Убеждение как способ педагогического воздействия
На основе изучения социально-психологической теории и педагогического опыта общения принято выделять два основных способа коммуникативного воздействия, т.е. влияния с помощью слова: убеждение и внушение.
Однако психологические механизмы убеждения и внушения неодинаковы. Каждый из способов воздействия педагога на учащихся с помощью слова имеет свою специфику.
Растущий человек взаимодействует с социальной средой, с природой. Результатом взаимодействия являются его убеждения, т.е. система знаний, взглядов и отношений, норм поведения, осознанная потребность личности, побуждающая его действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Под убеждением понимают также используемый в коммуникации метод воздействия на рациональную сторону психики людей при помощи логических формулировок, аргументов, доводов. Основу метода убеждения составляют отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче.
Убеждения бывают истинными и ложными. Истинные убеждения соответствуют реальной действительности и делают личность человека общественно ценной. Ложные убеждения ведут к неправильным, вредным для первичного коллектива, а далее и общества, поступкам. Ложные убеждения возникают как синтез отрицательных взглядов и отрицательного жизненного опыта своего и других.
К ложным убеждениям, присутствующим у некоторых учащихся, А.И. Кочетов относит следующие:
— учиться отлично – ненормально, учатся добросовестно лишь «зубрилы» и «зазнайки»;
— вести себя безукоризненно – значит, быть паинькой; нормальный ученик должен иметь замечания от учителя, иначе его не будут уважать;
— обманывать учителя – признак ума и находчивости;
— пренебрегать правилами поведения в школе, быть объектом постоянной критики учителей может только человек с сильным характером;
— трудиться с полной отдачей сил – ненужное усердие.
Перестройка ложных убеждений требует длительных усилий педагога. Ее следует осуществлять сразу по трем направлениям:
формирование в классном коллективе здорового общественного мнения,
создание социально ценного индивидуального жизненного опыта, мотивированное опровержение неправильных убеждений.
Ложные убеждения должны быть заменены истинными, подлинно нравственными представлениями, ценностями, установками. Для разрушения неправильных убеждений используются:
— столкновение ценностей в духовном мире подростка: хочется стать сильным, заниматься любимым видом спорта, но для этого надо выполнять режим дня, добросовестноучиться; можно записаться в мотокружок, но для этого не надо иметь двоек и т.д.;
— столкновение нравственных качеств педагога с неправильным поведением ученика: в ответ на грубость учитель проявляет сдержанность и вежливость, подчеркнутое уважение личного достоинства подростка;
— побуждение подростка сравнить себя с другими, интересными для него людьми, которые придерживаются противоположных взглядов;
— показ, куда в будущем могут привести неправильные взгляды и убеждения (на примерах);
— доведение до парадокса логики рассуждения подростка, его ложные убеждения;
— создание условий для самораскрытия, т.е. предоставление возможности высказать аргументы в защиту своих взглядов, а затем каждый аргумент опровергнуть;
— оказание подростку доверия, уважения, даже если он совершает неправильный поступок. («Чем я могу помочь тебе? Ведь вижу, что тебе плохо!»);
— открытую борьбу между неправильными убеждениями подростка и здоровым мнением коллектива, построенную на аргументированном опровержении каждого довода, поддерживающего неправильное убеждение.
Убеждения человека складываются из трех компонентов: знания – чувства – поведение. В убеждениях реализуется формула: понято – пережито – принято – сделано. Иными словами это означает: понимаю, переживаю, принял на себя, буду этим руководствоваться в своей деятельности и поведении.
Игнорирование хотя бы одного из компонентов убеждения имеет следствием низкую воспитательную результативность. Например, часто ученик знает, как надо себя вести в той или иной ситуации, но не понимает, не принимает необходимости такого поведения. В этом случае сформировались только знания. Человек может знать, как вести себя, и понимать, что именно так нужно вести себя, но не умеет заставить себя поступать правильно, т.е. у него не развита волевая сфера, не выработаны поведенческие акты.
Дата добавления: 2014-11-24 ; просмотров: 34 | Нарушение авторских прав
Источник
Убеждение как способ коммуникативного воздействия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:23, контрольная работа
Краткое описание
Среди разноо6разных источников воспитательного влияния на школьников особая роль принадлежит педагогу. Каким же арсеналом способов воздействия на сознание, чувства, деятельность и поведение воспитанников располагает педагог? Все ли начинающие учителя знают эти способы и понимают, как важно выработать у себя умение общаться с учащимися и влиять на них?
На основе изучения социально-психологический теории и педагогического опыта общения принято выделять два основных способа коммуникативного воздействия, т. е. влияния с помощью слова: убеждение и внушение.
Любое воздействие педагога направлено в конечном итоге на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств, действий воспитанников, т. е. призвано влиять на все стороны психики и поведения школьников. Однако психологические механизмы убеждения и внушения неодинаковы. Каждый из способов воздействия учителя на учащихся с помощью слова имеет свою специфику, которая будет предметом дальнейшего рассмотрения.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Убеждение как способ коммуникативного воздействия.doc
Убеждение как способ коммуникативного воздействия
Среди разноо6разных источников воспитательного влияния на школьников особая роль принадлежит педагогу. Каким же арсеналом способов воздействия на сознание, чувства, деятельность и поведение воспитанников располагает педагог? Все ли начинающие учителя знают эти способы и понимают, как важно выработать у себя умение общаться с учащимися и влиять на них?
На основе изучения социально-психологический теории и педагогического опыта общения принято выделять два основных способа коммуникативного воздействия, т. е. влияния с помощью слова: убеждение и внушение.
Любое воздействие педагога направлено в конечном итоге на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств, действий воспитанников, т. е. призвано влиять на все стороны психики и поведения школьников. Однако психологические механизмы убеждения и внушения неодинаковы. Каждый из способов воздействия учителя на учащихся с помощью слова имеет свою специфику, которая будет предметом дальнейшего рассмотрения.
В педагогической литературе принят термин «педагогическое воздействие». Не правда ли, он как будто программирует пассивную позицию воспитанника в процессе его общения с воспитателем? Но, если мы принимаем те новые задачи, которые ставит общество перед школой, и если мы хотим, чтобы сегодняшний школьник вырос человеком инициативным, творческим, мы должны подумать о том, как педагогическое воздействие перевести на другой, качественно более высокий уровень — педагогическое взаимодействие и как организовать это взаимодействие, чтобы ребенок действительно стал и объектом, и субъектом воспитания.
Растущий человек взаимодействует с социальной средой, с природой. Результатом взаимодействия являются его убеждения, т. е. система знаний, взглядов и отношений, норм поведения. Рассмотрим убеждение как результат педагогического взаимодействия.
Убеждения бывают истинными и ложными. Истинные убеждения соответствуют реальной действительности и делают личность человека общественно ценной. Защищая свои истинные убеждения, человек пойдет даже на смерть. Ложные убеждения ведут к неправильным, вредным для первичного коллектива, а далее и общества, поступкам. Ложные убеждения возникают как синтез отрицательных взглядов и отрицательного жизненного опыта своего и других.
Как часто нам приходится встречаться с ложными убеждениями школьников! Умеем ли мы их распознавать? К ложным убеждениям некоторой части школьников А. И. Кочетов относит следующие:
— учиться отлично — ненормально, учатся добросовестно лишь « зубрилы», «зазнайки»;
— вести себя безукоризненно — значит быть паинькой; нормальный школьник должен иметь замечания от учителя, иначе его не будут уважать;
— обманывать учителя — признак ума и находчивости;
— пренебрегать правилами поведения в школе, быть объектом постоянной критики учителей может только человек с сильным характером;
— трудиться с полной отдачей сил — ненужное усердие.
Подобные убеждения закрепляются, перерастая в иждивенческие позиции, познавательную и трудовую пассивность. К ложным убеждениям относятся и религиозные убеждения.
Перестройка ложных убеждений требует длительных усилий педагога. Ее следует осуществлять сразу по трем направлениям: формирование в классном коллективе здорового общественного мнения, создание специально ценного индивидуального жизненного опыта, мотивированное опровержение неправильных убеждений.
В первую очередь надо направить усилия на создание коллектива, на определение дальних, средних и ближних перспективных линий в его развитии. Опираясь на положительное в каждом воспитаннике, педагогу совместно с дружным классным коллективом будет легче приступить к ломке ложных убеждений. Среди приемов расшатывания ложных убеждений А. И. Кочетов выделяет следующие:
— побудить подростка сравнить себя с другими: поближе познакомить с интересным для него человеком, который руководствуется противоположными взглядами (например, ребенок не хочет учиться, а его знакомый много читает и знает, и при этом не выглядит ни «зубрилой», ни «зазнайкой»);
— показать, куда в будущем могут привести неправильные взгляды и убеждения (например, рассказать о человеке, который страдал теми же недостатками и погубил свою жизнь, потерял свободу, честь, совесть; он казался сильным, а жизнь доказала его слабость и ничтожность. Для этого можно использовать реальные жизненные примеры, а также примеры из литературы, кинофильмов и др.);
— довести до парадокса логику рассуждения подростка, отстаивающего ложные убеждения (например, что будет, если все ученики станут обманывать учителей, пренебрегать правилами поведения и пр.);
— создать воспитаннику условия для самораскрытия, т. е, предоставить возможность высказать свои аргументы в защиту своих взглядов, а затем каждый аргумент опровергнуть.
Требования к убеждению
Следует различать убеждение как систему знаний, взглядов и норм поведения и убеждение как способ их формирования. С помощью убеждения формируют новые взгляды, отношения или изменяют неправильные взгляды и отношения.
Формами убеждения могут быть диспуты, дискуссии, беседы, рассказ учителя, личный пример. Чтобы убеждение как метод взаимодействия было максимально действенным, оно должно удовлетворять целому ряду требований:
— содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности (в младшем школьном возрасте на примере сказок, былин, фантастических рассказов, дальше на примерах изучения реального мира, изучения духовного мира человека);
— убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитываемого; необходимо знать истинную жизненную позицию школьника;
— убеждения должны содержать как обобщенные положения (принципы и правила) , так и конкретные факты, примеры; в младшем школьном возрасте велика роль наглядно- образного материала;
— при убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам; это помогает парализовать возможные сомнения как в действительности самого факта, так и в истинности выдвигаемого общего положения, вывода:
— убеждая других, воспитатель должен глубоко верить в то, что он сообщает.
К условиям эффективности убеждающего взаимодействия относятся:
— обеспечение силы взаимодействия, которая определяется его содержанием и авторитетом убеждающего. Чем лучше ученик относится к учителю, тем лучше он принимает его убеждения;
— учет при построении убеждения особенностей психического склада убеждаемого. Для этого педагогу надо знать тип нервной системы воспитанника, представлять зону его ближайшего развития в обучении и воспита нии. Например, ребенок имеет сильный неуравновешенный тип нервной системы. У него преобладает процесс возбуждения над процессом торможения. Воспитателю следует построить убеждение таким образом, чтобы оно не вызывало дополнительных эмоций, не способствовало бы усилению силы возбуждения;
— учет интеллектуально- эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия. Например, ребенок чрезмерно возбужден, у него сейчас доминируют негативные эмоции. Педагог, не учитывая этого, начинает убеждать ученика в неправильности его поведении. Нетрудно догадаться, что этот педагогический акт обречен на неудачу.
Метод убеждения будет действенным только при условии единства в нем мысли, чувства и волевого стимулирования. В его применении целесообразн о следовать структуре убеждения: знания – чувства (эмоции) — поведение. Первые два компонента невозможно (и не нужно) отделять друг от друга. Обращаясь к рациональному в ученике, вооружая его знаниями, учитель продумывает, как придать передаваемым знаниям большую силу эмоционального воздействия.
Большое значение имеет аргументированность, доказательность выдвигаемых положений, взволнованность педагога, его убежденность в правильности своих слов, готовность защищать свои взгляды. Это выражается в словах ярких, вдохновляющих, захватывающих воображение детей, волнующих их, запоминающихся надолго.
Необходимо обеспечить активное взаимодействие убеждающего и убеждаемых. При использовании метода убеждения для перевоспитания важно знать и учитывать интере сы ребенка, увидеть в нем хорошее. И если начать перевоспитание с опоры на положительное, то можно рассчитывать на доверие воспитанника.
Но и вербальное мероприятие может быть подготовлено и проведено так, что оно будет иметь большой убеждающий потенциал. Например, в можно провести сбор на тему «Сколько стоит бесплатно?». Учитель организует поиск для сбора информации об общественных фондах потребления, о правах, свободах и обязанностях граждан. Объектами поиска могут быть квартира школьника, детский сад, трудовой коллектив, школа. Учитель разрабатывает индивидуальные или групповые карточки-задания, помогает детям подобрать статистический материал.
Другой пример — деловая игра «Экономика вокруг нас». Ее цель — углубление знаний детей об экономической политике нашей страны, воспитание бережного отношения к собственности, формирование активной жизненной позиции. В игре участвуют 3-4 группы ребят одного возраста. Каждая группа получает свой путевой лист с указанием названий и станций, к которым прибывают играющие. Первая станция — «Наш район». Пионеры должны изучить экономику своего района, получить информацию о профессиях и специальностях, необходимых району. Этап второй станции — «Рачительные хозяева» — предполагает изготовление наглядных пособий, ремонт школьной мебели, приучает ребят с микрокалькулятором в руках подойти к экономике школы (рациональное использование электроэнергии, воды, отношение к хлебу, школьным учебникам, оборудованию). Третья и четвертая станция — «Школа — твой дом» и «Книжкина больница». На «3аключительной станции» (сбор) ребята докладывают о проделанной работе, демонстрируют поделки, восстановленные книги, оборудование, приборы. К сбору подготовлены стенгазета, кино(диа)фильм «Рачительные хозяева».
1. Зязюн И. А. Основы педагагического мастерства.- Т.: Просвещение, 1989.
2. Педагогик махорат ва педагогик технологиялар. Маърузалар матни/ А. Х. Косимов, Ф. А. Холикова. — Т.: ТАТУ, 2004.
3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. — М.: Владос, 2003.
Источник