Первобытные собиратели и охотники — Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)
Задание №2. Впишите недостающие слова
Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад.
Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги.
Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда.
Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий.
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота
Задание №3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле»
1.Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей
2.Закрасьте предполагаемую область прародины человека
3.Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков
Задание №4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени
Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль
Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять — главное отличие человека от животных
Задание №5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя
Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?
Охотники подстерегали медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить медведя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя, чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах
Задание №6. Впишите недостающие слова
Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным.
Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и стрел с наконечниками с загнутыми зубьями
Задание №7. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов
1. Вот начало рассказа
«Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов. «
Предположите куда и зачем?
Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки — естественные или вырытые самими охотниками ямы
Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты
Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников
2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?
Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду
Задание №8. Ответьте на вопросы
1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу
2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?
Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими
3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?
В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать
Задание №9. Выполните задание и ответьте на вопросы
Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?
1. Копье. Оно предназначено для охоты на зверя
2. Гарпун. Необходим для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна
Задание №10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд»
Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?
Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире
Задание №11. Найдите ошибки.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли
Задание №12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели»
Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей
По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке. 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу
1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?
Письмена на стенах пещер, раскопки
2. Как вы думаете, можно ли сравнивать первобытное и современное искусство? Свой ответ аргументируйте
Нет, потому что с развитием цивизизации было накоплено множество знаний как нужно правильно рисовать
3*. Узнайте, на территории каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет)
На территории Южной Африки и Южной Азии от 5 миллионов до 400 тысяч лет назад
Источник
ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 3 Появление людей на Земле
Стр. 12. Ключевые вопросы
№ 1. Где и когда появился древнейший человек? Как он изменялся на протяжении тысячелетий?
Древнейший предок человека появился в Африке около 4 миллионов лет назад. Его останки были обнаружены в Южной Африке в 1924 году, позже они были найдены также в Восточной и Центральной Африке. Древнейших людей называли австралопитеками — «южными обезьянами». Это были существа ростом около метра, передвигавшиеся на двух ногах. Их мозг был невелик по объёму, они не умели говорить. Австралопитеки жили 2–4 миллиона лет назад.
В 1960 году в ущелье Олдувай на востоке Африки археолог Луис Лики обнаружил останки древнейшего человека, появившегося около 2–2,5 миллиона лет тому назад. Он научился делать простейшие орудия труда, заостряя края камней, поэтому получил название человек умелый.
Около 1,9 миллиона лет назад возник следующий вид древнейших людей — человек прямоходящий. Он был выше ростом, чем человек умелый, имел больший мозг, а самое главное — он изготовлял и совершенствовал различные орудия труда. Благодаря этому умению человек выделился из мира животных. Человек прямоходящий кроме Восточной Африки, обитал также на территории современных Кавказа, Индии, Индонезии, Китая и Вьетнама.
Около 200–250 тысяч лет назад в Африке сформировался более развитый вид человека — неандерталец.
Неандертальцы обитали также в Европе, в Центральной и Северной Азии, в том числе на Алтае, на обширной территории от восточной части Средиземного моря до Инда. Неандерталец получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У неандертальцев было мощное тело, сильно развитые надбровные дуги, выдвинутые вперёд челюсти. Неандертальцы являлись искусными охотниками, умели строить жилища и шить одежду из звериных шкур.
Приблизительно 200 тысяч лет назад в Восточной Африке появился человек разумный. Его также называют кроманьонцем (по месту находки скелетов этих людей — пещеры Кро-Маньон во Франции). Кроманьонцы имели развитые руки, высокий лоб, членораздельную речь. Строением тела и обликом кроманьонец практически не отличался от современного человека. Расселившись в Европе около 40 тысяч лет назад, кроманьонцы постепенно вытеснили неандертальцев.
Стр. 14. Вопрос в рубрике «Работа с источником»
Первые орудия труда
По каким признакам можно определить, что это орудия труда?
Первыми орудиями труда были палки-копалки, дубины и ручные рубила. О том, что это орудия труда, говорят удобная форма и размер, а также специальная обработка. Люди подбирали подходящий камень, заостряли его край, ударяя по нему другим камнем и откалывая кусочки. Заострённые камни стали первыми орудиями человека — ручными рубилами. С помощью рубила можно было растирать и размельчать растительную пищу, очищать кору, раздроблять орехи, изготавливать другие орудия труда — палки-копалки, дубины и копья
Стр. 17. Итоговые вопросы
№ 1. Нарисуйте линию времени и укажите на ней, когда, по мнению учёных, появились следующие виды первобытных людей: 1) человек умелый; 2) человек прямоходящий; 3) человек разумный.
(1) 2-2,5 млн. (2) 1,9 млн. (3) 200 тысяч
лет назад лет назад лет назад
№ 2. Используя иллюстрации учебника, расскажите о первых орудиях труда древнейших людей. Объясните, для чего они применялись
Люди научились создавать орудия, которые делали их сильнее и помогали выживать. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край, ударяя по нему другим камнем и откалывая кусочки. Заострённые камни стали первыми орудиями человека — рубилами. С помощью рубила растирали и размельчали растительную пищу, очищали кору, кололи орехи, изготавливали другие орудия труда. Палки-копалки использовались для собирательства, с их помощью выкапывали разные коренья. Копья и дубины применялись для охоты и для защиты от диких животных.
№ 3. Какое значение для древнейших людей имело овладение огнём? Как люди добывали и сохраняли огонь?
Древнейшие люди боялись огня, но со временем они научились им пользоваться. Овладение огнем имело большое значение для развития человечества. Огонь давал тепло и свет, отпугивал хищников. Приготовленная на костре пища была вкуснее, чем сырая и лучше усваивалась. В костре обжигали и заостряли наконечники деревянных копий. Овладение огнём не только объединяло людей, но и совершенствовало их мышление. Людям необходимо было знать, что можно использовать в качестве топлива, сколько дров положить в костёр. Огонь люди освоили более 1 миллиона лет назад. Вначале люди только использовали огонь, полученный в природе, например во время лесного пожара, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и ночью. Уходя на новое место, люди забирали с собой огонь. Позже люди научились добывать огонь трением или высеканием.
№ 4. Обсудите следующие вопросы. Кто такие кроманьонцы? Почему их считают прямыми предками современного человека?
Приблизительно 200 тысяч лет назад в Восточной Африке появился ещё более совершенный по сравнению с неандертальцами вид людей, который учёные назвали человек разумный (Homo sapiens). Его также называют кроманьонцем (по месту находки скелетов этих людей — пещеры Кро-Маньон во Франции). Кроманьонцы имели развитые руки, высокий лоб, членораздельную речь. Строением тела и обликом кроманьонец практически не отличался от современного человека, поэтому он считается нашим прямым предком. Расселившись в Европе около 40 тысяч лет назад, кроманьонцы постепенно вытеснили неандертальцев.
№ 5. Составьте рассказ об одном дне жизни древнейшего человека. Используйте информацию из текста и иллюстрации учебника.
Добрый день! Я – мальчик из одного первобытного племени. Я хочу рассказать вам об одном дне из жизни нашего племени. Каждый день у нас похож на предыдущий. С восходом солнца все просыпаются и начинают заниматься важными делами. Женщины и дети отправляются искать пищу с помощью палок-копалок. Они выкапывают из-под земли съедобные коренья, из которых потом на огне приготовят пищу. Огонь – это самое важное, что есть у нашего племени. Раньше мы не могли его добывать, но теперь можем высекать его, ударяя камнем о камень. Взрослые мужчины отправились на охоту. Их не было целый день. Они вернулись домой вечером, никого не поймав. Охота не всегда бывает удачной. Вечером, сидя у костра, члены племени ужинали запеченными на огне фруктами и кореньями, ведь приготовленная на огне пища вкуснее. Члены племени, посовещавшись, решили попробовать для более удачной охоты лук и стрелы, которые недавно изобрели. С наступлением ночи все укрылись в пещере на ночлег.
Источник