Тьютерство в образовании.
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней – это педагог-тьютор и его подопечный».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ТЬЮТОРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Понятия «тьюторство» , «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. «Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII – XIV веков. В качестве же особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах Великобритании: сначала в Оксфорде, чуть позже в Кембридже».
«…цели передачи и воспроизводства знаний принципиально иные, спешить и торопиться было абсурдно – путь к познанию изначально представлялся уникальным, и движение в нем индивидуально по способу и скорости для каждого обучающегося ».
«А учебная программа, одним из «строительных блоков», своеобразной «вершиной айсберга» которой является индивидуальный учебный план , мыслится как вспомогательное средство в освоении знаний. Формальное «прохождение» программы в целом не влияет на реальное продвижение учащегося в интеллектуальном пространстве». «Средневековые университеты предъявляли требования на заключительном этапе – при сдаче экзаменов и присуждении квалификационных характеристик.
Следовательно, то, как, каким образом, в какое время, с какой продолжительностью и в каких группах происходит освоение знаний, регулировал сам обучающийся в соответствии с собственными запросами , склонностями, предыдущим опытом, планируемой в будущем профессиональной деятельностью ».
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция , которая связана со специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней – это педагог-тьютор и его подопечный ».
КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?
Тьютор – ”tutor” в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».
«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».
«… педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».
Тьютор — педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика» )
ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?
Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.
ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?
Сопровождать — значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).
Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.
Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.
В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую « образовательную пробу », результаты которой и будут предметом совместного анализа.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА
ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА?
В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации , что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.
Индивидуальный подход : работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)
Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)
Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора –создание индивидуальной образовательной программы , которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.
Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.
А отсюда, разные задачи и функции:
Учитель , приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели , а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.
Педагог — психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.
Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.
О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ,
КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?
Говоря о технологиях тьюторского сопровождения мы, прежде всего, говорим о тех технологиях, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования ( технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д .).
Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии ( вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.
Кроме этого, большим подспорьем педагога-тьютора могут стать технологии:
«Горизонты» (создание условий для формирования обучающимся образа будущего, организация целеполагания в образовании, проявление имеющихся сильных сторон и точек роста в достижении цели);
«Зеркала» (создание условий для рефлексивно-аналитической деятельности, формы организации образовательного процесса, открытые формы организации мониторинга, методы аутентичного оценивания);
«Бумеранг» (методики соотнесения целей и результатов, открытые формы мониторинга текущих результатов);
«Вызовы» (действия в ситуации неопределенности, создание ситуации преодоления, проектирование зоны ближайшего развития)
«Рефлексия» (анализ способов построения реализации и оценки индивидуальной образовательной программы, проектирование перспектив)
Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами , то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума»
Источник
Роль тьюторства в современной системе образования
статья
Размышления на тему роль тьюторства в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tyutor.docx | 13.85 КБ |
Предварительный просмотр:
На мой взгляд направление и внедрение тьюторства как системы перспективное направление, которое можно успешно и продуктивно развивать. Ведь уже существует и активно работает ассоциация тьюторства, Московский государственный педагогический университет выпускает бакалавров и магистров в этом направлении.
На данный момент наметилась тенденция в современной системе образования к росту числа детей с особыми потребностями и дело не только в детях с ОВЗ, но и в детях которые физически и психически здоровы, в силу своих особенностей не достаточно социализированы и адаптированы к школьному режиму и зачастую не успевают за ритмом учителя в классе, за ритмом жизни сверстников. Конечно, не стоит говорит, что такое явление носит массовый характер, но современность вносит свои коррективы и в систему школьного образования.
Безусловно индивидуальный подход даёт совсем другой процент качества успеваемости и обученности детей. При классно-урочной системе для индивидуальной работы с обучающимися создаются факультативы, занятия внеурочной деятельности, элективные курсы и тд. Но в последнее время система тьюторства начала занимать лидирующие позиции и вышла из тени, в зарубежных странах этот опыт внедряется не одно десятилетие и конечно опыт накоплен очень большой. Для российской школы такая система может выступить интересным объектом исследования и изучения, а также может подтолкнуть на создание методической среды как в рамках одной школы так и для дальнейшего обмена опытом.
Тьюторство решает ряд задач таких как: помощь реализации потенциала обучающихся, решение и проработка конкретных западающих тем, обеспечение непрерывного образования, отклик на конкретный образовательный запрос.
И позволяет использовать различные методы обучения: проблемный диалог, обсуждение, самоанализ, дискуссия, образовательное путешествие, индивидуальная образовательная карта.
Тьютор это не учитель это скорее посредник, проводник между учителем и обучающихся. Причём тьютор может играть разные роли в школе: тьютор воспитатель тьютор учитель, тьютор организатор.
Нельзя не отметить и отрицательные стороны или проблемы тьюторства в российской системе образования. К ним относят непонимание со стороны ряда учителей роль тьютора в школе, временные затраты на проработку индивидуального маршрута, на начальном этапе малый охват обучающихся. Отсутствует социальная мобильность всех участников образовательного процесса.
Закрепление за ребенком педагога-тьютора не означает, что он ежеминутно опекает ученика. Наоборот, он стремится поддерживать в нем самостоятельность. Это не школьный учитель (его задачей не является преподавание) и не психолог, задача которого состоит в том, чтобы скорректировать психическое развитие и создать нужную атмосферу для ученика.
При этом не стоит забывать, что тьютор должен взаимодействовать с учителями и другими специалистами (психологом, логопедом) и родителями, чтобы добиться нужного результата .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования
Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до.
Итоговая проектная работа по инвариантному блоку «Модернизация современной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Проект к вариативному блоку.
Место системы специального (коррекционного) образования в современной системе образования
Доклад по самообразованию.
Роль школьного учебника в системе образования
Роль школьного учебника в системе образования.
Роль руководителя ученических исследований в условиях современной системы образования
Никогда нельзя знать наверняка, что предназначено тому или иному человеку, и в многообразии выборов каждый из нас может запутаться и «встать на месте». Особенно, этому подвержены дети, так как их пред.
Роль дополнительного образования в современной системе образования
Lополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет обучающимся широкие возможности для полу.
Дополнительное образование детей в современной системе образования
Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в ра.
Источник
Тьюторство как особая педагогическая позиция в современном образовании общества
М.В. Баракова, преподаватель
ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»
Тьюторство как особая педагогическая позиция в современном образовании общества
Сегодня в разных странах мира, да и у нас в России считается престижным получить образование в старейших университетах Великобритании и у всех на устах Оксфорд и Кембридж.
Интерес представляет особая педагогическая позиция, которая характерна для этих старейших университетов, начиная с XII века вплоть до настоящего времени. Это оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы под названием – тьюторство.
Слово «тьютор» в переводе с английского означает педагог- наставник.
Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом. Причем, «надзор» больше понимается как защитник и покровитель.
Вернемся к средневековой истории. В это время в Европе возникло мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Знания становились необходимым условием жизни и развития общества. Людей сознательно стремившихся познать науки было довольно много, и они устремились в города-университеты, где уже к XIV веку вполне сформировалась тьюторская система образования.
Тьюторство предполагает свободную образовательную деятельность, как для преподавателя, так и для обучающегося, т.е. нет обязательных программ, стандартов и сроков обучения. Каждый магистр читал то, что представляло предмет его интереса, а каждый студент сам выбирал, кого и когда ему слушать и у кого учится. Студенты могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Однако, университет предъявлял свои строгие требования на экзаменах, поэтому студент должен быль самостоятельно определить правильный путь, которым он постигнет необходимые знания. В этом, безусловно, ему помогал тьютор.
Тьютор помогает составить индивидуальный план учебной работы, советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше посещать. Тьютор обязан заботиться, чтобы студент занимался в полную силу и был готов к университетским экзаменам.
Попробуем сравнить тьютора и учителя:
Тьютор – это тот, кто проектирует и организует условия для реализации индивидуальной образовательной траектории студента.
Выделяют следующие функции, которые тьютор должен исполнять:
В своей работе тьютор активно использует технологии педагогической психологии. Наряду с этим, в России разработаны новые технологии тьюторства:
«Горизонты» (создание условий для формирования обучающимся образа будущего, организация целеполагания в образовании, проявление имеющихся сильных сторон и точек роста в достижении цели);
«Зеркала» (создание условий для рефлексивно-аналитической деятельности, формы организации образовательного процесса, открытые формы организации мониторинга, методы аутентичного оценивания);
«Бумеранг» (методика соотнесения целей и результатов, открытые формы мониторинга текущих результатов);
«Вызовы» (действия в ситуации неопределенности, создание ситуации преодоления, проектирование зоны ближайшего развития);
«Рефлексия» (анализ способов построения реализации и оценки индивидуальной образовательной программы, проектирование перспектив).
Тьюторство востребовано в сфере образования, где понимание требует персональных, личных усилий личности обучающегося.
Тьюторство возникает там, где появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ.
Ценность и способность к самообразованию – обязательное и необходимое условие успешной жизнедеятельности в современном обществе.
Одна из проблем общего и профессионального образования, порожденная самим принципом обучения – это проблема мотивации к образованию, которая, по нашему мнению, во многом может решатся за счет введения некоторых элементов тьюторской практики.
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей и способностей восприятия студента.
Для тьюторства в современной системе образования Великобритании характерны:
высокая мотивация студента к образованию;
достаточно высокий уровень свободы как для обучающегося, так и для преподавателя;
компетентностный подход в обучении;
полная индивидуализация обучения;
практикообразующая идея образования.
Современному государственному стандарту профессионального образования России, в целом, не противоречат характеристики тьюторства.
Во-первых, в своей педагогической деятельности мы хотели бы опираться на высокую мотивацию обучающегося, чтобы иметь возможность дать студенту достаточный уровень свободы в овладении знаниями. С другой стороны, уже сегодня достойные преподаватели, думается, сумели бы с умом и пользой для общего дела воспользоваться свободой в педагогической деятельности.
Во-вторых, Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения базируется на компетентностном подходе, имеет практикоориентирующую направленность, а также ему характерны индивидуальные подходы обучения.
В-третьих, в настоящее время, думается, не лишним было бы задействовать к работе со студентами очной формы обучения не только кураторов как основных наставников, но и профессиональных тьюторов, тем более, что выполнение выпускных дипломных работ и проектов стало общеохватывающей формой итоговой аттестации.
В-четвертых, тьюторское сопровождение, возможно, станет необходимым для студентов, которые по уважительной причине много пропустили и теперь не в силах самостоятельно догнать остальных. Такие студенты обычно уходят в академический отпуск или еще хуже – бросают учебу. Жаль, ведь многие из них способные и вполне могли бы решить проблемы при помощи тьюторов.
В-пятых, из своего педагогического опыта я не раз сталкивалась со студентами, которые отличаются от других: быстро и правильно все понимают и выполняют. Они обычно обладают способностью быстро запоминать, отличаются аналитическим складом ума и логическим мышлением. Обычно им довольно скучно на классном уроке, тему они уже поняли, задания выполнили и свои «пятерки» уже получили. Их не спрашивают, так как уделя
Источник