Цифровое развитие это способ предоставления

Цифровое развитие это способ предоставления

Министерство цифровых технологий
и связи Калининградской области

Министерство цифровых технологий и связи

Цифровое развитие

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Под «Электронным правительством Российской Федерации» понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Виды взаимодействия
  • Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
  • Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
  • Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
  • Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).

Цели проекта

При формировании инфраструктуры электронного правительства Агентство определило следующие основные цели проекта:

  • оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг населению и бизнесу;
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  • снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Источник

Цифровизация: от простого к сложному

Сейчас много говорят о цифровизации, о том, как она может повысить эффективность бизнеса, откроет новые возможности для всех отраслей промышленности, изменит мир и самого человека.

Но как появился этот термин и что он означает? Все, что нужно знать, чтобы не потеряться в цифре и современном мире – простыми словами, от простого к сложному.

На данный момент определений для «Цифровизации» много. Но длинные формулировки и сложные фразы не дают ясности и запутывают еще больше.

Самое простое определение, которое можно дать, это численное описание окружающего мира. Но тогда получается, что цифровизация совсем не новая вещь. Люди с древности занимались созданием астрономических таблиц, морских карт и сложных чертежей. И без описаний окружающего мира с помощью цифр прогресс технологий был бы невозможен.

Однако такое определение «цифровизации» получается слишком общим и неточным.

Более подходящее объяснение «цифровизации» такое: это подход, который направлен на создание цифровой картины окружающего мира, но в формате, подходящем для обработки компьютером. В результате описания свойств объектов с помощью машинного кода возникает его цифровой двойник.

Профессора из США Майкла Гривза принято считать основоположником термина «цифровой двойник».

Полноценный «цифровой двойник» это не просто набор данных, а постоянно обновляемая цифровая модель объекта, которая получает данные со специальных датчиков. Благодаря этому появляется возможность сымитировать его поведение в реальном мире.

Для создания полнофункционального «цифрового двойника» важно не только собирать базовую информацию, но и учитывать изменения, которые происходят в самом объекте. Например, износ в процессе эксплуатации, отказы или возникновение каких-то проблем на производстве. Поэтому модель и данные нужно непрерывно обновлять.

Одно из главных преимуществ использования «цифровых двойников» в промышленности – экономия ресурсов. Одно дело проводить испытания в реальных условиях. Например, в случае с автомобильной шиной, этот процесс не только дорогой, но и очень длительный. И совсем другое – проводить тесты в виртуальной среде. Это помогает повысить качество продукта, снизить себестоимость, временные затраты и оперативно удовлетворять требования заказчика.

Завод будущего основан на «общении» умного оборудования и всех систем предприятия друг с другом: каждый объект получает свою цифровую модель и обеспечивает передачу данных. Это позволяет перейти к совершенно новому состоянию производства – промышленному интернету вещей (IIoT), который активно осваивается во всем мире. Технологии, основанные на киберфизических решениях и полной автоматизации производства, являются основой очередной промышленной революции – Индустрии 4.0.

Читайте также:  Нетрадиционный способ рисования одуванчиков

Мир интернета вещей (IoT) предполагает возможность влиять на физические объекты через изменение их цифровых двойников. Для этого применяются умные контроллеры, используемые как непосредственно в производстве, так и в составе конечной продукции.

Пример такого IoT-объекта – автомобиль Тесла и его автопилот, который собирает информацию о дорожной обстановке и передает на сервер для обучения новых моделей и совершенствования возможностей управления беспилотным транспортом. В этом автомобиле даже аккумулятор поддерживает функции IoT, поскольку его эксплуатационные характеристики являются объектом управления. Например, вы покупаете машину с гарантированным пробегом от одной зарядки, а если понадобится дополнительный пробег, то производитель может удаленно провести апгрейд, ничего не меняя в самом авто.

Итак, IoT объекты начинают общаться между собой не только в реальном мире, но и в цифровом. С помощью облачных технологий и 5G они хранят, анализируют и передают массивы данных. Конечно, здесь встает вопрос о кибербезопасности — ее развитие будет одним из ключевых трендов в ближайшие годы. Что касается нового поколения стандарта сотовой связи 5G, то эта технология не только увеличит пропускную способность и сделает наши гаджеты шустрее, но и обеспечит бесперебойную передачу данных промышленного интернета вещей.

5G впервые фокусируется на двух принципиально важных системах – массовой машинной связи и ультранизких задержках при передаче данных. Это критически важно, например, для беспилотного транспорта и технологий «умного города», где вопросы безопасности, беспрерывного взаимодействия устройств жизненно необходимы.

Что будет происходить дальше? Количество датчиков и информации будет непрерывно расти. Для полезного использования всю эту информацию нужно агрегировать, анализировать и применять для построения различных цифровых моделей. Здесь мы приходим к известному термину Большие данные ( Big data). Основным вызовом становится вопрос эффективного использования собираемой информации — на сегодняшний день речь идет не более чем о процентах от уже доступных людям данных.

Ключевые технологии, которые могут помочь с обработкой стремительно растущих массивов данных – искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение. Эти два понятия часто используют как синонимы, но это не совсем так. Попытки ученых описать принципы систем с ИИ были предприняты еще в середине прошлого века, после этого были предложены первые подходы к машинному обучению. Тем не менее, прорыв произошел только на рубеже веков: были разработаны методы глубокого обучения и ИИ стал постепенно проникать во все сферы нашей жизни.

На данный момент технология прошла определенные этапы зрелости. Сегодня активно развивается «воспринимающий ИИ». Это те умные устройства, машины с автопилотом, умные колонки, голосовые помощники, которые окружают нас сегодня, разговаривают с нами и собирают о нас информацию. А на следующем этапе, автономизация ИИ, человек будет исключаться из ряда процессов, машины научатся импровизировать и самостоятельно принимать решения.

Эволюционное развитие технологий приводит к слиянию реального мира и цифровых двойников. Встает вопрос, а может ли произойти цифровизация человека?

Раньше это было предметом научной фантастики до тех пора, пока Илон Маск не запустил проект Neuralink, который занимается прорывными нейротехнологиями. На данный момент компания решает медицинские задачи – разрабатывает нейроимплантанты, которые помогут парализованным людям и больным с нейрозаболеваниями в «общении» с окружающим миром.

Но революция нейроинтефейсов еще впереди, в будущем они сотрут границы между реальным и виртуальным пространством. Тем не менее, технологии сегодняшнего дня находятся на самом раннем этапе – их массовое применение начнется не ранее второй половины нашего века.

    Цифровизация – это совершенно новая реальность, которая меняет не только технологии, но и взаимоотношения людей, обмен ресурсами, создает новые бизнес-модели вокруг цифровых платформ.

В недалеком будущем большинство физических объектов приобретут свои цифровые двойники. И если сегодня это скорее задел крупных промышленных компаний, которые развивают Индустрию 4.0, то в дальнейшем с развитием автопилотного транспорта и «умной городской среды» это станет обиходом нашей жизни.

Читайте также:  Карбонат кальция получение двумя способами
  • Эволюционное развитие технологий приводит к слиянию реального мира и цифровых двойников: технологии сбора, передачи, хранения, обработки и анализа данных, а также растущая потребность в обеспечении приватности и кибербезопасности продолжат трансформировать все сферы нашей жизни.
  • Будущее за нейротехнологиями: они сотрут границы между мирами
  • Источник

    Разработка и реализация стратегии цифровизации

    В настоящее время, в связи с мировыми событиями, экономика России, как и экономики других стран, находится в периоде кризиса. Снижаются мировые цены на нефть, сокращается спрос в экономике: например, в апреле текущего года, по данным Лаборатории СберДанные, объем потребительских расходов в сравнении с прошлым годом снизился на 26,2%. Согласно прогнозам Минэкономразвития России, по итогам 2020 г. снижение ВВП будет 5 %, в т.ч. 9,5 % во втором квартале. Одной из причин этого является приостановление деятельности предприятий.

    На данный момент можно выделить некоторые варианты развития компаний в кризис и после него:

    · банкротство: компания объявляет себя банкротом в ситуации отсутствия принятия релевантных мер на вызовы, обусловленные кризисом;

    · минимизация ущерба: компания держит вектор на сохранение имеющейся бизнес-модели, не применяя цифровые технологии, рассчитывая на пошаговое восстановление экономики;

    · разработка новых возможностей для развития и роста: компания перестраивает бизнес-процессы, занимается их цифровизацией, привлекая к работе лучшие интеллектуальные ресурсы;

    · взрывной рост: компания осуществляет полную перестройку бизнеса через разработку новой цифровой стратегии, создавая принципиально новые продукты и услуги, осваивая новые виды деятельности, которых требует новая реальность для существенного увеличения объемов бизнеса.

    Очевидно, что наиболее эффективными становятся более мобильные компании, которые учитывают изменения в общемировом спросе, активно развивают сквозные цифровые технологии, используют цифровую трансформацию бизнес-процессов, подключаются к развитию внутренних и внешних экосистем и усиливают кооперацию. Они же выигрывают конкуренцию за потребителя, а проигравшие уходят с рынка. Таким образом, меры по повышению конкурентноспособности компаний выглядят наиболее актуальными в данной ситуации.

    Цифровизация становится практически безальтернативной стратегической моделью развития компаний в связи с особенностью кризиса – запретом на оффлайн-деятельность. Работа в этом направлении может рассматриваться как разработка новых возможностей развития компаний для вывода бизнеса на качественно новый уровень.

    На данный момент не существует общепринятого определения цифровизации, однако мы можем дать определение, которое, на наш взгляд, является наиболее полным.

    Цифровизация – это новый этап автоматизации и информатизации деятельности, который базируется не только на управлении информационно-коммуникационными технологиями, но также включает в себя накопление и анализ с их помощью больших данных для прогнозирования ситуации, оптимизации бизнес-процессов, привлечения новых контрагентов и т.д. Другими словами, процесс цифровизации изменяет модель ведения бизнеса, поведение потребителей, а также роль человека в производственных процессах на основе использования цифровых технологий.

    Цифровая трансформация предполагает более глубокие изменения – цифровые технологии внедряются во все аспекты деятельности компании и влекут за собой формирование качественно нового уклада бизнес-процессов.

    Мировое сообщество выделяет 4 модели цифровой трансформации компаний на основе степени предоставления услугой конечной ценности для клиента и звена цепочки добавленной стоимости:

    · омниканальный бизнес (например, банки, розничная торговля)

    · поставщик (например, страхование через агента, розничное приобретение бытовой техники)

    · драйвер экосистемы (например, Amazon)

    · модульный производитель (например, Paypal)

    Главным риском цифровизации является то, что сама по себе цифровизация не является универсальным средством и не может обеспечить долгосрочную устойчивость компании. Случается так, что компании, использующие активные процессы цифровизации, проигрывают конкурентам. У успешных бизнес-моделей постепенно сокращается срок существования, а новые модели связаны с высокой вовлеченностью в использование цифровых технологий. В связи с этом наиболее успешными становятся модели с синтезом новых бизнес-моделей и цифровых инструментов.

    Многие компании активно включаются в процесс цифрового развития внедряя технологии как во всю структуру бизнеса, так и в некоторые его части, разрабатывая специальные методические рекомендации по развитию цифровой культуры внутри компании.

    Крупнейшие компании мира в разных отраслях реализуют цифровизацию отдельных направлений, и это дает ощутимые результаты в виде роста объема клиентуры, производительности труда и сокращении издержек. Компании, которые придерживаются политики цифровизации, демонстрируют опережающее развитие в сравнении с другими компаниями. По данным Лаборатории СберДанные за апрель текущего года в России выручка компаний, предоставляющих цифровые товары, выросла на 22,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако во многих других отраслях наблюдается спад, который достигает 99,2 %.

    Читайте также:  Способы распространения семян пшеницы

    В таблице, предоставленной управляющим партнером O2Consulting и директором по цифровой стратегии Фонда развития цифровой экономики Анной Никитченко, отображены ключевые показатели эффективности цифровизации в ведущих компаниях различных отраслей на основе анализа стратегий развития компаний.

    Цифровизация компании – это комплексный процесс. Центральным элементом модели является модель управления (ядра) цифровизацией и компанией в целом. Руководству необходимо ответить на следующие вопросы:

    · какова роль цифровизации в развитии компании, каковы ключевые KPI;

    · какие основные цифровые управленческие технологии предполагается использовать для принятия решений;

    · каким образом в процесс принятия управленческих решений будут вовлечены сотрудники компании и внешние эксперты;

    · необходимо ли создание внутреннего центра компетенций по цифровизации;

    Следующим шагом является определение текущего состояния, а также направления создания и развития ресурсов для проведения цифровизации, в т.ч.:

    · данные и цифровые активы: необходимо понимать, какие данные используются в деятельности компании, как их структурировать и использовать для принятия управленческих решений и создания и сохранения цифровых нематериальных активов;

    · кадры, компетенции и культура: необходимо оценивать уровень цифровой готовности кадров (уровень пользования ПК, специальными программами, информационными системами и т.д.). Также важно учитывать наличие высококвалифицированных специалистов в области цифровых решений, которые смогут оперативно предложить наиболее реализуемые и целесообразные для задач компании;

    · корпоративная цифровая инфраструктура, в которую входят устройства для обеспечения информационной безопасности, персональные компьютеры, центры обработки данных и прочие устройства;

    · инвестиции для осуществления цифровизации: необходимо оценивать внутренний бюджет, который компания готова потратить на разработку, закупку и внедрение цифровых решений, а также на совместные разработки цифровых решений с партнерами, так как инвестиции в разработку цифровых решений – это актив, позволяющий повысить финансовую устойчивость компании.

    Еще одним элементом модели является цифровизация деятельности компании в рамках цепочки добавленной стоимости. Компании необходимо оценивать, какие бизнес-процессы требуют внедрения цифровых технологий, предварительно проанализировав этапы создания стоимости продуктов и услуг, включая НИОКР, инжиниринг продуктов, производство, маркетинг и послепродажное обслуживание.

    Следующим элементом становятся обеспечивающие процессы, включающие электронный документооборот, бухгалтерию, процессы управления (например, внедрение технологий для создавать отчетов и прочих документов для проведения советов директоров).

    Рост капитализации с помощью процессов цифровизации обеспечивается благодаря повышению операционной эффективности внутри имеющейся бизнес-модели и реализации возможностей роста, включающих новые бизнес-модели и цифровые продукты.

    Сегодня у компаний популярен подход к разработке стратегической модели бизнеса, который:

    · реализует выбор внутри многомерного пространства;

    · учитывает фундаментальные паттерны и тенденции;

    · предполагает быстрое и гибкое исполнение.

    В плане разработки стратегии по цифровизации, несомненно, должны быть отражены следующие пункты:

    · точка А – текущий уровень цифровой готовности компании;

    · проблемы и задачи, которые могут быть решены с помощью цифровизации;

    · точка B – целевое состояние компании в результате цифровизации, включающее определение желаемого результата с учетом целей руководства;

    · пути достижения целей с рассмотрением нескольких вариантов развития компании, а также выбор наиболее подходящего из них;

    · декомпозиция цели на задачи, мероприятия (включая бюджет, сроки, конечные результаты по каждому мероприятию).

    Для разработки и реализации стратегической бизнес модели эксперты советуют следовать Agile-подходу. Разработка может быть завершена в течении 1-1,5 месяца, стратегические решения могут быть протестированы и учтены сразу после разработки, а цифровые решения могут внедряться параллельно и давать положительный эффект еще до завершения всего процесса.

    Стремительное развитие технологий для цифровизации бизнеса привело к уменьшению стоимости и увеличению доступности цифровых сервисов, ощутимый эффект от их применения может появиться в сжатые сроки. Рассматриваемая в статье модель цифровизации применима к организациям любого размера. Стартапы, применяя инновационные инструменты, могут выйти на рынок с интересной и эффективной бизнес-моделью и быстро «разрушить» традиционные методы, которыми пользуются крупные холдинги.

    Фонд развития цифровой экономики масштабирует и сотрудничает с новыми инновационными решениями, которые применяются в цифровой стратегии для решения бизнес-вопросов, анализа кейсов в различных отраслях, а также проектов, в стратегии которых используются сквозные цифровые технологии для развития бизнеса.

    Авторы: член совета Фонда развития цифровой экономики Черешнев Максим Андреевич и директор по цифровой стратегии Фонда развития цифровой экономики, управляющий партнер O2Consulting Никитченко Анна Александровна.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы