Компью А рт
Одним из способов отделки печатной продукции является лакирование. Этот один из наиболее популярных видов отделки бывает сплошным и выборочным. Сплошное лакирование используется при изготовлении обложек, папок и других изделий, где данная печатная операция является альтернативой ламинированию (при более низкой цене). Выборочное лакирование применяется для создания ярко выраженных декоративных эффектов и выделения элементов изображения за счет различной степени блеска лакированной и нелакированной поверхности.
Чем выше популярность технологии, тем больше импровизаций в типографиях при использовании расходных материалов. О том, как правильно работать с УФ-лаками для офсетной печати, рассказывает Ирина Соловьева, технолог-консультант «Гейдельберг-СНГ».
КомпьюАрт: Какие бывают УФлаки, и что сегодня предлагается на российском рынке расходных материалов в этой области?
Ирина Соловьева: В Центре расходных материалов (ЦРМ) «ГейдельбергСНГ» представлены самые распространенные и востребованные лаки УФотверждения для различных способов нанесения: офсетного и трафаретного, а также для лакирования флексографским способом и способом глубокой печати. Для тех, кто не имеет специальных лакировальных устройств, выпускаются офсетные лаки для нанесения через красочный аппарат и лаки для офсета без увлажнения, но их ассортимент ограничен — только глянцевый и матовый. В основном все предлагаемые лаки относятся к радикальному способу отверждения. Катионные лаки поставляются под заказ и очень редко запрашиваются изза высокой стоимости и требуемого финишинга — ИКоблучения.
Ирина Соловьева, технолог-консультант «Гейдельберг-СНГ»
Среди офсетных популярны УФлаки для нанесения в линию по обычным краскам и ВДлакупраймеру и без праймера по УФкраскам. Лаки для автономного нанесения на лакировальных машинах и лакировальных устройствах офсетных и флексографских печатных машин представлены в широком ассортименте: глянцевые и матовые, для одно и двустороннего нанесения, лаки для последующего тиснения фольгой, эластичные для изготовления коробок, лаки для пищевой упаковки, для лакирования невпитывающих материалов и т.д. Лаки для создания двойного эффекта в офсетной печати дают отличный матовоглянцевый или структурноглянцевый эффект. После drupa 2008 в нашем ассортименте появились новые, улучшенные пары лаков: матовый печатный и глянцевый УФлак.
Камерракельные лаконаносящие устройства позволяют применять металлизированные, пигментированные и интерферентные лаки.
В нашем ассортименте представлены лаки УФотверждения разных производителей —Heidelberg Saphira, Weilburger Graphics GmbH, Flint Group (К+Е), а также вспомогательные средства для них. Стоимость лака зависит от способа нанесения, свойств лака и производителя. По способу нанесения самые дорогие — трафаретные лаки, кроме того, выше их расход. Лаки со специальными свойствами всегда дороже, чем универсальные. Мы можем предложить клиентам как экономичный вариант достойного качества, так и высококачественный, но более дорогой продукт — всегда есть выбор.
КА: Когда следует выбирать технологию УФлакирования? Этот вопрос, думаю, будет интересен для заказчиков, которые выбирают между ламинированием и УФлакированием.
И.С.: Вопервых, это зависит от возможностей производителя печатной продукции и требований заказчика. Легче сказать, когда рекомендуется ламинировать продукцию пленкой. Проблемы при УФлакировании возникают при формировании коробки и крытье издания обложкой — появляются трещины на сгибах. Если это не вызвано нарушением технических норм (слишком высокой мощностью УФламп при сушке лака, низкой влажностью бумаги или картона, несоблюдением климатических условий в цехе, высокой плотностью массы 1 м2 используемого материала и т.п.), то остается только применение ламинирования оттисков пленкой, хотя и здесь могут возникнуть проблемы. В каждом конкретном случае дизайнерский замысел должен соответствовать техническим возможностям качественного выполнения заказа: всё должно быть учтено и оговорено при приеме заказа в производство.
КА: Заказчик получает тираж из типографии. Как он может определить качество УФлакирования?
И.С.: Вначале зрительно: лаковая пленка должна быть равномерной, без пузырей и кратеров, прозрачной, без пожелтения. Если лак специальный, то покрытие должно соответствовать требованиям заказчика и утвержденным образцам, если заказ уже выполнялся ранее.
Уровень глянца может быть проверен специальным прибором — глянцметром. Прочность закрепления лаковой пленки определяется царапаньем ногтем или тезатестом. Стойкость лаковой пленки можно проверить с помощью ацетонтеста.
КА: Какие преимущества и недостатки имеет УФлакирование перед другими видами лакировки?
И.С.: Лаковая пленка при УФлакировании, по сравнению с печатным или ВДлаком, самая прочная как механически, так и химически, глянцевый лак имеет самый высокий глянец. Кроме того, УФлак позволяет получать уникальные дизайнерские эффекты. Отверждение лака происходит мгновенно, не требуется применение противоотмарочного порошка, отлакированные оттиски практически сразу могут передаваться на последующую обработку. Но этот способ лакирования требует применения специальных устройств, особых вспомогательных материалов, а кроме того, УФлак самый дорогой.
Отметим, что самые широкие возможности все же у трафаретного лакирования, так как возможно наложение толстого слоя лака и применение как мелкодисперсных пигментов, так и пигментов для глиттерного эффекта. Трафаретным способом наносят рельефные лаки с различными спецэффектами, в том числе лаки для шрифта для слепых, но при этом необходимо использовать соответствующие трафаретные сетки. Наши технологи дают рекомендации, какие размеры ячеек должны быть для каждого типа лаков. К лакам со спецэффектом относятся термочувствительные лаки, изменяющие цвет в зависимости от температуры.
КА: А теперь советы технологу типографии: как правильно выбрать УФлак для своего производства и конкретного заказа, как более технологично наносить лак: через красочный аппарат или дополнительную секцию?
И.С.: Чтобы технолог не ошибся в выборе лака, мы разработали специальную форму запроса, куда вносятся данные о клиенте: оборудование для нанесения лака, тип лакировального устройства, материал, применяемые краски на оттиске, последующие отделочные процессы, и указывается желаемый эффект при лакировании или специальные требования. Этот запрос отправляется поставщику для подбора подходящего лака, если на данный момент в нашем ассортименте необходимый продукт отсутствует. Это позволяет избежать ошибок. Если запечатываемый материал проблемный, то мы посылаем поставщику его образцы для подбора необходимого лака. Сильно впитывающие материалы могут вызвать проваливание лака и недостаточный глянец. Кроме того, в слоях материала УФлучи могут не достичь нижних слоев лака и в материале он останется незакрепившимся. Невпитывающие материалы, такие как тонкая металлизированная бумага или пленка, при УФлакировании могут деформироваться изза усадки лаковой пленки, поэтому лак должен выбираться соответствующий и режимы лакирования подбираются отдельно для каждого случая. Всегда рекомендуется проводить предварительные испытания, прежде чем закупать значительное количество лака и выполнять лакирование тиража.
Если специального лакировального устройства нет, нанесение лака может осуществляться через красочный аппарат, предназначенный для печати УФкрасками, — это может быть последняя секция УФпечатной машины или секция, после которой стоит УФсушка. Важно помнить, что через красочный аппарат нанесение лака минимальное и высокого глянца или матовости добиться сложно. Для нанесения через красочный аппарат нет лака для невпитывающих поверхностей или с какимилибо специальными свойствами, как уже говорилось.
Если у клиента нет опыта работы с УФлаком, или он ранее не использовал наши лаки, или собирается применять какойлибо инновационный лак, то технологи «ГейдельбергСНГ» проводят испытание лака, помогают подобрать режим лакирования. Для всех типов лаков и УФлакирования Центр расходных материалов имеет достаточно много информационного материала, который всегда предоставляется клиентам.
Кроме того, учебный центр Heidelberg Print Media Academy регулярно проводит семинар по УФтехнологии, в ходе которого подробно рассматриваются различные способы лакирования УФлаками.
КА: Теперь сопоставим две технологии — cплошное и выборочное лакирование. Их сочетание дает яркие декоративные эффекты.
И.С.: Как уже было сказано о лаках для получения двойного эффекта, это самый дешевый способ выборочного лакирования, который не требует специальных лакировальных форм, но при этом возникает выразительный эффект изза различной структуры поверхностей, можно воспроизводить тонкие детали рисунка.
Для работы в линию при этом необходимо следующее:
- листовая офсетная машина для работы с гибридными материалами;
- минимум пять печатных секций — перваячетвертая для работы с гибридными или УФкрасками и пятая для работы с масляным печатным лаком;
- промежуточная УФсушка после последней печатной секции, рекомендуется сменная промежуточная УФсушка после первой или второй печатной секции;
- финальная УФсушка (три лампы);
- лакировальная секция с УФсушкой.
- Для работы в два прогона необходимы:
- печатная машина для нанесения масляного печатного лака и соответствующее оборудование для УФлакирования;
- финальная УФсушка;
- для печати могут использоваться как традиционные, так и гибридные офсетные краски.
Для выборочного УФлакирования на лакировальных машинах и лакировальных секциях в ассортименте ЦРМ представлены специальные резинотканевые полотна со съемным слоем и полиэстровые полотна Folex (универсальные, для лакирования ВД и УФлаком и особо стойкие для УФлакирования длинных тиражей). Вырезка на резинотканевых и полиэстровых полотнах может производиться на плоттере или вручную (полиэстровые полотна для вырезки вручную имеют синий светочувствительный слой, копировка может выполняться в обычной копировальной раме с фотоформы, форма проявляется теплой водой, пробельные места остаются синими, и их легко вырезать).
Для этой технологии также применяются специальные лаки (глянцевые и матовые) и лаки для выборочного лакирования через красочный аппарат. Такой УФлак можно наносить через красочную секцию на офсетных УФпечатных машин с включенным увлажняющим аппаратом, как при лакировании традиционным масляным лаком с обычных печатных форм (для УФлакирования они должны быть подвергнуты термостабилизации, как для печати УФкрасками, или быть стойкими к УФкраскам, как, например, пластины Saphira Thermoplate PN).
Источник
Лаки в полиграфии
II. УФ Лаки
Содержание
Каталог статей
Технология изготовления печатной продукции с каждым годом становится всё более сложной. Это усложнение не случайно, высочайшая конкуренция в отрасли стимулирует игроков предлагать всё более и более привлекательный продукт. По этой причине производственники, как бы тяжело им не было, продолжают инвестировать в новейшее оборудование, а производители, заинтересованные в этих инвестициях, разрабатывают и предлагают публике технологические новинки.
Ультрафиолетовый лак или уф-отверждаемый лак назван так, потому что лаковая плёнка отверждается в результате реакции полимеризации под действием ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн от 250 до 400 нм. В зависимости от химического состава полимеризация УФ лаков может протекать по радикальному или катионному механизму.
УФ-лаки на основе акриловых мономеров полимеризуются по радикальному механизму, а на основе эпоксидных соединений по катионному механизму. В состав обоих видов уф-лаков входят фотоинициаторы и различные добавки. Полиграфические УФ лаки не содержат растворителей и после полимеризации все 100% нанесенного на оттиск лака образуют твёрдую прозрачную глянцевую/матовую плёнку. Иными словами полиграфические уф-лаки имеют 100% сухой остаток.
Процесс полимеризации по радикальному механизму заканчивается в доли секунды после ультрафиолетового облучения. Полимеризация по катионному механизму протекает значительно медленней, плёнка твердеет через 1–2 сек. после облучения, но затвердевший слой продолжает полимеризоваться в темноте в течение 1–2 суток. Вследствие этого более широкое применение нашли УФ лаки, полимеризующиеся по радикальному механизму . Среди лаков, закрепляющихся под действием УФ-излучения, катионные образуют особое семейство.
УФ-ЛАКИ НА КАТИОННОЙ ОСНОВЕ
Речь идёт о уф-лаках на основе кислотоотверждаемых эпоксидных систем. Фотоинициаторы для них – специальные соединения (четвертичные ониевые соли кислот Льюиса, например, триарилсульфониевые соли), которые под воздействием УФ облучения распадаются с образованием активного катиона, инициирующего полимеризацию. В качестве связующего-плёнкообразователя выступают эпоксидные смолы – обычно низковязкие алифатические эпоксиды, полимеризующиеся по катионному механизму с раскрытием эпоксидного цикла.
Главные особенности катионных УФ лаков – низкая чувствительность к кислороду и дальнейшая полимеризация даже в темноте. Начальный мощный импульс УФ-облучения необходим для высокого выхода инициирующих катионов. Скорость катионных композиций закрепления ниже, чем у радикальных, зато внутренние напряжения в отверждённом полимере успевают релаксировать за счёт конформационных перегруппировок макромолекулярных цепей. Поэтому катионные УФ-материалы имеют очень высокую адгезию, в т. ч. к проблемным субстратам.
Применение катионных композиций целесообразно, только когда требуется очень высокая адгезия к пластикам, металлам или при жёстких требованиях к термостойкости и химической устойчивости отлакированного оттиска. Ещё одно достоинство катионных систем – отсутствие проблем с раздражающим действием и запахом, которые присущи радикальным лакам.
РАДИКАЛЬНЫЕ УФ ЛАКИ
Состав УФ лаков, полимеризующихся по радикальному механизму , представляет собой смесь жидких и акриловых мономеров и смол, фотоинициаторов, кремнийорганических соединений, поверхностноактивных веществ, пеногасителей.
УФ-лаки не затвердевают на воздухе и под воздействием тепла, не высыхают в лакировальной секции, однако, следует исключить прямое попадание солнечных лучей на жидкий уф-лак. Снижения вязкости ультрафиолетового лака добиваются путем его подогрева при интенсивном перемешивании.
Жидкий полиграфический УФ лак на основе акриловых мономеров является бесцветной густой жидкостью с характерным запахом, который исчезает после полимеризации. Однако если УФ лак частично впитался в бумагу, ультрафиолетовые лучи могут не достичь этих молекул и оттиск сохранит характерный запах. Слишком интенсивное облучение может привести к пожелтению и отслаиванию лака.
Среда жидкого уф-лака высокореактивна (агрессивна) для кожи человека, однако, полимеризованная лаковая плёнка имеет нейтральную реакцию.
СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ УФ ЛАКА
Основным условием получения высококачественной лаковой плёнки является достаточное время растекания. Оно напрямую зависит от длины транспортёра и скорости работы машины. Поэтому при покупке оборудования нужно обратить внимание на расстояние между модулем нанесения Уф-лака и УФ сушкой. Также необходимо устройство для подогрева лака (обычно до 30–40 °С). Нагрев лака снижает его вязкость, следовательно, он лучше растекается. Но бумага в момент нанесения уф-лака остаётся холодной, что неизбежно снижает температуру уф-лака и соответственно качество оттиска. Подогрев оттиска после нанесения УФ лака до секции УФ сушки позволяет заметно улучшить глянец (это возможно при наличии промежуточной ИК-сушки). Также важна опция удаления противоотмарывающего порошка, избыток которого на оттиске может привести к повышенной шероховатости поверхности лаковой плёнки. При лакировании тонкой бумаги нужно предварительно убедиться в возможностях машины (современное оборудование позволяет работать с материалами плотностью от 60 г/м²).
Так как краски и лаки для флексографской печати имеют приблизительно одинаковую консистенцию и могут наноситься из последней секции, можно назвать её печатной. Широкое распространение УФ-лакирования во флексографской печати вызвано полным отсутствием проблем в использовании этой технологии – УФ лаки прекрасно ложатся » в линию » на водные, органические и УФ отверждаемые краски. Основным видом работ, выполняемых с помощью данного вида печати, является изготовление этикеток и упаковки на различных материалах (бумага, металлизированная бумага, различные плёнки), что делает применение УФ лака незаменимым.
ТИПЫ УФ ЛАКОВ
Кроме глянцевых УФ лаков существуют также матовые и шелковистые (полуматовые) лаки.
Особое место в лакировании занимают декоративные уф-лаки, создающие особые визуальные эффекты. Сюда следует отнести:
- выборочное лакирование;
- придание глянца и/или матового эффекта;
- придание текстуры, рельефа, узора;
- эффекты флуоресценции, люминесценции, перламутра;
- глиттеры, пигменты;
- термохромный УФ лак;
- также можно выделить «золотые» уф-лаки.
Лакирование УФ лаками нашло широкий спрос в рекламной и глянцевой индустрии. Высокая степень глянца/матовости которую способны воспроизвести уф-лаки, особенно при трафаретном способе нанесения, придаёт изданиям т.н. » гламурности «. Особый шик изданиям придаёт выборочное уф-лакирование. Полёт фантазии дизайнера по созданию визуальных эффектов при помощи ультрафиолетовых лаков может ограничить только бюджет издателя.
Технологии выборочного УФ лакирования различны. Одна из технологий основана на изготовлении лакировальных полотен из термостабилизированного полиэстера. За счёт специально обработанного верхнего слоя обеспечивается нанесение тонкой равномерной лаковой плёнки, уменьшается время, необходимое для растекания лака и, как результат, обеспечивается высокий глянец оттиска. Полотна для лакирования выпускаются толщиной 1,15 и 1,35 мм для плоттерной и ручной резки. Поставляются в листах максимальной шириной 1270 мм. Полотна для ручной резки имеют специальный светочувствительный слой, за счёт которого на поверхности полотна образуется чёткое изображение, которое можно вырезать. Данная технология воспроизводится, например, компанией folex. Лакировальные полотна производства компании folex могут использоваться во всех современных печатных машинах для косвенного и прямого лакирования как в двухвалковых, так и в камер-ракельных лакировальных секциях.
Недостатком этой технологии для конечных потребителей можно считать низкий уровень детализации выборочного уф-лака. Иными словами, даже при плоттерной резке, минимальный размер элемента (печатного или пробельного) ограничен 3–4 мм. Но часто хочется покрыть лаком заголовок, выполненный шрифтом с засечками.
Для этого лучшим образом подходит флексографский или трафаретный способ нанесения уф-лака. Однако при этом не следует забывать, что допуски на совмещение лакового покрытия с лакируемым изображением существенно выше, чем при совмещении красок. Обычно это 1–2 мм, для трафаретного полуавтомата, т.е. с ручной подачей листов – 2–3 мм.
Перед подготовкой файла для выборочного УФ лакирования необходимо ознакомиться с техническими требованиями типографии по подготовке материалов, т.к. требования к подготавливаемым файлам могут различаться. Однако общим условием является векторный характер лакируемых изображений, а также идентичная геометрия файла для лака и файла для печати. Подробно о способах подготовки файла выборочного уф-лакирования читайте в разделе «Практика» статью: «Выборочное лакирование. Типы и Способы».
Текстуры, рельефы и узоры при лакировании полиграфическими УФ лаками достигается за счёт использования специальных текстурных лаков. Количество узоров обширное, например:
Источник