- РЕШЕНИЕ по делу о нарушении законодательства о закупках
- Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
- Наиболее популярные способы закупок
- В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
- Открытый конкурс
- Конкурс с ограниченным участием
- Двухэтапный конкурс
- Закрытый конкурс
- Запрос предложений
РЕШЕНИЕ по делу о нарушении законодательства о закупках
по делу № К-53/05 о нарушении законодательства о закупках
Резолютивная часть решения объявлена «09» января 2018 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено «15» января 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия) в составе:
— в отсутствии Заявителя: ООО «
» (уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО « » ( ) на действия государственного заказчика – ( ) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Услуги по обслуживанию и уборке помещений, специальной уборке технических помещений, содержанию прилегающей территории, дератизации и дезинсекции, вывозу ТБО, уборке и вывозу снега, включая материалы» (извещение от 18.12.2017 № 0178100000617000078), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,
В адрес Еврейского УФАС России поступила жалоба ООО « » (вход. от 25.12.2017 № 02/5-2081) на действия государственного заказчика – области при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Услуги по обслуживанию и уборке помещений, специальной уборке технических помещений, содержанию прилегающей территории, дератизации и дезинсекции, вывозу ТБО, уборке и вывозу снега, включая материалы» (извещение от 18.12.2017 № 0178100000617000078).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).
В жалобе Заявителя указано следующее.
В Наименовании работ 3 (стр. 16) (стр. 23) Требовании к оказанию услуг к обслуживанию Раздела 2 указан один из видов работ — вывоз отходов. Твердые бытовые отходы и отходы производства собирают и передают на утилизацию или уничтожение. На территории запрещается хранить и размещать отходы производства и потребления, снег, наледь и прочее. Сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществлять по бестарной системе».
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В случае, если в соответствии с законодательством РФ объект закупки, относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ обязан установить в извещении о проведении закупки требование к участникам закупки о наличии лицензии, предусмотренной законодательством РФ, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.
Для осуществления услуг по вывозу ТБО необходима лицензия по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, вместе с тем, Заказчик в аукционной документации таких требований не установил, чем нарушил п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона №44 – ФЗ.
Между тем, включение в один лот вида работ, на один из которых требуется лицензия, ограничивает число потенциальных участников аукциона.
Заказчиком в адрес Еврейского УФАС России представлен ы письменн ые возражени я , в котор ых изложено следующее.
Согласно «ГОСТу Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки — клининговые услуги. Общие технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 № 1554-ст), услуга «вывоз твердых бытовых отходов» включена в примерный перечень услуг профессиональной уборки — клининговых услуг, соответственно данная услуга является частью профессиональной уборки.
Кроме того документация не содержит требование к участнику аукциона о наличии лицензии на услуги по вывозу ТБО. Согласно техническим требованиям документации (стр. 23) и проекта государственного контракта п. 3.4.1. вывоз бытовых отходов производства и потребления должны осуществляться исполнителем ежедневно, собственными силами и средствами либо на основании договоров со специализированными организациями.
Целью аукциона является заключение контракта на получение клининговых услуг.
Таким образом, услуги, перечисленные в документации не требуют разделения закупки путем проведения аукциона по отдельным лотам и как следствие заключение государственного контракта с несколькими исполнителями.
Изучив представленные документы, возражения и пояснения Заказчика, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
18.12.2017г. размещено извещение о проведении электронного аукциона (извещение № 0178100000617000078) на услуги по обслуживанию и уборке помещений, специальной уборке технических помещений, содержанию прилегающей территории, дератизации и дезинсекции, вывозу ТБО, уборке и вывозу снега, включая материалы в единой информационной системе в сфере закупок на сайте: https://zakupki.gov.ru на торговой площадке «СБЕРБАНК-АСТ» на сайте: http://www.sberbank-ast.ru .
В Документации в Разделе «Требования к оказанию услуг к обслуживанию» установлено следующее:
Оказываемые услуги должны отвечать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе технических регламентов норм, правил и стандартов, в том числе «ГОСТ Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки — клининговые услуги. Общие технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 № 1554-ст).
Перечень услуг по комплексной уборке помещений, включая технические помещения Заказчика:
Комплексная уборка помещений состоит из: первоначальной; ежедневной; еженедельной и генеральной уборки.
В Документации перечислены все виды работ.
Помимо вышеизложенного, установлено:
Твердые бытовые отходы и отходы производства собирают и передают на утилизацию или уничтожение.
На территории запрещается хранить и размещать отходы производства и потребления, снег, наледь и прочее.
Сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществлять по бестарной системе.
На территории запрещено сжигание отходов производства и потребления.
Вывоз бытовых отходов производства и потребления осуществлять Исполнителю ежедневно, либо на основании договоров со специализированными организациями .
В Техническом задании, Приложении № 1 к государственному контракту установлены следующие требования:
1. Оказание услуг должно производится с соблюдением действующих на территории Российской Федерации законов, норм и правил.
В связи с тем, что на объекте действует пропускной режим, Исполнитель предоставляет списочный состав работников, с указанием паспортных данных.
2. Наименование оказываемых услуг.
Услуги по обслуживанию и уборке помещений, специальной уборке технических помещений, содержанию прилегающей территории, дератизации и дезинсекции, вывозу ТБО, уборке и вывозу снега, включая материалы для обеспечения нужд органов прокуратуры Еврейской автономной области.
В зависимости от погодных условий уборка территорий включает в себя: удаление снега и наледи, применение противогололедных материалов (ПГМ), поливку дорожных покрытий, мойку цоколей, сбор и перемещение твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) к местам складирования и контейнерам, мойку тротуаров, поливку и/или кошение газонов, первичную сортировку ТБО.
Твердые бытовые отходы и отходы производства собирают и передают на утилизацию или уничтожение.
На территории запрещается хранить и размещать отходы производства и потребления, снег, наледь и прочее.
Сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществлять по бестарной системе.
На территории запрещено сжигание отходов производства и потребления.
Вывоз бытовых отходов производства и потребления осуществлять Исполнителю ежедневно, либо на основании договоров со специализированными организациями.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Письме Минэкономразвития России от 10.02.2016 № Д28и-246, от 23.11.2015 № Д28и-3426, от 23.11.2015 № Д28и-3422 изложено следующее: «Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Закона о контрактной системе и в рамках своей компетенции сообщает.
Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами.
Вместе с тем отмечаем, что в настоящее время подготавливаются изменения в Закон о контрактной системе, предусматривающие в том числе полномочие Правительства Российской Федерации на определение требований к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг».
Таким образом, Законом о контрактной системе допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки. Учитывая, что заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные услуги: виды услуг профессиональной уборки — клининговые услуги – уборка, вывоз мусора, отходов, такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
«ГОСТ Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки — клининговые услуги. Общие технические условия» утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 N 1554-ст, в котором изложено следующее:
Настоящий стандарт устанавливает общие технические условия к предоставлению услуг профессиональной уборки — клининговых услуг на объектах недвижимости, территориях, транспортных средствах, а также требования безопасности клининговых услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
Настоящий стандарт распространяется на услуги профессиональной уборки — клининговые услуги, оказываемые исполнителями услуг — юридическими организациями и индивидуальными предпринимателями (далее — исполнителями).
Настоящий стандарт является основополагающим при разработке нормативных и технических документов на конкретные виды услуг профессиональной уборки — клининговые услуги.
В состав дополнительных услуг входят:
— погрузка и вывоз снега;
— вывоз твердых бытовых отходов;
— вывоз крупногабаритного мусора;
— вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
Заказчиком в соответствии с вышеуказанным Национальным стандартом Российской Федерации осуществлена вышеуказанная закупка.
Помимо вышеизложенного, Заказчиком предусмотрено условие по вывозу отходов: Вывоз бытовых отходов производства и потребления осуществлять Исполнителю на основании договоров со специализированными организациями.
Таким образом, Комиссией Еврейского УФАС России, в ходе рассмотрения жалобы ООО , изучения материалов дела, проведения внеплановой проверки нарушений требований Закона о контрактной системе не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью ( ) на действия государственного заказчика – при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Услуги по обслуживанию и уборке помещений, специальной уборке технических помещений, содержанию прилегающей территории, дератизации и дезинсекции, вывозу ТБО, уборке и вывозу снега, включая материалы» (извещение от 18.12.2017 № 0178100000617000078) признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Источник
Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив
В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае
Наиболее популярные способы закупок
Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:
- электронный аукцион;
- закупки у единственного поставщика;
- запрос котировок;
- открытый конкурс.
Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.
Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.
В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.
Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:
- можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
- не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
- минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:
- высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
- ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.
Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.
Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).
Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.
Электронный аукцион
Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.
Достоинства электронного аукциона:
- минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
- незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
- сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
- возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.
Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:
- невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
- более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
- риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
- риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
- невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.
Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.
1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.
2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:
- если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
- если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.
Запрос котировок
Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.
Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).
Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.
Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:
- определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
- минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
- минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).
Запрос котировок имеет ряд недостатков:
- высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
- более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
- высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
- отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.
Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.
Открытый конкурс
Проведение открытого конкурса позволяет:
- получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
- часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.
Конкурс с ограниченным участием
Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:
- При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
- При выполнении работ:
- Для сохранения объектов культурного наследия;
- Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
- При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
Двухэтапный конкурс
Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:
- конкурс проводится для заключения:
- контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
- энергосервисного контракта;
- контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).
Закрытый конкурс
Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:
1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;
3. заключение контрактов:
- по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
- по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
- по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;
4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).
Запрос предложений
Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.
Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:
- при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
- При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
- При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
- При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
- При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
- После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
- При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
- При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.
Источник