Учет объектов основных средств разными способами

Тема 9. Учет основных средств

1. Методические указания

Выполнение заданий по данной теме следует начинать с изучения нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета основных средств, в частности Гражданский кодекс РФ, часть II; Федеральный закон от 29.10.1992 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»; положение по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/01, утвержденное приказом МФРФ от 30.03.2001 г. №26н; дополнения и изменения, внесенные приказом МФ РФ от 27.11.2006 г. №156н, «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359; методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; приказ Минфина РФ от 13.10.2003 г. №91н «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»; приказ Минфина России от 17.02.1997 г. №15; методические указания по инвентаризации имущества и обязательств; приказ Минфина России от 13.06.1995 г. №49.

Данными нормативными актами определены следующие понятия и правила:

  1. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
    • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
    • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
    • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
  2. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
  3. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
  4. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
  • Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.
  • Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.
  • Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
  • Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
  • Затраты, формирующие первоначальную стоимость основных средств, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
  • Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
  • Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
    • линейный способ;
    • способ уменьшаемого остатка;
    • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
    • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
  • Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
    • при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
    • при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;
    • при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого – число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта;
    • при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
  • Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
  • Амортизация не начисляется в случаях, если объект по решению руководителя организации переведен на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
  • Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на счете 02 «Амортизация основных средств».
  • Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
  • Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) объекта основных средств.
  • Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
  • Выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.
  • Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.
  • Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.
  • В случаях, когда объект основных средств приобретается по договору финансового лизинга, затраты формируются на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы», без налога на добавленную стоимость. Объект учитывается согласно акта приемки-передачи на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
  • При передаче объекта арендатору (лизингополучателю) возникает две ситуации:
    1. Объект числится на балансе лизингодателя.
    2. Объект числится на балансе лизингополучателя.
  • В случаях, когда объект числится на балансе лизингодателя, возникающая арендная плата является выручкой, отражается на счете 90 «Продажи», подлежит обложению НДС. Выручка уменьшается на сумму расходов лизинговой компании, которая учитывается на счете 20 «Основное производство». У лизингополучателя полученный объект основных средств учитывается за балансом, на счете 001 «Арендованные основные средства». Арендные платежи являются расходами по основной деятельности и учитываются без НДС.
  • В случаях, когда объект числится на балансе лизингополучателя, полученное имущество учитывается в составе основных средств на специальном субсчете счета 01 «Основные средства». Амортизация начисляется по данным основным средствам с коэффициентом ускорения не более 3 и учитывается в составе затрат лизингополучателя без НДС.
  • Читайте также:  Оригинальный способ рисования для детей

    2. Практические ситуации

    I. Требуется определить и отразить на счетах бухгалтерского учета стоимость объекта основных средств, который поступил в счет вклада в уставный капитал организации.

    1.2.1. Стоимость объекта, согласованная с участниками, согласно акту приемки-передачи составила 100 000 руб.

    1.2.2. Стоимость работ по доставке, установке и монтажу согласно счетам подрядчика – 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб. Работы по доставке, установке и монтажу оплачены с расчетного счета.

    1. Принята на учет стоимость объекта.

    Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» — 100 000 руб.

    К-т сч. 85 «Расчеты с учредителями» — 100 000 руб.

    2. Принята на учет стоимость работ по доставке, установке и монтажу.

    Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» — 50 000 руб.

    Д-т сч. 19 «НДС» — 9000 руб.

    К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 590 000 руб.

    3. Оплачены с расчетного счета стоимость работ по доставке, установке и монтажу.

    Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 59 000

    К-т сч. 51 «Расчетные счета» — 59 000 руб.

    4. НДС включается в стоимость объекта основных средств.

    Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» 01509000 руб.

    К-т сч. 19 «НДС» –9000 руб.

    5. Принят на учет объект основных средств.

    Д-т сч. 01 «Основные средства» — 159 000 руб.

    К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» — 159 000 руб.

    II. Требуется определить и отразить на счетах бухгалтерского учета затраты организации по приобретению основных средств, если затраты составили:

    1. Суммы, уплаченные в соответствии с договором поставщиком, – 590 000 руб., в том числе НДС – 90 000 руб.
    2. Суммы, уплаченные за доставку объекта, — 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб.
    3. Таможенные пошлины и таможенные сборы – 26 000 руб.
    4. Суммы, уплаченные за приведение объекта в состояние, пригодное для использования, – 35 400 руб., в том числе НДС – 5400 руб.
    Читайте также:  Определить способы словообразования имен существительных

    В учетном регистре ситуация отразится следующим образом:

    № п/п

    Документ и содержание операций

    Источник

    Учет поступления основных средств

    Больше материалов по теме «Основные средства» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

    Когда на предприятии начинают функционировать новые материальные активы, их поступление должно быть правильно оформлено, поскольку показатель стоимости введенных на баланс имущественных активов напрямую влияет на многие другие производственные факторы. Процедура оприходования основных средств должна соответствовать нормативным требованиям, подтверждаться документально и быть корректно проведена по бухгалтерским счетам.

    Рассмотрим, какими путями могут попадать на предприятие основные имущественные фонды, как их правильно проводить по процедуре учета, в каких документах отображать.

    Документальная регламентация поступления основных фондов

    Для учета поступивших в организацию материальных активов следует руководствоваться официальными нормативными актами:

    • Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01;
    • Приказом об утверждении ПБУ Министерства финансов России от 30 марта 2001 г. N 26н;
    • классификацией основных имущественных активов по амортизационным группам (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1).

    Первичные документы – основания для учета вводимых основных фондов

    Никакой имущественный актив не может возникнуть на предприятии «из ниоткуда»: его введение обязательно сопровождается рядом документальных подтверждений. На основании первичной документации, соответствующей конкретной группе производственных активов, и происходит оформление каждого объекта или их группы на балансовый учет. В зависимости от принадлежности к группе объектов, введение актива может сопровождать следующая «первичка»:

    • акт приема-передачи – для приемки различных объектов предусмотрена определенная его форма (ОС-1а – предусмотрена для сооружений и зданий; ОС-1 – для остальных одиночных объектов; ОС-1б – для групп основных средств, исключая сооружения и здания);
    • накладная (акт) приема оборудования – для оборудования, которому не требуется предварительный монтаж (форма ОС-14);
    • акт (накладная) приема-передачи оборудования с целью произвести монтажные работы – форма ОС-15.

    На каждый новый объект из поступивших в эксплуатацию основных фондов необходимо завести специальную инвентарную карточку по установленному образцу:

    • для одиночного объекта ОС – по форме ОС-6;
    • для нескольких сгруппированных объектов – по форме ОС-6а.

    В ней средству присваивается уникальный инвентарный номер, постоянный на все время эксплуатации актива (обычно это порядковый номер в определенной серии).

    В этих карточках впоследствии будет отражена вся «жизнь» основного актива на предприятии:

    • поступление;
    • амортизация;
    • переоценка;
    • модернизация;
    • консервация-расконсервация;
    • восстановление;
    • выбытие (списание).

    Результаты сводятся в единую инвентарную книгу, где окончательно производится учет основных фондов, которую нужно оформлять по форме ОС-6б.

    Читайте также:  Способы реализации конституционного права жилище

    В конце каждого месяца по инвентарным карточкам составляется учетная ведомость динамики основных фондов.

    Первичная стоимость ОС

    В данные учетные документы в обязательном порядке заносится первичная стоимость основных производственных фондов, ее составляют затраты, которые по факту понесло предприятие на:

    • приобретение;
    • доставку;
    • монтаж;
    • сооружение;
    • приобретение сырья для создания;
    • уплату госпошлины на получение права и др.

    ВАЖНО! В первичную стоимость поступивших основных фондов не входит сумма налога НДС и других сборов, подлежащих возмещению.

    Аналитический и синтетический и учет ОС

    Синтетический учет – это отображение первоначальной (в некоторых случаях, восстановительной) стоимости основного имущественного фонда на счете 01 «Основные средства».

    Аналитический учет – отражение динамики каждого конкретного основного средства в любой момент времени (в результате данных этого учета всегда можно узнать, в каком состоянии находится каждый конкретный актив и какова его стоимость на текущий момент).

    Каким путем могут поступать на предприятие основные активы

    Основные фонды могут поступать в распоряжение предприятия различными способами. Самые распространенные из них следующие:

    • покупка у поставщика за денежный эквивалент;
    • создание собственными силами предприятия;
    • получение в дар (безвозмездно) согласно договору;
    • внесение в ООО уставного капитала или его доли;
    • бартер;
    • получение за вознаграждение в форме, отличной от денежной, по соответствующему договору.

    Учет в зависимости от способов поступления ОС

    Учет каждого объекта основных средств происходит по-разному, способ зависит от официального источника, откуда основной актив попал на предприятие. Разные пути обусловливают не только различную первоначальную стоимость, но и отличающиеся бухгалтерские нюансы.

    1. Покупка у поставщика. Нужно учесть полностью все расходы, включая транспортные и монтажные, при этом исключая НДС. По бухгалтерии это будет проведено таким образом:
      • стоимость приобретенного актива без НДС (дебет 08, кредит 60);
      • дополнительные траты на доставку, монтаж, наладку и т.п. (дебет 08, кредит 60 или 76);
      • выделение НДС (дебет 19, кредит 60 или 76);
      • введение основного актива в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
    2. Принятие по договору дарения. Нужно принять во внимание рыночную цену объекта, актуальную на момент принесения в дар (сумму нужно документально обосновать).

    ВНИМАНИЕ! Предприниматели и организации не могут делать друг другу «подарки» на суммы, превышающие 5 минимальных заработных плат.

    • Д08 К98/2 — объект-основной актив получен безоплатно и принят к учету;
    • Д01 К08 — данный материальный актив вводится в эксплуатацию;
    • Д98/2 К91 – списание амортизации со счета 98 в «прочие доходы».
  • Внесение своей доли в уставной капитал. Стоимость ОС согласовывается учредителями и регламентируется в учредительных бумагах.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вносится средство на значительную сумма, превышающая 200 минимальных оплат труда, то оно должно быть дополнительно оценено независимым специалистом.

    Данные для бухгалтерского учета:

    • имущественный актив вводится вкладом в уставной капитал (дебет 08, кредит 75);
    • основной актив вводится в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
  • Создание ОС собственными силами производства (хозяйственный способ, строительство и т.п.) – учету подлежат все расходы на сырье, саму работу (если это необходимо, то по подрядам), транспортные затраты, монтаж и т.п. Бухгалтерский учет:
    • оплата труда подрядчиков (дебет 08, кредит 60 или 76);
    • стоимость сырья, материалов (дебет 08, кредит 10);
    • все остальные затраты, понесенные при создании ОС (дебет 08, кредит 60 или 23, 25, 26, 76);
    • выделение НДС по всем типам расходов (дебет 19, кредит 60 или 23, 25, 26, 76);
    • ввод нового актива в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
  • Получение по договорам, где вознаграждение предусматривает иные обязательства, кроме денежных – стоимость определяется таким же образом, как и при передаче объекта в дар (исходя из актуальной рыночной цены на подобные товары или услуги). Проводка по бухгалтерии:
    • прием средства к учету (дебет 01, кредит 08);
    • средство учтено и вводится в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
  • Неучтенные основные средства

    Периодически на всех предприятиях проводится инвентаризация – дополнительный, промежуточный учет всех имущественных активов. Иногда результатом проведенной инвентаризации может стать обнаружение одного или нескольких основных средств, не поставленных на учет ранее.

    Такие фонды подлежат обязательному оприходованию.

    Для этого нужно выяснить их рыночную стоимость, которая будет действительна на момент обнаружения (этот момент и определит дату внесения на баланс). Учет должен быть произведен на счете «Основные средства» (дебет 01, кредит 91).

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы