Ударение способы его выделения

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Что такое ударение?

Ты наверняка помнишь, как в сказке К. Чуковского “Федорино горе” вся посуда сбежала от горе-хозяйки. Что сделала Федора, чтобы вернуть свою посуду?

Искала и звала обратно.

Помоги Федоре позвать ложку: лоооооожка.

Какой звук отличается от других, звучит дольше?

Звук [о] в этом слове — ударный. Можно представлять, как будто по нему стучат молоточком — лОжка.

Давай попробуем позвать вилку, чашку, сито и ведро.

Ты можешь заметить, что ударение — это выделение голосом в слове определенного слога. Ударение есть в каждом слове. Тот гласный звук, который оказывается под ударением, звучит дольше и сильнее. На письме обозначение ударения выглядит как специальный знак — черточка:

В словах с одним слогом ударение ставить не нужно, итак ясно, куда оно падает (мел, кедр, стол). Это же касается и слов с буквой ё (мёд, свёкла, актёр).

Тот слог, на гласную букву в котором ставится ударение (который произносится с большей силой голоса), называется ударный слог. Все остальные слоги — безударные.

На этом рисунке изображены схемы к словам, ударение в них уже поставлено. Например, на первой схеме ударение падает на второй слог. Подходит ли к ней слово “репа”? А слово — “река”?

Попробуй самостоятельно придумать слова к остальным схемам.

Способы выделения ударения

Часто именно от ударения зависит смысл слова, поэтому нужно научиться хорошо выделять ударные слоги в словах. Для этого есть несколько разных способов:

  1. Произнести слово так, будто ты зовешь этот предмет к себе как собачку: БарбОс-БарбОс! СоловЕй-соловЕй! БотИнки-БотИнки!
  2. Произнести слово с вопросительной интонацией, будто ты сильно удивлен: МедвЕдь? ДивАн? МорОженое?

Выдели ударные слоги в следующих словах:

Книга, игрушки, тетрадь, цветы, школа, карандаш.

А теперь произнеси слова с ударением на разные слоги:

Ты догадался, что ударение может поменять смысл всего слова. Оно действительно помогает нам определить, что каждое слово обозначает. Поэтому так важно правильно ставить ударение в словах и уметь его определять.

Орфоэпический словарь русского языка

Слова, значение которых ты определил выше, отлично тебе знакомы, потому что встречаются в твоей речи, в разговорах с родителями, друзьями. Ты слышишь их часто. Это значит, что они находятся в твоем активном словарном запасе среди остальных слов, которыми ты пользуешься очень часто.

Но иногда приходится встречаться с незнакомыми словами, правильно поставить в них ударение и произнести сложно. Тогда на помощь каждому ученику приходит специальный словарь. Ты знаешь, что с помощью словарей можно определить значение и происхождение слова, а что же содержится в этом словаре?

Орфоэпический словарь русского языка — это словарь, в котором описано правильное произношение многих русских слов. Он помогает произносить слова в соответствии со всеми правилами, то есть так, как принято в культурном обществе.

Рассмотри, как он выглядит внутри. Найди, есть ли в нем знакомый тебе знак ударения?

Буквы и звуки

Ежедневно ты слышишь множество звуков, которые тебя окружают. Пение птиц, жужжание насекомых, шелест листьев, работа мотора автомобиля.

Среди этих звуков есть и другие, особенные: пение песен, работа радио, разговоры окружающих. Что объединяет все эти звуки?

Все эти звуки произносят люди, они имеют определенный смысл и именно из них получаются слова.

Буква — это специальный значок для обозначения звуков речи на письме. С ее помощью можно написать любые слова, сказанные вслух или про себя.

Читайте также:  Физическая организация файлов способы физического размещения файлов

Если бы люди не придумали буквы, то люди не смогли бы сейчас читать книги, писать друг другу письма и сообщения. Не удалось бы прочитать информацию на вывесках магазинов, определить, какие продукты стоят в упаковках на полках. Наши предки без букв не смогли бы передать столько информации о том, как люди жили раньше, какие события происходили в то или иное время. Даже многие сказки постепенно забылись бы, если бы не были напечатаны.

Что такое алфавит?

Каждый ученик должен знать алфавит наизусть, потому что этот порядок букв может сильно помочь нам в жизни. Буквы в такой последовательности приводят в порядок полки в библиотеке – по фамилии автора, чтобы любую книгу легко можно было найти. В таком же порядке размещены слова в словаре и фамилии людей в различных списках, например в списке класса.

Назови по порядку все буквы русского алфавита. Какие из них не обозначают звуков?

Названия каких букв отличаются от звука, который она обозначает?

Правильно, это буквы б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

В 1 Б классе учатся два друга: Иванов Саша и Яшин Максим. Чья фамилия в списке класса встречается раньше? Объясни, почему.

Действительно, Иванов Саша будет в списке гораздо выше, чем Яшин Максим. Ведь буква И в алфавите стоит намного раньше, чем буква Я.

Как обозначаются звуки?

Люди придумали определенные обозначения, чтобы обозначать звуки. Они обозначаются буквами, которые заключены в квадратные скобки.

Сравни, как обозначены первые звуки в этих словах. Что ты заметил?

Знак [к] показывает, что это твердый согласный звук. А обозначение [к’] показывает, что этот звук — мягкий согласный.

У любого звука и буквы есть определенное место в слове. Если попробовать заменить одну букву или звук, убрать, или поменять между собой местами, то поменяется весь смысл слова. А возможно получится просто бессвязный и бессмысленный набор звуков.

Какие звуки называются гласными?

В нашем языке есть разные виды звуков, в зависимости от их способа произношения.

По количеству гласных в слове, определяют, сколько в нем слогов. Например: у|че|ник, ма|ма.

Определи, сколько слогов в слове “лист”? Почему?

Верно, в слове «лист» всего один слог, ведь в нем всего лишь одна гласная буква.

Какие звуки называются согласными?

Посмотри на картинки, произнеси слова, которыми они обозначаются.

Понаблюдай, как они произносятся. Все ли звуки произносятся свободно, не встречают преграду во рту?

Например, чтобы произнести [м], нужно сомкнуть губы. Чтобы произнести [ж], нужно пропустить струю воздуха сквозь сжатые зубы. А чтобы сказать [с], приходится поднимать кончик языка к нёбу.

Произнеси эти звуки и понаблюдай за собой. Какие преграды встречаются при произнесении других согласных звуков?

Согласные звуки образуют слоги лишь с гласным звуком: стра|на, ста|ди|он.

Всего в русском языке 36 согласных звуков.

Мягкие и твердые согласные звуки

Посмотри на картинки и назови предметы. Сколько звуков в каждом слове? Послушай, какими звуками они отличаются?

Верно, в слове «лук» [л] — твердый согласный, а [л’] в слове «люк» — мягкий согласный.

Некоторые согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] — [б’], [д] — [д‘], … . Посмотри остальные пары на картинке. Здесь все звуки твердые, а что можно с ними сделать, чтобы они превратились в мягкие?

Согласные звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твердые. А [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие. Их нужно запомнить, потому что произношение этих звуков именно такое, и они не имеют своих пар.

Отличие звуков от букв

Теперь ты знаешь многое о буквах и звуках. Но можешь ли объяснить, чем отличаются звуки от букв?

Слово, которое мы произносим, состоит из звуков. Звуки мы слышим и говорим.

Читайте также:  Способ взаимодействия с потребителями

Слово, которое написано на бумаге, состоит из букв. Буквы мы можем лишь увидеть, написать или назвать. Потому что буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи. Например, буквой “эль” могут обозначаться звуки: [л] и [л’].

Очень важно знать и звуки, и буквы, потому что лишь так можно научиться красиво и грамотно писать. Знание русского языка тесно связано с его правилами. Многие правила русского языка связаны именно с тем, как звуки нужно обозначать буквами при письме. Скоро тебе предстоит с ними познакомиться.

Перед тем, как двигаться дальше необходимо проверить, насколько хорошо ты усвоил этот урок. Ответь на вопросы, выбрав один или несколько правильных ответов.

Источник

Ударения и способы выделения ударения.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Технологическя карта урока по русскому языку

Скачать:

Вложение Размер
russ-yaz_motygina.docx 38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 1 класс (УМК Школа России)

Учитель: Мотыгина Т. А.

Дата проведения урока:

Ударения и способы выделения ударения.

Показать различительную и смысловую роль ударения, изменения места ударения в слове.

Изучение нового материала

Овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических) и правилах речевого этикета.

Обучающиеся научатся целенаправленно использовать знания в повседневной жизни

Универсальные учебные действия

Регулятивные: научатся контролировать и оценивать свою работу и ее результат;

Познавательные: закрепят знания о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне;

Коммуникативные: обучающиеся закрепят умения точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, принимать точку зрения своего товарища, уважительно относиться к чужому мнению.

Основное содержание темы, понятия и термины

Ударение, способы выделения ударения.

Компьютер, учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение.

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности ( Ф -фронтальная, И -индивидуальная, П -парная, Г -групповая)

Содержание взаимодействия с учащимися

Цель : Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

2..Эмоциональный настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Тамара Александровна.

Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

-Приветствует, фиксирует отсутствующих;

-проверяет подготовленность помещения к занятию;

-организует внимание школьников;

-раскрывает общие цели урока и плана его проведения.

-готовятся к уроку;

-эмоционально настроены на урок.

Цель: совершенствовать начертанию букв и их соединений

2.Повторение правил посадки при письме.

3.Письмо букв и слов.

Начнем наш урок с пальчиковой гимнастики. Приготовьте пальчики и повторяйте за мной.

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал.

И на танец приглашал.

-Ребята, сейчас мы будем писать. Сядьте так, чтобы ваша спинка касалась спинки стула, кулачёк должен проходить между крышкой стола и грудной клеткой. Положите тетрадь слегка под наклоном, приготовьтесь к письму, возьмите правильно ручки.

Запишите в тетради число и «классная работа». Сегодня 4 апреля.

— Посмотрите на доску. На доске вы видите букву Пп, па, пе, пи, по.

-Напишите одну строчку, чередуя заглавную букву и строчную.

Обратить внимание на особенность соединения

-Ребята, на доске написаны слова: песн я , п о года, п о езд, п е нал.

-Запишите эти слова себе в тетрадь.

-Что неправильно в этих словах? (ударение)

-Расставьте ударение правильно.

-Что нужно сделать, чтобы правильно поставить ударение? (позвать слово).

-Кто из вас догадался, какова тема нашего урока.

Учитель вместе с детьми выполняет пальчиковую гимнастику.

-Настраивает детей на письмо, напоминает правила посадки при письме.

задаёт вопросы и следит за ответами уч-ся.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

-Настраиваются на письмо, повторяют правила посадки при письме.

Совершенствуют навык письма строчной и заглавной буквы.

III.Определение темы и цели урока .

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников ,принятие ими целей урока.

Актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов ,опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Сообщение цели в виде проблемного задания.

-Тема нашего урока: Ударение и способы выделения ударения.

-Сегодня, мы с вами узнаем, как правильно ставить ударение.

-Постановка перед учащимися учебной проблемы;

подведение учащихся к цели учебного занятия;

-сообщение темыучебного занятия.

-Воспринимают информацию, формулируют тему и цель урока.

IV.Изучение нового материала .

Цель: Обеспечить восприятие и осмысление, первичное усвоение учащимисяизучаемого материала(существенных признаков ,понятий ,знаков ,теорий и пр;

Правил и построенных на их основеалгоритмов).

Содействоватьусвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу(Обобщению).

Создать содержательные и организационные условия учащимся методики воспроизведения изучаемого материала

1.Ведение в тему урока.

2.Словарная работа. Просмотр ЦОР.

3.Работа по учебнику.

Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.

— Как называется слог, на который падает ударение? (этот слог называется ударным)

— А как называются слоги, на которые не падает ударение? (безударные)

-Ребята, скажите, а ударение должно всегда должно падать на первый слог? (нет, ударение может падать любой слог)

— Правильно ударение может падать на любой слог. (вопрос)

— Зависит ли значение слова от ударения?

Пример (значение слов будет зависеть от ударения)

— Правильно. Например в словах :кружк и -кружк и

1.Из чего мы пьем.

-Ребята,сегодня мы с вами познакомимся с двумя новыми словами: Сорока, собака.

-Что обозначают эти слова?

-Сейчас мы проверим, правы ли вы.

-Запишите слово словарь: сорока, собака

-Сколько слогов в слове сорока?(3 слога).

-Какой ударный слог?(Ударение падает на второй слог).

-Назовите безударную гласную? (безударная гласная о).

-Сколько слогов в слове собака?(3 слога)

-Какой ударный? (ударение падает на второй слог)

-Назовите безударную гласную? (безударная гласная а).

-Запишем словарные слова с комментированием и подчеркнём безударные гласные, которые нужно запомнить.

Итак, мы с вами изучили два новых слова, а сейчас нам предстоит выполнить упражнение, которое поможет нам определить ударный слог в словах.

— Откройте учебники на странице 43, найдите упражнение под номером 9.

-Прочитайте в каждом слове сначала ударный слог, а потом все слово.

магаз и н к о мпас стак а ны

алфав и т св е кла щав е ль

позвон и м б а нты шоф е р

повтор и м т о рты крас и вее

-Как вы думаете, почему слова разбиты на группы именно так? (в первой группе ударение падает на третий слог, во второй группе на первый слог, в третьей группе на второй слог).

-Спишите слова. Обозначьте в них ударение.

-Придумайте предложение с любым словом (Мама пошла в магазин).

-Ребята, запомните: Слог с буквой ё всегда ударный: шофёр, свёкла, вахтёр, актёр.

— В этом упражнении мыс вами расставляли ударения в словах, а сейчас мы с вами познакомимся с очень интересной скороговоркой.

— Найдите упражнение 10.

Какие слова написаны в скороговорке одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл? (сор о ка, мор о ка, с о рок,сор о к).

-Приучить сор о ку одна мор о ка,

А сорок сор о к — с о рок мор о к.

-Объясните, как вы понимаете смысл скороговорки?

-Спишите скороговорку. Проверьте себя.

-Ребята, выполнив упражнения, наши пальчики и глазки устали, поэтому сейчас мы отдохнем.

-Организует внимание учащихся; сообщает основные понятия изучаемого материала;

-обеспечение метода исследования изучаемых знаний ,способов исредств ,которые привели к сделанным выводам;-

-обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала(с чего и как начинать ,к чему переходить и как аргументировать выводы)

Источник

Читайте также:  Народные способы лечения чирия
Оцените статью
Разные способы