Творчество как условие развития личности.
Творчество – условие развития личности, так как в процессе творчества осуществляются функции самореализации, самоактуализации, саморазвития.
Самоактуализация – осознание человек важности его способностей, того, чем он наделён.
· Творчество как способ и условие активности личности
Проблема личности и творчества привлекала внимание мыслителей, начиная с глубокой древности. В философских учениях Китая, Японии, Индии отмечалась роль бессознательного, способность к идентификации с изучаемым предметом.
Творчество является сущностной характеристикой человека, условием развития личности и культуры, фундаментальной основой человеческой жизни. Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания. Л.П. Гримак, А.Г. Спиркин, Х.Е. Трик и определяют творчество через результат деятельности, акцентируя внимание на творческом продукте.
· Личность самоосуществляется только в творчестве через реализацию своих сущностных сил, развивая, преобразуя, таким образом, себя, общество, что предполагает активность личности. Творчество всегда осознанно и целенаправленно, ибо его субъект — человек — начинается как личность с осознания окружающего мира, его оценки и определения своего отношения к этому миру, с осознания потребности в самореализации и саморазвитии.
· Процесс самореализации личности осуществляется, как известно, в единстве условий и ее внутренних особенностей, возможностей. Условия — это внешние по отношению к человеку факторы, не зависящие или почти не зависящие от него в определенный конкретный момент, хотя личность начинает играть определенную роль на изменение реальных условий.
Деятельность — основная форма бытия человека, но не всякая деятельность способствует актуализации сущностных качеств личности. Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире, стремление изменить его, творить мир и выражать тем самым свою сущность. Чем больше у человека возможностей изменять вещи и орудия, реализовать, таким образом, свои сущностные, то есть творческие задатки, тем в большей мере он может выразить себя, познать и самосовершенствоваться, а творчество в данном контексте — наиболее адекватный способ проявления активности и самовыражения личности.
Следовательно, только творческая деятельность обеспечивает самореализацию личности, а степень реализации ее сущностных свойств зависит от уровня активности личности.
* Творчество долгое время понимали как создание нового продукта. Однако в трактовку творчества не укладывались многие известные его феномены такие как «проблематизация собственного мира» (Г.С.Батищев), борьба, полет в бесконечность» ( Н.А.Бердяев), «неадаптивность» (А.Г.Асмолов), «выход за границы, преодоление» (Абаньяло), «бунт» (Ж-П Сартр).
Д.Б.Богоявленская впервые предложила понимание творчества как выход за рамки требуемого. Однако теперь понятие творчества практически совпало с понятием «неадаптивная активность» (В.А. Петровский). В любом самостоятельном человеческом поступке можно обнаружить хоть какие-то крупицы творчества, а наряду с ними проявления нетворчества. Творческие моменты – это оригинальные действия, привносящие нечто новое, продуктивное в реальность. Нетворческие элементы включают репродуктивное – повторяющиеся, устойчивые операции, направленные на сохранение и воссоздание прошлого опыта, и рутину – закрепление устаревших стереотипов, косное повторение того, что связано с шаблонным мышлением, формализмом и приводит к подделкам и имитациям.
* Творчество характеризует собой личностный уровень активности, тогда как окружающая среда только опосредует его.
Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое.
С. Степанов считает, что творчество– психический процесс создания новых ценностей, как продолжение и замена детской игры. Деятельность всегда направлена на результат материальный или духовный. Творчество, являясь, по своей сути культурно – историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
* Творчество имеет индивидуальный характер проявления целенаправленной деятельности, где ключевую роль играет активность личности, так называемый Бердяевым «свободным духом». Активность, как поиск смысла человеческого бытия. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни. Активность личности – инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя. Активность личности зависит от мотивов ее поведения, мировоззрения, ценностных ориентаций, характера и темперамента.
* В основе творчества лежит с одной стороны неприспособленность, из которой возникает потребности, желания, а с другой стремление изменить окружающую среду. Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, дает материал для его работы. Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности.
* Деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности.
Проблемы творчества тесно связаны с проблемами основ психологии субъекта. Выдающимся отечественным психологом А.В.Брушлинским представлена оригинальная точка зрения на человека – как субъекта – творца собственного становления. Соответственно, субъект определяется как человек на высшем для него уровне деятельности, общения, целостности, автономности, как человек, обладающий свободой выбора и принимающий решения о поступках на основе нравственного сознания. Показано, что человек не рождается субъектом, а становится им в процессе формирования психики.
Личность — прежде всего, качественно своеобразная духовная энергия и духовная активность – центр творческой энергии. Дух есть целостный творческий акт человека. Дух есть творчество, дух творит новое бытие. Творческая активность, творческая свобода субъекта первична. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит.
«Свободная личность самостоятельна и активна» утверждает Н. Бердяев. Свобода личности выражается в принятии определенной мировоззренческой позиции следовании ей. Человек, отстаивающий принятую им идеологию, следующий в своем поведении ей — есть социально активная личность.
Фундаментальное изучение творческой активности в последние десятилетия проходят в русле педагогической психологии и психофизиологии. В педагогической психологии проблема творческой активности рассматривалась в связи с разработкой проблем усвоения знаний. Творческая активность отождествляется с самой деятельностью, ее успешностью.
Существуют две тенденции в понимании творческой активности. В одном случае интеллектуальная активность трактуется как синоним любой умственной деятельности вообще. Другая точка зрения, что активность — это «мера взаимодействия субъекта с объектом».
· Интеллектуальная активность– чисто личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов.
Можно выделить два уровня действия личности:
1) действия личности на уровне социального индивида, когда деятельность обусловлена поставленной целью и желаемым результатом;
2) действия творческой личности, когда результат всегда шире поставленной цели.
Некоторые важные моменты для формирования творческой активности личности:
1. проявление творческих способностей в человеке личностно опосредованно, т.е. его психолого-педагогическая «история» развития является своеобразным ключом, открывающим проявление творческой активности, охватывающим все аспекты имеющихся знаний, умений и сложившегося жизненного опыта, т.е. личность проявляет себя в творческой деятельности. Этим определяется взаимосвязь и взаимозависимость особенностей личности и творческих процессов;
2. важнейшим компонентом творческого процесса является интеллектуальная активность человека, проявляющаяся в творческой инициативе. Естественно, что уровень творческой активности связан с личностными особенностями человека, и зачастую характер протекания психических процессов в человеке предопределяет и уровень проявления активности.
Источник
творчество как способ реализации личности
статья по технологии на тему
творчество – это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта. В самом понятии «индивидуальность» заключено несколько смыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество как способ реализации личности
«Наиболее значимые для человека задачи — это стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия), уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать лучшим из того, чем ты способен стать, необходимо мужество. Надо осмелиться полностью отдаться чему-либо, погрузиться во что-то без остатка, преодолев позерство и желание защиты и свою застенчивость, переживать свои порывы без самокритики. Сделав окончательный выбор, принимать решения и брать на себя ответственность. Прислушиваться к самому себе (а не только к папе, маме, учителю и авторитету). Дать возможность проявиться своей индивидуальности, то есть реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент» .
Именно в творчестве человек может раскрыть свой потенциал наиболее полно. Не могу согласиться с убеждением В.Н. Дружинина, не считающего творчество деятельностью, так как оно спонтанно, не имеет цели . Хотя его можно понять, когда встречаешь на страницах учебных пособий такие понятия как «творчество репродуктивное» . Репродуктивного творчества не бывает! В.Н. Дружинин, по всей вероятности, хочет разделить творческую деятельность (вычленить) на собственно творчество и деятельность, но творчество всегда репрезентативно, то есть имеет определенную форму (теория, художественное произведение, картина и т.п.) для предъявления, что невозможно без деятельности.
Творчество – это деятельность, направленная на выявление индивидуальности творца. Целью творчества является предъявление самости. Мотивация творчества – стремление к самоактуализации .Безусловно , права Е.Л. Яковлева: «Принято считать, что творчество проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного – например, решение задачи), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Мы же считаем, что творчество – это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта. В самом понятии «индивидуальность» заключено несколько смыслов. Во-первых, индивидуальность указывает на факт существования индивида; индивидуальность – это некоторая живая целостность. Именно так она понимается в биологических науках. Во-вторых, понятие индивидуальности указывает на то, что один индивид не похож на другой; эти различия между индивидами изучаются в психологии как индивидуальные.
В-третьих, понятие индивидуальности указывает на то, что каждый человек уникален и неповторим.
Таким образом, индивидуальность уникальна и неповторима, ее осознание человеком и предъявление другим людям уже является творческим актом» .
Уникальные произведения искусства, изобретения, научные теории, прогрессивная эволюция, общественное благоденствие – позитивное творчество. Революции, войны, всякого рода антиискусства – примеры негативного, бесконтрольного или контролируемого действа, разрушения, антиподы творчества.
Есть мнение, что творчество не терпит схем, алгоритмов, инструкций, поскольку в процессе творчества устанавливаются новые, необычные, нестандартные причинно-следственные связи и принимаются решения. Различного рода алгоритмы и инструкции помогают эффективно выполнять работу, задание, но действия по самому эффективному алгоритму не есть творчество. Компьютер может выполнять работу очень эффективно, но это не творчество. Однако очевидно, что законы, алгоритмы, схемы, технологические цепочки есть основы ремесла, только постигнув которые, доведя их применение до автоматизма и возможны истинные творческие прорывы на высоком профессиональном уровне. В противном случае нас ожидает печальная участь уничтожения цивилизацией породившую ее культуру.
Творчество бессознательно, неподконтрольно воле и разуму, иррационально, но парадокс заключается в том, что чем более мы рациональны, чем более свободны в ремесле, тем легче нам даются творческие полеты, тем более они захватывающи.
Согласно О.И. Нагель творчество = творческие способности + творческая активность .
Удивительно, но до сих пор нет общепризнанной теории творчества. Лучшая, из известных мне посвященных проблемам творчества книг, книга В.Н. Дружинина «Психология общих способностей» изобилует противоречиями и спорными постулатами. В замечательном учебном пособии В. Кузина «Психология живописи» отсутствуют какие-либо сведения о творчестве как психическом процессе, профессия художника представлена автором как художественная деятельность на базе усвоенных знаний, умений, навыков). Учебное пособие В.И Петрушина «Психология и педагогика художественного творчества» является попыткой собрать под один корешок различные сведения о творчестве. Получилось собрание разнообразных, противоречивых взглядов на творчество). Заглянув в словари и энциклопедии, обнаружим, что определение творчества практически полностью совпадает с определением труда.
Существует мнение, что креативность присуща изначально всем детям, но после наступления стадии зрелости, после 20-25 лет, и лишь 2,5 % человеческой популяции составляют личности, являющиеся отклонением от нормы, которые сохраняют креативность .
Стадии творческого процесса
Важным мне представляется положение многих авторов, занимавшихся проблемой творчества, о стадийности творческого процесса
Стадии творческого процесса:
Интуитивная стадия обнаружения проблемы, необходимости решения задачи, возникновение замысла, гипотезы, идеи, появление чувства, вдохновения. Это невербальная стадия. На этой стадии большая роль принадлежит воображению, образ возникает без обращения к языку.
Логическая, инкубационная, стадия созревания. Выстраиваются план, схема, происходят рассуждения и обобщения. Часто на подсознательном уровне, бесконтрольно.
Инсайд – стадия внезапного открытия, прозрения, интуитивная.
Фактическое исполнение творческого замысла. На этой стадии важны умения и навыки, знание ремесла.
Лично у меня вначале возникает ощущение, что надо что-то сделать, затем оно либо
уходит куда-то, как бы забывается, а потом, иногда спустя месяцы, вдруг всплывает в виде последовательных шагов, ведущих к решению или готового образа, требующего воплощения;
немедленно вызывает действие, например, записывать текст, возникающий как бы ниоткуда, который остается только отшлифовать.
В настоящее время много пишется о ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Ее автор Г.С. Альтшуллер составил алгоритм творчества, последовательность действий, позволяющих довольно эффективно имитировать творческий процесс .Творческий интуитивный, невербальный процесс сведен к логической цепочке, основанной на вербальном интеллекте.
Мотивация к творчеству
Не могу согласиться с утверждением В.Н. Дружинина, что творчество амотивно Творческим людям присуща мотивация самоактуализации, поэтому неодобрение общества не снижает голода творчества. Б. Ерофеев и другие писатели эпохи застоя уходили в истопники, дворники, сторожа, в андеграунд, продолжая писать, рисовать, творить… Другое дело, что общество калечило творца, ну уж это его, творца, выбор.
Анализ состояния современного школьного образования, представленный В.В. Давыдовым, свидетельствует о том, что активность школьников часто входит в противоречие со школьной программой и учебными нормативами, а урок не ставит своей целью творческое развитие учащихся: «С первых дней пребывания в школе дети попадают… в жёсткую систему образования, в которой доминирует обучение, направленное на передачу школьникам «знаний» и культивирование у них репродуктивного мышления. Художественное, нравственное… воспитание ущемлены … по сравнению с преподаванием «научных» дисциплин. Школьников нередко «заставляют» учиться без их собственного желания. Они большей частью объекты учебно-дисциплинарных воздействий. Эта система не создаёт тех условий, которые необходимы для развития творчества школьников, их личности» (10; c. 139).
В процессе любой деятельности человек руководствуется мотивами и целями. В качестве мотива могут выступать чувства, знания, потребности, побуждения, влечения, склонности, стремления, заставляющие проявлять волевые усилия и достигать цели). В.М. Вильчик считает, что поиск «образца» для подражания является первичной потребностью человека.
В основе познавательной мотивации лежит подражательная мотивация. Чтобы творить, нужно усвоить образец активности человека творящего и устремиться самостоятельно дальше.
Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, т. е. с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации.
Согласно А. Маслоу, в индивидуальном развитии человека потребности возникают последовательно: физиологические, в безопасности, в любви, уважения (почитания), познавательные, эстетические, в самоактуализации .
Пирамида человеческих ценностей (по А. Маслоу).
Признается, что человек изначально активен, источники его имманентной активности – мотивации находятся в нем самом, в его психологии, признается существенная роль сознания для детерминации поведения человека, социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы.
Мотивация – это система факторов, определяющих поведение человека. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (потребности, мотивы, желания, цели, намерения, интересы), так и внешними (стимулы) причинами – диспозиционной и ситуационной мотивациями. Практически любое действие человека следует рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Мотивация объясняет целенаправленность действия.
В одинаковых ситуациях разные люди ведут себя неодинаково. Вместе с тем, в зависимости от состояния, один и тот же человек может по-разному воспринимать определенную ситуацию, действовать в ней различно. Реально наблюдаемое поведение является результатом циклического процесса непрерывного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга .
Потребность в самореализации, по А. Маслоу, наивысшая. Считается, что к ее удовлетворению человек приступает, удовлетворив низшие потребности, однако такое представление слишком упрощено. В жизни именно неудовлетворение низших потребностей зачастую толкает человека к самореализации: Петрарку на путь самореализации толкнуло неудовлетворенное половое влечение, А. Эйнштейна – непризнание среди коллег, О. Генри – долговая тюрьма, Седьмая симфония Д. Шостаковича написана в блокадном Ленинграде, а неудовлетворенные потребности безопасности и свободы толкали к творчеству М. Булгакова и других представителей литературы эпохи социализма. По сути дела, самореализация в творчестве есть попытка возместить или заместить отсутствие материального иллюзорными эквивалентами: эмоциональными переживаниями физическое обладание, теоретическими построениями отсутствие конкретного знания предмета, громким звуком заглушить голод и страх. Это либо попытка построить гармонию внутри себя, когда гармония внешнего мира нарушена, либо действие, направленное на слияние с гармонией окружающего мира. Именно столпники, принявшие схиму, отшельники, то есть люди, не отягощенные ничем материальным оказываются наиболее духовными и способными к самоактуализации, правда, их опыт зачастую невосстребован, потому что не понят, или находится в противоречии с принципами организации общества, и их творчество до поры до времени можно рассматривать как социальный артефакт, опровергающий расхожее мнение о том, что развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно, на мой взгляд, невозможно оно лишь на этапе становления личности, когда личность сформирована, ей поводыри не нужны. Наверное, правильно ставить вопрос о просоциальном и асоциальном творчестве, хотя и такая постановка будет лишь условностью из-за субъективности.
Известны примеры и иного рода, когда, казалось бы, полнейшее удовлетворение низших потребностей не приводит к возникновению высших потребностей, достаточно обратиться к истории правителей разных стран и высших представителей религий. В одном человеке часто сосуществуют духовное творческое и материальное животное начала (художник С. Роза, поэт Ф. Вийон, поэт Дж. Уилмот). Ч. Ломброзо, вообще, подводит к выводу о схожести поведения гениев и сумасшедших. Видимо, слишком многое зависит от индивидуальных психических свойств человека, от его жизненной энергии, и любое воспитание оказывается бессильным в переделке природы (23). Тем не менее, представители современной российской психологии, являясь последователями психологии советской, упорно считают среду главным фактором формирования индивида.
Виктор Гюго, чтобы заставить себя работать, выбрасывал в окно ключ от квартиры. Микельанжело спал на подмостках Сикстинской капеллы, так что к концу росписи сапоги приросли к ногам. Ван Гог с непокрытой головой на южном солнце неистовствовал над своими холстами, пока это не довело его до сумасшествия. Ломоносов великовозрастным отроком отправился в Петербург учиться. Джон Леннон, Джим Моррисон сидели на наркотиках. Фолкнер, Есенин, Хемингуэй, Высоцкий злоупотребляли алкоголем. Все это примеры разного поведения человека, одержимого творчеством.
Думаю, смысл жизни творца – самореализация в творчестве. Это как постоянное горение. Оно опасно, но, испытав его, хочешь испытывать вновь и вновь. Если смысл жизни в чем-то другом, можно не беспокоиться о развитии творческих способностей и не заниматься творчеством. Рискну предположить, что для истинного творца мотивация к творчеству есть изначально присущее ему свойство. Мотив (побудительная причина) и мотивация (внутреннее состояние человека, направляющее его на ту или иную деятельность) напрямую не наблюдаемы и тем самым недоступны непосредственному познанию. Мотив и мотивация для творца сливаются в одно неразрывное целое.
Чтобы обучение творчеству происходило эффективно, у учащихся должна сформироваться потребность в обучении. Начальные условия должны предоставлять субъекту возможности для деятельности, результаты которой он мог бы приписать себе, а не чистой случайности, и мог бы оценить степень использования своих способностей. Чтобы проявился мотив достижения, то есть возникло соотнесение выполнения со шкалой своих способностей, задачи должны быть не слишком трудными и не слишком легкими. Этот вывод был сделан на основании таких внешних проявлений деятельности, как усилия и настойчивость в получении хороших результатов.
Культурно-исторический подход выделяет два типа регуляции деятельности: внешнюю и внутреннюю. Воля и эмоции составляют две формы внутренней регуляции. Если эмоции непроизвольно отражают актуальное состояние потребностей и смысла мотивации, волевые процессы, напротив, представляют собой сознательные усилия по сосредоточению внимания на нужном объекте и обладают способностью задерживать спонтанный аффективный процесс, подкрепляя тем самым смысл выполняемого действия.
Для развития творческих способностей необходимо формировать потребность в самореализации. Это возможно через развитие интереса учащихся к художественному творчеству. Потенциал для развития творческих и иных способностей изначально есть у каждого, хотя и различен. Творческий потенциал личности составляют ее способности (креативность, воображение, оригинальность мышления, склонность к ассоциациям и аналогиям, чувство красоты и другие), знания, умения, а также направленность характера. Набор способностей каждой личности уникален. Творчество больше зависит от свойств личности, нежели от среды. Мне, например, незнакомо коллективное творчество. Для меня творчество процесс интимный, куда посторонние не допускаются .Вместе с тем, очевидно, что многие люди могут творить исключительно в коллективе, подпитываясь чужими идеями, эдакие творческие вампиры.
Если коллектив более 10 человек, его составляют дети разного уровня развития и возраста, создать атмосферу творчества сложнее, чем когда имеешь дело со сложившимся коллективом изначально позитивно настроенным. Правда, погрузить в творчество одного отдельно взятого индивида тоже бывает довольно сложно, лучше, чтобы была небольшая группа детей, тогда, видимо, возникает «стадное» чувство.
Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).
Источник