Общественно-экономическая формация
Общественно-экономическая формация (строй) — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею [1] . Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений [2] . Коренной причиной перехода от одной стадии общественной эволюции к другой является несоответствие между возросшими к концу первой производительными силами и сохраняющимся типом производственных отношений.
В работе « К критике политической экономии [ru] » (1859) Карл Маркс выделил «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный и капиталистический. Однако в данной схеме Марксом был определён только капиталистический способ производства — как диалектическое единство машинной ступени развития производительных сил и обусловленного ею в конечном счёте прибавочно-стоимостного типа экономически производственных отношений. Остальные «общественные способы производства» были выделены Марксом вслед за эталонно-правовыми стадиями общественной эволюции из схем Гегеля и Сен-Симона. «трудно сказать, — отмечал советский историк-марксист В. П. Илюшечкин, — чем он руководствовался, допуская такую несуразность» [3] .
Примечания
Ссылки
- Общественно-экономическая формация — Новейший философский словарь
- «Общественно-экономическая формация». Лекция доктора философских наук, профессора М. В. Попова (6.10.2011)
- Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества. — М .: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. — 406 с. — 700 экз.
- Юрий Семёнов«Теория общественно-экономических формаций и всемирная история»
- Юрий Семёнов«Основные концепции всемирной истории»
- Юрий Семёнов«Марксова теория общественно-экономических формаций и современность»
- Крадин Н. Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов. Раздел «Формационный подход»
Социология | Диктатура пролетариата • Теория отчуждения • Эксплуатация • Классовая борьба • Буржуазия • Пролетариат • Революция • Научный социализм • Коммунизм |
---|---|
Экономика | Закон прибавочной стоимости • Политэкономия • Производительные силы • Производственные отношения • Рабочая сила • Первоначальное накопление капитала |
История | Первобытный коммунизм • Материалистическая теория происхождения государства • Азиатский способ производства • Рабовладельческий строй • Феодализм • Капитализм • Социализм • Коммунизм |
Философия | Диалектический материализм • Исторический материализм |
Направления | Австромарксизм • Западный марксизм • Ленинизм • Большевизм • Люксембургианство • Коммунизм рабочих советов • Археомарксизм • Марксизм-ленинизм • Сталинизм • Троцкизм • Маоизм • Титоизм • Чучхе • Еврокоммунизм • Неомарксизм • Операизм • Аналитический марксизм • Структуралистский марксизм • Ситуационизм • Постмарксизм • Ходжаизм |
Школы | Франкфуртская школа • Будапештская школа • Школа праксиса |
Социология Wikimedia Foundation . 2010 . ПолезноеСмотреть что такое «Общественно-экономическая формация» в других словарях:ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — см. Формация общественноэкономическая. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ОБЩЕСТВЕННО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ … Философская энциклопедия ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — центральное понятие марксистсой теории общества или исторического материализма: «. общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером». Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались… … Новейший философский словарь Общественно-экономическая формация — см. Формация общественно экономическая … Большая советская энциклопедия ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — ступень прогрессивного развития человеч. общества, представляющая совокупность всех обществ. явлений в их органич. единстве и взаимодействии на основе данного способа производства материальных благ; одна из осн. категорий исторического… … Советская историческая энциклопедия ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма : . общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером . Посредством понятия О. Э.Ф.… … Социология: Энциклопедия ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — – одна из ключевых категорий материалистического понимания истории, используемая для выделения в целостном историческом процессе развития человеческого общества его основных этапов, каждый из которых характеризуется присущей ему специфической… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике Общественно экономическая формация — по [10] общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Обычно выделяли первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Хотя отдельные элементы и примеры производственных… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, ступень прогрессивного развития человечества от первообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации, это не общество… … Тематический философский словарь ОБЩЕСТВЕННО — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — Ступень (период, эпоха) в развитии человеческого общества, характеризуемая определенным экономическим строем. Основу каждой О. э.ф. составляет присущий ей способ производства материальных благ, система производственных отношений. Различают О. э.ф … Словарь политических терминов ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — (социально экономическая, общес твенная) важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определенную ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность обществ. явлений, в основе к рой лежит… … Советская историческая энциклопедия Источник Общественно-экономическая формацияОсуществляемое на основании объективных критериев выделение в истории типологически различных обществ является необходимым аспектом ее материалистического анализа. Материализм, примененный в качестве метода исследования, позволил обнаружить общие, повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран, что дало основание отнести их к некоторому единому общественному типу, названному К. Марксом общественно-экономической формацией. Выделение объективного и притом относящегося к сущности исторического процесса критерия обобщения, типизации имело принципиальное значение для науки об обществе. Пока, писал В. И. Ленин, социологи «ограничивались идеологическими общественными отношениями… они не могли заметить повторяемости и правильности в общественных явлениях разных стран, и их наука в лучшем случае была лишь описанием этих явлений, подбором сырого материала… Анализ материальных общественных отношений сразу дал возможность подметить повторяемость и правильность и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации». Опираясь на эти принципы, К. Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически преходящий характер каждой из общественно-экономических формаций. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций, ступеней этой истории, ее поступательного движения. В. И. Ленин писал, что первоначально материалистическое понимание истории было не более чем научной гипотезой. Но, примененное к исследованию капиталистической формации, оно дало такие блестящие результаты, которые превратили это учение из гипотезы в научную теорию. Для уяснения сути этого понятия важно иметь в виду, что формация — не хронологическое, не географическое, а именно социально-философское понятие. Нельзя сказать: такая-то формация принадлежит Европе, другая — Азии, а третья — Африке; неверно также считать, что формацию можно определить хронологически, относя каждую из них к определенному веку, столетию. Нельзя отождествлять формацию и с какой-либо страной, потому что это понятие фиксирует в теоретической форме тип общества, но не воспроизводит реальную историю того или иного народа. Как всякое научное понятие, понятие формации есть отражение реальности, но взятой на уровне сущности, а не ее бесконечно многообразных проявлений. Поскольку оно воспроизводит в обобщенной теоретической форме сущность, оно совпадает с реальностью; напротив, в той мере, в какой реальность богаче любого понятия или теории, оно не совпадает с нею. Исследуя капиталистическую формацию, К. Маркс применил научный метод идеализации, то есть выделения объекта в «чистом», свободном от случайностей виде. Но «чистого» капитализма нигде не существовало и не могло существовать. Зато идеализация позволила выявить сущность данного конкретно-исторического типа общества и тем самым открыла возможность для изучения настоящего и будущего тех стран, которые вступили на путь капиталистического развития. Формационное членение не тождественно реальному историческому процессу: одни из стран более полно выражают формационный тип, другие — дальше от него; страны и народы не обязаны, наподобие послушных учеников, переходить как бы из одного класса в другой через все без исключения формации. В истории все сложнее. Но чтобы учесть сложность, своеобразие, вариативность, необходимо знать общую закономерность поступательного движения истории. Именно эту-то объективную «логику» исторического процесса как раз и воспроизводит марксистское учение об общественно-экономических формациях. Формационная теория позволила ликвидировать ту пропасть, которая отделяла методы познания естественных и общественных наук. К миру социальных явлений оказались применимыми принципы типизации, обобщения, в истории была найдена повторяемость в главном и существенном. Открылась возможность теоретического исследования истории с помощью соответствующих научных методов. Не случайно В. И. Ленин прямо связывал превращение социологии в науку с выработкой К. Марксом понятия общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация — это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация — целостная система. Ее качественное своеобразие зависит от совокупности материальных отношений, то есть базиса, именно он придает формации характер определенного конкретно-исторического общественного типа: первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. В формацию входят также производительные силы, которые вместе с производственными отношениями составляют ее материальную основу. Но последняя не ограничивается лишь этими структурными элементами. Над конкретно-историческим базисом возвышается соответствующий ему тип надстройки. В формацию входят также и определенные для каждой из них социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. С развитием формаций менялся и исторический тип личности. В. И. Ленин имел все основания сравнить формацию с живым организмом, в котором скелет — экономические отношения — облечен плотью и кровью надстроечных, бытовых и других общественных явлений. Признание базиса решающим показателем типа общественной системы отличает марксизм от тех немарксистских концепций, в которых также выделяются определенные ступени общественного развития, но не анализируются производственные отношения как системообразующий элемент каждой из этих ступеней. Характерна в этом отношении так называемая теория «стадий экономического роста», получившая довольно большое распространение в социологии, политологии и экономической науке промышленно развитых капиталистических стран в 50-е — начале 70-х годов. Разные авторы (У. Ростоу и др.), разрабатывавшие эту теорию, выделяли иногда большее, иногда меньшее число стадий или ступенек роста человеческого общества. Но при этом все они за основу брали уровень развития материально-технической базы и признавали основными стадиями доиндустриальную, связанную с ручным трудом и использованием ремесленных орудий, индустриальную, основанную на машинном производстве, постиндустриальную, когда осуществляется автоматизация производственного процесса и главным для общества становится производство информации, нового знания. Предполагается, что совершенствование техники само по себе должно привести человечество к благоденствию. Марксистская теория естественноисторического развития общественно-экономических формаций придает очень большое значение проблеме развития техники и производительных сил в целом. Ведь именно их совершенствование определяет в конечном счете необходимость перехода от одной формации к другой. Но производство в марксистском его понимании — это производство не только вещей, но и общественных отношений, а тем самым и человека как общественного существа. Поэтому каждой формации присущи свои качественные особенности. Вместе с тем у различных формаций имеются сходные черты. Так, все антагонистические формации основаны на эксплуатации. Общие черты имеются и у социалистического общества с предшествующими формациями, в частности с капитализмом, что обусловлено однотипностью индустриально-технической базы и шире — принадлежностью к современной цивилизации с ее проблемами и ее механизмами. Источник |