонение, дательный падеж, (к косе) окончание .

Поедет (на чём?) на велосипеде − второе склонение, предложный падеж, (на слоне), окончание .

Шагает (по чему?) по площади − третье склонение, дательный падеж, (по степи) окончание -и.

Ну что же, теперь можно исправить ошибки Вируса и Вирусинки. И я предлагаю это сделать вам, друзья мои.

Проверьте, так ли у вас получилось.

Имена существительные с предлогами «на улице» и «в читальне» относятся к первому склонению. Существительные «в месте», «в театре», «в трамвае» – ко второму склонению. Слово «о чести» – к третьему склонению. Все они стоят в предложном падеже, поэтому у всех, кроме существительного третьего склонения, окончание . Проверить их можно словами с ударными окончаниями – «на косе», «в земле», «в слоне». А у слова третьего склонения «чести» никогда не бывает окончания -е. Здесь окончание -и.

Ну а теперь ещё одно маленькое задание. Определите, какие окончания у этих имён существительных: любоваться пейзажем, подойти к обезьяне, пятно на ткани.

А сейчас проверьте свою работу.

Кстати, я хочу обратить ваше внимание на написание словарного слова «пейзаж». Пей-заж.

Ну что, друзья мои, вы поняли, для чего нужно знать, к какому склонению относится то или иное слово?

Конечно, для того, чтобы писать слова без ошибок. А проверить их можно двумя способами.

· определить склонение имени существительного;

· определить падеж имени существительного;

· вспомнить окончания имён существительных этого склонения в нужном падеже.

· определить склонение имени существительного;

· определить падеж имени существительного;

· подобрать слово этого же склонения в таком же падеже с ударным окончанием.

Мне же пришло время попрощаться с вами. Удачной работы и до новых встреч!

Источник

4 класс, «Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ .

Учитель высшей категории

Крупенёва Наталия Дмитриевна

Поиск и открытие нового способа действия

Познакомятся со способами про­верки безударных падежных окончаний имен существительных;

научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; используя на практике алгоритм проверки падежного безударного окончания имени существи­тельного с помощью проверочного слова; определять падеж и тип склонения имени существительного; выполнять звуко-буквенный разбор слова

Читайте также:  Филлер для волос корея розовый способ применения

Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раз­дела; определять круг своего незнания; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анали­зировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

регулятивные: про­говаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на па­мятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить со­ответствующие коррективы;

коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной по­зиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

воспринимать русский язык как одну из основных на­ционально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осо­знавать себя носителем этого языка; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников

Оборудование: презентация к уроку, закладки в учебниках, круг ТАСК, смайлики, целевой круг

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Источник

Как проверить безударные падежные окончания существительных

С детского возраста нам хочется писать «как слышится», но безударные гласные в падежных окончаниях каждый слышит на свой лад. Во избежание анархии существуют строгие правила, которые нужно усвоить еще в начальной школе. В 4-м классе (а то и раньше) ребенку предстоит запомнить, что имена существительные имеют 3 склонения, изменяются по 6 падежам, каждый из которых требует своего окончания. Да еще множественное число, да еще любимые русские нюансы-исключения!

Учителя придумали волшебный прием,помогающий без ошибок писать безударные падежные окончания имен существительных. Для этого учимся определять тип склонения и падеж существительного.

Типы склонения существительных

Склонение существительного – его постоянный признак, который определяется РОДОМ и ОКОНЧАНИЕМ. Изменяя окончания по падежам, мы согласуем существительные с другими словами, создаем логичные словоформы для передачи мысли. У каждого падежа в управлении находятся вопросы, предлоги, имеются слова-помощники, которые стоит запомнить.

Управление падежами: вопросы, предлоги, вспомогательные слова

Все существительные в русском языке «рассортированы» по трем склонениям – в каждом из них падежные окончания изменяются по-своему.

Первое склонение – объединяет слова ЖЕНСКОГО и МУЖСКОГО рода с окончанием -а/-я: женщина, дядя, осина, пакля. Особенное внимание обратим на слова, в которых ударение падает на последний слог: земля, рука. Они послужат нам палочкой- выручалочкой в правописании безударных окончаний.

Второе склонение – это имена существительные:

  • МУЖСКОГО рода с нулевым окончанием: дед, химик, огород;
  • СРЕДНЕГО рода с окончанием -о/-е: зеркало, полотенце, существо, солнце.

Выберем односложные существительные мужского рода: конь, плащ; слова среднего рода с ударением на последний слог: окно, плечо – они помогут проверить безударные падежные окончания во втором склонении.

Третье склонение – это слова только ЖЕНСКОГО рода с нулевым окончанием и мягким знаком: поросль, изморозь, свекровь. Проблему проверки безударных окончаний здесь решают такие слова, как печь, грудь, степь.

Три склонения имен существительных: изменение по падежам

В русском языке есть разносклоняемые существительные, которые принимают падежные окончания то второго, то третьего склонения. Они не относятся к определенному склонению, склоняются по своим правилам. К 11 словам из таблицы внизу следует добавить для запоминания еще «дитя».

Разносклоняемые существительные: 10+1

Падежные окончания существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных предполагает, что пишущий умеет определять тип склонения по исходной форме слова, а падеж – по вопросам и вспомогательным словам. Трудности для правописания встречаются в 3-х падежах: приведем их окончания на примере опорных слов с четким ударением: рука, плечо, грудь.

Родительный падеж

Вся необходимая информация по падежу сведена в таблицу:

Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Р.п. «Нет» Кого? Чего? -А/-Я -ЕНИ, -И, -ЯТИ
руки,
порции
плеча,
знания
груди,
зелени
времени,
пути,
дитяти

Как видим, из правила выбиваются разносклоняемые слова – будучи существительными 2-го склонения, они принимают в родительном падеже окончание .

Запомните: окончания в родительном падеже нет ни в одном склонении!

Дательный падеж

В Д. п. надо быть осторожным: это одна из позиций, где легко сделать ошибку в первом склонении и в разносклоняемых словах.

Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Д.п. «Дать» Кому? Чему? -ИИ -У/-Ю -ЕНИ, -И, -ЯТИ
руке,
порции
плечу,
знанию
груди,
зелени
времени,
пути,
дитяти

Окончание в дательном падеже принимают только «нормальные» существительные 1-го склонения. Слова-исключения женского рода на -ия присоединяют к окончанию второе . У разносклоняемых существительных в Д. п. ставим только . Писать: «кому? – дитяте» – грубая ошибка!

Винительный и творительный – «благополучные» падежи, без трудностей в окончаниях.

Предложный падеж

Предложный падеж – один из самых трудных.

Слово Вопрос 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Разносклоняемые
И.п. Кто? Что? рука,
порция
плечо,
знание
грудь,
зелень
время,
путь,
дитя
Д.п. «Думать» О ком? О чем? -ИИ -ИИ -ЕНИ, -И, -ЯТИ
о руке,
о порции
о плече,
о знании
о груди,
о зелени
о времени,
о пути,
о дитяти

Как видим, окончание встречается в П. п. дважды: в 1-м и 2-м склонении. В безударном положении эти позиции вызовут трудности, т. к. в окончаниях существительных гласные слышатся неясно: «Думаю о речки? об огороди? о зелене?». Вторая сложность – существительные на -ия, -ие, -ий. Все они относятся к 1-2 склонению, «законным» окончанием для которых в предложном падеже является . Даже верно определив склонение и падеж, можно сделать ошибку и написать: «мечтаю о легком задание; думаю об Анастасие Петровне».Существует алгоритм, объясняющий, как проверить правописание безударных окончаний у существительных в особо трудных падежах.

Алгоритм проверки безударных окончаний

Проверять безударные окончания существительных удобно при помощи опорных слов с четким ударением на конце.Пример: «В огород? – бузина, а в Киев? – дядя».

Определим склонение: огород, Киев – м. р., без окончания – 2-е скл. (Если окончание есть – исключаем -ия, -ие, -ий)
Определим падеж: в ком/в чем? – Д.п.
Ставим в Д. п. опорное слово 2-го скл.: плечо – в плече; ясно слышим окончание ;
Пишем в искомых словах – в огороде, в Киеве.

Алгоритм действий представлен в таблице:

Для существительных на -ия, -ие, -ий запоминаем “правило двух “.

Женский род имеет -ии в трех трудных падежах: «нет акации; даю полиции; думаю о позиции».

Существительные 2-го склонения (гениий, задание) принимают -ии только в Предложном падеже: «о гении, о задании».

Учтите: нельзя путать слова на -ие с существительными среднего рода на -ье, которые склоняются по типу 2-го склонения: «в чем? – в раздумье НО: в размышлении». Не забываем про исключения: в забытьи! на острие!

Источник

Читайте также:  Whey protein способ применения дозы
Оцените статью
Разные способы