Учитель повышает голос способ привлечения внимания

Внимание.Задание.. Методы исследования внимания

Название Методы исследования внимания
Дата 01.11.2021
Размер 50 Kb.
Формат файла
Имя файла Внимание.Задание..doc
Тип Документы
#260769
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Задания по психологии на 1.11.21.docx.
Показать все связанные файлы Подборка по базе: типы корреляционного исследования.docx, Методика проведения Социологоческого исследования .docx, CРСП 2 Практикум №2 Социологические исследования (1).docx, Лекция 2.Спектроскопические методы анализа. Кравченко И.С. ЗФВН1, Принудительное получение образцов для сравнительного исследовани, хир методы леч.pdf, Этапы и методы обучения — Ролевая игра 2.pdf, научные исследования и его этапы.docx, 5fan_ru_Таможенная политика и методы регулирования внешнеэкономи, Лекция 7 Переводные методы (грамматико-переводной, текстуально-п

Тема: Методы исследования внимания.
Практические задания.

  1. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.

Непроизвольное – ученики старшего класса пишут контрольную работу. Раздавшийся звук грома за окном привлек внимание каждого из-за чего все обернулись в сторону окна, оторвавшись от тетрадей. Условие: действие сильного, контрастного или значительного, вызывающего эмоциональный отклик, раздражителя.

Произвольное – Сотруднику банка к следующему дню необходимо подготовить важный отчет. Чтобы не отвлекаться, он специально выключает телевизор и откладывает телефон. Условие – постановка (принятие) задачи.

Послепроизвольное – ученик, читая определенную главу книги, которую задали прочитать к завтрашнему уроку литературы, на столько заинтересовался сюжетом, что прочитал больше заданного. Условие: вхождение в деятельность и связанный с этой деятельностью интерес.

2. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Послепроизвольное/распределение — а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

Произвольное/устойчивость — б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

Произвольное/концентрация — г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

Непроизвольное/переключение — д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

Послепроизвольное/переключение — е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

Произвольное/устойчивость — ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

Произвольное/объем — з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

Произвольное/концентрация — н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

3. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

Устойчивость – студент готовится к экзамену в течение всего вечера;

Концентрация – девочка так увлеклась рисованием своей новой картины, что не услышала, как мама вернулась домой, хлопнув дверью;

Распределение – преподаватель читает лекцию, при этом следит за поведением студентов;

Переключение – молодой человек, гуляя по парку, наблюдал за уточками в пруду, а затем ответил на телефонный звонок, переключив внимание на собеседника.

4. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания, в порядке нарастания степени трудности:

1-б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.

2-д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.

3-в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.

4-г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).

5-а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.

6-е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова.

7-ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

5. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями:

а) с низкой концентрацией

б) с хорошим распределением

в) с плохим переключением.

Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.

6. Чтобы во время урока или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным внимание, о каких условиях его организации и поддержания им следует помнить?

  • Прямое требование внимания;
  • Поддержание дисциплины на уроке;
  • Усиление впечатления;
  • Осознание долга и обязанности;
  • Отчетливое понимание конкретной задачи, выполняемой деятельности;
  • Привычные условия работы;
  • Возникновение косвенных интересов;
  • Создание благоприятных условий для деятельности;
  • Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности.

7. Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

8. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

Контрастные цвета — а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.

Изменение интенсивности — б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».

Искусственное подогревание общественного интереса — в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.

Повторение — г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».

Новизна — д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.

Новизна — е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.
Ситуационные задачи для разбора на занятии

1. Какое свойство внимания проявляется в игре? По каким признакам можно это установить?

В течение одной минуты ребёнок должен увидеть вокруг себя как можно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздаётся сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий узнаёт, кто насчитал больше предметов, предлагает ему перечислить вслух увиденное. То, что он не заметил. Дополняют остальные участники игры. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других.

Ответ: В игре проявляется такой свойство внимания, как объем. Объем – количество предметов, которое одновременно может охватить внимание. Это можно установить по принципу игры – необходимо увидеть вокруг себя, как можно больше предметов, посчитать их и в последствии озвучить ведущему свой ответ.

2. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае? По каким признакам можно это установить?

Начинающий художник – реставратор однажды восстановил старую картину. На поверхности доски в разное время были сделаны два рисунка – фигура человека и телега, запряженная парой волов. Теперь оба рисунка ясно проступали, и их детали переплетались между собой. Художник восстанавливал только одно изображение, но многие отрезки линий, относящихся к изображению телеги, входили в изображение человека.

Ответ: В описанном случае проявляется такой свойство внимания, как концентрация. Концентрация – удержание внимания на одном объекте при отвлечении от всего остального. Художник восстанавливал определенное изображение, не обращая внимания на предыдущее.

3. О каком свойстве внимания говорится в отрывке? Назовите условия его формирования.

М. Горький писал: «Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках – английском, немецком, французском – разные фразы. Даже так делает: в руки берёт по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках».

Ответ: В этом отрывке говорится о таком свойстве внимания, как распределение. Распределение – умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая на них свое внимание. Чтобы успешно выполнять несколько работ одновременно, необходимо знать хотя бы одну из них настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно.

Источник

5 суперэффективных способов завоевать внимание учеников всего за 15 секунд

Хлопнуть ладонью по столу, повысить голос… А как вы привлекаете внимание учеников?

«Тишина! Если вы сейчас же не займете свои места, я пойду к директору! Неужели так трудно сесть и послушать…»

Да, работа учителя — это колоссальный труд. Даже если в классе 30 послушных детей, которые слушают каждое слово педагога, время от времени учителю всё же приходится что-нибудь выдумывать, чтобы завоевать интерес учащихся.

Процесс привлечения внимания — без лишних эмоций и повышения голоса — часто вызывает сложности даже у опытных педагогов. И неудивительно, ведь на самом деле управлять поведением учеников и правильно реагировать на их выходки не так-то просто.

К счастью, есть проверенные способы, которые помогают учителям контролировать хаос и быстро привлекать внимание учащихся. Подобные техники основаны на том же принципе, по которому маркетологи продают свою продукцию — условно его можно назвать «Действие не по схеме» и в классе он действительно работает. Всегда.

Как работает «Действие не по схеме»?

Принцип действия этой стратегии нужно понимать буквально. Вы нарушаете чьё-то привычное поведение, прерывая его неожиданным стимулом. Этот «стимул» может быть чем угодно — от звука до смешной шутки и даже физического движения.

«Действие не по схеме» — это феномен, с которым люди сталкиваются каждый день. Рекламные ролики, плакаты и всплывающие окна, которые видит человек, буквально захватывают его внимание. Это заставляет его отвлечься от своих мыслей, ведь перед глазами появляется внезапный раздражитель в виде изображения, видео или текста, который просто невозможно проигнорировать.

Подобная тактика используется не только в модной рекламе. «Действие не по схеме» работает даже на самом базовом уровне. Рассмотрим как пример классическое рукопожатие. Когда вы впервые встречаете кого-то и протягиваете руку — вы используете шаблон прерывания: человек, пожимающий вам руку в ответ, автоматически перенаправляет свое внимание на вас.

Как применить эту методику в классе?

Представьте себе учителя, стоящего в шумном классе. Ученики занимаются своими делами, галдят, дурачатся и совсем не замечают педагога. Чтобы привлечь их внимание, учитель внезапно хлопает в ладоши и издаёт какой-нибудь звук. Ключевым звеном этой техники является элемент неожиданности, благодаря которому и нарушается привычных ход действий учащихся.

Что в этот момент происходит с учениками?

Использование «Действия не по схеме» всегда сопровождается временным состоянием замешательства. Удивление делает учеников «открытыми для предложений» и дарит педагогу несколько драгоценных секунд. Это и есть ваш «момент славы».

Если вы по-прежнему не знаете как эффективно применить эту стратегию, вот пять готовых способов привлечь внимание учеников всего за несколько секунд:

1. Сделайте что-нибудь неожиданное

Дети обожают непредсказуемых учителей, которые относятся к своей работе с фантазией. Так что постарайтесь оставить в своём плотном графике немного времени для приятных неожиданностей и сюрпризов. О чём конкретно идёт речь?

Представьте, что у вас урок, посвященный истории Древней Греции. Почему бы не нарядиться в костюм греческого бога или богини? Ученики наверняка будут в восторге и вряд ли забудут такое примечательное событие.

2. Совершайте преднамеренные ошибки

Как заставить учащихся внимательно следить за ходом урока? Один из способов — специально ошибиться. Предупредите ребят, что вы намерены совершить несколько ошибок на доске, в заданиях или в своей речи, и попросите учеников поймать вас, если они смогут.

3. Изучайте современные тренды

Не поленитесь потратить 10 минут в день на изучение новостей поп-культуры и используйте эту информацию на уроке. В большинстве случаев ученики шумят, когда теряют интерес к происходящему. Как только это случится — попытайтесь их ошеломить.

Например, задайте внезапный вопрос: «Кто вчера стал финалистом Евровидения?» или «Какой матч вчера закончился со счетом 2:1 и сколько голов забил Месси?». Как вариант, удивите ребят необыкновенным фактом: «Знаете ли вы, что кубик Рубика — это самый продаваемый товар в мире. А второе место в этом списке занимает Айфон».

4. Расскажите личную историю

Интереснее всего детям слушать истории из жизни педагога, особенно если они смешные и поучительные. Не стесняйтесь использовать эту методику на своих уроках, даже если для этого вам придётся немного приврать или нафантазировать.

У вас урок о глаголах прошедшего времени? Отлично! Расскажите о том, что с вами произошло вчера. Старайтесь почаще делиться собственным опытом и даже воспоминаниями о своих школьных годах: нелепые, вдохновляющие и забавные истории — это прекрасный способ удивить и одновременно чему-нибудь научить.

5. Незапланированный мини-тест

Нет, это не контрольная и не дополнительная оценка в журнал. Скорее мини-викторина для того, чтобы проверить насколько внимательными были ученики.

Напишите 1-3 случайных вопроса на доске и скажите ребятам, что это их возможность добавить себе несколько баллов к будущему тесту или контрольной. Вы удивитесь, насколько быстро они сосредоточатся на теме урока и пройденном материале, чтобы заполучить желаемый бонус.

В следующий раз, когда вы окажетесь в шумном классе, не вздумайте повышать свой драгоценный голос! Просто используйте одно из этих «Действий не по схеме» и вы привлечете внимание учеников всего за несколько секунд!

Уважаемые педагоги, а что делаете вы, когда ваши ученики становятся шумными и непоседливыми? Как заставляете их следовать инструкциям, чтобы урок прошёл на ура? Делитесь приёмчиками в комментариях!

Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту

Источник

Читайте также:  Способы сварки труб большого диаметра
Оцените статью
Разные способы