- Государственное регулирование цикличности экономики
- Цикличность экономики как объект государственного регулирования
- Основы государственного регулирования цикличности экономики
- Готовые работы на аналогичную тему
- Фискальные инструменты государственного регулирования
- Монетарные инструменты государственного регулирования
- Цикличность как форма развития национальной экономики
- Как циклическая экономика может сгладить ущерб природе
Государственное регулирование цикличности экономики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цикличность экономики – это свойство экономической системы, которое проявляется в периодической смене фаз экономического развития с положительного тренда на отрицательный и обратно.
Цикличность экономики как объект государственного регулирования
Несмотря на утверждения классиков политической экономии, рыночный механизм регулирования экономических отношений не является идеальным. Он имеет ряд серьезных недостатков, которые приносят обществу в целом, его отдельным группам и членам серьезные негативные последствия, а сам рынок не в состоянии самостоятельно нейтрализовать их.
Одним из подобных недостатков считается цикличность экономики. Она развивается посредством смены одного цикла на другой. При этом сам цикл обязательно включает в себя следующие составные части (фазы):
- подъем (оживление) – период роста основных макроэкономических показателей;
- пик – момент, в котором макроэкономические показатели достигли своих максимальных значений в цикле;
- спад (рецессия) – период снижения основных макроэкономических показателей;
- дно (депрессия) – момент, в котором макроэкономические показатели достигли своих минимальных значений в цикле.
Переход экономики от фазы роста к фазе спада (чаще всего ее называют кризисом) сопровождается большим числом социально-экономических событий негативного характера (обесценивание сбережений, увольнение, потеря заработка, дефицит в магазинах и т.д.). А обратный переход к фазе оживления экономики может растянутся на несколько лет, тем более, если спад был очень существенным.
Рыночное регулирование не способно сгладить те крайности, которое готовит обществу циклическое развитие экономики. Отсюда следует, что существует потребность в государственном регулировании цикличности экономики.
Основы государственного регулирования цикличности экономики
Готовые работы на аналогичную тему
Государственное регулирование цикличности национальной экономики направлено на сглаживание колебаний экономического цикла и поддержание макроэкономического равновесия внутри страны с учетом развития международных экономических отношений. В настоящее время оно диктуется той антициклической (стабилизационной) политикой, которое высшие органы государственной власти разрабатывают и утверждают.
Теоретической основой деятельности государства в области регулирования экономики выступают концепции, с одной стороны, неоклассической школы, которая выступает за активную деятельность государства, ограниченную только сферой денежного обращения, и с другой стороны, неокейнсианской школы, которая видит в государстве единственную силу способную значительно повлиять на характер деловой активности в экономике.
Государственное регулирование цикличности экономики по своему содержанию может быть как стимулирующим (имеет место при фазе рецессии, чтобы предотвратить дальнейший спад), так и сдерживающим (рестрикционным) (имеет место при фазе оживления, чтобы предотвратить «перегрев» экономики).
Государственные органы, регулируя цикличность национальной экономики, преимущественно используют инструменты двух групп: фискальной (бюджетно-налоговой) группы и монетарной (денежно-кредитной) группы.
Фискальные инструменты государственного регулирования
Главными фискальными инструментами, с помощью которых государство регулирует цикличность экономики, являются налоги и государственные (бюджетные) расходы.
Если государство ставит перед собой цель простимулировать национальную экономику, то оно должно будет снизить ставки по налогам и увеличить объем бюджетных ресурсов через механизм государственных закупок. В результате этих мер у населения и субъектов хозяйствования в распоряжении останется больше денежных ресурсов, которые могут быть использованы на увеличение потребления, на расширение производства, на обновление производственной базы, на вложение инвестиций в иных формах. Иными словами, будет происходить рост деловой активности в стране.
Если государству требуется, наоборот, снизить деловую активность в стране, оно принимает противоположные бюджетно-налоговые меры. Т.е. произойдет повышение налоговых ставок и сокращение объема бюджетных ресурсов. Таким образом денежная масса будет постепенно изыматься из экономики, что соответствующим образом отразиться на всех экономических субъектах.
Государственное регулирование фискальными инструментами может осуществляться автоматически (через действие «встроенных стабилизаторов») и дискреционно (посредством принятия органами власти директивных решений).
Монетарные инструменты государственного регулирования
Главными монетарными инструментами, с помощью которых государство регулирует цикличность экономики, являются:
- ключевая ставка процента Центрального банка (ставка рефинансирования);
- норма обязательных резервов коммерческих банков;
- государственные ценные бумаги.
В данном случае механизм влияния на экономику будет аналогичным, как и в случае с фискальными инструментами. Стимулирующая государственная политика будет требовать от органов власти принятия таких решений, как снижение процентных ставок, снижение нормы банковских резервов, выкуп у держателей выпущенных ранее государственных ценных бумаг. Данная политика получила название «дешевых денег», поскольку их предложение в национальной экономике увеличивается при сохранении спроса на прежнем уровне.
Следовательно, в периоды экономического «бума» в стране правительство повышает процентные ставки и нормы банковских резервов, а также осуществляют дополнительную эмиссию государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Данная политика получила название «дорогих денег», поскольку их предложение в национальной экономике сокращается при сохранении спроса на прежнем уровне.
Источник
Цикличность как форма развития национальной экономики
Цикличность – это форма развития национальной экономики и мирового хозяйства как единого целого, движение от одного макроэкономического равновесия к другому. Цикличность – один из способов саморегулирования рыночной экономики.
Характерная черта цикличности – движение по спирали, прогрессивное развитие.
Экономический цикл (деловой цикл) – периодические колебания деловой активности, колебания уровней занятости и темпов производства и инфляции. Экономические циклы принято называть волнами.
3.4.2. Виды циклов
Циклы Д. Китчина – 2–4 года.
Циклы К.Маркса – К. Жугляра – 812 лет.
Циклы С.Кузнеца –16–25 лет.
Циклы Н.Д.Кондратьева – «длинные волны» – 40–60 лет.
Циклы Форрестера – 200 лет.
Циклы Тоффлера – 1–2 тыс. лет.
Современная периодизация длинных волн
I волна(52 года) – переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинной техникой.
II волна(48 лет) – развитие тяжелых отраслей промышленности, железнодорожный бум.
III волна (56 лет) – промышленная революция на рубеже XIX–XX вв., появление электроэнергии, двигателя внутреннего сгорания.
IV волна(45 лет) – обеспечение на основе промышленной революции массового производства для потребителя.
V волна – появление энергоемких и материалоемких отраслей, телекоммуникации.
Циклы (волны) – это периодические колебания экономической или деловой активности – уровней занятости, производства и цен.
Экономический цикл–промежуток временимежду двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры(рис.43).Экономические циклы отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности.
Фазы цикла – однородные периоды.
Рис. 43. Структура экономического цикла
Характеристика фаз цикла
Пик–высшая точка деловой активности – означает, что в экономике производство работает на полную мощность, задействованы все имеющиеся ресурсы, рост деловой активности прекращается:
высокий уровень доходов населения (растут цены);
максимальный объем производства;
денежная масса – максимальна.
Спад, рецессия– сокращение деловой активности: перепроизводство товаров, падение производства, рост безработицы, снижение доходов (падение уровня заработной платы), сокращение денежной массы.
Кризис (ниже линии тренда): резкий спад производства, падение цен, массовое банкротство предприятий и банков, рост ссудного процента, безработица.
Стимулирующая роль кризиса:возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, обновлению основного капитала, увеличению прибыли, усиливается конкуренция.
Оживление: начало расширения производства, рост занятости, уровень цен начинает повышаться.
Подъем – оживление деловой активности в форме заключения новых контрактов, повышения потребительского спроса, в результате чего происходит увеличение объема производства товаров и услуг:
вступают в строй новые предприятия;
рост заработной платы;
повышение ставки ссудного процента.
Фаза подъема заканчивается бумом, за которым в результате возникших диспропорций начинается очередной спад.
Источник
Как циклическая экономика может сгладить ущерб природе
Циклическая экономика — она же экономика замкнутого цикла — представляет собой альтернативу классической линейной экономике, основанной на принципе «производство — использование — утилизация». Задача циклической экономики — как можно более широко использовать возобновляемые ресурсы и в идеале переход на безотходное производство. Многократное использование одного и того же материала как сырья поможет минимизировать экономический ущерб окружающей среде, уверены аналитики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — «клуба» 36 наиболее развитых стран мира. В своем исследовании «Бизнес-модели циклической экономики» они рассмотрели основные вызовы и возможности циклической экономики и то, как правительства могут поспособствовать ее внедрению.
Что такое циклические бизнес-модели
Циклические бизнес-модели меняют направление движения продуктов и материалов по всей экономике, чем помогают сократить отрицательное воздействие добычи, использования и утилизации этих материалов для природы. Речь идет не только о совершенствовании конкретного производственного цикла или фабрики, но в целом об изменении процесса производства и потребления. Например, не просто обращаться с природными ресурсами более эффективно, а не использовать их вовсе. Можно выделить пять основных направлений подобных бизнес-моделей.
1. Модель циклической поставки — замена традиционных (первичных) источников сырья возобновляемыми или биологическими материалами, вторсырьем.
2. Модель вторичного использования — переработка отходов во вторсырье с последующим использованием.
3. Модель продления срока службы — замедляет оборот продукции в экономике, сокращая тем самым темпы образования новых отходов.
4. Модель шеринга — совместное использование (шеринг) одного продукта разными потребителями, что снижает спрос на новые продукты.
5. Сервисные модели — выстроены вокруг предоставления услуг, нежели продажи продуктов, стимулируя разработку экологически чистых продуктов и ответственного потребления.
При этом нельзя сказать, что рамки этих направлений установлены жестко: многие компании сочетают ту или иную бизнес-модель. Например, предприятие может производить определенную продукцию, заниматься его переработкой и одновременно предоставлять некие услуги в рамках «зеленой» экономики. Также бизнес-модели не существуют в изоляции — если одна компания выбирает для себя определенное направление, ее партнеры могут избрать связанную бизнес-модель.
Вообще, аналоги указанных моделей существовали веками, примерами могут служить такие явления, как аренда или лизинг. Разница же в том, что в современном мире эти модели становятся все более сложными и разнообразными. Если мы говорим об автомобиле, можно вспомнить как использование вторичных или переработанных материалов для запчастей, так и каршеринг. Последнее особенно касается тех регионов, где мобильность для человека важнее самого факта обладания транспортом.
Потенциал циклических моделей для охраны природы
Замыкая ресурсную цепочку и замедляя движение продукции внутри экономики, циклические бизнес-модели сокращают негативный эффект хозяйственной деятельности на экологию. Например, использование в производстве вторсырья, а не невозобновляемых ресурсов, способно сократить выбросы парниковых газов вплоть до 90%, в зависимости от отрасли. Восстановление полностью использованной продукции снизит объемы создания отходов до 80%.
По экономике шеринга практических данных немного, но совместное использование одного продукта также должно сократить ущерб для экологии. Здесь переход от принципа владения к принципу доступа создает множество новых возможностей в продуктовом дизайне, в потреблении и в конечном итоге в утилизации. Для производителей это стимул создавать долговечные и легкоперерабатываемые вещи. Для потребителей же плата не за продукт, а за предоставляемую им услугу неизбежно приведет к поведенческим сдвигам. По разным данным, те, кто в городских условиях часто прибегает к каршерингу, сокращают среднюю дистанцию, пройденную на автомобиле, на 15–40%.
В то же время остается несколько очевидных рисков, связанных с внедрением циклических бизнес-моделей.
- Наращивание производства биологических материалов приведет к изменениям в земляном покрове, а это окажет дополнительное давление на экосистему планеты и биоразнообразие.
- Без должного контроля переработка и вторичное использование материалов в массовых масштабах сделает общество более уязвимым к токсичным веществам, содержащимся в этом сырье.
- Побочным эффектом распространения шеринговой модели может стать отход от принципов экологичности. Например, развитие каршеринга сделает поездки на личном автомобиле более популярными в ущерб общественному транспорту.
- Кроме того, дешевизна и удобство шеринговой экономики высвобождает у граждан определенное количество денег, которые могут пойти на рост потребления с соответствующим негативным эффектом для природы.
Надо признать, что рыночная доля циклических бизнес-моделей сейчас в основном невелика, за исключением нескольких узких экономических ниш. Например, это принцип повторного использования сырья в сталелитейной промышленности. С другой стороны, недостаточное проникновение циклических моделей означает и то, что их рыночной доле есть куда расти.
Уже сейчас можно сказать, что использование некоторых моделей растет опережающими рынок темпами и связано это во многом с развитием технологий. Речь идет о прогрессе в целом — от совершенствования обрабатывающего производства до повсеместного проникновения интернета, смартфонов и связанных с ними услуг. За десять лет Airbnb прошел путь от некой диковинки до крупнейшего игрока на рынке краткосрочной аренды жилья. Число же пользователей каршеринга в мире растет сейчас со среднегодовыми темпами около 65%.
Другие бизнес-модели можно назвать уже достаточно зрелыми, прошедшими проверку временем. Например, последние 40 лет доля вторсырья в производстве промышленных металлов составляла в разные годы от 15 до 35%. Чтобы расширить рыночную долю зарекомендовавших себя циклических моделей, потребуются комплексные решения на уровне правительства.
Что потребуется от правительства
В конечном итоге переход к заметно более ресурсосберегающей экономике, при которой ущерб окружающей среде, связанный с производством и потреблением, заметно ниже нынешнего, потребует глубокого проникновения в жизнь указанных циклических бизнес-моделей. Правительственная политика может играть важную роль в преодолении препятствий, мешающих конкурентоспособности этих моделей.
- Например, обеспечить полное отражение издержек производства и потребления продукта для экологии в рыночных ценах.
- Продвигать сотрудничество по всей производственной цепочке внутри сектора экономики и между ними. Например, создание промышленных кластеров, поддержка онлайн-рынков материалов, установление системы сертификации вторсырья и так далее.
- Сделать так, чтобы нормативно-правовая база соответствовала задаче продвижения циклических моделей, а не помогала сохранять статус-кво.
- Совершенствовать информационные и образовательные программы, объясняя гражданам непреднамеренные последствия их поведения как потребителей. Сюда можно отнести такие косвенные шаги, как требования маркировки товаров.
- Наконец, прямо поддерживать производство продуктов циклической экономики или же спрос на них. К первому относится введение стандартов экологического проектирования, расширенной ответственности производителя, а также целевое финансирование научных разработок. Ко второму — дифференциация ставок НДС, стандарты маркировки товаров и даже специальные «зеленые» госзакупки.
Источник