Учебник способы образования прилагательных

Учебник способы образования прилагательных

Имена прилагательные в современном русском языке образуются лексико-синтаксическим способом (заблаговременный, сногсшибательный и др.) и при помощи морфолого-синтаксического способа (изысканные блюда, известный певец, образованный человек и т.д.). Но наиболее употребительным является морфологический способ образования прилагательных. Из разновидностей морфологического способа словообразования продуктивными в кругу прилагательных являются аффиксация (с тремя ее видами: суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный) и сложение основ. Безаффиксный способ оказывается самым непродуктивным (см. об этом § 103).

152. Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный способ образования имен прилагательных является наиболее продуктивным в современном русском языке.

Словообразовательными суффиксами качественных и относительных имен прилагательных в современном русском языке являются следующие:

1) -иви производные от него -чив-, -лив-: красивый, спесивый, прожорливый, устойчивый и т.п.; суффикс -ивнепродуктивен в современном языке, а производные от него -чив-, -ливявляются весьма продуктивными;

2) -ост-, -ист-: глазастый, губастый (с оттенком разговорно-стилистическим), голосистый, глинистый, тенистый, бугристый и т.д.; суффиксы продуктивные, образуют много слов в научном и производственно-техническом стилях речи;

3) -н-: понятный, водородный, железный, лесной и др.; суффикс продуктивный; суффикс -нактивно используется в настоящее время при образовании прилагательных от существительных на -ота (частотный, высотный) и на -ость (жидкостный, вязкостный, мощностный, вероятностный); такие прилагательные имеют специализированное, терминологическое значение;

4) -онн-, -енн-: традиционный, искусственный, чувственный и др.; суффиксы достаточно продуктивные, образуют прилагательные от основ существительных;

5) -тельни -льн-: питательный, плавательный, строительный, сушильный, доильный, дождевальный и др.; суффиксы очень продуктивные, особенно при образовании (от глаголов) профессионально-технических терминов;

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему: « Словообразование имен прилагательных» ( 2 урок по этой теме) 6 класс.

Конспект открытого урока русского языка в 6 б классе .

Составила Ященко Н.А.

Тема: « Словообразование имен прилагательных» ( 2 урок по этой теме)

Цель: закрепить умения определять способ словообразования;

 учить распознавать способ образования прилагательных;

 закрепить умения определять значение суффиксов;

 развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки;

 работа с текстом (элементы анализа)

Оборудование : презентация “Основные способы образования слов”, проектор, компьютер, экран, доска.

1 .Мобилизующее начало. Приветствие класса и деление на три группы : первая- приставки, вторая — умники, третья- суффиксы. Соревнуются первая и третья команды, вторая команда-Эксперты готовит вопросы, отвечает на вопросы , если команды не знают ответ, оценивают ответы. За каждый верный ответ по 2 балла. Карточки индивидуальные нескольким учащимся экспертам- 4 штуки . ( 5 минут)

2. Тема урока на доске записанная. Сообщение темы урока и целей. Запись в тетрадь.( 2 минуты)

Мы продолжаем работу над словообразованием имен прилагательных.

Дети формулируют цели урока:

— закрепить на практике полученные ранее знания о морфологических способах образования имен прилагательных;

-повторить правописание орфограмм.

3. Проверка домашнего задания. Заранее подготовленные сообщения ( 5 минут)

Первый вариант: Какую роль играют приставки в словах? Какое значение может иметь приставка в прилагательном?

Третья команда:Какую роль играбт суффиксы в словах? Какое значение может иметь суффикс в прилагательном?

4. Игра «Перевоплощение»

По презентации повторить способы образования прилагательных( из Экспертов)

5. Первое задание для команд словарный диктант . (5 минут)

Воробьи, соловьи, семья, зимняя вьюга, гостья, съёжиться, объединить- правописание разделительного ь и ъ знака.

Шов, трущоба, обжора, тонкого шелка, большой, ежовый, шел- о-ё после шипящих .

Какая орфограмма объединяет первые 7 слов, а какая вторую группу слов.

Читайте также:  Как приготовить самогон простейший способ

Выделите морфему в которой присутствует данная орфограмма. Садитесь, ребята.

К доске выходят 2 эксперта и исправляют ошибки, ставят баллы за выполненное задание. — Как вы понимаете выражение «Сочетание прилагательного с существительным»? На каких примерах словарного диктанта вы можете это продемонстрировать.

Экспертам задают вопросы . По 3 вопроса. Оценивают знания Ставят отметки

5 . Работа с текстом. — Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи?

— Какую же функцию выполняет эта часть речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом. Раздаю детям текст без прилагательных.

6 .Вопросы командам по тексту .

-Что такое текст?

-Какова тема данного текста? Природа

Сопоставьте с текстом на экране.

Какую же функцию выполняет прилагательное?

Выпишите из текста прилагательные разберите их по составу и укажите способ образования .

-Проверьте всели прилагательные вы выписали.

Летний вечер. Поднебесная синь теряется в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

Значение каких слов вам трудно объяснить? Манишка, сюртук. Через проектор показать картинки , изображающие манишку и сюртук.Объяснить их лексическое значение. Показать ласточку.

Физминутка в 12.00 или в 12.05

Каждая команда читает по одному слову – эксперты оценивают по1 баллу за правильное слово.

7. Работа со словообразовательными цепочками. Учебник стр 95 № 215

Лень- ленивый- ленивец

Спесь- спесивый- спесивец (надменный, высокомерный человек)

Угол- угловатый- угловатость

Трус- трусоватый- трусоватость

Корысть- корыстный- бескорыстный (выгода, материальная польза)

Цена- ценный- бесценный- бесценность.

Основа от которой образуется новое слово называется производящей, а та которая образовалась производная.

8. Составьте словосочетания со словами. Как вы считаете эти слова будут отличаться друг от друга. Каждый суффикс добавляет слову свое значение. (Слова записать на доске) : Костный, костлявый, костяной . ( 4 минуты)

-ян- обозначает материал, из которого сделан предмет- костяной браслет.

-н- обозначает относящийся к чему –либо — костный мозг.

-ляв- имеющий какое-либо свойство-исхудалый — костлявый человек.

9.Бой за очки. Эксперты задают вопрос по 5 вопросов каждой команде. (5 минуут)

Эксперты ведут подсчет очков.( 3 минууты)

10.Кто больше составит прилагательных из морфем.

Красн- -оват-(-ый), шерст-, -ян-(-ой), пред-, -воен-, -н-(-ый), орл- ,-ин-(-ый),

Не-, -хорош-,(-ий), болот- , -ист-(ый).

Домашнее задание № 210 , параграф учить, повторить информацию о существительном и прилагательном.

11. Рефлексия. Возвращаемся к цели нашего урока.

Команды составляют кластер.

Суффиксальный приставочный приставочно-суффиксальный

Сложение с соединительной гласной сложение без соединительной гласной Сложение с одновременном присоединением

-Трудно ли вам было сегодня работать?

-С какими заданиями справились легко?

-Какую орфограмму повторим на следующий урок?

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало ,

Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

Источник

Способы образования имён прилагательных

Разработка урока по русскому языку для 6 класса

«Способы образования имён прилагательных»

Способы образования имён прилагательных

Читайте также:  Способ применения свекольного сока

Восприятие нового материала

Познакомить с основными способами образования имён прилагательных.

Дать знания о суффиксальном способе образования слов.

Развить навыки и умения образования имён прилагательных суффиксальным способом и правильного употребления их в речи.

Воспитывать чувство любви к родной природе.

1.Подготовка к активному восприятию нового материала.

2.Конструирование предложений с использованием прилагательных, образованных разными способами.

3.Обогащение словаря учащихся.

Технология и организация учебного процесса

Аудирование, говорение, чтение, письмо

Индивидуально-дифференцировыанная работа, работа в парах, коллективная учебная деятельность.

Учебник, мультимедийная презентация

Работа по таблице, беседа по вопросам

Вопросно-ответная беседа(фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, словарный диктант)

Научит правильному употреблению имён прилагательных , образованных морфологическим способом

Сумеет разобрать имена прилагательных по составу, определить способ образования

Продолжит формирование у учащихся навыков составления текста, на заданные темы

Примут активное участие в составлении текстов с употреблением имён прилагательных

I. Организационный момент.

Проверка посещаемости, готовности класса к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

1. Учитель проходит по рядам и проверяет наличие в тетрадях выполненного упражнения 247, заданного на дом.

2. Проверяет, как учащиеся усвоили пройденную тему «Морфологические признаки имени прилагательного».

На доске записаны 2 предложения. Учащиеся с места читают предложения, выделяют имена прилагательные и делают морфологический разбор.

По голубому небу плывут облака.

Мы бежали по мокрой росе.

Порядок устного разбора: Прилагательное голубому. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Начальная форма голубой, качественное, полное, употреблено в форме единственного числа, дательного падежа, среднего рода; в предложении является определением.

III. Объяснение нового материала.

Сообщение учителем темы урока: «Способы образования имён прилагательных». Запись темы на доске и в тетрадях.

1. Организация фронтальной беседы по изученной ранее теме «Состав слова. Словообразование».

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как образуются слова в русском языке.

Ученик: С помощью приставки и суффикса.

Учитель: Что такое приставка?

Ученик: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Учитель: Как называется способ образования слов с помощью приставки?

Ученик: Приставочный или префиксальный.

Учитель: Что такое суффикс?

Ученик: Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Учитель: Как называется способ образования слов с помощью суффикса?

Учитель: А какие значимые части слова вы ещё знаете?

Учитель: А что у нас составляет основу слова?

Ученик: Приставка, корень, суффикс(или часть слова без окончания).

Учитель: Для чего служит окончание?

Ученик: Для связи слов в предложении.

Учитель: А что такое морфема?

Ученик: Это каждая значимая часть слова: приставка, корень, суффикс и окончание.

Учитель: Молодцы, ребята. А какие способы образования слов мы ещё с вами знаем?

Ученик: Приставочно-суффиксальный и сложение корней, основ, слов.

Учитель: Как называется такой способ образования слов?

Ученик: Морфологическим способом образования слов.

Учитель: А теперь внимание: имена прилагательные, также как и имена существительные образуются с помощью приставок и суффиксов, а сложные имена прилагательные с помощью сложения слов (основ, корней).

Имена прилагательные образуются от разных частей речи: имён существительных, глаголов, других прилагательных.

2. Работа по таблице. Таблица проецируется на экран.

Учитель: Посмотрите на экран. На экране проецируется таблица с основными способами образования имён прилагательных.

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Префиксальный, или приставочный

Суффиксальный, или суффиксный

борода б ородатый

кожа кожаный и т.д.

Префиксально-суффиксальный, или приставочно-суффиксальный (одновременное присоединение приставки и суффикса)

море заморский и т.д.

Читайте также:  Операция как способ выполнения действия

Сложение корней, основ, слов

синие глаза синеглазый

любит труд → трудолюбивый

черный и белый → черно-белый

север и восток → северо-восточный

вечно зелёный → вечнозелёный

Учащиеся читают отдельные примеры из таблицы под руководством учителя. Учитель обращает их внимание на то, как образованы имена прилагательные и от каких частей речи.

3. Словарный диктант. Запись под диктовку 6-8 словосочетаний сущ.+ прил., выделение в прилагательных суффиксов.

Грустный мальчик, чугунная сковородка, мужественный человек, лиственный лес, дыхательные пути, дружеский жест, человеческий детеныш, ворчливый человек, дырявое ведро, кожаная обувь, звериные повадки.

Проверка. Учащиеся читают написанные словосочетания, называют выделенные ими суффиксы.

1. Организация индивидуально-дифференцированной работы.

Учащиеся самостоятельно работают по одному из трёх вариантов карточек. Степень сложности заданий в трёх вариантах разная с учётом уровня речевой подготовки учащихся, но одно задание во всех вариантах сформулировано одинаково: выделить суффиксы в прилагательных. Поэтому дифференциация заданий по уровню сложности внешне не проявляется, так как при проверке выполнения учащиеся будут читать словосочетания и указывать суффиксы в прилагательных.

I вариант (сложный уровень).Списать словосочетания. В прилагательных выделить суффиксы. С тремя словосочетаниями составить предложения на тему «Весна».

Весеннее солнце, зелёная травка, звонкие песни, удивительная пора, жаркие дни, дождливые дни, приятный ветерок, солнечная погода.

II вариант (средний уровень).Прочитать текст, выписать словосочетания сущ.+прил., в прилагательных выделить суффиксы.

С голубого весеннего неба льются солнечные лучи. Из дальних стран возвращаются перелётные птицы. Зверипросыпаются после зимней спячки. Скоро деревья оденутся в зелёный наряд.

III вариант (низкий (слабый) уровень).Списать текст, вставив пропущенные имена прилагательные. В прилагательных выделить суффиксы.

Хорош … денёк! … солнышко пригревает. Радостно звучат … голоса. Несколько дней стоит … погода. Веет … ветерок. По небу плывут … облака.

2. Проверка выполненной работы. Прослушивание монологических высказываний отдельных учащихся.

3. Работа по картинам на тему «Весна». Задание составить по 3 предложения, используя имена прилагательные, образованные префиксальным, суффиксальным или префиксально-суффиксальным способами.

В качестве образца учитель предварительно вместе с учащимися составляет предложения по одной из картинок.

V. Выставление и комментирование оценок.

Письменное выполнение упражнения 256, 258 данные в учебнике «Русский язык» для 6 класса, Разумовская М.М., «Дрофа» 2020

Объяснение домашнего задание производится путём разбора 1-2 слов из упражнения в качестве образца.

При наличии времени учитель может предложить учащимся сыграть в игру «Кто быстрее?»Игра организуется для закрепления полученных умений. Учащимся предлагается ряд вопросов, ответом на который служит прилагательное, образованное морфологическим способом.

Цель игры: Научить навыкам самостоятельного составления новых слов-прилагательных и умение выделять в них морфему.

Как называют зверя, у которого большие клыки? (клыкастый)

Человек, обладающий сильным и звучным голосом (голосистый)

Если у человека нет голоса, то он … (безголосый)

Если у ящерицы оторвать хвост, она станет … (бесхвостой)

Если у человеке острое зрение и он всё подмечает, то о нём говорят… (глазастый)

Поступок, который совершает человек не думая (бездумный)

Неловкий, неумелый в работе человек (безрукий)

Если у человека нет усов он… (безусый), а если есть … (усатый)

Человек с большой бородой (бородатый)

Человек, который сутулится может стать (горбатым).

Как называют человека, у которого нет таланта (бездарный, неталантливый)

Существо, не причиняющее обиды или вреда (безобидный или безвредный).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы