Уборка помещений способ закупки

РЕШЕНИЕ по делу о нарушении законодательства о закупках

по делу № К-53/05 о нарушении законодательства о закупках

Резолютивная часть решения объявлена «09» января 2018 года г. Биробиджан

В полном объеме решение изготовлено «15» января 2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия) в составе:

— в отсутствии Заявителя: ООО «

» (уведомлен надлежащим образом),

рассмотрев жалобу ООО « » ( ) на действия государственного заказчика – ( ) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Услуги по обслуживанию и уборке помещений, специальной уборке технических помещений, содержанию прилегающей территории, дератизации и дезинсекции, вывозу ТБО, уборке и вывозу снега, включая материалы» (извещение от 18.12.2017 № 0178100000617000078), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

В адрес Еврейского УФАС России поступила жалоба ООО « » (вход. от 25.12.2017 № 02/5-2081) на действия государственного заказчика – области при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Услуги по обслуживанию и уборке помещений, специальной уборке технических помещений, содержанию прилегающей территории, дератизации и дезинсекции, вывозу ТБО, уборке и вывозу снега, включая материалы» (извещение от 18.12.2017 № 0178100000617000078).

Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

В жалобе Заявителя указано следующее.

В Наименовании работ 3 (стр. 16) (стр. 23) Требовании к оказанию услуг к обслуживанию Раздела 2 указан один из видов работ — вывоз отходов. Твердые бытовые отходы и отходы производства собирают и передают на утилизацию или уничтожение. На территории запрещается хранить и размещать отходы производства и потребления, снег, наледь и прочее. Сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществлять по бестарной системе».

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В случае, если в соответствии с законодательством РФ объект закупки, относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ обязан установить в извещении о проведении закупки требование к участникам закупки о наличии лицензии, предусмотренной законодательством РФ, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.

Для осуществления услуг по вывозу ТБО необходима лицензия по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, вместе с тем, Заказчик в аукционной документации таких требований не установил, чем нарушил п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона №44 – ФЗ.

Между тем, включение в один лот вида работ, на один из которых требуется лицензия, ограничивает число потенциальных участников аукциона.

Заказчиком в адрес Еврейского УФАС России представлен ы письменн ые возражени я , в котор ых изложено следующее.

Согласно «ГОСТу Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки — клининговые услуги. Общие технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 № 1554-ст), услуга «вывоз твердых бытовых отходов» включена в примерный перечень услуг профессиональной уборки — клининговых услуг, соответственно данная услуга является частью профессиональной уборки.

Кроме того документация не содержит требование к участнику аукциона о наличии лицензии на услуги по вывозу ТБО. Согласно техническим требованиям документации (стр. 23) и проекта государственного контракта п. 3.4.1. вывоз бытовых отходов производства и потребления должны осуществляться исполнителем ежедневно, собственными силами и средствами либо на основании договоров со специализированными организациями.

Целью аукциона является заключение контракта на получение клининговых услуг.

Таким образом, услуги, перечисленные в документации не требуют разделения закупки путем проведения аукциона по отдельным лотам и как следствие заключение государственного контракта с несколькими исполнителями.

Изучив представленные документы, возражения и пояснения Заказчика, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.

18.12.2017г. размещено извещение о проведении электронного аукциона (извещение № 0178100000617000078) на услуги по обслуживанию и уборке помещений, специальной уборке технических помещений, содержанию прилегающей территории, дератизации и дезинсекции, вывозу ТБО, уборке и вывозу снега, включая материалы в единой информационной системе в сфере закупок на сайте: https://zakupki.gov.ru на торговой площадке «СБЕРБАНК-АСТ» на сайте: http://www.sberbank-ast.ru .

В Документации в Разделе «Требования к оказанию услуг к обслуживанию» установлено следующее:

Оказываемые услуги должны отвечать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе технических регламентов норм, правил и стандартов, в том числе «ГОСТ Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки — клининговые услуги. Общие технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 № 1554-ст).

Читайте также:  Дирекционный способ определения цветотипа

Перечень услуг по комплексной уборке помещений, включая технические помещения Заказчика:

Комплексная уборка помещений состоит из: первоначальной; ежедневной; еженедельной и генеральной уборки.

В Документации перечислены все виды работ.

Помимо вышеизложенного, установлено:

Твердые бытовые отходы и отходы производства собирают и передают на утилизацию или уничтожение.

На территории запрещается хранить и размещать отходы производства и потребления, снег, наледь и прочее.

Сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществлять по бестарной системе.

На территории запрещено сжигание отходов производства и потребления.

Вывоз бытовых отходов производства и потребления осуществлять Исполнителю ежедневно, либо на основании договоров со специализированными организациями .

В Техническом задании, Приложении № 1 к государственному контракту установлены следующие требования:

1. Оказание услуг должно производится с соблюдением действующих на территории Российской Федерации законов, норм и правил.

В связи с тем, что на объекте действует пропускной режим, Исполнитель предоставляет списочный состав работников, с указанием паспортных данных.

2. Наименование оказываемых услуг.

Услуги по обслуживанию и уборке помещений, специальной уборке технических помещений, содержанию прилегающей территории, дератизации и дезинсекции, вывозу ТБО, уборке и вывозу снега, включая материалы для обеспечения нужд органов прокуратуры Еврейской автономной области.

В зависимости от погодных условий уборка территорий включает в себя: удаление снега и наледи, применение противогололедных материалов (ПГМ), поливку дорожных покрытий, мойку цоколей, сбор и перемещение твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) к местам складирования и контейнерам, мойку тротуаров, поливку и/или кошение газонов, первичную сортировку ТБО.

Твердые бытовые отходы и отходы производства собирают и передают на утилизацию или уничтожение.

На территории запрещается хранить и размещать отходы производства и потребления, снег, наледь и прочее.

Сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществлять по бестарной системе.

На территории запрещено сжигание отходов производства и потребления.

Вывоз бытовых отходов производства и потребления осуществлять Исполнителю ежедневно, либо на основании договоров со специализированными организациями.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В Письме Минэкономразвития России от 10.02.2016 № Д28и-246, от 23.11.2015 № Д28и-3426, от 23.11.2015 № Д28и-3422 изложено следующее: «Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Закона о контрактной системе и в рамках своей компетенции сообщает.

Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами.

Вместе с тем отмечаем, что в настоящее время подготавливаются изменения в Закон о контрактной системе, предусматривающие в том числе полномочие Правительства Российской Федерации на определение требований к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг».

Таким образом, Законом о контрактной системе допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки. Учитывая, что заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные услуги: виды услуг профессиональной уборки — клининговые услуги – уборка, вывоз мусора, отходов, такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

«ГОСТ Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки — клининговые услуги. Общие технические условия» утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 N 1554-ст, в котором изложено следующее:

Настоящий стандарт устанавливает общие технические условия к предоставлению услуг профессиональной уборки — клининговых услуг на объектах недвижимости, территориях, транспортных средствах, а также требования безопасности клининговых услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

Настоящий стандарт распространяется на услуги профессиональной уборки — клининговые услуги, оказываемые исполнителями услуг — юридическими организациями и индивидуальными предпринимателями (далее — исполнителями).

Настоящий стандарт является основополагающим при разработке нормативных и технических документов на конкретные виды услуг профессиональной уборки — клининговые услуги.

В состав дополнительных услуг входят:

— погрузка и вывоз снега;

— вывоз твердых бытовых отходов;

— вывоз крупногабаритного мусора;

— вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.

Заказчиком в соответствии с вышеуказанным Национальным стандартом Российской Федерации осуществлена вышеуказанная закупка.

Помимо вышеизложенного, Заказчиком предусмотрено условие по вывозу отходов: Вывоз бытовых отходов производства и потребления осуществлять Исполнителю на основании договоров со специализированными организациями.

Таким образом, Комиссией Еврейского УФАС России, в ходе рассмотрения жалобы ООО , изучения материалов дела, проведения внеплановой проверки нарушений требований Закона о контрактной системе не установлено.

Читайте также:  Способ приема арбидол таблетки

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью ( ) на действия государственного заказчика – при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Услуги по обслуживанию и уборке помещений, специальной уборке технических помещений, содержанию прилегающей территории, дератизации и дезинсекции, вывозу ТБО, уборке и вывозу снега, включая материалы» (извещение от 18.12.2017 № 0178100000617000078) признать необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

Источник

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив

В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае

Наиболее популярные способы закупок

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  • электронный аукцион;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.

Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

Электронный аукцион

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

Достоинства электронного аукциона:

  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Запрос котировок

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Читайте также:  Способы обеспечения радиационной безопасности

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Открытый конкурс

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Конкурс с ограниченным участием

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Двухэтапный конкурс

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Закрытый конкурс

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:

1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;

3. заключение контрактов:

  • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Запрос предложений

Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  1. при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  2. При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  3. При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  4. При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  5. При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  6. После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  7. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  8. При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.

Источник

Оцените статью
Разные способы