Учет нормативно правовых актов способы учета нормативно правовых актов

Статья 35. Учет нормативных правовых актов

Статья 35. Учет нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подлежат учету. Учет нормативных правовых актов включает сбор, хранение и формирование фонда нормативных правовых актов, создание поисковой системы, обеспечивающей получение достоверной информации о нормативных правовых актах.

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 7 ноября 2011 г. N 144-ОЗ в часть 2 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования названного Закона

2. Учет нормативных правовых актов должен обеспечивать получение органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными органами, их должностными лицами, организациями, общественными объединениями и гражданами достоверных сведений:

1) о дате принятия, подписания, издания нормативного правового акта, дате и источниках его официального опубликования, дате или моменте вступления в силу;

2) об изменениях нормативного правового акта, включая данные о нормативных правовых актах, которыми внесены изменения;

3) о дате прекращения, приостановления действия либо отмены нормативного правового акта, включая данные о нормативном правовом акте, которым прекращено, приостановлено либо отменено его действие;

4) о действующей редакции нормативного правового акта на любую дату за весь период его действия;

5) обо всех действующих нормативных правовых актах на конкретную дату.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Учет нормативных правовых актов, его принципы и формы

Учет правовых актов бывает разный. Если речь идет о простой фиксации актов, то такой учет служит предпосылкой систематизации. В том же случае, когда учет связан с устранением множественности правовых актов, их упорядочением, ликвидацией устаревших и фактически утративших свою силу правовых актов, направлен на обеспечение доступности актов, ускорение их поиска, снабжения достоверной информацией соответствующих компетентных органов, то такой учет, без сомнения, относится к определенной разновидности систематизации.

Как разновидность систематизации, учет нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Учет нормативных правовых актов не изменяет содержания правовых норм, он предусматривает только внешнюю обработку нормативного материала без какой-либо корректировки правового регулирования общественных отношений.

Четко налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного применения правовых норм в практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т.д. Особую роль играет четкий и полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов.

Учет нормативных актов – сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам.

Такой учет необходим:

— для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов;

— для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу;

— для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов;

— для эффективного правового просвещения, деятельности учебных и научных юридических учреждений.

Различают следующие виды учета законодательства:

Журнальный учет, который является наиболее простым видом учета законодательства, — это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах. Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам.

Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету в соответствующем органе или учреждении нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. Очевидно, что акты различной юридической силы (законы, указы, постановления и т.д.), как правило, подлежат отдельной регистрации. При алфавитно-предметной регистрации, как более совершенном виде учета поступающих в орган, учреждение нормативных актов, такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета – тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли, подотрасли и юридические институты.

Очевидно, что возможности журнального учета довольно скромны, и он используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой.

Картотечный учет, который является более совершенной формой учета законодательства – это создание разного ряда картотек, т.е. системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.

Преимущества картотечного учета проявляются также в том, что он обеспечивает возможность оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт.

Читайте также:  Бензина способы повышения октанового числа бензина

Стремительное обновление законодательной базы российского общества выдвигает на первый план решение важной задачи – формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, и в этой связи деятельность по организации учета нормативных правовых актов приобретает особое значение.

На сегодняшний день систематизация законодательства осуществляется в тесной взаимосвязи с правовой информатизацией. Основополагающее значение в этой сфере имеет норма статьи 29 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Необходимо обеспечить свободный доступ граждан к правовой и любой другой социально значимой информации. Систематизация законодательства делает нормативный материал более обозримым и доступным для самого широкого круга субъектов права, дает им возможность оперативно ориентироваться в огромном и постоянно изменяющемся массиве нормативных правовых актов. Задачами систематизации, относящимися к сфере правовой информатизации, являются: учет и рубрицирование правовых актов, поддержание их в контрольном состоянии, выдача справок по законодательству.

Источник

Юридическая техника

Учет правовых актов

Понятие и значение учета правовых документов

Учет еще называют справочно-информационной работой, что тоже верно.

Учет правовых актов — это разновидность систематизации правовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования.

Значение учета правовых документов не стоит переоценивать, однако с определенностью можно констатировать, что это весьма полезная юридическая деятельность.

Во-первых, велико его значение для реализации права, в которой участвует широкий круг граждан и организаций. Руководители любой организации озабочены тем, чтобы не конфликтовать с законом, а для этого законодательство должно быть под рукой, чтобы в случае необходимости быстро им воспользоваться. Учет правовых актов здесь обычно поручается юристу предприятия.

Во-вторых, учет еще более необходим в правоприменительной деятельности. Ведь здесь государственным органам приходится принимать властные решения, оказывающие серьезное воздействие на субъектов права. Особенно это касается прокурорских, судебных органов, адвокатских бюро. Ошибка недопустима, лучше лишний раз заглянуть в правовой акт, а для этого необходимо быстро его найти, установить связи с другими актами.

В-третьих, правотворческая деятельность вообще немыслима без точного налаженного учета законодательства; в противном случае ждать квалифицированного подхода к подготовке закона, его экспертизе не следует.

В-четвертых, учет правовых актов — это органическая часть кодификации, консолидации и инкорпорации, своего рода их первоначальная стадия, хотя, как было указано выше, учет имеет и самостоятельное значение.

В-пятых, без учета правовых актов нельзя осуществлять работу по правовому воспитанию, подготовке специалистов в области права, заниматься научной работой в области юриспруденции.

Одним словом, учет правовых актов обслуживает информационные потребности субъектов права.

Технико-юридические правила проведения учета

Технико-юридические правила отражают особенности этого вида систематизации.

Объектом учета могут быть любые правовые акты: нормативные, интерпретационные, правореализационные, правоприменительные и др.

Заниматься учетом может широкий круг субъектов, а точнее — все, кто в этом нуждается. Они же определяют объем, критерии и другие параметры учета.

Следует различать две разновидности учета правовых актов:

официальный. Официальный учет ведут юридические службы государственных органов. Всероссийский учет законодательства (как федерального, так и субъектов РФ) ведется Государственно- правовым управлением Президента РФ, где создан эталонный банк данных всех нормативных актах РФ — Федеральный регистр. Суды высших инстанций. Прокуратура РФ ведут учет актов, ими принимаемых. Та же работа проводится органами субъектов РФ;

неофициальный. Различным организациям и частным лицам всеобъемлющий учет не под силу, поэтому они «подгоняют» его объем под свои нужды. Однако учет своих корпоративных актов проводится ими в полном объеме.

Фонд правовых документов любого уровня и свойства имеет ценность лишь тогда, когда документы точно отражают все операции, с ними произведенные: отмену, изменения, дополнения. В этом случае мы говорим о поддержании правовых актов в контрольном состоянии.

Критериями систематизации могут быть:

  • вид юридического документа (нормативные, интерпретационные и т.п.);
  • орган, издавший документ (законодательный орган, Президент РФ, Правительство РФ, ведомство, судебный орган и др.);
  • время издания документа (акты регистрируются по дате их принятия);
  • юридическая сила документа (законы, подзаконные акты и т.п.);
  • его отраслевая принадлежность (уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансово-правовые и т.д.);
  • предмет регулирования (ценные бумаги, пенсии и проч.). Здесь рубрики расставляются в алфавитном порядке.

Способы учета могут быть различными.

  1. картотеки — самый простой способ учета. Информация, занесенная на карточки, призвана облегчить получение знаний об актах, обеспечить их прямой отбор и возможность возвращения актов обратно, а также новое их извлечение. Карточки расположены в определенном порядке. На них указывается орган, издавший акт, его наименование, дата принятия и т.п.;
  2. сброшюрованные папки. Этот способ применим при очень небольшом объеме правовых актов (скорее, для домашнего пользования, причем не юристами). В данном случае акты располагаются в определенном порядке в особых папках;
  3. журналы. В них всего лишь фиксируются реквизиты правовых актов по разработанной схеме;
  4. информационно-поисковые системы по праву.

Источник

Понятие и виды учета нормативных правовых актов

Дата публикации: 27.04.2021 2021-04-27

Читайте также:  Способ выполнения арифметических операций

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Болтовская, Т. В. Понятие и виды учета нормативных правовых актов / Т. В. Болтовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80487/ (дата обращения: 18.11.2021).

Учет нормативных правовых актов — важнейший инструмент, включающий сбор, хранение, регистрацию, расположение в определенном порядке и поддержание в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования. Систематизация правовых актов невозможна без предварительного квалифицированного юридического учета. Юридический учет позволяет повысить эффективность использования и реализации норм права как физическими и юридическими лицами, так и государственными органами.

Ключевые слова: нормативный правовой акт, учет нормативных правовых актов, систематизация, официальный учет, неофициальный учет, картотека, журнал, информационно-поисковая система.

Keys words: normative legal act, accounting of normative legal acts, systematization, official accounting, unofficial accounting, card file, journal, information and search system.

Главным источником права в РФ является нормативный правовой акт. Как отмечал Матузов Н. И.: «Нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение» [3]. Все действующие нормативно-правовые акты образуют сложную иерархическую систему. В настоящее время в РФ существует и действует большое количество разнообразных нормативных правовых актов: в частности, законы, подзаконные акты, международные договоры, внутригосударственные договоры. Некоторые из них, регулируют одни и те же правоотношения, противоречат друг другу, некоторые, несмотря на прекращение действия, все же применяются на практике. Устранение указанных проблем, приведение всех существующих и действующих нормативных правовых актов в соответствие, в единую согласованную систему, осуществляется посредством систематизации и учета нормативных правовых актов.

Действующее законодательство не содержит понятия «учет нормативно-правовых актов». Однако, в юридической доктрине можно выделить две основные точки зрения по данному вопросу. Представители первой точки зрения относят учет к особому виду систематизации. Так, В. Н. Карташов считал, что учет — «это разновидность правовой систематизации, связанной с нахождением соответствующих правовых актов, их регистрацией и расположением в определенном порядке (системе) по конкретным основаниям (дате издания, предметному признаку и т. п.) в журналах, карточках и т. п.» [2].

Представители второй точки зрения рассматривают учет как особый процесс, не являющийся видом систематизации, но непосредственно с ней связанный. По этому поводу И. И. Исаев и К. А. Бусалова писали: «Учёт нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Учёт нормативных правовых актов не изменяет содержания правовых норм, он предусматривает только внешнюю обработку нормативного материала без какой-либо корректировки правового регулирования общественных отношений» [1].

На наш взгляд, юридический учет — одна из разновидностей систематизации правовых актов, которая включает сбор, хранение, регистрацию, расположение в определенном порядке и поддержание в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования. Систематизация правовых актов невозможна без предварительного квалифицированного юридического учета.

Значение деятельности по учету правовых актов проявляется в следующем:

1) Юридический учет способствует эффективной реализации права как физическими и юридическими лицами, так и государственными органами: быстрый поиск действующих актов обеспечивает возможность непосредственного ознакомления с содержанием документа и его применение для реализации своего права.

2) Без юридического учета невозможна правотворческая деятельность. Принятые правовые акты не должны противоречить друг другу, вновь принятые должны соответствовать уже действующим. Для этого законодатель должен иметь возможность найти действующие правовые акты, ознакомится с их содержание, изучить возможные противоречия и возникающие коллизии.

3) Юридический учет обеспечивает осуществление правоприменительной деятельности в рамках действующего законодательства, способствует защите прав и интересов субъектов права.

4) Важно отметить, что учет правовых актов играет важную роль в правовом воспитании и подготовке квалифицированных специалистов в области права, является важнейшей частью процесса обучения юристов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основном юридический учет выполняет информационную функцию.

Объекты юридического учета — нормативно-правовые акты во всем их многообразии. Важно отметить, что субъектами учета могут быть как государственные органы, так и любые юридические и физические лица.

На наш взгляд, в зависимости от определенных критериев можно выделить следующие основные виды учета правовых актов:

1) В зависимости от субъекта учета:

– официальный учет — учет, осуществляемый уполномоченным государственным органом. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации [4].

– неофициальный учет — учет, который ведут различные юридические и физические лица.

2) В зависимости от юридической силы документа: учет законов, учет подзаконных актов и т. д.

3) В зависимости от отраслевой принадлежности: учет правовых актов, регулирующих семейные, земельные правоотношения и т. п.

4) В зависимости от органа, принявшего правовой акт: учет правовых актов, принятых Федеральным собранием, Президентом РФ и т. п.

Читайте также:  Способы возврата налоговых вычетов

Вопрос необходимости учета нормативно-правовых актов возникал и активно обсуждался еще в советские времена. Государство сделала попытку осуществить юридический учет и сделать его наиболее эффективным и полезным. Так, в 1977 году Министерством юстиции СССР было утверждено Положение о государственном учёте правовых актов СССР и союзных республик.

В соответствии с указанным положением учет осуществлялся в трех основных формах:

1) Ведение картотек: в карточки установленной формы органом, принявшим данный документ, вносилась информация о правовом акте, после чего заполненная карточка направлялась в Научный центр правовой информации при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР, который и осуществлял непосредственный учет принятых актов.

2) Ведение журналов, содержащих реквизиты правового акта.

3) Поиск правовых актов с помощью существующих на тот момент ЭВМ.

Учет, согласно указанного положения, включал в себя централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию о таких актах.

Научно-технический прогресс, развитие технологий, позволило автоматизировать процесс юридического учета, сделать его доступным широкому кругу лиц.

Некоторые из вышеупомянутых видов учета действуют в настоящее время, некоторые были существенно изменены.

Так, по нашему мнению, в настоящее время существуют следующие виды учета:

1) Учет путем ведения картотек. Это наиболее простой способов учета. На карточках содержится основная информация о нормативном правовом акте: наименование документа, наименование издавшего его органа, дата принятия документа и т. п. Карточки расположены в определенном порядке, как правило, в алфавитном порядке, либо по дате принятия документа.

2) Ведение журналов. Данный способ является наименее информативным и не содержит текст самого акта. В журналах отражены реквизиты акта: наименование, орган, его принявший, дата принятия, номер документа.

3) Ведение сброшюрованных папок. Применяется, в основном, для ведения неофициального учета либо юристами, либо гражданами для личного пользования.

4) Учет в информационно-поисковых системах, таких как «Гарант», «Консультант Плюс». Данный вид учета является наиболее эффективным, быстрым и удобным. Его используют субъекты как официального, так и неофициального учета. Важно отметить, что данные базы очень объемны и содержат практически все правовые акты. Поиск осуществляется в пределах нескольких секунд. С текстом документа можно ознакомиться непосредственно, можно распечатать документ.

Юридический учет в призме использования современных технологий, это не просто сбор, хранение и обработка правовых актов, но и ведение классификаторов, словарей и справочников, ведение информационного портала, а также обеспечение возможности ознакомления с содержанием правовых актов и информацией о них.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о наличии следующих основных проблем в сфере учета правовых актов:

1) Отсутствие уполномоченного органа (либо организации), деятельность которой заключалась в проведении учета все действующих нормативно-правовых актов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований.

На наш взгляд, создание такого специализированного органа обеспечит всесторонний и полный учет существующих и действующих нормативно-правовых актов.

2) Отсутствие правового регулирования юридического учета.

Разработка четкого порядка учета нормативных правовых актов, способов учета, позволит сделать процесс учета эффективным и понятным. На наш взгляд, должен быть принят закон, регламентирующий порядок проведения учета нормативно-правовых актов.

Наиболее эффективным, по нашему мнению, является создание Единого государственного реестра действующих нормативных правовых актов РФ как акта систематизации законодательства в форме учета. Государственный реестр при определенной периодичности переиздания или его ведения в электронном виде может обеспечить практическую реализацию данного вида систематизации законодательства и обеспечить систему единого государственного учета нормативно — правового материала в стране.

3) Недостаточная информатизация процесса юридического учета.

XXI век — век информационных технологий. Полная информатизация и компьютеризация юридического учета позволит облегчить не только процесс учета, но и процесс поиска информации. Экономия времени и быстрота поиска нужного документа — главные преимущества данного направления развития учета нормативно-правовых актов в РФ.

4) Отсутствие должного внимания к вопросу изучения юридического учета. На юридических факультетах вопрос учета нормативно-правовых актов, как правило, является составляющей частью вопроса систематизации, однако, в большинстве случае, он либо подлежит поверхностному изучению, либо вообще не подлежит рассмотрению. Самостоятельное изучение вопроса юридического учета на юридических факультетах позволит понять значимость данного инструмента, а также позволит в дальнейшем обеспечить его развитие и продуктивное применение.

В заключение хотелось бы отметить, что учет нормативно-правовых актов — это важнейший инструмент, обеспечивающий реализацию норм права, и служащий в целях систематизации действующего законодательства.

  1. Исаев И. И., Бусалова К. А. Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ // Молодой ученый. — 2015. — № 2.
  2. Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Часть 5. Правосистематизирующая практика. — Ярославль, 1999.
  3. Макаренко Т. Н., Сарапкина Е. Н. Актуальные вопросы систематизации правовых актов // Правовая информатика. — 2014. — № 2.
  4. Постановление Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» // Российская газета. № 198. 19.09.2008.

Источник

Оцените статью
Разные способы