Цитата как способ передачи чужой речи способы цитирования

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Передача чужой речи на письме

Чужая речь и способы ее передачи

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» .

Рассмотрите схемы этих предложений.

2. Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте . В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос ( верить ЧЕМУ? ), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить,

Читайте также:  Народный способ вылечить поджелудочную железу

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная часть Придаточная часть

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью.

Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »

Предложение с косвенной речью.

Диктор сообщил , что завтра ожидается похолодание .

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд .

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг .

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя .

Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ


3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили : «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили , что им очень понравился этот спектакль.
  • Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль !

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

4. Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок .

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

Источник

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека. Предлагаю вспомнить способы передачи чужой речи и способы цитирования. Материал будет полезен ученикам при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_peredachi_chuzhoy_rechi.docx 15.67 КБ
sposoby_tsitirovaniya.docx 13.78 КБ

Предварительный просмотр:

Способы передачи чужой речи.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека.

Речь другого лица (одно или несколько предложений) может быть передана словами автора:

1. Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ей руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло. (Н. Гоголь.)

Этот отрывок тематически состоит из двух частей. В начале отрывка описано поведение черта в хате у Солохи. Эта часть заканчивается словами охал и сказал напрямик . А дальше автор пересказывает слова черта, передает общий смысл того, что сказал черт. Это — косвенная речь . Между обеими частями отрывка — между авторской речью и косвенной речью — существует не только тематическая, но еще и грамматическая связь. Она выражается в том, что от слова сказал в авторской речи можно поставить вопрос к косвенной речи: сказал что? Значит, авторская речь — это главная часть, а косвенная речь — подчиненная часть, которая присоединяется к главной союзом что . Вместе они составляют сложноподчиненное предложение.

Речь постороннего лица (или нескольких лиц) может быть точным воспроизведением высказывания, например:

2. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года! » (К. Ушинский.)

3. « Славная погода завтра будет », — заметил я, глядя на светлое небо. (И. Тургенев.)

4. « Ну, барин , — закричал ямщик, — беда: буран! » (А. Пушкин.)

В примерах 2—4 есть точно воспроизведенная речь посторонних лиц, или иначе — прямая речь . Во всех этих примерах слова автора представляют собой простое предложение. Прямая речь располагается то после простого предложения, то перед ним, то даже простое предложение оказывается в середине прямой речи.

Способы передачи чужой речи

Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.

Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения.

Он сказал: «Я хочу пойти с вами». – прямая речь.

Он сказал, что хочет пойти с нами . – косвенная речь в форме придаточного предложения

Он сказал о своем желании пойти с нами. – косвенная речь в форме второстепенных членов простого предложения.

В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменяясь другими лексическими средствами.

Брат сказал: « Я приду поздно». (прямая речь) — Брат сказал, что он придет поздно. (косвенная речь)

Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» (прямая речь) — Она восторженно говорила мне, что я очень хороший. (косвенная речь)

Вопрос, переведенный в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:

Я все думал, кто бы это был.
Я все думал: кто бы это был?

Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.

1) прямая речь после слов автора:

Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».

Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

2) прямая речь до слов автора:

«Я остаюсь дома» , — сказал я решительно.

«Почему?» — удивился Антон.

3) слова автора разрывают прямую речь:

«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжелый выдался день».

«Решено, — мечтательно добавил он про себя, — хоть в выходные я наконец высплюсь».

«Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». (В последнем примере в словах автора находятся два глагола со значением речемыслительной деятельности, первый из которых относится к предыдущей части прямой речи, а второй — к последующей; именно это вызывает такую постановку знаков препинания.)

4) прямая речь внутри слов автора:

Он бросил через плечо: «Иди за мной» , — и не оглядываясь зашагал по коридору.

Предварительный просмотр:

Основные способы цитирования.

Тема, о которой сегодня пойдет речь, очень важна для развития практических умений, прежде всего для умений выделять в письменных работах эпиграфы и поэтические цитаты-строфы в сочинениях на литературную или свободную тему, для написания сочинений на итоговой государственной аттестации в 9 и 11 классе ( часть С ГИА в 9 классе и часть С ЕГЭ в 11 классе), когда выпускнику необходимо грамотно использовать цитаты в письменных работах.

Для чего нужны цитаты в тексте? Прежде всего, в качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения, тем более что на экзамене сочинение без опоры на текст не оценивается.

Существуют специальные правила цитирования. Вот некоторые из них:

1. Цитата должна быть точной. Очень часто в своих сочинениях и других работах учащиеся нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу.

2. Цитата должна быть уместной. Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но использовать ее нельзя по этическим или стилевым нормам.

3. Цитата должна быть короткой. Почему? Во-первых, короткая цитата легче запоминается и воспринимается, а во-вторых, короткая цитата показывает умение точно выражать свою мысль. (В связи с данным правилом вспоминается известная фраза русского писателя А.П.Чехова: « Краткость – сестра таланта ».)

Вы, наверное, знаете, что речь талантливых людей изобилует пословицами, крылатыми фразами. Таких людей интересно слушать, их речь привлекает внимание, запоминается. И пословицы, и крылатые фразы имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции, находчивости, грамотности. А это значит, что сегодняшняя тема направлена не только на развитие речи, но и повышение ее культуры.

Основные способы цитирования

Теоретические сведения

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова.

Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитаты оформляются следующими способами:

• предложениями с прямой речью.

Например: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;

• предложениями с косвенной речью.

Например: А. П. Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою» ;

• предложениями с вводными словами.

Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей» .

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль:

Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В Брюсов:

Быть может, все в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.

Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Способы передачи чужой речи»

Презентация при изучении темы «Способы передачи чужой речи» 8 класс. Может использоваться при изучении темы «Прямая речь » в 5 классе.

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)

Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи.

Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»

Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.

Источник

Читайте также:  Способы разбора по составу
Оцените статью
Разные способы