Центральным понятием социологии макса вебера являются способ производства

Социология. Тест 24

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Э. Дюркгейм рассматривал социальную реальность как
особого рода бытие, имеющее свой смысл в силу своей особой –коллективной – природы и свои, только ей присущие закономерности
реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой
особого рода свобода действий
политическая организация особого рода

2. М. Вебер выделял два типа социальных действий
целерациональные
ценностно-рациональные
внушение
подражание

3. Социологический труд М. Вебера
«История хозяйства: Город»
«Система позитивной политики»
«Человек и государство»
«Правила социологического метода»

4. Согласно концепции м. Вебера, социальными действиями, в наибольшей степени определяющими последовательную рационализацию общественной жизни, являются
целерациональные
ценностно-рациональные
традиционные
аффективные

5. Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера является
социальный факт
закон интеллектуальной эволюции
социальное действие
способ производства

6. Общество, по мнению Спенсера – это
случайное скопление взаимодействующих между собой людей
группа индивидов, состоящих в родственной связи между собой
достаточно длительное объединение самостоятельных индивидов, не вступающих в регулярные взаимодействия
продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие.

7. Суть исторического материализма состоит в
рассмотрении исторического процесса как материальной субстанции
признании преимущества материального мира перед духовным
выделении в качестве ведущих отношений по поводу производства материальных благ
особом внимании к материальным объектам и вещам

8. В марксистской теории социальной революции центральным является вопрос
о борьбе основных антагонистических классов
о распределении власти
о характере распределения материальных благ
о перехвате гегемонии прогрессивным классом

9. Питирим Сорокин одним из важнейших условий возникновения социального взаимодействия считал
наличие значимых символов
наличие проводников взаимодействия
наличие социальной группы
успешное прохождение социализации

10. Способ улучшения и развития социальной жизни П.А. Сорокин видел в
революции
сокращении свободы
реформах
саморазвитии

11. Слои внутри групп, по П.А. Сорокину
коллектив
страты
субкультура
общество

12. П.А. Сорокин считал, что революция – это
«приращение свободы»
«единственный способ улучшения социальной жизни»
«великая трагедия»
«помощь обществу в развитии»

13. Основные труды П.Л. Лаврова
«Исторические письма»
«Курс позитивной философии»
«Герои и толпа»
«Философия и социология. Избранные произведения: В 2-х т.»

14. Главные факторы, направляющие деятельность людей, по мнению П.Л. Лаврова
внутренние мотивы, идеалы и воля
социальные факторы
биологические факторы
общественные идеалы

15. П.Л. Лавров является представителем
психологического направления
русского революционного народничества
классического позитивизма
философского иррационализма

Источник

Понимающая социология Макса Вебера

Социология – наука, изучающая общество, особенности его развития и общественные системы, а также социальные институты, отношения и общности. Она раскрывает внутренние механизмы строения социума и развития его структур, закономерности общественных действий и массового поведения людей и, конечно же, особенности взаимодействия общества и человека.

Читайте также:  Вегетативным способом размножаются бактерии гидра малина человек

Макс Вебер

Одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из её основоположников (вместе с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом) является немецкий социолог, политический экономист, историк и философ по имени Макс Вебер. Его идеи оказали сильнейшее влияние на развитие социологической науки, а также ряда других общественных дисциплин. Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения общественных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. Само же понятие «социальное действие» также было введено Максом Вебером. Но, кроме всего прочего, этот человек является ещё и основоположником понимающей социологии, где не просто рассматриваются любые социальные действия, но распознаётся их смысл и цель с позиции вовлечённых в происходящее людей.

Понимающая социология

Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения психологии. Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. Суть понимающей социологии должна заключаться в понимании и объяснении социологом следующего:

  • Через какие осмысленные действия люди стремятся реализовать свои стремления, в какой мере и благодаря чему им это может удаваться или не удаваться?
  • Какие последствия имели и могут иметь стремления одних людей для поведения других?

Но, если Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм рассматривали социальные явления с позиции объективизма, а основным предметом анализа для них было общество, то Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.

Социальное действие

Социальное действие по Веберу может быть нескольких видов, основанных на четырёх типах мотивации:

  • Целерациональноесоциальноедействие – основывается на ожидании конкретного поведения других людей и объектов внешнего мира, а также на применении этого ожидания как «средства» или «условия» для целей, которые рационально направлены и регулируемы (например, успех);
  • Ценностно-рациональное социальное действие – основывается на сознательной вере в религиозную, эстетическую, этическую или любую другую безусловную ценность какого-либо поведения, взятого за основу вне зависимости от его успешности и результативности;
  • Аффективное социальное действие – это, главным образом, эмоциональное действие, которое обусловлено аффектами или интенсивными эмоциональными состояниями человека;
  • Традиционное социальное действие – основывается на привычном поведении человека.
Читайте также:  Натрия тетраборат раствор способ применения

Идеальный тип

Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным термином, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям.

Социальные институты

Также Вебером отдельно выделялись социальные институты, такие как государство, церковь, семья и другие, и социальные ассоциации, такие как общества и группы. Анализу социальных институтов учёный уделял отдельное внимание. В центре них всегда находится государство, которое сам Вебер определял как особую организацию публичной власти, обладающую монополией на легитимное насилие. Религия же — наиболее яркий представитель смыслообразующих начал в поведении людей. Интересно то, что Вебер интересовался не столько сущностью религии, сколько тем, как её воспринимает и понимает человек, опираясь на свои субъективные переживания. Таким образом в ходе своих изысканий Макс Вебер даже выявил взаимосвязь между религиозными убеждениями людей и их экономическим поведением.

Исследование бюрократии

В работах Макса Вебера исследуются и такие явления как бюрократия и бюрократизация социума. Следует сказать, что отношение социологической науки к бюрократии является нейтральным. Вебер рассматривал её сквозь призму рациональности, которой, в его понимании, и является бюрократия. В понимающей социологии действенность бюрократии является её основополагающей характеристикой, вследствие чего сам этот термин приобретает положительное значение. Однако Вебер также отмечал, что бюрократия представляет потенциальную угрозу для демократии и либерально-буржуазных свобод, но, несмотря на это, никакое общество не может полноценно существовать без бюрократической машины.

Влияние понимающей социологии

Появление понимающей социологии Макса Вебера и её развитие самым серьёзным образом повлияло на западную социологию середины и второй половины XX столетия. Даже в настоящее время она является предметом бурных споров в сфере теоретико-методологических проблем социологического знания в целом. Те исходные предпосылки, которые сформулировал Макс Вебер, впоследствии развивались такими известными социологами как Эдвард Шилз, Флориан Витольд Знаненцкий, Джордж Герберт Мид и многими другими. А благодаря деятельности американского социолога Талкотта Парсонса по обобщению концепций понимающей социологии, теория социального действия послужила фундаментальной отправной точкой для всей поведенческой науки современности.

Выводы

Если рассуждать с позиции Макса Вебера, то социология является наукой о социальном поведении, стремящейся к его пониманию и толкованию. А социальное поведение отражает субъективное отношение человека, его внешне или внутренне проявляемую позицию, которая ориентирована на совершение поступка или отказ от него. Это отношение можно считать поведением тогда, когда в сознании человека оно связано с определённым смыслом. И считается поведение социальным, когда по этому смыслу оно соотносится с поведением других людей. Главной же задачей понимающей социологии является определение мотивов, которые движут людьми в тех или иных ситуациях.

Читайте также:  Синекод капли способы применения

Если вас заинтересовали идеи Макса Вебера, вы можете обратиться к изучению одного (или всех) из его главных трудов – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономика и общество», «Основные социологические понятия», а также работ, посвящённых вопросам религии — «Древний иудаизм», «Религии Индии: социология индуизма и буддизма» и «Религия Китая: конфуцианство и даосизм».

Источник

Социология Макса Вебера

Социология изучает онтогенез и поведение общества, отношения между людьми и социальные институты. Изучая социологию, можно понять структуру общества, массовые поведенческие реакции людей, а также взаимодействие общества с отдельной личностью.

Одним из популярных социологов является Макс Вебер. Он и является создателем науки. Его идеи принесли большой вклад в развитие социологии, а также других наук, тесно переплетающихся с ней. Кроме того, Макс Вебер стал основоположником понимающей социологии, которая подразумевает изучение действий и распознание их целей, а также поиск смысла.

Что такое понимающая социология?

Как утверждал Макс Вебер, поведенческие реакции человека являются полностью осмысленными, поэтому наука должна иметь понимающую специфику. Это понятие нельзя отнести к области психологии, скорее, оно принадлежит социальному действию. По мнению Вебера общество с природой полностью противоположны, поэтому научные знания можно разделить на естественные и гуманитарные. Социология в свою очередь является идеальным сочетанием этих двух типов научного знания.

Понимающая социология отвечает на два главных вопроса:

  1. Какие действия исходят от людей для достижения целей?
  2. Какими последствиями действия определенного человека чреваты для окружающих?

Макс Вебер склонялся к тому, что вся сущность социологии должна рассматриваться с субъективной точки зрения и ориентироваться на поведение отдельной личности. Иными словами, предметом изучения должен быть отдельный человек с убеждениями, идеями, мировоззрением. Именно благодаря такому методу изучения социология Макса Вебера обрела название понимающей.

Социальное устройство

Согласно взглядам Вебера, социальное действие делиться на 4 типа:

  • целерациональное;
  • ценностно-рациональное;
  • аффективное;
  • традиционное.

Суть целерационального действия заключается в ожидании определенного поведения от других людей. Ценностно-рациональное подразумевает сознательную веру в любую из ценностей какого-либо поведения. Аффективное социальное действие обусловлено психоэмоциональным состоянием отдельного человека. Традиционное социальное действие является привычным поведением.

Также Макс Вебер выделял отдельно и социальные институты, к которым он отнес государство, церковь, семью, общество и группы.

Понимающая социология Макса Вебера кардинально изменила ситуацию в развитии западной социологии. На сегодняшний день ведутся активные споры в области социологического знания в целом. Макс Вебер считал, что социологическая наука должна понимать и толковать поведение человека. Социальное поведение, согласно Веберу, лишь отражает субъективное отношение человека к совершению им определенных действий. Социальным же такое поведение можно считать лишь при взаимодействии с окружающими. Но как научиться взаимодействовать с окружающими? Необходимо развивать эмоциональный интеллект. Сделать это поможет одноименный курс Викиум.

Источник

Оцените статью
Разные способы