Интересные сведенья о цветении
После того как замёрзший грунт в конце зимы оттаивает и начинает пропускать к корням растений воду и растворённые в ней минералы, стебли и стволы получают необходимые органические и питательные вещества, и наступает цветения пора: весна уверенно вступает в свои права.
Почему цветут растения
Период цветения представляет собой процесс полового размножения растений, который начинается заложением в почках зачатков цветков, после следует их появление, опыление и отцветание, в результате чего появляются семена и плоды, позволяющие растениям продолжить свой род.
При этом цветения пора у разных растений происходит в различный период их жизненного цикла.
Например, первое цветение у однолетних растений начинается рано, после того, как прорастает росток, укрепляется в грунте и выпускает пару листьев. Другие растения (в первую очередь это относится к деревьям) перед тем, как начать первое цветение, развивают корневую систему и накапливают питательные элементы, чтобы цветки и семена нормально развивались.
Однолетние и двухлетние растения цветут раз в жизни, и умирают, потратив на этот процесс все свои силы и энергию. Правда, среди таких цветов встречаются и многолетние растения, например, первое цветение растущей в Андах пуйя раймондии начинается в возрасте ста пятидесяти лет.
Что касается многолетних травянистых и древесных растений, то первое цветение у них начинается не раньше, чем они достигают определённого возраста: у трав начало цветения колеблется от двух до пяти лет, тогда как цветение деревьев начинается на двадцатый, а у некоторых видов и на тридцатый год жизни.
В отличие от однолетних и двухлетних, цветение многолетних растений происходит многократно. Для некоторых из них характерна периодичность (большинство плодовых деревьев цветут раз в два года, а дуб – раз в пять-семь лет), тогда как у других цветения пора непрерывна (особенно это касается тропических растений, например, кокосовой пальмы).
Как цветут растения
Внутри каждого цветка находится пестик (часть цветка, где после оплодотворения образуются семена, которые начинают расти и превращаться в плоды) или тычинка (в ней содержится необходимая для оплодотворения пыльца, её ещё называют мужским репродуктивным органом), или то и другое вместе.
Семена в пестике начинают образовываться не раньше, чем пыльца с тычинок попадает на рыльце пестика. А вот для этого необходимо опыление. Если оно вовремя не произойдёт (а происходит оно во время цветения), пестик засохнет и размножения не произойдет.
Пыльца
Интересно, что если в цветке присутствует и пестик, и тычинка, он редко когда опыляется собственной пыльцой: растения этого почти никогда не допускают. Причина проста: чтобы образовался плод, из которого прорастут сильные и крепкие растения, пыльца должна быть получена из соседнего цветка (процесс этот называют перекрёстным опылением).
Поэтому, когда начинается цветения пора, чтобы избежать вероятности опыления собственной пыльцой, тычинки и пестики внутри одного цветка созревают в разное время цветения. Например, сначала созревает пестик, а после того, как его опыляет пыльца с соседнего цветка, раскрываются пыльники у тычинки. Именно из-за этого за цветением многолетних растений мы можем наблюдать около двух-трёх недель в году.
Опыляемые ветром цветки
Существуют растения, у которых тычинки и пестики находятся не только в разных цветках, но и «домах»: у цветов одних растений в наличии только пестики, у других – тычинки. Такие растения называют двудомными и к ним относят иву, тополь, финиковую пальму, хмель, коноплю, крапиву.
Это значит, что для того, чтобы опылить во время цветения пестик, пыльца должна перелететь с одного цветка на другой, причём нужный цветок вполне может находиться на расстоянии нескольких километров. Двудомные растения приспособились к этому довольно оригинальным способом: одни используют ветер, другие – насекомых.
Растения, опыляемые ветром, интересны тем, что никогда не имеют ярких и пахучих цветов, которые, во-первых, мешали бы передвижению пыльцы, а во-вторых, привлекали бы насекомых, которые вполне могли бы поломать тонкие тычиночные нити с пыльниками.
Поэтому у таких растений вместо лепестков обычно или невзрачные чешуйки, которые защищают их от негативных воздействий окружающей среды, или вовсе нет лепестков.
Интересно, что растения даже учли непостоянство воздушных потоков, поэтому те, которые опыляются при помощи ветра, обычно растут недалеко друг от друга: берёзы и сосны образуют леса, кукуруза, рожь и другие злаковые культуры занимают огромные поля. Все цветки, которые опыляются при помощи воздушных масс, создают очень много пыльцы, например, лишь в одном взрослом ростке кукурузы содержится около 50 млн. пестиков.
Поэтому в какую бы сторону не дул ветер во время цветения, пыльца всё равно найдёт подходящие цветы. Тем более что растения не ждут, пока пыльца окажется прямо в цветке, а ловят их длинными и пушистыми рыльцами пестиков: когда пыльца оказывается между волосками, она в них запутывается.
Есть ещё одно обстоятельство, облегчающее работу воздушным потокам: растения, использующие для опыления ветер, цветут почти всегда ранней весной, до появления листьев, которые, задерживая пыльцу, могли бы помешать процессу.
Насекомые и опыление
Надо заметить, что такой способ опыления многим растениям всё-таки не подходит, поэтому свою пыльцу к другим цветкам они предпочитают доставлять с помощью крылатых насекомых (пчёл, шмелей, бабочек), заманивая их мёдом, яркой окраской и невероятно притягательным ароматом.
Интересно, что растения довольно придирчивы к выбору подходящего для них насекомого: одни предпочитают пчёл, другие – шмелей, третьи – бабочек. Поэтому в зависимости от предпочтений, они не только создают форму цветков, внутри которого может оказаться лишь определённый вид насекомого, но и открывают лепестки в то время, когда это насекомое бодрствует (например, все ночные цветы обладают белой окраской, поскольку лишь этот цвет виден в темноте).
Растения, для которых характерно раннее весеннее цветение, из-за чего опыление происходит при помощи пчёл, имеют белую, жёлтую или синюю окраску – пчёлы видят только эти цвета. Ближе к лету появляется очень много красных цветов – этот тон привлекателен для бабочек, которые появляются намного позже пчёл. Стоит заметить, что белый цвет притягателен абсолютно для всех видов насекомых.
Что касается мёда, за которым охотятся насекомые, то он спрятан настолько глубоко в цветке, что пчеле, дабы добраться до него во время цветения, нужно пробраться между пестиками и тычинками, вымазавшись при этом в пыльце. После этого, перелетев на другое растение, пробираясь за очередной порцией мёда, она оставляет в цветке часть пыльцы.
Время, когда цветут растения
Сроки цветения в первую очередь зависят от вида растения, количества пыльцы и цветков, климатических условий и качества грунта. Например, плохое или слишком обильное питание притормаживает цветение и снижает качество цветков.
Цветения пора у фруктовых деревьев в умеренных широтах северного полушария начинается обычно в середине апреля и сезон цветения продолжается до середины мая. Если из-за климатических условий цветение растений наблюдается в конце лета или начале осени, ни к чему хорошему это не приводит.
Вторичное появление цветков на деревьях лишит садовода в следующем году урожая, поскольку цветки на этом месте после зимы не появятся: на цветение деревьев, образование семян или косточек растение потратит дополнительные питательные вещества, из-за чего станет менее зимостойким и тяжелей перенесёт зиму. Поскольку предупредить это явление на данный момент нельзя, чтобы сохранить в дереве питательные вещества, садоводам советуют срывать с него цветы и бутоны.
Наблюдать за цветущими растениями можно на протяжении тёплого периода года. С этой целью многие садоводы, планируя ландшафт своего загородного участка, учитывают сезон цветения и стремятся сделать так, чтобы цветение садов продолжалось как можно дольше. Для этого они пользуются специально составленными календарями цветения клубневых и луковичных растений, где указан период и время цветения того или иного вида.
Источник
Суперразные вопросы
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и
1) майскими жуками
2) черемухой
3) грибами
4) шиповником
5) орешником
6) мышами
Установите последовательность расположения экосистем с учетом повышения их стабильности. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) еловый лес
2) смешанный лес
3) березовая роща
4) дубрава
Установите соответствие между примерами выполнения экологических закономерностей и самими закономерностями: 1) правило Бергмана 2) правило Аллена. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Очковый медведь, обитающий в Южной Америке, мельче белого медведя, обитающего в Арктике.
Б) Амурский тигр, обитающий на Дальнем Востоке, крупнее суматранского, обитающего в Индонезии.
В) У пустынной лисички фенека очень длинные уши и лапы, а у полярного песца — короткие уши и лапы.
Г) Лисица на Среднерусской равнине может достигать 10 кг, а в Туркмении – не более 3 кг.
Д) Волк обыкновенный на полуострове Таймыр весил около 50 кг, а в Монголии — около 40 кг.
Е) Конечности коренных эскимосов короче конечностей народа тутси.
Установите последовательность фаз развития злакового растения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) колошение и цветение
2) появление всходов
3) кущение
4) созревание семян
1. Установите соответствие между водорослями и их особенностями: 1) ламинария, 2) хлорелла. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) тело представлено одной клеткой
Б) преобладает спорофит
В) относится к отделу Зеленые водоросли
Г) запасное питательно вещество – крахмал
Д) вступает в симбиоз с грибами
Е) слоевище многоклеточное
2. Установите соответствие между характеристиками и представителями водорослей: 1) хлорелла, 2) ламинария. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеет многоклеточное слоевище
Б) в жизненном цикле преобладает спорофит
В) вступает в симбиоз с мицелием гриба в слоевище лишайника
Г) используется для биологической очистки сточных вод
Д) образует заросли на глубине до 20 метров
Е) может обитать во влажной почве
Установите соответствие между характеристикой и классификационной группой водорослей: 1) зеленые, 2) бурые. Запишите выбранные цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представитель хламидомонада
Б) крупные многоклеточные растения
В) почти все виды морские
Г) одноклеточные и многоклеточные виды
Д) в основном пресноводные растения
Е) представитель ламинария
Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом: 1) углерод, 2) азот.
А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере
Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты
В) около 50 % возвращается в атмосферу растениями
Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах
Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом
Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей
Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с его участия в процессе фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование в клетках растений глюкозы
2) поглощение углекислого газа растениями
3) образование углекислого газа в процессе дыхания
4) использование органических веществ на процессы жизнедеятельности
5) образование крахмала в клетках растений
Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) окисление органических веществ в клетках растений
2) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания
3) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении
4) поглощение углекислого газа из атмосферы
5) образование глюкозы в процессе фотосинтеза
Установите последовательность процессов круговорота углерода в биосфере, начиная с атмосферного углерода. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поедание растений травоядными животными
2) поступление углекислого газа в атмосферу
3) гибель животных
4) поедание травоядных животных хищными
5) дыхание почвенных гнилостных бактерий
6) фотосинтез
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяций
1) гетеротрофных бактерий
2) ракообразных
3) цветковых растений
4) хищных растений
5) одноклеточных водорослей
6) бактерий-редуцентов
Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой животных, для которой она характерна: 1) одноклеточные, 2) многоклеточные.
А) образуют гаметы
Б) происходит эмбриогенез
В) материнский организм размножается путем митоза
Г) образуют цисты в неблагоприятных условиях
Д) развитие начинается с зиготы
Установите правильную последовательность образования зиготы у покрытосеменных растений. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Образование гаплоидной макроспоры
2) Мейоз
3) Образование восьмиядерного зародышевого мешка
4) Формирование яйцеклетки
5) Оплодотворение
6) Митоз
7) Зигота
В биотехнологии используют бактерии, так как они
1) содержат множество ферментов
2) накапливают в клетках ядовитые вещества
3) образуют споры в неблагоприятных условиях
4) способствуют развитию заболеваний при попадании в организм животного
Проанализируйте таблицу «Типы соцветий». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) подорожник
2) корзинка
3) головка
4) несколько простых колосьев на общей оси
5) кукуруза
6) морковь
7) несколько простых зонтиков из вершины общей оси
Установите соответствие между примерами и типами взаимоотношений: 1) Симбиоз, 2) Нейтрализм.
А) лось – белка
Б) клест – мышь
В) шмель – клевер
Г) пингвин – белый медведь
Д) рак-отшельник – актиния
Е) носорог – воловьи птицы
Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании эмбриологического периода эмбриогенеза. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) оплодотворение
2) морула
3) гистогенез
4) метаморфоз
5) дробление
Установите соответствие между характеристиками законов и учеными, которые их открыли: 1) Мендель, 2) Морган.
А) закон сцепленного наследования
Б) закон расщепления
В) закон единообразия гибридов
Г) использовал плодовую мушку дрозофилу
Д) абсолютность закона нарушает процесс кроссинговера
Е) использовал растительные объекты
Выберите три варианта. Воспалительный процесс при попадании в кожу человека болезнетворных бактерий сопровождается
1) увеличением числа лейкоцитов в крови
2) свертыванием крови
3) расширением кровеносных сосудов
4) активным фагоцитозом
5) образованием оксигемоглобина
6) повышением артериального давления
Установите соответствие между происходящим в организме человека процессом, и системой органов, которая участвует в его осуществлении: 1) кровеносная, 2) дыхательная
А) поступление воздуха в организм из внешней среды
Б) обеспечение газообмена в тканях
В) увлажнение и обезвреживание воздуха
Г) поступление веществ к клеткам тела
Д) выведение углекислого газа из организма
Выберите три варианта. К высшей нервной деятельности человека относят
1) абстрактное мышление
2) инстинкты
3) сознание
4) речь
5) безусловные рефлексы
6) раздражимость
Проанализируйте таблицу «Виды памяти у человека». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующие понятие, вид деятельности и пример из предложенного списка.
1) двигательная
2) образная
3) оперативная
4) воспроизведение чувств
5) воспроизведение мыслей с помощью речи
6) проявление эмоций
7) танцы, вождение автомашины
8) запоминание картин природы
Установите соответствие между костью скелета человека и типом, к которому она относится: 1) трубчатая, 2) плоская
А) лучевая
Б) височная
В) бедренная
Г) большая берцовая
Д) лобная
Е) затылочная
1. Установите соответствие между признаком растения и способом его опыления: 1) насекомыми, 2) ветром
А) обычно растут группами, образуя заросли или рощи
Б) цветки имеют яркую окраску венчика
В) цветки содержат нектар
Г) цветки с редуцированным околоцветником
Д) образуют много мелкой, сухой и лёгкой пыльцы в тычинках
Е) цветки имеют запах
2. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению растения и его способом: 1) насекомыми, 2) ветром
А) наличие в цветках нектара
Б) заметная окраска венчика
В) длинные висячие тычинки
Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика
Д) цветки имеют запах
Е) крупные одиночные цветки
3. Установите соответствие между характеристиками растений и способами их опыления: 1) насекомыми, 2) ветром. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) венчик яркоокрашенный
Б) пыльца крупная, липкая
В) околоцветник редуцирован, пыльники крупные
Г) цветение до появления листьев
Д) наличие нектара в цветках
Е) рыльце пестика крупное, мохнатое
4. Установите соответствие между строением цветка и способом опыления такого цветка: 1) ветром, 2) насекомыми. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) яркий крупный венчик
Б) цветение и опыление происходит до появления листьев
В) в цветках имеются нектарники
Г) пестик с пушистым крупным рыльцем
Д) тычинки на длинных тычиночных нитях
Е) цветки имеют запах
Установите соответствие между особенностями цветков и способами их опыления: 1) ветер, 2) насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) легкая мелкая сухая пыльца
Б) отсутствие нектарников, запаха
В) яркая окраска венчика
Г) цветки одиночные крупные
Д) цветение до появления листьев
Е) пыльца липкая
Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит
А) наличие воскового налёта на листьях
Б) цветение до распускания листьев
В) образование многочисленных устьиц на листьях
Г) способность накапливать воду в тканях
Д) ярусное расположение организмов
Е) глубоко уходящая в почву корневая система
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служат:
1) устьица на нижней стороне листа
2) широкие листья
3) мелкие листья
4) густое опушение листьев
5) небольшое количество устьиц
6) тонкие листья
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения о реакции водного режима растения на внешние и внутренние факторы являются верными?
1) С повышением температуры транспирация увеличивается.
2) При потере тургора устьица открываются.
3) Под влиянием света устьица закрываются.
4) С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается.
5) Чем меньше относительная влажность воздуха, тем выше интенсивность транспирации.
6) Чем концентрированнее клеточный сок, тем сильнее транспирация.
Выберите три варианта. Какие приспособления к добыванию и сохранению воды имеются у растений – обитателей пустынь?
1) сильно развитая запасающая ткань
2) поверхностная корневая система
3) крупные хлоропласты
4) тонкие темно-зеленые листья
5) длинные мощные корни
6) крупные листья
Выберите три варианта. Какие утверждения относят к теории Ч.Дарвина?
А) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.
Б) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.
В) Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
Г) При созданиии сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.
Д) Внутреннее стремление к совершенству – фактор эволюции.
Е) Популяция – это единица эволюции.
Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая температура
2) воспалённые глаза
3) головная боль
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) слабость
Установите последовательность процессов, характерных для листопада. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование отделительного слоя на черешке
2) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
3) опадение листьев
4) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света
5) изменение окраски листьев
Установите соответствие между характеристиками и видами излучения: 1) ультрафиолетовые лучи, 2) инфракрасные лучи, 3) лучи видимого спектра. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) поглощаются при фотосинтезе
Б) являются сильным мутагеном для живых существ
В) являются основным источником тепловой энергии
Г) оказывают бактерицидное воздействие на биосферу
Д) обеспечивают реакцию организмов на изменение длины дня
Е) воспринимаются термолокаторами некоторых пресмыкающихся
Установите соответствие между заболеванием и системой органов, для которой это заболевание характерно: 1) Сердечно-сосудистая, 2) Дыхательная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Плеврит
Б) Туберкулез
В) Гипертония
Г) Варикоз
Д) Астма
Е) Миокардит
Определите два верных вещества и запишите цифры, под которыми они указаны. Мутагенным эффектом обладает:
1) никотин
2) пенициллин
3) холестерин
4) меланин
5) ментол
6) этанол
Прочитайте текст. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка. Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились ________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в _______ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции поставщиков ________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются ________ (Г).
1) паразитизм
2) симбиоз
3) органические вещества
4) энергия
5) прокариотический
6) эукариотический
7) хлоропласт
8) аппарат Гольджи
Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Образование диффузной нервной системы
2) Развитие коры мозга
3) Возникновение переднего мозга
4) Стволовая нервная система
5) Узловая нервная система
Установите соответствие между характеристиками и расами: 1) негроидная, 2) монголоидная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) волосы курчавые, спирально закрученные
Б) фигура стройная, конечности удлиненные
В) глаза карие со складкой верхнего века
Г) лицо широкое, уплощенное и скуластое
Д) волосы темные, прямые и жесткие
Е) темная кожа, толстые губы
Возникновение сочных плодов у растений можно рассматривать, как приспособление к
1) запасанию органических веществ
2) запасанию минеральных веществ
3) распространению семян
4) поглощению воды семенами
В процессе эволюции позвоночник впервые появился у
1) ланцетника
2) членистоногих
3) земноводных
4) рыб
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для ланцетника?
1) наличие головного мозга
2) глотка имеет жаберные щели
3) отсутствие сердца
4) органы выделения – почки
5) рот, окружённый щупальцами
6) оплодотворение внутреннее
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке организма. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) бесчерепное животное
2) позвоночное животное
3) хордовое животное
4) кровеносная система замкнутая
5) сердце на брюшной стороне
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Развитие – всеобщее свойство материи – представлено
1) гомеостазом
2) метаболизмом
3) онтогенезом
4) тропизмами
5) филогенезом
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений сухих мест местобитания характерно
1) запасание воды в листьях и стеблях
2) наличие крупных блестящих листьев
3) расположение устьиц на нижней стороне листа
4) видоизменение листьев в колючки
5) наличие мелких жестких листьев, покрытых кутикулой
6) поверхностно расположенная корневая система
Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) степи, 2) пустыни. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание многолетнего разнотравья
Б) в основном плодородные почвы
В) лист видоизменен в колючку или имеет восковую кутикулу
Г) летний период засушливый, зимний – хорошо увлажненный
Д) растения имеют длинные или поверхностные корни
Е) у животных выражен ночной образ жизни
Рассмотрите рисунок с изображением строения яйца птицы и определите, (А) какая структура обозначена на рисунке цифрой 1, (Б) особенности ее строения и (В) биологическое значение. Для буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) халазы
2) белок
3) поворачивает желток зародышевым диском вверх
4) особая защитная оболочка
5) белковые шнуры
6) запас воды
7) защищает желток от повреждений
Установите последовательность этапов дыхания у человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) газообмен между альвеолярным воздухом и кровью
2) тканевое дыхание
3) транспорт кислорода и углекислого газа кровью
4) легочная вентиляция
5) газообмен между кровью и клетками организма
Установите соответствие между царством организмов и приспособлениями их представителей к недостатку воды: 1) Растения, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование больших запасов воды
Б) повышение осмотического давления клеточного сока
В) извлечение воды из пищи
Г) образование воскоподобного слоя поверхности клеток
Д) получение воды путем окисления липидов
Е) экономия воды в выделительных органах
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки изучают прокариот?
1) вирусология
2) микология
3) микробиология
4) бактериология
5) протистология
Многообразие видов вьюрков Галапагосских островов образовалось в результате
1) зарастания островов лесом
2) скрещивания особей разных популяций данного вида
3) многократного заноса на острова видов-предшественников
4) приспособления к питанию разными кормами
Какие особенности размножения птиц отличают их от пресмыкающихся
1) обилие желтка в яйце
2) откладывание яиц
3) выкармливание потомства
4) внутреннее оплодотворение
Наименьшего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени достигнет популяция
1) речного окуня
2) бабочки капустной белянки
3) плесневого гриба мукора
4) бактерии сенной палочки
Какова главная причина процветания древних папоротников в каменно-угольном периоде
1) отсутствие консументов
2) чередование поколений при размножении
3) господство теплого и сухого климата
4) повышенное содержание углекислого газа и влаги
Для получения полиплоидов на делящуюся клетку воздействуют колхицином, который
1) разрушает ядерную мембрану
2) разрушает веретено деления
3) увеличивает скорость деления клетки
4) обеспечивает синтез ДНК в ходе митоза
В процессе круговорота веществ содержащаяся в органических веществах энергия освобождается в результате
1) гниения
2) фотосинтеза
3) хемосинтеза
4) фотолиза
В агроценозах культурные растения, как и сорняки, подвергаются действию
1) естественного отбора
2) индивидуального отбора
3) популяционных волн
4) искусственного мутагенеза
Верны ли следующие суждения о генетической информации? А) Прокариоты и многие вирусы содержат генетическую информацию в молекуле ДНК. Б) В эукариотических клетках генетический материал распределен в нескольких хромосомах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
К чему приводит появление новых аллелей в популяции?
1) возникновению преград для свободного скрещивания
2) усилению гомозиготности популяции
3) образованию нового вида
4) генетической гетерозиготности популяции
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Метод кольцевания используют для
1) определения сроков и путей миграции птиц
2) изучения механизмов полета птиц на разной высоте
3) определения особенностей поведения домашних птиц
4) оценки ущерба, наносимого человеку птицами
5) определения продолжительности жизни птиц
Установите последовательность возможных процессов в водоёме, вызванных попаданием в него удобрений с полей.
1) бурное развитие одноклеточных водорослей и цианобактерий
2) увеличение концентрации минеральных веществ в воде
3) массовая гибель рыб
4) снижение содержания кислорода в воде
5) отмирание и гниение одноклеточных организмов
Установите соответствие между характеристиками птиц и типами развития птенцов, обозначенных на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) выводковые птицы
Б) самостоятельное питание с момента вылупления
В) представители: голуби, вороны, скворцы
Г) птенцы голые незрячие
Д) гнездовые (птенцовые) птицы
Е) представители: куры, утки, гуси
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животных сформировался череп, изображенный на рисунке, то этим животным присущи
1) короткий кишечник
2) мелкие резцы
3) питание животной пищей
4) развитая слепая кишка
5) цевка
6) клоака
Установите соответствие между характеристиками и группами млекопитающих: 1) хищные, 2) грызуны. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют хорошо развитые, постоянно растущие резцы
Б) имеют крупные клыки
В) обладают высокой плодовитостью, быстрым ростом и ранним половым созреванием
Г) имеют короткий относительно длины тела кишечник
Д) многие представители – синантропные вредители
Установите соответствие между характеристиками и типами волос млекопитающих: 1) остевые, 2) пуховые (подшерсток), 3) вибриссы. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) орган осязания
Б) луковицы снабжены большим числом нервных окончаний
В) короткие, извитые, густо расположены
Г) обеспечивают сохранение тепла
Д) предохраняют шерсть от загрязнения
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биомасса Земли
1) увеличивается от экватора к полюсам в литосфере
2) увеличивается от полюсов к экватору на поверхности суши
3) уменьшается с подъёмом из глубин к мелководью
4) увеличивается с возрастанием высоты над уровнем моря
5) уменьшается с падением освещённости в мировом океане
6) увеличивается с возрастанием температуры и влажности
Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) тундра, 2) смешанные леса. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) низкорослая и карликовая растительность
Б) умеренный климат
В) неплодородная почва со слоем вечной мерзлоты
Г) почвы с хорошим дренажем
Д) ярусность и мозаичность
Е) короткий вегетационный период у растений
Установите последовательность этапов размножения и развития лягушки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление у головастиков парных конечностей
2) оплодотворение икры самцами
3) исчезновение хвоста
4) откладка самками икры в воду
5) появление личинок с ветвистыми наружными жабрами
Проанализируйте таблицу «Вегетативная нервная система». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.
1) кора больших полушарий головного мозга
2) средний и промежуточный мозг
3) грудной и поясничный отделы спинного мозга
4) нервные узлы около органа или в самом органе
5) нервные узлы вдоль продолговатого мозга
6) усиление частоты дыхательных движений
7) усиление секреции потовых желёз
8) усиление перистальтики кишечника
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных особенностей свойственны продуцентам влажных тропических лесов?
1) опыление ветром большинства видов растений
2) опыление животными большинства видов растений
3) многообразие древесных форм
4) хорошо выраженные годичные кольца у древесных пород
5) высокая численность растений-эпифитов
6) видоизменение листьев в иголки
Частота мутаций у кишечной палочки в среднем составляет 2•10 -2 на геном за поколение. Какое количество поколений прошло с того момента, как две линии кишечной палочки эволюционно разошлись, если они накопили 13 точечных отличий в последовательности ДНК? В ответе запишите только количество поколений.
Источник