- Учет поступления основных средств
- Документальная регламентация поступления основных фондов
- Первичные документы – основания для учета вводимых основных фондов
- Первичная стоимость ОС
- Аналитический и синтетический и учет ОС
- Каким путем могут поступать на предприятие основные активы
- Учет в зависимости от способов поступления ОС
- Неучтенные основные средства
- Основные методы бухгалтерского учета
- Элементы методов
- Методы бухучета
- Калькулирование
- Метод начисления
- Кассовый метод
- Методы амортизации
- Методы группировки сведений
- Особенности использования методов
Учет поступления основных средств
Больше материалов по теме «Основные средства» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Когда на предприятии начинают функционировать новые материальные активы, их поступление должно быть правильно оформлено, поскольку показатель стоимости введенных на баланс имущественных активов напрямую влияет на многие другие производственные факторы. Процедура оприходования основных средств должна соответствовать нормативным требованиям, подтверждаться документально и быть корректно проведена по бухгалтерским счетам.
Рассмотрим, какими путями могут попадать на предприятие основные имущественные фонды, как их правильно проводить по процедуре учета, в каких документах отображать.
Документальная регламентация поступления основных фондов
Для учета поступивших в организацию материальных активов следует руководствоваться официальными нормативными актами:
- Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01;
- Приказом об утверждении ПБУ Министерства финансов России от 30 марта 2001 г. N 26н;
- классификацией основных имущественных активов по амортизационным группам (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1).
Первичные документы – основания для учета вводимых основных фондов
Никакой имущественный актив не может возникнуть на предприятии «из ниоткуда»: его введение обязательно сопровождается рядом документальных подтверждений. На основании первичной документации, соответствующей конкретной группе производственных активов, и происходит оформление каждого объекта или их группы на балансовый учет. В зависимости от принадлежности к группе объектов, введение актива может сопровождать следующая «первичка»:
- акт приема-передачи – для приемки различных объектов предусмотрена определенная его форма (ОС-1а – предусмотрена для сооружений и зданий; ОС-1 – для остальных одиночных объектов; ОС-1б – для групп основных средств, исключая сооружения и здания);
- накладная (акт) приема оборудования – для оборудования, которому не требуется предварительный монтаж (форма ОС-14);
- акт (накладная) приема-передачи оборудования с целью произвести монтажные работы – форма ОС-15.
На каждый новый объект из поступивших в эксплуатацию основных фондов необходимо завести специальную инвентарную карточку по установленному образцу:
- для одиночного объекта ОС – по форме ОС-6;
- для нескольких сгруппированных объектов – по форме ОС-6а.
В ней средству присваивается уникальный инвентарный номер, постоянный на все время эксплуатации актива (обычно это порядковый номер в определенной серии).
В этих карточках впоследствии будет отражена вся «жизнь» основного актива на предприятии:
- поступление;
- амортизация;
- переоценка;
- модернизация;
- консервация-расконсервация;
- восстановление;
- выбытие (списание).
Результаты сводятся в единую инвентарную книгу, где окончательно производится учет основных фондов, которую нужно оформлять по форме ОС-6б.
В конце каждого месяца по инвентарным карточкам составляется учетная ведомость динамики основных фондов.
Первичная стоимость ОС
В данные учетные документы в обязательном порядке заносится первичная стоимость основных производственных фондов, ее составляют затраты, которые по факту понесло предприятие на:
- приобретение;
- доставку;
- монтаж;
- сооружение;
- приобретение сырья для создания;
- уплату госпошлины на получение права и др.
ВАЖНО! В первичную стоимость поступивших основных фондов не входит сумма налога НДС и других сборов, подлежащих возмещению.
Аналитический и синтетический и учет ОС
Синтетический учет – это отображение первоначальной (в некоторых случаях, восстановительной) стоимости основного имущественного фонда на счете 01 «Основные средства».
Аналитический учет – отражение динамики каждого конкретного основного средства в любой момент времени (в результате данных этого учета всегда можно узнать, в каком состоянии находится каждый конкретный актив и какова его стоимость на текущий момент).
Каким путем могут поступать на предприятие основные активы
Основные фонды могут поступать в распоряжение предприятия различными способами. Самые распространенные из них следующие:
- покупка у поставщика за денежный эквивалент;
- создание собственными силами предприятия;
- получение в дар (безвозмездно) согласно договору;
- внесение в ООО уставного капитала или его доли;
- бартер;
- получение за вознаграждение в форме, отличной от денежной, по соответствующему договору.
Учет в зависимости от способов поступления ОС
Учет каждого объекта основных средств происходит по-разному, способ зависит от официального источника, откуда основной актив попал на предприятие. Разные пути обусловливают не только различную первоначальную стоимость, но и отличающиеся бухгалтерские нюансы.
- Покупка у поставщика. Нужно учесть полностью все расходы, включая транспортные и монтажные, при этом исключая НДС. По бухгалтерии это будет проведено таким образом:
- стоимость приобретенного актива без НДС (дебет 08, кредит 60);
- дополнительные траты на доставку, монтаж, наладку и т.п. (дебет 08, кредит 60 или 76);
- выделение НДС (дебет 19, кредит 60 или 76);
- введение основного актива в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
- Принятие по договору дарения. Нужно принять во внимание рыночную цену объекта, актуальную на момент принесения в дар (сумму нужно документально обосновать).
ВНИМАНИЕ! Предприниматели и организации не могут делать друг другу «подарки» на суммы, превышающие 5 минимальных заработных плат.
- Д08 К98/2 — объект-основной актив получен безоплатно и принят к учету;
- Д01 К08 — данный материальный актив вводится в эксплуатацию;
- Д98/2 К91 – списание амортизации со счета 98 в «прочие доходы».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вносится средство на значительную сумма, превышающая 200 минимальных оплат труда, то оно должно быть дополнительно оценено независимым специалистом.
Данные для бухгалтерского учета:
- имущественный актив вводится вкладом в уставной капитал (дебет 08, кредит 75);
- основной актив вводится в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
- оплата труда подрядчиков (дебет 08, кредит 60 или 76);
- стоимость сырья, материалов (дебет 08, кредит 10);
- все остальные затраты, понесенные при создании ОС (дебет 08, кредит 60 или 23, 25, 26, 76);
- выделение НДС по всем типам расходов (дебет 19, кредит 60 или 23, 25, 26, 76);
- ввод нового актива в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
- прием средства к учету (дебет 01, кредит 08);
- средство учтено и вводится в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
Неучтенные основные средства
Периодически на всех предприятиях проводится инвентаризация – дополнительный, промежуточный учет всех имущественных активов. Иногда результатом проведенной инвентаризации может стать обнаружение одного или нескольких основных средств, не поставленных на учет ранее.
Такие фонды подлежат обязательному оприходованию.
Для этого нужно выяснить их рыночную стоимость, которая будет действительна на момент обнаружения (этот момент и определит дату внесения на баланс). Учет должен быть произведен на счете «Основные средства» (дебет 01, кредит 91).
Источник
Основные методы бухгалтерского учета
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.
Элементы методов
Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:
- Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
- Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
- Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.
Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.
Методы бухучета
При ведении учета используются следующие методы:
- Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
- Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
- Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.
К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.
Калькулирование
Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.
Метод начисления
Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.
Кассовый метод
Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.
Методы амортизации
Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:
- Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
- Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
- Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
- Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.
Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.
Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.
Методы группировки сведений
Существуют различные методы обобщения учетных сведений:
- Бухгалтерские счета. Позволяют зафиксировать начальное и завершающее состояние объектов учета, а также их изменения. Каждой форме актива, капитала и обязательств соответствует свой счет. Отдельные счета имеют название, а также цифровой код. К примеру, 01 «Основные средства».
- Двойная запись. Является способом фиксации операции на счетах бухучета. Двойная запись позволяет понять двойственность хозяйственных операций. Главная ее характеристика – фиксация сведений об операции и по дебету, и по кредиту.
- Балансовое обобщение (бухбаланс). Представляет собой способ обобщения сведений посредством счетов и двойной записи. Баланс отображает структуру имущества компании по видам и источникам формирования. В нем содержатся сведения, позволяющие провести анализ финансового состояния фирмы. Данные дают представление о состоянии активов, ликвидности. Баланс отображает остатки на счетах. Он считается базовой формой отчетности. Сведения в балансе группируются по разделам. Они подразделяются на статьи. Дебетовые остатки фиксируются в активах, а кредитовые остатки – в пассивах. Соотношение актива и пассива – это валюта баланса. Сумма всех активов тождественна сумме всех пассивов.
- Бухгалтерская отчетность. Представляет собой комплекс информации о состоянии финансов и имущества в фирме. Система данных также отображает итоги хозяйственной деятельности предприятия. Формируется она на основании сведений бухучета. Бухгалтерская отчетность включает в себя бухбаланс, отчет о прибыли и убытках, приложения, пояснительную записку, аудиторское заключение (оно требуется только в том случае, если компания подлежит обязательному аудиту). К отчетности предъявляется множество требований. В частности, она должна составляться на основании норм, быть достоверной, объективной и полной. Она объединяет все показатели работы подразделений.
Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.
Особенности использования методов
Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:
- Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
- Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
- Повышение эффективности бизнес-модели.
- Простой анализ деятельности компании.
Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.
Источник