Учитель учить способ словообразования

Разбор по составу слова «учитель»

уч корень
и суффикс
тель суффикс
ø нулевое
окончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вещичка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «учитель&raquo

Синонимы к слову «учитель&raquo

Предложения со словом «учитель&raquo

  • Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…

Цитаты из русской классики со словом «учитель»

  • Достойный ученик достойного учителя послушался и поехал к Сиротининой.

Сочетаемость слова «учитель&raquo

Каким бывает «учитель»

Значение слова «учитель&raquo

УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «учитель&raquo

  • Что самое главное в деле учителя? Воспитывать человека… Создавать настоящих людей. Нелегкое дело…

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «учитель&raquo

УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы.

Предложения со словом «учитель&raquo

Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…

Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.

Однако хороший учитель музыки никогда не начнёт обучение с целой джазовой пьесы – поначалу вы будете упорно учить гаммы, аккорды и пассажи.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Основные способы образования слов в русском языке

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Способы словообразования.

2. Словообразовательный анализ слова.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.

Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.

Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.

Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.

Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.

Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.

При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются

имена существительные:

к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.

имена прилагательные:

к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;

местоимения:

к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;

глаголы:

к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;

наречия:

к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.

Суффиксальным способом образуются: имена существительные

багаж + суффикс -ник- получается багажник

камень + суффикс -щик- получается каменщик

гитара + суффикс -ист- получается гитарист

учить + суффикс -тель- получается учитель

честный + суффикс -ость- получается честность

строить + суффикс -ени- получается строение

стул + суффикс -ик- получается стулик

имена прилагательные

забота + суффикс -лив- получается заботливый

осень + суффикс -н- получается осенний

гусь + суффикс -ин- получается гусиный

белый + суффикс -еньк- получается беленький

наречия, оканчивающиеся на О:

к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;

к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.

Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.

Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.

Читайте также:  Способ непрерывного глушения скважин

Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.

Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:

От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.

Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.

Вспомним план словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано.

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной

1. Прибрежный – образовано от слова берег.

Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.

2. Речной – образовано от слова река.

Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.

Разбор тренировочных заданий

Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

Правильный ответ: Пришкольный

Выделите цветом слова с приставкой при-.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Источник

Технологии формирования словообразовательных навыков у дошкольников

Ковалева Алена
Технологии формирования словообразовательных навыков у дошкольников

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо

понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой и

фонематический слух, обогащать знания и представления детей об

окружающем мире, активизировать словарь прежде всего мотивированными

словами (т. е. производными от других, а также словами всех частей речи,

обогащать смысловую сторону речи.

В процессе словообразования простое повторение и заучивание слов

малопродуктивно, ребенок должен понять механизмы словообразования и

научиться ими пользоваться. Внимание детей обращают на морфемные

способы словообразования: при помощи суффиксов (учить – учитель —

учительница, приставок (ехать – уехать – переехать — выехать, путем

сложения основ (водопровод, краснощекий, воздухоплаватель, а также

сформировать навыки образования производных слов по аналогии со

Младший дошкольный возраст.

Дети усваивают модели словообразования существительных суффиксальным

способом, используя суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением

(палец – пальчик, стол – столик, конфета – конфетка, лиса — лисичка, со

значением детенышей животных (кот — котенок, посуды (сахар – сахарница,

хлеб – хлебница, конфеты — конфетница); а также некоторые способы

образования глаголов с приставками.

Знакомство детей со способами словообразования организуется с помощью

игрушек, картинок, дидактических игр и упражнений, игр-драматизаций с

игрушками, путем создания игровых ситуаций.

Дети рассматривают парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок,

лошадь и жеребенок и пр.). Воспитатель учит детей образованию названий

детенышей с помощью суффиксов –онок. –ёнок, формирует представление о

названиях детенышей разных животных: у кошки – котенок, у мышки –

мышонок, у утки – утенок, у лисы – лисенок, у медведицы – медвежонок.

Последовательно вводится множественное число наименований детенышей:

один – котенок, а если их много, то это – котята.

Организуется игра с картинками.Воспитатель показывает картинку: — У меня

котенок. А у тебя кто? – Котята. – У меня лисенок, а у тебя? – Лисята. – У

меня зайчонок, а у тебя? – Зайчата.

В игре-драматизации с игрушками «Кто пришел?» детей побуждают

образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных,

употреблять их наименования в единственном и множественном числе.

Пример: Приходит котенок, здоровается с детьми.Педагог: — Кто к нам

пришел? – Котенок. – Как назовем его ласково? – Котеночек, котик.

Появляются котята. – Кто к нам еще пришел? – Котята. – Как их назвать

ласково? – Котятки. – Какой котеночек? – Мягкий, пушистый, ласковый,

маленький. – А какие котятки? – Маленькие, пушистые, ласковые.

Воспитатель обобщает: — Это котята. Они маленькие, пушистые, ласковые. Их

зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму-кошку. Таким же образом

обыгрываются зайчонок и зайчата, утенок и утята. Все игрушки играют,

веселятся, затем уходят.

В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа – ежата, у коровы — телята) детей

учат употреблять названия животных и их детенышей в именительном

падеже единственного и множественного числа, в игре «Кого не стало»

употреблять названия животных в родительном падеже единственного и

множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, утят).

Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится

аналогично в играх-драматизациях и дидактических играх. Возможно

использование сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций с помощью

кукол: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сахар –

в сахарнице, хлеб – в хлебнице, сухари – в сухарнице, фрукты – в

фруктовнице, конфеты – в конфетнице. (Можно напомнить детям: манты

варят в мантовнице, вафли готовят в вафельнице и пр.).

В младшей группе детей учат образованию глаголов разными способами.

Например, возможно образование глаголов от звукоподражательных слов: —

Кря-кря-кря! Кто это? – Уточка. – Что она делает? – Крякает. – Ква-ква-ква!

Кто это? – Лягушка. – Что она делает? – Квакает. – Хрю-хрю-хрю! Кто это? –

Читайте также:  Специальный порядок осуществления государственных закупок способом конкурса

Свинка. – Что она делает? – Хрюкает. Воспитатель демонстрирует

образование глаголов при помощи приставок: ходить – заходить – уходить –

приходить; шел – вошел – вышел – пришел – ушел.

Знакомство детей с со способами образования глаголов осуществляется в

дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто

что делает?», «Добавь слово», в играх-драматизациях с игрушками и в

игровых ситуациях. Следует помнить, что дети допускают ошибки в трудных

формах словообразования. Чтобы предупреждать эти ошибки, взрослому

целесообразно использовать речевой образец.

Средний дошкольный возраст.

Проводится работа по обучению разным способам образования производных

слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти

названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже

множественного числа. С этой целью проводятся те же дидактические игры,

что и в младшем возрасте: «Кто у кого», «Угадай, кого не стало», «Магазин

игрушек». Содержание речевого материала меняется, становясь более

сложным. Активно вводятся такие наименования животных, у которых

детеныш называется от другого корня: у лошади – жеребенок, у коровы –

теленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у

собаки – щенок. Педагог объясняет, что не у всех детенышей животных есть

имя,их так и называют: детеныш жирафа, детеныш обезьяны.

Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно

образуют названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было

в их опыте. В основе таких игр и упражнений должны лежать знания ребенка,

его представления о мире, опыт.

Для формирования грамматических навыков в средней группе можно

использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками. Если

нужных игрушек не окажется, целесообразно использовать фланелеграф,

театр картинок или теневой театр. Фигурки животных или картинки могут

изготовить сами воспитатели. Пример драматизации с игрушками.Педагог:

-Однажды осенью пошла я в лес. Было тепло, солнечно, тихо. Я присела на

пенек и вдруг вижу: на полянке появилась большая кто? (Ежиха.) А вслед за

ней маленькие колючие шарики катятся. Кто это? … Да, это ежата.

Маленькие ежики. Что стали делать ежата? Что же они делают? (Ежата

играют). Стали (ежата) играть, кувыркаться, в листья заворачиваться.

Носиками сопят, фыркают. А потом … (ежата) решили испугать маму и

спрятались за кустик. Ежиха ищет их. Кто их ищет? Мама-ежиха. Никак не

может найти мама-ежиха своих … ежат. Ежата сами прибежали к ней. Пошли

они домой друг за другом. Впереди кто? (Ежиха.) За мамой-ежихой кто?

(Ежата.) Сначала один… ежик, потом второй… ежик, затем третий… ежик.

Наконец не стало видно кого? (ежихи, а потом первого… (ежика, не стало

второго… ежика, не стало третьего… ежика. Не стало ни … ежихи, ни ее …

ежат (или ежиков). А я встала с пенька и тоже пошла домой вслед за ежихой с

В средней группе ведется обучение навыкам образования названий посуды

суффиксальным способом. Детям на примерах показывают, что одинаковые

значения бывают выражены разными словообразовательными средствами

(суффиксами): есть слова с суффиксом –ниц- (хлебница, сухарница,

конфетница, но есть и другие, которые тоже означают посуду, но звучат

иначе — солонка, масленка (с суффиксами –онк-, -ёнк-) или чайник, кофейник,

молочник (с суффиксом –ник-).

Драматизация «В гостях у куклы»: создается игровая ситуация.Педагог: — К

Маше придут в гости подружки, а она не знает, во что положить хлеб,

конфеты, сахар. Давайте подумаем вместе и поможем ей. Ей специальная

посуда. Как она называется? Для хлеба есть что? – Хлебница. – Значит, Маша

положит хлеб во что? – В хлебницу (повторяют хором). – Как называется ваза

для конфет? – Конфетница. – Куда Маша положит конфеты? – В конфетницу.

Куда можно положить фрукты? Что есть для фруктов? – Ваза, которая

называется … фруктовница. Куда положим фрукты? – В фруктовницу.

Дидактическая игра «Магазин посуды»: с помощью этой игры закрепляются

наименования посуды. В магазине продается посуда. Педагог и дети

рассматривают посуду. – Хлебница. Для чего она? – Для хлеба. – А это что?

Куда кладут сахар? – Сахарница. Правильно, сахарница (повторяют хором). –

А это что?Продавец: — Это посуда для сухарей. – Как она называется? Для

хлеба – хлебница, для сахара – сахарница, а для сухарей — … сухарница

(образуют формы по аналогии).

На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных

форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам. Продолжается

работа по образованию звукоподражательных глаголов: ворона каркает,

кошка мяукает, петух кукарекает, воробей – чик-чирик – чирикает.

Старший дошкольный возраст.

Рекомендуется знакомить детей с типичными способами словообразования.

Прежде всего закрепляют полученные ранее грамматические навыки: навыки

образования наименований посуды и детенышей животных (зверей и птиц) с

помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и

много, но один птенчик – ласточка, синичка, а много – ласточки, синички).

Еще раз закрепляется представление, что у некоторых детенышей нет

особого имени: детеныш кенгуру, жирафа, обезьяны, птенец пелекана,

колибри. Здесь уместны задания на объяснение значений слов: «О чем

говорит слово воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, озорной,

шаловливый, а воробей большой, взрослый).

Читайте также:  Способ штукатурки по пеноплексу

В основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин»,

«Зоопарк», «Угадай, чего (кого) не стало».

Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе

рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с

теленком, лошадь с жеребенком, овца с ягненком, курица с цыпленком и т. п.).

Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей

речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится

вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания,

осмысливать их, оперировать ими. Чтобы уточнить, какие профессии знают

дети, можно провести дидактическую игру «Знаешь ли ты профессии?»

(упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по

Педагог объясняет: — Все взрослые вокруг нас трудятся. Часто название

профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его

инструменты,машины: мы с вами уже знаем, что детей учит учитель, что

строит дома строитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что

делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.Отгадайте: —

Чинит часы … (часовщик). Дома строит … (строитель). Чинит сапоги и

другую обувь (сапожник). Проверяет билеты … (билетер). Работает в

библиотеке … (библиотекарь). Работает на кассе … (кассир).

В игре «Кто он такой?» дети учатся образованию существительных от

глаголов.Образец: если он заступается за всех, он заступник. Он много

работает, он … (работник). Он часто дерется, он … (драчун). Он много-много

говорит, он … (говорун).

В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные

женского рода: он летчик – я тоже летчица, он плясун – я тоже плясунья, он

умник – я тоже умница, он танцовщик – я тоже танцовщица, он учитель – я

тоже учительница, он продавец – я тоже продавщица и т. д.

Полезны упражнения на употребление суффиксов существительных

мужского и женского рода: Занимается спортом … (спортсмен —

спортсменка). Играет в футбол … (футболист — футболистка). Катается на

лыжах … (лыжник — лыжница). Катается на велосипеде … (велосипедист —

велосипедистка). Хорошо прыгает … (прыгун — прыгунья).

Детей учат подбирать однокоренные слова (слова-родственники): снег,

снеговик, снегопад, снежинка, снежный, подснежник, Снегурочка, снеговые

горы; береза, березовый, подберезовик; лист, лиственница, листопад. «Словародственники» должны иметь похожую часть и быть связанными по смыслу.

Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней

сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется с помощью

суффиксов –ее, -ей, -е, -те- (синтетический способ) или при помощи слов

более или менее (аналитический способ): чистый – чище – более чистый.

Превосходная степень образуется путем прибавления к основе

прилагательного суффиксов –ейш-, -айш- (синтетический способ) или при

помощи вспомогательных слов самый или наиболее (аналитический способ):

умный – умнее — умнейший – самый умный – наиболее умный; высокий –

выше – высочайший – самый высокий – наиболее высокий.

Целесообразно как можно чаще проводить с детьми небольшие по

продолжительности упражнения (5-6 минут):на образование прилагательных от основ существительных: Какое варенье из

малины? (малиновое); … из смородины? (смородиновое); … из крыжовника?

(крыжовниковое); … из кабачков? (кабачковое); … из персиков? (персиковое);

… из клубники? (клубничное); … из брусники? (брусничное); … из черники?

(черничное); … из земляники? (земляничное) и пр. ;

на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности):

В доме жила коза. Чей дом? (Козий.) В другом доме жил верблюд. Чей дом?

(Верблюжий.) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий.) В

берлоге спит медведь? Чей дом? (Медвежий.) Дружно в доме крякают утки.

Чей дом? (Утиный). Гуси – гусиный, куры – куриный.

Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи,

особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы

проблемного характера.Упражнение: — Мясорубка. Для чего она нужна?

Почему ее так назвали? (Мясо рубит). Соковыжималка. Для чего она нужна?

Почему ее так назвали? (Выжимает сок). Пылесос. Для чего он нужен?

«Маленький Мойдодыр» как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Красный, синий, зеленый. Игры для формирования навыков звукового анализа слова Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Источник

Оцените статью
Разные способы