- Алгоритм цивилизованного противостояния психологическому нападению и манипуляции
- Алгоритм цивилизованного противостояния
- психологическому нападению и манипуляции
- 8 техник противостояния манипуляциям
- Техники противостояния манипуляциям (и агрессии):
- Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
Алгоритм цивилизованного противостояния психологическому нападению и манипуляции
Алгоритм цивилизованного противостояния
психологическому нападению и манипуляции
Опорный конспект к семинару-тренингу
* Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостоянию влиянию – СПб.: Речь, 2001. – 256 с.
Мониторинг эмоций
Мониторинг – это сплошное наблюдение явления в его полной динамике. Мониторинг необходим для того, чтобы выявить ранние признаки начинающейся манипуляции.
К числу таких признаков относятся:
дисбаланс – противоречивость, амбивалентность эмоций, например, сочетание гордости и обиды, радости и недоверия, умиления и тревоги.
“странность” эмоций, например вспышка ярости в момент обсуждения несущественных подробностей плана действий; безотчётный страх в процессе мирного обсуждения объёма будущих поставок и т.п.
повторяемость эмоций, например, систематическое возникновение одних и тех же эмоций при встрече с определённым человеком: чувства вины, профессиональной некомпетентности, унижения, протеста и т. п.
резкий всплеск эмоций, который не кажется оправданным объективными характеристиками ситуации.
Собственные эмоции выступают в качестве значимых сигналов, информирующих нас о начале манипулятивных действий со стороны другого человека.
Психологи отмечают, что сам факт мониторинга существенно снижает интенсивность наблюдаемых эмоций.
Психологическая самооборона
(психологическое самбо)
Задача техник психологического самбо – предохранить себя от разрушительных последствий варварского нападения и манипуляции, помочь самому себе справиться с ошеломлённостью, смятением, эмоциональной бурей в душе. Техники самбо позволяют выиграть время, нужное для того, чтобы вновь обрести самоконтроль и восстановить свои способности к функционированию в интеллектуальном пласте взаимодействия с партнёром.
Психологическое самбо требует:
а) использования чётких речевых формул;
б) правильно подобранной интонации – например, спокойной, холодной, задумчивой, весёлой или грустной;
в) основательности в ответе, которая достигается:
выдерживанием пауз перед ответом;
обращённостью ответа в пространство более глубокое и обширное, нежели то, которое представляет собой непосредственная зона столкновения
Техники психологического самбо:
Техника бесконечного уточнения – подробное и точное прояснение того, что является мишенью нападающего или манипулятора.
Техника внешнего согласия, или наведения тумана – выражение согласия с какой либо частью высказывания партнёра или с тем, что на то, на что он обратил внимание, действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы …
Техника английского профессора – корректное выражение сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает личных прав адресата
Возможные варианты ответов в технике бесконечного уточнения:
– Что в этом предложении кажется вам самым уязвимым для критики?
– Что нужно изменить?
– А какой цвет (стиль одежды, стиль высказывания, оборот речи) был бы более подходящим?
– Что бы ты посоветовал?
Возможные варианты ответов в технике внешнего согласия:
– Какая неожиданная мысль! Надо будет её обдумать…
– Верно! А мне и невдомёк!
– Я подумаю над тем, как мне учесть это в своей работе.
– Я сам об этом часто думаю, но пока не пришел к определённым выводам.
– Я подумаю, имеет ли это отношение ко мне.
Возможные варианты ответов в технике английского профессора:
– Это составляет предмет моих убеждений…
– Если я сделаю это, то это буду уже не я…
– Это не согласуется с моим представлением о себе.
– Я ценю некоторые свои странности и предрассудки, потому, что они помогают мне находить неординарные решения.
Информационный диалог
Информационный диалог – прояснение позиции партнёра и собственной позиции путём обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями в беспристрастном режиме.
Техники информационного диалога:
Постановка вопросов:
а) вопросы, направленные на прояснение сути дела:
– Что вы имеете ввиду, когда говорите о …
– Какие факты (условия, ограничения, преимущества и т.п.) вы имеете ввиду?
– Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?
– Что именно вы считаете неконструктивным?
б) вопросы, направленные на прояснение целей манипулятора;
– Почему вы спрашиваете об этом именно сейчас?
– Зачем ты говоришь мне об этом?
– О чём в действительности ты хочешь меня попросить?
– Что ты хочешь этим сказать?
Перефразирование:
– Вы имеете ввиду, что…
– Если я вас правильно понял, то…
– Вы утверждаете, что…
– Вы хотели сказать, что…
Ответы и сообщения:
– Это было моё решение.
– Нет я отказался поддержать этот проект
– Да, этот успех очень важен для нас
Предложение по существу дела:
– Предлагаю согласовать наши подходы до начала переговоров
– Предлагаю обсудить факты
– Предлагаю обсудить наши разногласия в свете новых данных
– Не могли бы вы пояснить некоторые детали
Предложения ограничить область обсуждения:
– Предлагаю вернуться к существу дела
– Предлагаю избегать личных комментариев в процессе обсуждения
– Предлагаю обсуждать вопросы последовательно
Отказ или отсрочка ответа:
– Я вам отвечу на этот вопрос, но, если позволите, попозже.
– Этот вопрос я обойду молчанием
Конструктивная критика
Конструктивная критика – это подкреплённое фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата
Требования к критике:
Фактологичность: оцениваются факты, события и их последствия, а не личности.
Корректность: допускаются только тактичные выражения.
Бесстрастность: анализ и оценка производится “без эмоций”, отстранённо.
Техники конструктивной критики
Выражение сомнения в целесообразности
– Боюсь, что в настоящее время это не является актуальной задачей для нашей фирмы.
– Вероятно мы сможем вернуться к этому вопросу через год. Сейчас неподходящее время для…
– Полагаю, что использование вашей идеи потребует неоправданных затрат.
Цитирование прошлого случая:
– У нас был аналогичный случай месяц (год) назад. К сожалению оказалось, что…
Ссылка на три причины:
– Я не могу принять метод трёх причин по трём причинам. Во-первых, он манипулятивен. В тот момент, когда я говорю “по трём причинам”, я ещё могу не знать причин. Во-вторых, мне в голову могут не прийти три причины, а, например, только две или даже только одна. В-третьих, это слишком длинно.
Цивилизованная конфронтация
Если принято решение вступить в конфронтацию, необходимо быть последовательным и готовым идти до конца. Конфронтация может быть эффективной, только если реализована каждая из необходимых её фаз.
Фазы конфронтации
Первая фаза конфронтации. “Я-послание” о чувствах, которые вызывает данное поведение инициатора воздействий.
Вторая фаза конфронтации. Усиление “Я-послания”
Третья фаза конфронтации. Выражение пожелания или просьбы.
Четвёртая фаза конфронтации. Назначение санкций.
Пятая фаза конфронтации. Реализация санкций
Источник
8 техник противостояния манипуляциям
Существует пять стратегий поведения в конфликтной ситуации (конфликт — как противоречие разных интересов).
- Избегание, т. е. ни вашим, ни нашим: «Я не получу то, что хочу, но и ты не получишь того, чего хочешь».
- Компромисс, торг: «Вместе пойдем на уступки друг другу».
- Сотрудничество: «Максимально учтем и твои, и мои интересы».
- Уступчивость: «Пусть будет
- Противоборство: «Все будет
Пятую стратегию поведения в конфликтной ситуации можно осуществлять двумя способами — открытым и закрытым, а именно: путем давления или манипуляции. В каком случае принимается решение использовать манипуляцию, а не давление? Если сил для давления недостаточно. Манипуляция — это стратегия слабости и применяется при дефиците ресурсов. Манипуляция — это так же, как и давление, агрессивное воздействие, но имеющее скрытую форму.
Итак, манипуляция — это стратегия достижения собственных односторонних интересов, преимущественно с использованием обмана. Ложь всегда включена в манипуляцию и перемешана в ней с правдой. Манипуляция — это смесь лжи и правды. Если манипулятору удается создать такую манипулятивную интервенцию, в которой отделить правду от лжи трудно, то адресат проглатывает ложь вместе с наживкой правды. Однако мозг человека так устроен, что он очень чувствителен к противоречию. Даже не осознавая наличие лжи, мозг посылает сигнал: «Происходит не то!». Человек оказывается сбитым с толку, теряет ориентацию, чувствует дискомфорт. Для того, чтобы научиться эффективно противостоять манипуляциям нужно научиться отделять правду от лжи в манипулятивном сообщении. Такая «расклейка» манипуляций открывает нам глаза, избавляет от навязанного чувства вины, возвращает ориентировку в происходящем.
Любое сообщение состоит из текста (знака), контекста и подтекста. Например, человеку, который вам только что отказал в услуге, вы язвительно (или обиженно) говорите: «Спасибо за готовность помочь!». В данном примере текстом являются, соответственно, сами обращенные слова, контекстом — вся ситуация, когда нам отказали в услуге, а подтекст сообщения следующий: «Еще не выслушав просьбы, ты был готов мне отказать». Противоречие в манипулятивном сообщении может заключаться как внутри текста, контекста и подтекста, так и между этими составляющими сообщения. В приведенном примере есть противоречие между текстом и контекстом с подтекстом.
Чтобы «расклеить» манипуляцию полезно выписать отдельно все «правда, что» содержащиеся в сообщении и отдельно все «неправда, что». В нашем примере правда, что человек, к которому мы обратились за помощью отказал нам в услуге и неправда, что мы точно знаем, что он заранее намеревался нам отказать.
Расклейка манипуляций необходима нам не только для того, чтобы вернуть себе потерянную ориентацию, но и для осуществления конструктивного противостояния.
Техники противостояния манипуляциям (и агрессии):
1. Игнорируем подтекст или контекст и реагируем только на прямой текст. В приведенном выше примере на выпад: «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Да не за что», как бы принимая за чистую монету слова манипулятора.
2. Обращаем внимание на то, имеет ли право человек делать то, что делает внутри контекста. Например, «Вы перестали ссориться со своей женой?»,— «Вы в самом деле думаете, что можете меня спрашивать об этом?».
3. Техника наведения тумана. Для использования этой техники нужно избегать импульсивной привычки отвечать на каждый вопрос. Техника предполагает ответ, начинающийся с согласия: в любом манипулятивном сообщении есть часть правды, нужно ее выбрать и искренне с ней согласиться. Уместно использовать с равными (если не зависим от этого человека), в ответ на личностный наезд и в случае, если все, что нам надо — чтобы от нас отстали. Частный случай техники — ответ по существу.
Например, (с сарказмом): «Вот они, плоды моего либерального воспитания!»,— «Да, что посеешь, то и пожнешь».
Или: «У тебя голова на плечах есть?»,— «Есть».
Или: «Вечно ты опаздываешь!»,— «Правда, сегодня я опоздал».
4. Техника приписывания положительных намерений или выражение благодарности за положительные намерения. Суть проста: придумываем за что в данной ситуации можно поблагодарить нашего собеседника и активно это делаем.
Например: «Ты совсем совесть потеряла!»,— «Как приятно, что ты заботишься о моем моральном облике».
«Почему ты так поздно возвращаешься?»,— «Я рад, что ты меня с нетерпением ждешь».
5. Уход из контакта. В некоторых случаях коммуникацию лучше просто прервать уходом.
6. Конструктивная конфронтация. Вслух озвучивается расклейка манипуляции. В самом первом приводимом примере, на ироничные слова «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Я правда отказываю тебе сейчас, но это не значит, что я вообще не готова тебе помогать».
7. Конкретизирующие вопросы. Замечательная техника, которая либо остановит напор манипулятора, либо поможет перевести разговор в конструктивное русло. Примеры вопросов: «Кто именно это говорит?», «Когда конкретно это произошло?». К каждому «неправда, что» можно задать конкретизирующий вопрос.
Например, «А вы всегда теперь будете уходить с работы раньше времени?»
Правда, что сегодня я ухожу раньше окончания рабочего дня, неправда, что этот человек видел, что я и до этого случая уходила с работы раньше времени.
Конструктивный вопрос: «А что, кроме сегодняшнего дня, вы еще видели, что я раньше ухожу?».
8. Вопрос о целях манипулятора. «Чего вы добиваетесь этим разговором? Почему вы заговорили об этом?». Показывает, что мы понимаем скрытые мотивы манипулятора.
Что главное в противостоянии манипуляции? Не играть в предлагаемую игру. Манипулятивную, агрессивную и т. д. Цель противостояния манипуляции — конструктивная защита личных границ, а не наезд на другого человека. Один и тот же ответ, высказанный доброжелательным или враждебным тоном, будет либо конструтивным противостоянием манипуляции, либо агрессивным выпадом. Отвечая агрессией на агрессию мы продолжаем играть в навязываемую нам игру конструктивно реагируя — мы не позволим втянуть себя в выматывающую перепалку.
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:
Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.
Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги «Укрепление личности».
Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.
Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей.
Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде. В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.
Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.
Источник