- Разбор по составу слова «учитель»
- Сходные по морфемному строению слова
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «учитель»
- Синонимы к слову «учитель»
- Предложения со словом «учитель»
- Цитаты из русской классики со словом «учитель»
- Сочетаемость слова «учитель»
- Каким бывает «учитель»
- Значение слова «учитель»
- Афоризмы русских писателей со словом «учитель»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «учитель»
- Предложения со словом «учитель»
- Разбор по составу слова «преподаватель»
- Сходные по морфемному строению слова
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «преподаватель»
- Синонимы к слову «преподаватель»
- Предложения со словом «преподаватель»
- Цитаты из русской классики со словом «преподаватель»
- Сочетаемость слова «преподаватель»
- Каким бывает «преподаватель»
- Значение слова «преподаватель»
- Афоризмы русских писателей со словом «преподаватель»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «преподаватель»
- Предложения со словом «преподаватель»
- Учитель каким способом образовано
- Словообразовательный разбор слова
- Практикум по определению способа образования слов
Разбор по составу слова «учитель»
уч | корень |
и | суффикс |
тель | суффикс |
ø | нулевое окончание |
Сходные по морфемному строению слова
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обращаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «учитель»
Синонимы к слову «учитель»
Предложения со словом «учитель»
- Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
Цитаты из русской классики со словом «учитель»
- Достойный ученик достойного учителя послушался и поехал к Сиротининой.
Сочетаемость слова «учитель»
Каким бывает «учитель»
Значение слова «учитель»
УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «учитель»
- Что самое главное в деле учителя? Воспитывать человека… Создавать настоящих людей. Нелегкое дело…
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «учитель»
УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы.
Предложения со словом «учитель»
Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…
Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.
Однако хороший учитель музыки никогда не начнёт обучение с целой джазовой пьесы – поначалу вы будете упорно учить гаммы, аккорды и пассажи.
Источник
Разбор по составу слова «преподаватель»
преподава | корень |
тель | суффикс |
ø | нулевое окончание |
Сходные по морфемному строению слова
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переделка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «преподаватель»
Синонимы к слову «преподаватель»
Предложения со словом «преподаватель»
- По окончании в мае 1931 г. оставлен в академии на преподавательской работе, занимал должность старшего преподавателя тактики, а с июля 1935 г. – начальника и военкома 2-го курса основного факультета.
Цитаты из русской классики со словом «преподаватель»
- Если студент университета, Ляпин спросит, какого факультета, и сам назовет его профессоров, а если ученик школы живописи, спросит — в каком классе, в натурном ли, в головном ли, и тоже о преподавателях поговорит, причем каждого по имени-отчеству назовет.
Сочетаемость слова «преподаватель»
Каким бывает «преподаватель»
Значение слова «преподаватель»
ПРЕПОДАВА́ТЕЛЬ , -я, м. Тот, кто занимается преподаванием, преподает что-л. Преподаватель физики. Преподаватель института. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «преподаватель»
- Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «преподаватель»
ПРЕПОДАВА́ТЕЛЬ , -я, м. Тот, кто занимается преподаванием, преподает что-л. Преподаватель физики. Преподаватель института.
Предложения со словом «преподаватель»
По окончании в мае 1931 г. оставлен в академии на преподавательской работе, занимал должность старшего преподавателя тактики, а с июля 1935 г. – начальника и военкома 2-го курса основного факультета.
Изучение этих трудов весомо дополнялось прослушиванием интереснейших лекций профессоров и преподавателей кафедр академии.
Закончив обучение в детской школе искусств на художественном отделении, а затем и в индустриально-педагогическом техникуме, я начала работать преподавателем в той же художественной школе, которую некогда посещала сама.
Источник
Учитель каким способом образовано
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.
Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.
Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.
Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.
Особенности словообразования
- Для проведения словообразовательного разбора, слово необходимо поставить в начальную форму.
- Чтобы найти слово, от которого образовано данное, нужно определить лексическое значение производного слово через однокоренное. Нужно ответить на вопрос:
Что данное слово обозначает? (Что это? Кто это? Какое оно?)
Ответ обязательно должен содержать однокоренное слово. Например, найдем производящие слова для слов лесник, пригород, упростить:
Лесник – это кто?
Это тот, кто работает в лесу .
Слово лесник образовано от слова лес.
Пригород – это что?
Это местность возле города .
Слово пригород образовано от слова город.
Упростить – что значит?
Значит, сделать простым .
Слово упростить образовано от слова простой.
- В образовании слова одновременно участвуют только разные морфемы. От двух одинаковых морфем слово не может быть образовано (от двух приставок, от двух суффиксов).
- Если при образовании слова изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс (либо один, либо в сочетании с другой морфемой). При этом суффикс может быть нулевым. Например:
Прилагательное грушевый образовано от существительного груша при помощи суффикса –ев-.
Глагол повысить образован от прилагательного высокий при помощи приставки по— и суффикса –и-.
- Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образованы от существительных мужского пола. Например:
Слово учительница образовано от слова учитель.
- Существительные, обозначающие качество, признак образованы, как правило, от прилагательных. Например:
Слово доброта образовано от слова добрый.
Слово смелость образовано от слова смелый.
- Существительные со значением действия, как правило, образуются от глаголов. Например:
Слово ожидание образовано от слова ожидать.
- Глаголы с суффиксами –ва-, -ива-, -ыва— чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов. Суффикс –ва— ударный, —ива-, -ыва— – безударные.
Глагол зашивать образован от глагола зашить
Глагол замариновывать образован от глагола замариновать.
- Наречия на –о, -е образуются от прилагательных. Например:
Наречие горячо образовано от прилагательного горячий.
Алгоритм проведения словообразовательного
- Поставить слово в начальную форму.
- Найти производящее слово.
- Определить, с помощью каких морфем данное слово образовано.
- Определить способ образования слова.
Робеет. Начальная форма – робеть. Что это значит?
Значит, быть робким. Глагол робеть образован от прилагательного робкий при помощи суффикса –е— суффиксальным способом.
Робеть ← робкий (суффиксальный сп.)
Повторим
Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.
Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.
Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.
Особенности словообразования
- Для проведения словообразовательного разбора, слово необходимо поставить в начальную форму.
- Чтобы найти слово, от которого образовано данное, нужно определить лексическое значение производного слово через однокоренное.
- В образовании слова одновременно участвуют только разные морфемы.
- Если при образовании слова изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс . Суффикс может быть нулевым.
- Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образованы от существительных мужского пола.
- Существительные, обозначающие качество, признак образованы, как правило, от прилагательных.
- Существительные со значением действия, как правило, образуются от глаголов.
- Глаголы с суффиксами –ва-, -ива-, -ыва— чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов. Суффикс –ва— ударный, —ива-, -ыва— – безударные.
- Наречия на –о, -е образуются от прилагательных.
Алгоритм проведения словообразовательного разбора.
- Поставить слово в начальную форму.
- Найти производящее слово.
- Определить, с помощью каких морфем данное слово образовано.
- Определить способ образования слова.
Источник
Практикум по определению способа образования слов
Цели и задачи:
- закрепить знания учащихся о способах образования слов,
- закрепить навыки определения способов словообразования,
- знать основные способы образования слов в русском языке,
- уметь определять способ образования слов.
1. Организационный момент.
Учитель: — Дети, записываем в тетрадях число, “Классная работа”.
(один ученик записывает на доске).
Учитель: — Дети, мы живем с вами на большой планете Земля, которая имеет форму огромного шара. С нашей планетой можно сравнить знания каждого из вас и представить эти знания в виде шара, на котором находится большое количество стран.
(ученики отвечают, глядя на слайд, что это за страны: и математика, и литература, и история, и информатика, и, конечно же, русский язык).
Учитель: — В стране Русский язык много городов. Догадайтесь, какие это города?
(Приложение. Слайд 3)
((ученики отвечают, глядя на слайд, что это за города: разделы русского языка: морфология, синтаксис, орфография, фонетика…).
Учитель: — Как вы думаете, в каком городе мы находимся с вами сейчас?
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: — Какое упражнение вы выполняли дома?
Учитель: — Что нужно было сделать по заданию упражнения?
(необходимо было расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга).
Учитель: — Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения этого упражнения. На проверку вам дается 2 минуты.
(правильный вариант написан на обратной стороне доски)
3. Повторение и закрепление.
Учитель: — Что вы знаете про словообразование?
(Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
Учитель: — Сегодня у нас урок-практикум по определению способа образования слов в русском языке. Вы должны четко знать основные способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово.
— Начнем с разминки: Задание классу.
1. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение. (Приложение. Слайд 4)
(дети отвечают с мест устно)
Славный – бесславный, (приставка)
Двор – дворец, (суффикс)
Барабан – барабанщик, (суффикс)
Соберу – разберу, (приставка)
Дно – бездонный (приставка, суффикс)
Расчет – рассчитывать. (суффикс)
(делается вывод: приставка, суффикс).
Учитель: — Для чего служат приставка и суффикс? (для образования новых слов)
— Какая еще морфема участвует в образовании слов? (корень)
2. Образуйте новые слова по аналогии.
Каким способом они образованы? (Приложение. Слайд 5)
На выполнение задания – 2 минуты.
(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)
Пеший, ходить – пешеход,
Вода, проводить — … . (сложение двух основ)
Делается вывод: приставочный, суффиксальный, сложение двух основ.
Учитель: 3. Давайте повторим способы образования слов в русском языке. На каждой
парте есть карточка, по которой вам нужно установить – от чего и с
помощью чего образованы слова. На выполнение задания – 2 минуты.
(работа в парах – 10 пар, которые производят запись своих слов в тетради)
- Карточка 1. каменщик, бетонщик, карандашик, зимний, моржовый (суффикс)
- Карточка 2. зашел, приоткрыть, забежать, рассмешить, приехать (приставка)
- Карточка 3. рассказчик, прибрежный, перебежка, подснежник (приставка и суффикс)
- Карточка 4. звонкоголосый, атомоход, квартплата, плащ-палатка, пылесос (сложение основ и слов)
- Карточка 5. подберезовик, пригорок, затемнение, попутчик (приставка и суффикс)
- Карточка 6. газетчик, педагогика, почетный, редкостный (суффикс)
- Карточка 7. стенгазета, двухэтажный, сверхплановый, птицелов (сложение двух основ и слов)
- Карточка 8. денёчек, садовник, сказочка, умненький (суффикс)
- Карточка 9. пригород, рассказ, обвал, собрал, пересказ (приставка, бессуффиксный способ)
- Карточка 10. спортивная, закусочная, столовая, новенький (переход одной части речи в другую).
Учитель: — Свое задание вы уже выполнили, и пришло время подвести итоги: от чего и с помощью чего образованы слова?
(от корней с помощью суффиксов и приставок).
Учитель: — Обратите внимание на наш город Словообразование: какие улицы находятся в нем?
Что они обозначают? (Приложение. Слайд 6) (способы образования новых слов)
Учитель: — Расскажите о способах образования слов в русском языке.(ученики рассказывают о способах образования слов)
Учитель: — 4. Перед вами тексты. Необходимо выписать выделенные слова.
Записать в скобках слова, от которых они образованы (Приложение. Слайд 7)
На выполнение задания – 3 минуты. Работа по вариантам в тетрадях.
— Но прежде чем приступить к выполнению задания, надо прочесть стихотворения.
(по одному ученику с каждого варианта читают текст)
Не тронь огнем мою Россию,
Мечом родимую не тронь –
И ты её познаешь силу
Не через меч – через ладонь.
И ты её познаешь верность –
Чужда изменчивость Москве! –
И мир найдет себе оседлость
В добрососедстве и родстве.
Все будет искренно и просто,
Чисты сердца, когда дружны.
А это ли не хлеб и воздух,
Что так отечествам нужны?!
2. Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
В тебе величие моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
И знаю – в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек –
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
Учитель: — Расскажите, как вы выполняли задание.
(1-2 ученика с каждого варианта объясняют, как выполняли задание).
Учитель: — Физминутка: “погоня за тремя зайцами” — разминаем шею, спину и глазки.
А теперь возьмите стульчики и объединитесь в группы по 4 человека.
Учитель: — 5. 1).Вокруг нас растет множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке: есть корень, а от него берут свое начало многочисленные веточки. Сейчас вам предстоит составить словообразовательное дерево. Для каждой группы – свой корень. Сколько веточек может вырасти в каждой группе?
(Приложение. Слайд 8)
Учитель: — У кого дерево получится самым ветвистым?
(работа по группам выполняется на отдельном листе для каждой группы, на котором нарисованы очертания дерева)
2). 5 группа задание на карточках выполняет по парам:
1 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными.
1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.
2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.
3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.
4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
2 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются существительными.
1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.
2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.
3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.
4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Учитель: — На выполнение задания – 5 минут.
(задания по парам выполняются в тетрадях)
Учитель: Вопросы к группам:
— У кого дерево получилось самым ветвистым?
— С помощью каких способов образования вы создавали новые слова?
Вопросы к парам:
— Как вы смогли определить, чем являются выделенные слова в предложениях?
— Таким образом, одно и то же слово может быть как существительным, так и прилагательным?
— О каком способе образования слов можно сказать в данном случае?
Учитель: — Ребята, а теперь вернитесь на свои места за парты.
(дети переставляют стулья на место)
Учитель: — 6. Задание для всего класса: заполнить таблицу. Каждому ученику дается таблица, в которой нужно записать слова, образованные с помощью каждого из перечисленных способов, обозначить части слова. На выполнение задания – 5 минут.
(проверочное задание выполняется индивидуально, а потом отдается соседу по парте на взаимопроверку; у слабых учеников в карточках не все способы образования и не все слова)
Учитель: — Пользуясь данной таблицей, запишите слова, образованные с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.
Морфологические | Неморфологические | ||||
Приставочный | Суффиксальный | Приставочно-суффиксальный | Бессуффиксный | Сложение основ и слов | Переход одной части речи в другую |