Учитель каким способом образован

Разбор по составу слова «учитель»

уч корень
и суффикс
тель суффикс
ø нулевое
окончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова намыкаться (глагол), намыкался:

Ассоциации к слову «учитель&raquo

Синонимы к слову «учитель&raquo

Предложения со словом «учитель&raquo

  • Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…

Цитаты из русской классики со словом «учитель»

  • Достойный ученик достойного учителя послушался и поехал к Сиротининой.

Сочетаемость слова «учитель&raquo

Каким бывает «учитель»

Значение слова «учитель&raquo

УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «учитель&raquo

  • Что самое главное в деле учителя? Воспитывать человека… Создавать настоящих людей. Нелегкое дело…

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «учитель&raquo

УЧИ́ТЕЛЬ , -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы.

Предложения со словом «учитель&raquo

Он больше на школьного учителя истории похож, причём истории именно той страны, которой, как он только что сказал, не существует, – советской истории…

Не многие становятся учителями английского языка только в силу своей неувядающей страсти к тому, чтобы учить, как правильно и к месту использовать запятую.

Однако хороший учитель музыки никогда не начнёт обучение с целой джазовой пьесы – поначалу вы будете упорно учить гаммы, аккорды и пассажи.

Источник

Учить, учитель, ученик, учебник — этимология

Якоже ркоша, Андрею учащю в Синопии, пришедшю
ему в Корсунь, увиде, яко ис Коръсуня близъ
устье Дьнепръское, и въсхоте поити в Римъ, …
Повесть временных лет

1) Существующая этимология

* Учить. Корень: -уч-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть. Значение: обучать кого-либо чему-либо, передавать знания, навыки по определённой дисциплине.

Этимология декларируется по Максу Фасмеру

Происходит от праслав. *uciti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, укъ «учение», ст.-слав. ;чити, ;чю (др.-греч. греч. didaskein), русск. учить, укр. учити, белор. вучыць, навука, болг. уча «учу», сербохорв. учити, учим, словенск. uciti (-;m), чешск. ucit, словацк. ucit, польск. uczyc, ucze, в.-луж. wucic, н.-луж. hucys.

Праслав. *uciti связано чередованием гласных с *vyknoti (см. выкнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukinti, jaukinu «приучать, укрощать», jaukas «манок, приманка», jaukus «смирный, ручной», др.-инд. uсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», okаs «удовольствие, удовлетворение», арм. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biuhts «привычный».

* Ученик. Корень: -уч-; интерфикс: -е-; суффикс: -ник. Значение: школьник, тот, кто учится в начальной, средней школе или обучается специальности; последователь учения. Этимология общая по Максу Фасмеру, см. выше.

* Учитель. Корень: -уч-; суффиксы: -и-тель. Значение: человек, преподающий тот или иной предмет в учебном заведении; тот, кто учит, наставляет, подаёт пример, передаёт свой опыт, знания кому-либо. Этимология общая по Максу Фасмеру, см. выше.

* Учебник. Корень: -уч-; суффиксы: -еб-ник. Значение: книга для учащихся или студентов по обучению какому-либо предмету, курсу в соответствии с учебной программой; учебное руководство. Этимология по Максу Фасмеру, см. выше.

Читайте также:  Бурмистров основы способа наименьших квадратов

б) Этимологический словарь Семенова

Учить. Древнерусское – учити, укъ (учение). Древнепрусское – iaukint (упражнять, упражняться). Праславянский корень uciti, родственный «учить», образован от другого праславянского корня vyknoti, восходящего к древнепрусскому слову со значением «упражняться», возможно, и к древнеиндийскому слову со значением «находить удовлетворение». Ряд исследователей языка проводит параллель с древнеирландским do-uccim (понимаю, знаю). … (. )

2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка

* Кольского острога соборного священника Алексея Симонова тетради с отчетом о поездке его по государеву указу по Лопским погостам для уничтожения у лопарей язычества и воссоединения их к православной церкви (1681-1682): «И впред пред с[вя]тым Еванг[е]лием обещалися прежние свои богомерския обычаи оставить и детей своих на такое злое богомерское дело не учить».

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725): «А наши иноверцы подобны несмысленным младенцам: идолам они не кланяются, и грамоте не умеют, и закона себе никакова не имеют, и живут не в далном разстоянии, но внутрь нашего Российскаго государьства, по Волге реке и по Каме, ; и их учить бы не тяжелоносно».

«Первое дело, что они вси безграмотные и закона никакова не имущии; другое дело, что вси суть они под властию Российския державы, а не самовластные, яко Китайцы и Американе; и того ради и учить их не тяжелоносно». «И такова ради положения вси будут детей своих учить поруску говорить и, детей уча, мало-помалу и сами научатся рускому языку».

* Сказание об Аристотеле (1470-1550): «Ученик же б; Платона, философа еллинскаго; иже вс;х превзыде в научении платонских учениковъ премудростию, и разумом, и всякими философскими и риторьскими учении и наказании».

* Из Тактикона Никона Черногорца (1300-1400): «Тамжде пакы бывает ин;м образом, и учитель убо здрав; и добр; учит, ученикъ же по развращенному своему нраву вся смяте и искриви, якоже рече и великий апостолъ Петръ въ едином от своих посланий о н;кых сердцемъ неутверженых ради учительствъ святаго апостола Павла яко «развращают та», по своих яв; яко волях обращают».

3) Обобщение и вывод

Итак, группа слов содержащих общее сочетание УЧ этимологии не имеет. В комментариях идёт перечень территорий, где применялся термин, затем следует абракадабра (бессмысленный набор слов) из терминов которые не связаны графикой и смыслом с разбираемым словом.

Увод терминологии в «праславянское» прошлое не даёт результатов, нет текстов, «праславянские» родоплеменные объединения были бесписьменными, гипотетические построение буржуазных лингвистов XIX века; археология указывает на примитивность славянских культур. Культурные универсалии: деньги, экономика, строительство, школа, учитель, тексты, почта, библиотеки, искусство и т.д., подтверждающие развитость культуры – отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии. Ремесло не развито, идеологические доктрины примитивны, взаимодействие с более развитыми культурами совершается через военные конфликты. Следовательно, причислять терминологию «учебы» к «славянскому» прошлому мы не можем, нет историко-философского и лексико-теологического основания, не на что опереться.

С закреплением иудеохристианства на европейских территориях (I-XIV вв.) происходили коренные изменения в культуре, общественном сознании, мышлении и языке, экономике и общественных отношениях, всё то, что именуется развитием. Мы можем (других форм влияния на общество не отмечено) связать терминологию «учения» с языком идеологии – ивритом. Если нам удастся «совместить» русские слова-понятия графически с соответствующей терминологией иврита, то такое истолкование будет довольно близко к действительности.

4) Терминология иврита и библейский образ

Терминологию «учёбы» необходимо преобразовать, привести её в форму близкую к грамматике иврита. В каждом из терминов должны содержаться понятия, делающие данный термин уникальным, в то же время группа терминов должна содержать общее понятие.
Выделим основной корень, в словах: УЧ+ить, УЧ+ите+ль, УЧ+еник, УЧ+ебник = УЧ. Известно, что в русском языке существует такое явление как «цоканье-чоканье». Чоканье — не различение звуков на месте аффрикат [ц] и [ч’] русского литературного языка, совпадение их в одном звуке, в мягком [ч’] или в твёрдом [ч]; цоканье — не различение аффрикат /ц/ и /ч’/, совпадение их в звуках [ц] и [ц’].

Читайте также:  Способы установки камеры видеонаблюдения

а) Начальное обучение в средние века проводилось в низших школах (дети церковного клира и администрации) при церквях и монастырях, учителями были священники и монахи, основной предмет – Библия, богословие. Ученик должен был свободно читать и понимать библейские тексты (разъяснять неграмотным), учитель контролировал процесс обучения и воспитания, объяснял темы, консультировал ученика. Учебники были дороги, первые печатные книги-учебники появились около 1574 г. (Азбука), до этого времени ученики сами писали справочный материал. Главная задача школы состояла в подготовке грамотных административных кадров низшего областного звена, объединенных единой верой.

* Устав Львовской братской школы, 1586 г., Порядок школьный
http://lib4all.ru/base/B3284/B3284Part30-52.php

«9. В школе мают быти дети розделены на трое: едны которые ся будут учити слов познавати и складати, другии который ся будут учити читати и на памят многих ся речий учити, третий ся будут учити читаючи выкладати, розсужати и розумети; рече бо Павел святый: егда бех младенец, младенческая мудрствовах и смышлях, егдаж достигох в муж совершен, млека не потребую».

Приведем термин УЧИТЬ в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни, УЧИТЬ = УЧ+ИТЬ, у нас выявляется корень иврита УЦ, УЦА. Итак, мы можем предположить, что русское сочетание УЧ = еврейскому корню УЦ (ЕЦА) совет, мудрая мысль; процесс учебы – накопление знаний (мудрых мыслей).

* УЧИТЬ = УЧ+ИТЬ, УЧ+ИТ+ЕЛЬ.

УЧ+ИТЬ = ивр. ЕЦА совет, мудрая мысль, давать советы, консультации; УЦ, АЦ, УЦУ советовать + ИИЕТ читать и писать по буквам (в библейском иврите данный термин не фиксируется), вероятно, средневекового времени + ЕЛ Бог.

См. стронг иврита 6098, ЕЦА

* УЧЕНИК = УЧ+ЕНИК = ивр. УЦ советовать (передавать мудрые мысли) + ЙАНУКА ребенок; ЙОНЕК младенец; ЙНИКА вбирание, отпрыск; т.е. ученик — ребенок воспринимающий мудрое слово.

* УЧЕБНИК = УЧ+Е+БНИ+К = ивр. УЦ + Е связка слова + БИНА + К. = УЦ советовать (передавать мудрые мысли) + БИНА понятие, ум, разум, созерцание + К принадлежность; т.е. средство фиксации и передачи мудрых мыслей.

б) Библейский образ

* Иов 12:13: «У Него премудрость и сила; Его совет (ЕЦА) и разум».

* Исаия 8:10: «Замышляйте (УЦУ) замыслы (ЕЦА), но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!».

* 2 Паралипоменон 10:8: «Но он оставил совет (ЕЦА) старейшин, который они давали ему, и стал советоваться (ЙАУЦ) с людьми молодыми, которые выросли вместе с ним, предстоящими пред лицем его».

Таким образом, терминология «учебы» построенная на сочетании УЧ (УЦ) имеет явные связи с библейскими образами и терминами. Маловероятно, что бы использовали другие термины, учили ведь иудеохристианству, Слову Бога. Транслитерация (передача слова иврита другим алфавитом) еврейских терминов на русский язык.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Основные способы образования слов в русском языке

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Способы словообразования.

2. Словообразовательный анализ слова.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.

Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.

Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.

Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.

Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.

Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.

Читайте также:  Определите способ образования впереди

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.

При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются

имена существительные:

к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.

имена прилагательные:

к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;

местоимения:

к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;

глаголы:

к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;

наречия:

к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.

Суффиксальным способом образуются: имена существительные

багаж + суффикс -ник- получается багажник

камень + суффикс -щик- получается каменщик

гитара + суффикс -ист- получается гитарист

учить + суффикс -тель- получается учитель

честный + суффикс -ость- получается честность

строить + суффикс -ени- получается строение

стул + суффикс -ик- получается стулик

имена прилагательные

забота + суффикс -лив- получается заботливый

осень + суффикс -н- получается осенний

гусь + суффикс -ин- получается гусиный

белый + суффикс -еньк- получается беленький

наречия, оканчивающиеся на О:

к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;

к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.

Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.

Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.

Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.

Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:

От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.

Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.

Вспомним план словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано.

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной

1. Прибрежный – образовано от слова берег.

Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.

2. Речной – образовано от слова река.

Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.

Разбор тренировочных заданий

Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

Правильный ответ: Пришкольный

Выделите цветом слова с приставкой при-.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Источник

Оцените статью
Разные способы