7.7. Тексты с различными видами связи
Текст и его основные признаки
По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:
- тексты с цепными связями;
- тексты с параллельными связями;
- тексты с присоединительными связями.
Цепная (последовательная, линейная) связь, пожалуй, самый распространённый способ соединения предложений (ср. последовательную связь придаточных в сложноподчинённом предложении). Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, неизбежны цепные связи.
Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены:
- местоименные связи (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями и местоименными наречиями);
- лексические и синтаксические повторы;
- синонимические замены.
В качестве примера приведём отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.
При построении данного текста каждое последующее предложение развивает предыдущее, причём наиболее значимая информация в предыдущем предложении различными средствами повторяется в последующем, становясь основой для введения новой информации. А эта новая информация в следующем предложении вновь повторяется, становясь основой для следующей новой информации.
Так, первое предложение: Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог – можно условно разделить на две части по типу передаваемой информации. Вначале даётся описание общей ситуации (однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля), а затем – наиболее значимая по смыслу часть, характеризующая то, что, собственно говоря, произошло (я простудился и занемог). Во втором предложении: К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором – дается повтор этой информации. Существительное (лихорадка) соотносится с информацией, передаваемой ранее глаголами того же тематического ряда (простудился и занемог). Новой в этом предложении и потому наиболее значимой становится информация о том, что рассказчик послал за доктором. В следующем предложении: Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый – эта информация вновь повторяется (для этого используется синонимическая замена: доктор → лекарь), а новым является описание доктора. Далее вновь следует отсылка к предшествующему тексту (для этого используется местоимение он), и в качестве новой информации сообщается о поступках и поведении доктора.
Цепные связи очень характерны для деловой, научной, публицистической речи, то есть они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.
В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. сложноподчинённые предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.
Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются:
- параллелизм их структуры;
- единство форм выражения сказуемых.
Лишь в концовке обычно допускается смена временного плана и отсутствие параллелизма.
В качестве примера рассмотрим отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек.
Первое предложение представляет собой зачин-тезис: Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Каждое следующее предложение содержит противопоставление Хоря и Калиныча (субъекта здесь два, но они объединены в одно целое в зачине – оба приятеля) по какому-либо признаку, причём это противопоставление даётся через систему параллельных конструкций. Параллелизм структур проявляется, в частности, в том, что предложения представляют собой сложные бессоюзные конструкции, первая часть которых характеризует Хоря, вторая – Калиныча, причём их имена, повторяясь, открывают каждую часть. Далее обычно следует группа сказуемого, причём все глаголы стоят в прошедшем времени обычно несовершенного вида: был, принадлежал, понимал, ладил, ходил, благоговел и т.д. Поскольку целью описания является доказательство полной противоположности характеров героев, то И.С. Тургенев использует систему параллельных контекстуальных антонимов: человек практический, административная голова, рационалист – идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный; понимал действительность, обстроился, накопил деньжонку – ходил в лаптях, перебивался кое-как; расплодил большое семейство – детей и не бывало и вовсе; насквозь видел г-на Полутыкина – благоговел перед господином и т.д. Тем самым повествовательные контексты раскрывают тесно связанные между собой явления.
Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению, например: Ефремова жена слыла бабой неглупой – и недаром (Тургенев); Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах (Чехов).
Присоединительные конструкции обычно содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью и т.д. Г.А. Солганик в пособии «Стилистика текста» в качестве характерной иллюстрации этого вида связи приводит отрывок из очерка К.И. Чуковского «Чехов»:
И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать он мечтал не в одиночку, а вместе с другими и готов был приглашать к себе в соавторы самых неподходящих людей.
«Слушайте, Короленко. Будем вместе работать. Напишем драму. В четыре действия. В две недели».
Хотя Короленко никогда никаких драм не писал и к театру не имел отношения.
И Билибину: «Давайте вместе напишем водевиль в 2-х действиях! Придумайте 1-е действие, а я – 2-е. Гонорар пополам».
И Суворину: «Давайте напишем трагедию. »
И ему через несколько лет:
«Давайте напишем два–три рассказа. Вы – начало, а я – конец».
Обратите внимание, что присоединение, в отличие от цепной и параллельной связи, имеет более узкое применение в текстообразовании и обычно не способно самостоятельно образовывать тексты.
Кроме того, текст, особенно достаточно объёмный, обычно не строится с использованием какого-либо одного типа связи. Как правило, в тексте наблюдается их совмещение в зависимости от конкретных авторских задач.
Источник
Способы связи предложений в тексте
По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три вида:
- тексты с последовательной (цепной, линейной) связью;
- тексты с параллельной связью;
- тексты с присоединительной связью.
При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. п. Мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т. п.
Например. Однажды мы пошли на экскурсию на автозавод. Там нам показали конвейер. На конвейере собирают новые автомобили. Время сборки каждого автомобиля примерно шесть часов.
При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения.
Например. Наступила осень. Дни стали короче. На улице с каждым днем становится прохладнее. Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться.
Присоединительная связь предложений в тексте — это такой принцип построения высказывания, когда к основному сообщению прикрепляется еще одна часть в виде дополнительной информации.
Например: Он был человеком очень мнительным. И неспроста.
Для связи предложений в «данном» используются следующие средства: лексический повтор, местоимения, синонимы (в том числе контекстные), слова со значением «целое и его части».
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Русский язык
План урока:
Синтаксис: определение и общие характеристики
Название термина имеет древнегреческие корни. Научное определение понятия синтаксис звучит следующим образом.
Синтаксис занимается не только составлением, но и упорядочиванием, координированием и соединением слов в связный текст. Его цель – установить единые синтаксические правила и основы. Поскольку язык постоянно совершенствуется и меняется, синтаксис изучает способы объединения слов в однородную языковую систему.
Изучение синтаксиса стартовало в середине XIX века. Лингвисты Шахматов и Виноградов выделили его базовые единицы – словосочетание и предложение. Позже ученые добавили еще одно понятие – текст.
Рассмотрим три главные единицы синтаксиса подробнее.
Словосочетание
Словосочетание – минимальная синтаксическая единица. Ее основная функция – номинативная (называть предметы).
Научное определение звучит следующим образом:
В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. Первое – основное. Зависимое слово уточняет смысл главного.
Солнце – одно слово, означает природное явление. Не может выступать синтаксической единицей.
Желтое солнце – природное явление+его признак. Солнце – главное слово. Солнце (какое?) – желтое. Это зависимое слово. Вместе они являются словосочетанием – минимальной синтаксической единицей.
В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяют три вида словосочетаний:
Обратите внимание! Подлежащие и сказуемое – это не словосочетание, потому что нет главного и зависимого слова. Они оба главные члены предложения.
Предложение
Основной синтаксической единицей принято считать предложение. Научное определение звучит следующим образом:
Основная функция предложения – коммуникативная. Задача – формировать и выражать законченную мысль.
Грамматические и синтаксические признаки предложений:
- выражает законченную мысль;
- грамматически оформлено, имеет четкую грамматическую основу;
- всегда имеет интонацию в зависимости от цели высказывания.
Предложение отличается от словосочетания наличием предикативности и смысловой интонацией.
Предикативность выражается, в основном, с помощью наклонения и времени глагола:
- Дует ветер. Предложение сообщает о реальном событии, которое происходит в момент речи. Для этого используется глагол дуть в форме изъявительного наклонения настоящего времени — дует.
- Решайте задачу! Предложение выражает побуждение к действию. Для этого используется глагол в повелительном наклонении.
Однако нередко встречаются языковые ситуации, когда для выражения мысли глагольных форм недостаточно или они отсутствуют вовсе:
Зачем мне деньги, зачем богатство!
В рассматриваемом примере предикативность не может быть выражена глаголом, его попросту нет. В этом случае на помощь приходит смысловая интонация и соответствующие знаки препинания.
Текст
Самая объемная единица синтаксиса – текст.
Дадим ему определение:
Рассмотрим несколько примеров:
- Мама вернулась домой с работы. На улице было шумно: мчались автомобили, кричали прохожие. Хорошая погода способствовала пешей прогулке.
Предложения никак не связаны между собой по смыслу, каждое выражает индивидуальную информацию. Это – разрозненные предложения, но не текст.
- Мама вернулась с работы. Она сразу переоделась и начала готовить ужин – плов и овощной салат. Это были любимые блюда 10-летней Алины. На приготовление пищи ушло не более часа, и вскоре мама позвала семью за стол.
Это – связный текст. Он описывает приход мамы домой и ее дальнейшие действия. Каждое последующее предложение добавляет информации в общую смысловую картину.
Вывод: совокупность предложений, связанных между собой по смыслу, называется текст. Термин заимствован из латинского языка и означает «сплетение».
Виды связи предложений в тексте
Предложения складываются в текст с помощью цепной и параллельной связи. Рассмотрим эти грамматические категории подробнее.
Цепная связь
Самый распространенный способ объединения предложений в текст– цепная (последовательная, линейная) связь.
Объяснение простое: традиционно мысль развивается последовательно, предложения развивают и дополняют друг друга, вместе они образуют смысловую цепь.
Первое предложение «задает тон» всему тексту. В последующих предложениях в той или иной степени имеется информация, которая уже известно. Мысль (тема) всего лишь развивается.
Рассмотрим следующий текст:
Обстоятельства вынудили меня уехать из родного города. На новом месте я не переставала тосковать по неторопливым прогулкам в любимом парке и улыбкам на лицах прохожих. Даже милые подарки и еженедельные письма от родителей не могли облегчить душевную боль: я хотела домой.
Предлагаю определить виды связей предложений:
- 1-ое предложение со 2-м – личные местоимения (меня – я);
- 2-ое предложение с 3-им – лексические повторы (я – я).
Это самый простой пример цепной связи.
Еще один пример:
В поле стоит дом. В доме – три комнаты. Две комнаты пустые, третья – хорошо обустроена. Там, за столом, сидит девочка и рисует картину.
В этом тексте бросаются в глаза:
- повторы (дом – в доме, комнаты — комнаты);
- перечисления (три, две, третья);
- каждое новое предложение дополняет последующее.
Параллельная связь
Параллельная связь предложений характеризуется наличием большого количества союзов, вводных слов, частиц. Текст имеет единую мысль, но предложения содержат перечисления, сопоставления или противопоставления взаимосвязанных действий. Параллельная связь основана на единых по структуре предложениях.
Пример текста с параллельной связью:
Во вторник, ни свет ни заря, Анна проснулась. Дом еще спал. Она вышла во двор и стала ждать отца с работы.
Средства связи между предложениями:
- во всем тексте используются глаголы прошедшего времени (проснулась, спал, вышла, стала ждать);
- в 1-ом и 2-ом предложении используются слова одно тематической категории (проснулась – спал);
- в первом предложении есть вводные слова (ни свет ни заря – фразеологизм).
Вывод: между предложениями параллельная связь.
Подъехав к зданию справа, я велела таксисту остановить машину. С одной стороны, чтобы отдохнуть от шума двигателя, а с другой стороны, чтобы привести мысли в порядок.
Средства связи между предложениями:
- глаголы неопределенной формы (остановить, отдохнуть);
- наличие места (справа от здания);
- вводные слова (с одной стороны, с другой стороны).
Разница между цепной и параллельной связью
Цепная и параллельная связь существенно отличаются друг другу. В первом случае предложения развиваются последовательно, как бы «вытекая» друг из друга. Во втором – предложения не связаны между собой, а противопоставлены. Цепная связь чаще всего используется в рассуждениях, параллельная – в повествовательных или описательных текстах.
Источник