Огнетушащие средства химического торможения
Сущность прекращения горения химическим торможением реакции горения заключается в том, что в воздух горящего помещения или непосредственно в зону горения вводятся такие огнетушащие вещества, которые вступают во взаимодействие с активными центрами реакции окисления, образуют с ними либо негорючие, либо менее активные соединения, обрывая тем самым цепную реакцию горения.
Хладоны – товарное наименование галогеноуглеводородов – особо активные вещества, оказывающие ингибирующее действие, т. е. тормозящие химическую реакцию горения. Наиболее широкое применение нашли составы на основе брома и фтора (ранее назывались фреонами).
Галоидоуглеводороды эффективно подавляют горение газообразных, жидких, твердых горючих материалов при любых видах пожаров.
Наиболее эффективно хладоны тормозят горение органических веществ. Хладоны неприемлемы для тушения металлов, многих металлоорганических соединений, некоторых гидридов металлов, а также тогда, когда окислителем при пожаре является не кислород, а другие вещества (например, галогены, оксиды азота).
По эффективности они превышают инертные газы в 10 и более раз.
Бромистый метилен СН2Вr2 – жидкость плотностью
1732 кг/м 3 , плотность по воздуху примерно 60; температура замерзания –52,5 °С, температура кипения +98 °С, из 1 л жидкости получается около 350 л пара. Он хорошо смешивается с бромистым этилом и растворяет углекислоту.
Бромистый этил С2Н5Вr – ЛВЖ с характерным запахом; плотность 1455,5 кг/м 3 , плотность по воздуху примерно 4; температура замерзания –199 °С, температура кипения +38,4 °С. Из 1 л жидкости при испарении получается 400 л пара, плохорастворим
в воде и образует с ней эмульсию.
Отрицательные свойства бромистого этила:
– обладает высокими коррозионными свойствами, особенно по отношению к алюминиевым сплавам;
– при объемной доле 6,5…11,3 % в воздухе способен воспламеняться от мощного источника зажигания, поэтому в чистом виде не применяется, однако из-за высоких огнетушащих свойств входит как основной компонент в огнетушащие составы (3,5; 4НД; БФ 1 и 2БМ).
Положительные свойства бромистого этила:
– неэлектропроводен; составы на его основе можно использовать для тушения электроустановок, находящихся под напряжением;
– обладает высокой смачивающей способностью; составы
на его основе можно использовать для тушения древесины, хлопка и других волокнистых материалов;
– имеет низкую температуру замерзания; составы на его основе можно использовать для тушения пожаров в условиях низких температур.
Тетрафтордибромэтан С2F4Br2 (ГОСТ 15899–93) – трудногорючая жидкость плотностью 2175 кг/м 3 , температура замерзания –112 °С, температура кипения +46,4 °С, из 1 л жидкости образуется 254 л пара, который почти в 9 раз тяжелее воздуха (плотность по воздуху 8,96), токсичность и коррозионные свойства его паров значительно ниже, чем у паров бромистого этила. Однако он способствует разрушению озонового слоя стратосферы, поэтому его применение ограничено или вообще запрещено.
Огнетушащие составы на основе галоидированных углеводородов:
– состав 3,5 состоит из 70 % бромистого этила и 30 % диоксида углерода СО2 (жидкость). Он в 3,5 раза эффективнее диоксида углерода (отсюда и название). При тушении состав выбрасывается из насадки в виде распыленной жидкости, которая быстро испаряется. На открытых пожарах струя подается в зону горения на поверхность горящего материала; при тушении внутренних пожаров – в объем помещения. При нормальных условиях из 1 кг состава
3,5 образуется 144 л бромистого этила и 153 л диоксида углерода;
– состав ТФ (хладон или фреон 114В2) по принятой номенклатуре обозначают следующим образом: первая цифра – число атомов углерода минус единица, вторая – число атомов водорода плюс единица, третья – число атомов фтора. Бром или йод обозначают буквой Б и цифрой, обозначающей число атомов брома или йода, состоит из 100 % тетрафтордибромэтана. Он в 10 раз эффективней диоксида углерода и в 20 раз эффективней водяного пара.
Хладоны способствуют разрушению озонового слоя стратосферы, поэтому их применение ограничено или вообще запрещено.
Химическое торможение реакции горения применяется достаточно редко, в основном в тех случаях, когда другие способы неэффективны или способствуют развитию реакции горения.
Задания для самостоятельной работы
1. Проработать материалы лекций, рекомендуемые источники (см. прил. 2) и рекомендуемую литературу [1, 2, 5, 6, 9, 12] с целью изучения материала по теме занятия.
2. Подготовить краткий конспект по теме занятия по вопросам для подготовки к практическому занятию.
3. Оформить титульный лист для отчета.
Вопросы для подготовки к практическому занятию
1. Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО): понятие, классификация по взрывопожарной и пожарной опасности.
2. Физико-химические основы процесса горения.
2.1. Горение. Разновидности (виды) горения. Условия прекращения горения.
2.2. Пожарная опасность веществ и материалов. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов.
3. Общая характеристика пожаров и взрывов.
3.1. Пожары и их классификация.
3.2. Причины возникновения пожаров.
3.3. Распространение пожара. Параметры, характеризующие пожар. Стадии развития пожара.
3.4. Опасные факторы пожаров и сопутствующие проявления опасных факторов пожара. Зоны горения. Зоны поражения при авариях на ПВОО.
3.5. Последствия пожаров на ПВОО.
3.6. Взрывы. Виды взрывов.
3.7. Возможные причины взрывов.
3.8. Факторы, характеризующие опасность взрыва. Опасные
и вредные факторы, воздействующие на работающих в результате взрыва.
3.9. Последствия взрывов на ПВОО.
4. Меры противопожарной защиты.
4.1. Пассивные меры противопожарной защиты: архитектурно-планировочные мероприятия (зонирование территории, противопожарные разрывы между зданиями) и конструктивные меры (противопожарные стены, противопожарные зоны, противопожарные перекрытия, легкосбрасываемые конструкции, огнепреградители, системы противодымной защиты зданий).
4.2. Активные меры противопожарной защиты: тушение пожара. Огнетушащие вещества: классификация, свойства и особенности применения; пожарная техника (пожарная сигнализация, связь и оповещение установки пожаротушения, первичные средства пожаротушения).
5. Предупреждение возникновения пожаров и взрывов.
6. Правила поведения при пожаре. Правила приведения порошковых и углекислотных огнетушителей в рабочее состояние.
7. Действия персонала объектов и населения при пожаре
и взрыве.
8. Ликвидация последствий аварий на пожаровзрывоопасных объектах.
Порядок выполнения
1. Обсудить теоретические вопросы по теме занятия, рекомендованные для подготовки к практической работе.
2. Письменно выполнить задания 1-6, используя материалы лекций, конспекты. Правильные утверждения отметить значком «V».
Задание 1. Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО): понятие, классификация по взрывопожарной и пожарной опасности.
1.1. Перечислите объекты категорий ПВОО по потенциальной опасности:
а) категория «А»: ______________________________________
б) категория «Б»: ______________________________________
в) категория «В»_______________________________________
г) категория «Г»: ______________________________________
д) категория «Д»: _____________________________________
1.2. Чем отличаются пожароопасные объекты от пожаровзрывоопасных? ____________________________________________
Задание 2. Физико-химические основы процесса горения.
2.1. Дать определения понятиям и привести примеры:
Номер варианта | Наименование понятия | Определение понятия | Пример |
1. Окислитель | |||
2. Полное сгорание | |||
3. Гомогенное горение | |||
1. Источник зажигания | |||
2. Неполное сгорание | |||
3. Гетерогенное горение |
2.2. На какие виды подразделяется горение в зависимости
от скорости распространения пламени? Продолжить фразы:
1. Скорость распространения пламени сотни метров в секунду – это…
2. Скорость распространения пламени тысячи метров в секунду – это…
1. Скорость распространения пламени несколько метров в секунду – это…
2. Скорость распространения пламени до нескольких сантиметров в секунду – это…
2.3. Установить соответствие между понятиями видов горения и их определениями в таблице:
2.4. Выбрать показатели, необходимые для оценки пожаро-взрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния, из предложенного множества:
1. Температура вспышки, температура тления, размер частиц, линейная скорость распространения пламени, верхний концентрационный предел воспламенения, нижний температурный предел воспламенения, температура ограждающих поверхностей
1. Индекс распространения пламени, плотность, температура воспламенения, температура самовоспламенения, максимальная скорость распространения пламени, удельная массовая скорость выгорания, атмосферное давление, температура окружающей среды, нижний концентрационный предел воспламенения, верхний температурный предел воспламенения
2.5. Какие из перечисленных воспламеняющихся жидкостей относятся к легковоспламеняющимся, а какие – к горючим:
Наименование воспламеняющейся жидкости | Температура вспышки, °С | Легковоспламеняющиеся жидкости | Горючие жидкости |
Ацетон | – 18 | ||
Бензин | – 39 | ||
Эфир | – 43 | ||
Авиакеросин ТС-1 | 28 | ||
Уайт-спирит | Не ниже 33 | ||
Формалин | 64…85 |
Задание 3. Пожары и взрывы.
3.1. Установить соответствие между характеристикой класса пожара и классом пожара:
Характеристика класса пожара
3.2. Выбрать правильные ответы из представленного перечня факторов и проявлений:
Номер варианта | Показатель | Факторы и проявления |
1 | Опасные факторы пожара | |
2 | Сопутствующие проявления опасных факторов |
3.3. Перечислить последствия и вторичные последствия пожаров и взрывов:
Номер варианта | Показатель | Перечень последствий |
Последствия пожаров | ||
Вторичные последствия взрыва | ||
Последствия взрывов | ||
Вторичные последствия пожаров |
Задание 4. Огнетушащие вещества.
4.1. Установить соответствие между наименованием огнетушащего вещества и группой огнетушащего вещества:
Наименование
огнетушащего вещества
Группа огнетушащего вещества
4.2. Установить соответствие между наименованием огнетушащего вещества и классом пожарной нагрузки (классом пожара):
Источник
Система тушения пожара способом химического торможения реакции горения хладонами.
Предназначена для тушения пожаров в судовых помещениях объемным способом: в машинных, котельных, насосных отделениях, в помещениях с эл. оборудованием, на закрытых грузовых палубах паромов и судов РО-РО, сухогрузных и рефрижераторных трюмах, ангарах и других помещениях хладонами – испаряющимися жидкостями (галоидозамещенный углеводород).
Система состоит из 3-х частей: (Рис.6.1.)
— станция объемного химического тушения;
— трубопроводы от станции к распылителям;
— распылители в охраняемом помещении.
На станции тушения хладонами установлены:
— резервуар с хладоном, рабочее давление 8 кг/см 2 ;
— баллоны со сжатым воздухом емкостью по 0,5 м 3 под давлением
— трубопроводы пополнения баллонов от системы сжатого воздуха и заполнения резервуаров хладонов;
— приборы контроля давления воздуха и хладона;
— пусковой клапан, сблокированный с сигнализацией.
Для пуска системы с хладонами открывают клапаны 6 и 10. сжатый воздух проходит через редукционный клапан 7, понижающий давление с 25 кгс/см 2 (2,5 МПа) до 8 кгс/см 2 (0,8 МПа), поступающий в резервуар с огнегасительной жидкостью и вытесняет ее в распределительный коллектор 8 и через клапан 10 по трубопроводу к распределителям 11 в помещение где начался пожар и ликвидирует его.
Жидкий галлон (фреон или галлон) подводится в кольцевой трубопровод с распылителями тангенциального типа. Распылители разбрызгивают жидкий хладон и он под воздействием относительно низких температур в помещении (20-54 о С) превращается в газ, который легко перемешивается с газовой средой в помещении, проникает в самые удаленные части помещения, т.е. способен бороться и с тлением горючих материалов. При открывании клапанов подача хладона в помещение срабатывает звуковая и предупредительная световая сигнализация, чтобы экипаж покинул помещение.
Источник