- Влажная уборка помещений отделения
- Текущая уборка в больничных палатах
- Текущая уборка в больничных палатах
- Порядок проведения текущей уборки и дезинфекции поверхностей в палатах ЛПУ
- Дезинфекционные средства для текущей уборки больниц
- Порядок генеральной уборки палат
- Какие бывают виды?
- Уборка палат в больнице
- Уборка коридора в больнице
- Составы для мытья
- Требования СанПиН
- График уборки
Влажная уборка помещений отделения
Уборку проводят два или три раза в день, в основном утром, днем и вечером в зависимости от загрязнения палат и отделения в целом. Влажную уборку помещений осуществляют санитарки.
Для санитарной обработки и уборки помещений в отделении должны быть соответствующий инвентарь, а именно: мыло, посуда для раздельного хранения чистых и использованных тряпок с маркировкой «чистое» и «грязное», ведра, швабры, тряпки, щетки; различные растворы. Инвентарь для проведения дезинфекции должен находиться в специальном помещении, быть промаркирован отдельно для каждого помещения (для палат, манипуляции, коридоров, санузлов, столовой и др.). Для проведения влажной уборки младшая медицинская сестра надевает резиновые перчатки.
Для проведения влажной уборки и дезинфекции предметов медицинского назначения, помещений в лечебно-профилактических учреждениях используют следующие дезинфицирующие вещества (таблица 2.1).
1. Палаты убирают не менее 2-х раз в день (утром и вечером) влажным методом с применением мыльно-содового раствора. На 10 л воды берут 1 кусок хозяйственного мыла, 200 г кальцинированной соды, делают мыльный раствор. Потом на 10 л воды используют 500 мл мыльно-содовой смеси или 1 % раствора хлорамина.
2. Для уборки палат выделяют и маркируют инвентарь – ведро, швабру, тряпку для мытья пола.
3. Уборку палаты начинают с протирки подоконника, батарей, панелей, мебели, дверей. Пастой чистят умывальники. Потом моют пол.
4. После влажной уборки проводят кварцевание палаты в течение 30 минут, при этом больные по возможности выходят на это время из палаты в коридор или в комнату для отдыха, а тяжелобольным закрывают лицо салфеткой или полотенцем, чтобы они не получили ожога роговицы.
5. Один раз в 10 дней в палатах осуществляют генеральную уборку. По возможности больных переводят в других палаты или на несколько часов в коридор. При этом тщательно протирают потолок, плафоны, стены, окна, двери от пыли. Тумбочки и холодильники освобождают от продуктов и старательно моют. После уборки палату проветривают, открыв форточки, и кварцуют.
6. После уборки использованный уборочный инвентарь дезинфицируют 1% раствором хлорамина или 0,25 % лизоформина в течение 60 минут. Тряпку прополаскивают водой и высушивают. Швабру дважды протирают дезинфицирующим раствором.
7. В палате, где лежат больные с гнойными инфекциями, уборку осуществляют с использованием 1 % раствора хлорамина или 0,25 % лизоформина.
Влажную уборку коридоров, холлов проводят дважды в день – после ночного отдыха и перед сном. Во время влажной уборки больные выходят из палаты, кроме тяжелобольных. В это время помещение следует хорошо проветрить. Перед влажной уборкой помещение подметают; мебель, подоконники, радиаторы отопления протирают влажной тряпкой; обращают внимание на санитарное состояние прикроватных тумбочек. Для уборки применяют 0,25 % лизоформина или 0,5 % раствор хлорамина.
Столовую и буфетную убирают после каждого приема пищи. Остатки пищевых продуктов собирают в бачки с крышками и своевременно выносят. Посуду моют с применением натрия гидрокарбоната (для обезжиривания посуды), дважды меняя воду; потом дезинфицируют 0,5 % раствором хлорамина или 0,05 % раствором дезоксона и споласкивают чистой горячей водой.
Ванны, раковины, унитазы, пол обязательно моют несколько раз в день, по мере их загрязнения. Ванны моют после каждого больного сначала теплым раствором мыла, а затем с применением дезраствора (табл. 2.2).
Генеральную уборку осуществляют не реже одного раза в неделю.
Дезинфекция предметов медицинского назначения и помещений в лечебно-профилактических учреждениях
Название предмета | Действие (способ обработки) | Метод дезинфекции (название раствора) | Концент-рация,% | Экспозиция, мин. |
1. Резиновые перчатки | Погружение | Хлорамин | 1 час | |
2. Использо-ванные ватные шарики | Погружение | Хлорамин | 1 час | |
3. Шприцы, иглы, пинцеты, зажимы, зонды, катетеры, системы для инфузионной терапии | Погружение в один из растворов, потом кипячение | Хлорамин При туберкулезе перекись водорода Пресепт Лизоформин 3000 Дезодорм Спиртовой раствор хлоргекседина Водный р-н хлоргекседина Этиловый спирт Сода | 3, 5 0,056 1,5 0,5 0,5 | 60 мин 60 мин 90 мин 5 мин 30 мин 15 мин 60 мин 30 мин 10 мин 15 мин 30 мин 30 мин 15 мин |
4. Текущая дезинфекция | Влажная уборка 2-кратная протирка | Хлорамин Перекись водорода Лизоформин 3000 | 3+0,5 1,5 | 60 мин 60 мин 60 мин |
5. Тряпье | Погружение Кипячение | Хлорамин Лизоформин-специаль Сода Дистиллированная вода | 60 мин 4 часа 15 мин 30 мин | |
6. Воздух в помещениях | Кварцевание Проветривание | 4 раза в день | 15-20 мин | |
7. Генеральная уборка процедурного кабинета; — стены, пол, оборудование | 1 раз в неделю | Хлорамин Перекись водорода | 6+0,5 | |
8. Уборочный инвентарь | Погружение | Хлорамин Лизоформин | 0,25 | 60 мин 60 мин |
9. Помещение, санузлы (инфекции вирусной этиологии, в т.ч. гепа-тит В, ВИЧ, кандидозы; бактериальной этиологии (кроме туберкулеза) | Протирка одноразовая | Лизоформин 3000 | 1,5 | |
10. Помещение (пол, стены) | Протирка | Лизоформин 3000 | 1,5 | |
11. Сантехника | Протирка | Лизоформин 3000 | 1,5 | |
12. Шпатели (пластиковые, металлические) | Погружение Кипячение | Перекись водорода Сода | 80 мин 15 мин | |
13. Термометры медицинские | Погружение | Хлорамин Перекись водорода | 0,5 | 30 мин 80 мин |
14. Наконечники для клизм | Погружение | Хлорамин Перекись водорода | 30 мин 45 мин | |
15. Машинки для стрижки волос | Погружение | Этиловый спирт Перекись водорода | 15 мин 30 мин | |
16. Ножницы для стрижки ногтей | Погружение | Квикдез | Протереть | . |
17. Клеенки, кушетки, передники | Двукратная протирка с интервалом 15 минут | Хлорамин Перекись водорода | ||
18. Резиновые грелки, пузыри для льда | Двукратная протирка с интервалом 15 минут | Хлорамин Неохлор Дезефект | ||
19.Подкладные суда, мочеприемники | Погружение | Хлорамин Дезефект Лизоформин | 60 мин | |
20. Постельные вещи (матрас, подушки, одеяло) | Обеззараживание в пароформалиновых камерах | |||
21. Посуда –у лиц с подозрением на СПИД | Погружение Погружение | Хлорамин Дезоксон Перекись водорода Хлорамин Лизоформин-специаль Максисон Неохлор | 0,5 0,05 | 30 мин 30 мин 120 мин 120 мин 120 мин |
22. Предметное стекло, пипетки, флаконы, загрязненные кровью | Погружение | Максисан Неохлор Лизоформин Перекис водороду | 120 мин | |
23. Белье пациентов с подозрением на СПИД | Погружение | Хлорамин | 120 мин . |
Контрольные вопросы
1. Структура терапевтического отделения, штат отделения; основные санитарно-гигиенические нормативы.
2. Обязанности младшего медицинского персонала терапевтического отделения.
3. Санитарно-противоэпидемический режим терапевтического отделения.
4. Что такое дезинфекция? Ее цель, виды и их основные методы дезинфекций.
5. Назовите методы проведения дезинфекций, их характеристика.
6. Особенности проведения текущей дезинфекции.
7. С какой целью и как именно проводят профилактическую дезинфекцию?
8. Какие дезрастворы применят для влажной уборки помещений отделения?
ТЕМА 3. Расспрос больного и его роль в оценке общего состояния пациента
Источник
Текущая уборка в больничных палатах
Текущая уборка в больничных палатах
Текущая уборка — комплексные мероприятия для своевременной ликвидации всех видов загрязнений в помещении, которая осуществляется в рабочее время.
Согласно СанПиН 2.1.3. 2630-10 и СП 3.5.1378-03, она должна проводиться по установленному графику. Например:
- в палатах обычного профиля — 1 раз в день;
- в ПИТ и послеоперационных — 2 раза в день;
- в палатах новорожденных — 3 раза в день.
Порядок проведения текущей уборки и дезинфекции поверхностей в палатах ЛПУ
Целью данных мероприятий является создание безопасной среды для больных и медработников.
Проводится текущая уборка обычно младшим медицинским персоналом в специальной одежде (халат, косынка, фартук из клеенки, резиновые перчатки). О ней пациенты предупреждаются заранее, чтобы «ходячие» убрали свои вещи и покинули помещение.
Существует определенная последовательность действий:
- Приготовление моющих средств и дез. растворов (можно использовать готовые).
- Осмотр палаты.
- Протирание тряпкой, смоченной в моющем средстве, затем в дез. растворе, всех поверхностей: подоконников, тумбочек, ручек дверей, раковины, мебели, радиаторов (1 раз в неделю), стен (1 раз в месяц).
- Вынос мусора, смена пакета.
- Мытьё пола с моющими и дез. средствами.
- Кварцевание палаты (по мере необходимости и в отсутствии больных).
- Проветривание в течение 15 минут.
- Дезинфицирование, полоскание, сушка уборочного инвентаря. Хранится он в специально отведённом месте и должен быть промаркирован цветным кодом с указанием вида помещения и работ, которые им проводятся.
- Запись в журнале учета текущих уборок с указанием даты, времени, кол-ва и концентрации дез. раствора, имен работников, проводивших и контролировавших действие.
Дезинфекционные средства для текущей уборки больниц
Требования к дезсредствам для стационаров:
- высокая антимикробная активность и эффективность;
- безопасность для людей и поверхностей;
- хорошая растворимость в воде;
- длительный срок хранения растворов;
- многофункциональность;
- возможность работать с ними в присутствии людей.
Применяют галоидсодержащие (с хлором — Септолит ДХЦ), кислородсодержащие, гуанидинсодержащие (перспективны из-за своего длительного действия), катионные, фенолсодержащие (малоэффективны в отношении спор и вирусов), альдегидсодержащие (только в отсутствии людей, т.к. раздражают дыхательные пути).
Современные средства дезинфекции выпускает российская компания «Сателлит»:
- дез. средство «Септолит ДХЦ» на основе хлора для обработки поверхностей;
- «Септолит Тетра» концентрированное, с высокой антимикробной активностью и моющими свойствами;
- «Септолит Плюс»;
- «Септолит Лайт»;
- «Септолит Экспресс» на спиртовой основе для обработки кроватей, столов, предметов ухода за больными.
Для уборки также предназначены моющие средства «Проклин», которые выпускает компания.
Все эти продукты идеально подходят для разного вида уборок в ЛПУ.
Источник
Порядок генеральной уборки палат
Уборка в поликлиниках является неотъемлемой частью рабочего процесса. Требования к проводимой дезинфекции и асептике в больнице очень высокие. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, уборочные мероприятия в лечебном учреждении нужно проводить по определенным правилам и используя обеззараживающие растворы. В каждом медицинском кабинете предметы уборки должны быть индивидуальные. Генеральную уборку палат может осуществлять лишь специализированный персонал.
Какие бывают виды?
Существует ряд методов генеральной и текущей уборки применяемых в поликлиниках и стационарах. А именно:
- Физическая. Методом кипячения, ультрафиолетовым облучением, дезинфекция паром.
- Механическая. Уборка влажными тряпками, ежедневное и на регулярной основе мытье рук у медицинского персонала.
- Химическая. С помощью замачивания в обеззараживающем растворе и полного погружения необходимого предмета.
Существует и комбинированная. Может одновременно использоваться несколько способов или использование нескольких методов чередованием.
Уборка палат в больнице
Уборочные мероприятия обычно подразделяются на текущие (должна применяться 2 раза в день) и генеральные (уборщицы должны совершать ее единожды в месяц по составленному графику).
Текущая и генеральная уборка палат —это обязательное мероприятие в медучреждениях и больницах. Инвентарь, служащий для совершения уборки, необходимо пронумеровать. На нем следует указать вид помещения, где ведется уборка. Можно производить маркировку различными цветами.
Применение инвентаря должно осуществляться строго по видам назначения. Хранится инвентарь в отдельно выделенном блоке. На стене блока обязательно должна быть указана «расшифровка» цветовых обозначений инвентаря (при их наличии).
Персоналу, осуществляющему уборку, необходимо регулярно проводить инструктаж. Человек должен находиться в курсе всех дел и знать правила выполнения санитарных мероприятий, использовать их при уборке. В боксах уборщицы должны проводить уборку в специальном халате, шапочке и перчатках с прорезиненной поверхностью.
Осуществляя генеральную уборку палат в ЛПУ, требуется вымыть стены, всю имеющуюся мебель и освещения. Уборка заканчивается обработкой напольных плинтусов с мытьем полов. Оконные проемы нужно мыть не менее 2 раз за год. Мытье окон можно сочетать вместе с генеральной уборкой палат в лечебном учреждении.
Существует определенный алгоритм генеральной уборки палат:
- Цель. Генеральная или текущая уборка совершается в виде профилактических мероприятий в целях предупреждения инфекции.
- Определение. Необходимо для очистки грязи, пыли, которые могут содержать микроорганизмы, вызывающие заболевания.
- Область применения. Проводится средним и младшим медицинским персоналом. Уборщицы проходят обязательный тренинг перед осуществлением уборки. Контроль за проводимыми действиями должна проводить контролирующая служба.
- Используемое оборудование. Осуществляя генеральную уборку, нужно использовать халат, прорезиненные перчатки и головной убор. Тряпки, швабры и ведра обязательно нужно подписать.
Есть журнал или график ведения уборки. Требуется для фиксирования времени и даты проведения уборочных мероприятий, а также указания ответственного сотрудника.
Уборка коридора в больнице
Все поверхности нужно протирать при помощи тряпки, специально предназначенной для уборки коридора. Также нужно протирать дверные ручки и мебель. Пол моется с использованием хлорной извести, которая разводится водой в соответствии с инструкцией. Коридоры следует мыть 2 раза вдень. Генеральная уборка палат с мытьем окон и стен проводится 1 раз в месяц.
Составы для мытья
Весь полный список дезрастворов для уборки содержится в утвержденных нормах Санпина. Вот лишь некоторые из них:
Согласно прилагаемой к каждому средству инструкции, необходимо разводить в воде моющий препарат. Также концентрация раствора зависит от типа помещения, где будет производиться уборка. Работа с растворами должна осуществляться в специальной одежде. Обязательно избегать нанесения химических растворов на кожу и лицо.
В больницах и поликлиниках мытье в помещениях носит особый характер. При антисанитарии быстро развиваются вирусы и различные инфекции. Такой ситуации допускать категорически нельзя.
Работники лечебных учреждений, производящие текущую или генеральную уборку, должны иметь специальное образование. Работники обязаны ознакомится со спецификой деятельности организации. Большая часть используемых средств не продается в свободном доступе, их можно купить только в специализированных магазинах.
Уборка в больницах существенно отличается от домашней. Специалисты, работающие в учреждениях здравоохранения, имеют документ о знаниях в области санитарии.
Свидетельства выдаются после обучения. Также специалисты по правилам санитарии должны проходить регулярные курсы, повышающие квалификацию.
Требования СанПиН
Утверждены правила, которые осуществляют лечебную направленность. Наиболее распространенные:
- Весь медицинский инвентарь следует содержать в чистом виде.
- Текущую уборку палат нужно проводить не менее пары раз ежесуточно обеззараживающими средствами.
- Хранить дезинфицирующее средство нужно в упаковке производителя в специально отведенных местах.
- Для применяемых растворов нужно выделить отдельные емкости, которые должны иметь плотно закрывающиеся крышки. На емкость нужно нанести наклейки, на которых будет стоять соответствующая надпись с описанием раствора, датой приготовления.
- Работая с дезрастворами, соблюдают ТБ.
- Весь инвентарь следует промаркировать или закодировать при помощи цвета. Схема кодировки располагается в помещении, где находится инвентарь.
- Осуществляя проведение уборки, нужно обязательно составлять график и строго его придерживаться.
- В родильных залах, перевязочных комнатах, процедурных кабинетах дезинфекцию необходимо проводить при помощи антисептика еженедельно. В день совершения дезинфекции оперирование проводить запрещено.
- В целях обеззараживания воздуха при помощи антисептика необходимо использовать только разрешенные препараты.
Разрешено использовать бактериальные фильтры.
График уборки
Графики уборки необходимо составлять для осуществления контроля за проводимой текущей уборки палат. Периодичность проведения уборки необходимо фактически фиксировать в специальном графике.
В графиках нужно указывать время проведения уборки. Также указывается фамилия, имя, отчество работника, ответственного за уборку помещений.
Своей подписью работник закрепляет запись о проведенной уборке. Табель уборки – это официальный документ. Он включен в реестр делопроизводства каждого лечебного учреждения.
Уборка в лечебных учреждениях является обязательной процедурой. Медицинский персонал должен ответственной относится к проводимой работе, соблюдать установленный алгоритм действий. Ведь недаром говорится — «Чистота – залог здоровья».
Источник