- Понимающая социология Макса Вебера
- Макс Вебер
- Понимающая социология
- Социальное действие
- Идеальный тип
- Социальные институты
- Исследование бюрократии
- Влияние понимающей социологии
- Выводы
- Методологические основания «понимающей» социологии Макса Вебера
- Понимающая социология и ее сущность
- Готовые работы на аналогичную тему
- Теория социального действия М. Вебера
- Конспект лекций по курсу «Социология».
- 2.5. «Понимающая» социология М. Вебера.
Понимающая социология Макса Вебера
Социология – наука, изучающая общество, особенности его развития и общественные системы, а также социальные институты, отношения и общности. Она раскрывает внутренние механизмы строения социума и развития его структур, закономерности общественных действий и массового поведения людей и, конечно же, особенности взаимодействия общества и человека.
Макс Вебер
Одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из её основоположников (вместе с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом) является немецкий социолог, политический экономист, историк и философ по имени Макс Вебер. Его идеи оказали сильнейшее влияние на развитие социологической науки, а также ряда других общественных дисциплин. Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения общественных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. Само же понятие «социальное действие» также было введено Максом Вебером. Но, кроме всего прочего, этот человек является ещё и основоположником понимающей социологии, где не просто рассматриваются любые социальные действия, но распознаётся их смысл и цель с позиции вовлечённых в происходящее людей.
Понимающая социология
Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения психологии. Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. Суть понимающей социологии должна заключаться в понимании и объяснении социологом следующего:
- Через какие осмысленные действия люди стремятся реализовать свои стремления, в какой мере и благодаря чему им это может удаваться или не удаваться?
- Какие последствия имели и могут иметь стремления одних людей для поведения других?
Но, если Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм рассматривали социальные явления с позиции объективизма, а основным предметом анализа для них было общество, то Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.
Социальное действие
Социальное действие по Веберу может быть нескольких видов, основанных на четырёх типах мотивации:
- Целерациональноесоциальноедействие – основывается на ожидании конкретного поведения других людей и объектов внешнего мира, а также на применении этого ожидания как «средства» или «условия» для целей, которые рационально направлены и регулируемы (например, успех);
- Ценностно-рациональное социальное действие – основывается на сознательной вере в религиозную, эстетическую, этическую или любую другую безусловную ценность какого-либо поведения, взятого за основу вне зависимости от его успешности и результативности;
- Аффективное социальное действие – это, главным образом, эмоциональное действие, которое обусловлено аффектами или интенсивными эмоциональными состояниями человека;
- Традиционное социальное действие – основывается на привычном поведении человека.
Идеальный тип
Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным термином, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям.
Социальные институты
Также Вебером отдельно выделялись социальные институты, такие как государство, церковь, семья и другие, и социальные ассоциации, такие как общества и группы. Анализу социальных институтов учёный уделял отдельное внимание. В центре них всегда находится государство, которое сам Вебер определял как особую организацию публичной власти, обладающую монополией на легитимное насилие. Религия же — наиболее яркий представитель смыслообразующих начал в поведении людей. Интересно то, что Вебер интересовался не столько сущностью религии, сколько тем, как её воспринимает и понимает человек, опираясь на свои субъективные переживания. Таким образом в ходе своих изысканий Макс Вебер даже выявил взаимосвязь между религиозными убеждениями людей и их экономическим поведением.
Исследование бюрократии
В работах Макса Вебера исследуются и такие явления как бюрократия и бюрократизация социума. Следует сказать, что отношение социологической науки к бюрократии является нейтральным. Вебер рассматривал её сквозь призму рациональности, которой, в его понимании, и является бюрократия. В понимающей социологии действенность бюрократии является её основополагающей характеристикой, вследствие чего сам этот термин приобретает положительное значение. Однако Вебер также отмечал, что бюрократия представляет потенциальную угрозу для демократии и либерально-буржуазных свобод, но, несмотря на это, никакое общество не может полноценно существовать без бюрократической машины.
Влияние понимающей социологии
Появление понимающей социологии Макса Вебера и её развитие самым серьёзным образом повлияло на западную социологию середины и второй половины XX столетия. Даже в настоящее время она является предметом бурных споров в сфере теоретико-методологических проблем социологического знания в целом. Те исходные предпосылки, которые сформулировал Макс Вебер, впоследствии развивались такими известными социологами как Эдвард Шилз, Флориан Витольд Знаненцкий, Джордж Герберт Мид и многими другими. А благодаря деятельности американского социолога Талкотта Парсонса по обобщению концепций понимающей социологии, теория социального действия послужила фундаментальной отправной точкой для всей поведенческой науки современности.
Выводы
Если рассуждать с позиции Макса Вебера, то социология является наукой о социальном поведении, стремящейся к его пониманию и толкованию. А социальное поведение отражает субъективное отношение человека, его внешне или внутренне проявляемую позицию, которая ориентирована на совершение поступка или отказ от него. Это отношение можно считать поведением тогда, когда в сознании человека оно связано с определённым смыслом. И считается поведение социальным, когда по этому смыслу оно соотносится с поведением других людей. Главной же задачей понимающей социологии является определение мотивов, которые движут людьми в тех или иных ситуациях.
Если вас заинтересовали идеи Макса Вебера, вы можете обратиться к изучению одного (или всех) из его главных трудов – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономика и общество», «Основные социологические понятия», а также работ, посвящённых вопросам религии — «Древний иудаизм», «Религии Индии: социология индуизма и буддизма» и «Религия Китая: конфуцианство и даосизм».
Источник
Методологические основания «понимающей» социологии Макса Вебера
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понимающая социология и ее сущность
Макс Вебер является одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из ее основоположников. Его идеи оказали серьезное влияние на развитие социологии как науки, а также на становление ряда других гуманитарных дисциплин. Вебер при жизни придерживался концепции антипозитивизма. Исследователь утверждал, что для того, чтобы углубленно изучить общественные действия, требуется применять интерпретирующий подход.
Также М. Вебер ввел еще одно понятие, которое получило название «социальное действие». Понимающей социологии он уделил должное внимание, поскольку через нее полностью меняется представление о том, что же такое социология, как она развивается, какой смысл включает в себя, и какое место в социологии занимает человек и человеческая личность. Социология должна быть понимающей, поскольку поведение человека полностью осмысленно им самим. Однако это понимание не следует относить к категории психологического, поскольку смыслы здесь более социальные.
Смысл – часть социального действия и часть поведения. Он соотносится с действиями и поведением других людей, ориентируется и регулируется ими. Основой для созданной дисциплины М. Вебер сделал представления о том, что законы природы и общества не едины, а противоположны друг другу. Существует два типа научного знания:
- естествознание – науки о природе;
- гуманитарное знание – науки о культуре.
Социология является пограничной наукой, в которой сочетаются лучшие характеристики естествознания и гуманитарного знания. Из гуманитарного направления взята методология понимания и последующего соотнесения с ценностными ориентациями, а из естественного знания позаимствовано причинно-следственное толкование окружающей действительности. И человек, и эксперт в отрасли привержены к точным данным, поэтому характеристики, взятые из естествознания, являются крайне важными.
Суть понимающей социологии состоит в понимании и объяснении некоторых процессов и характеристик, а именно:
- через какие осмысленные действия индивид стремится реализовывать стремления, в какой мере ему это удается или не удается и почему;
- какие последствия имеют стремления одних людей для поведения других людей, в чем эти последствия могут быть отрицательными, и как избежать рисков, минимизируя их.
Готовые работы на аналогичную тему
М. Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи. Именно индивид со своими собственными целями и мотивациями, убеждениями и мировоззрением может понять, почему происходят те или иные события, чем обусловлены социальные взаимодействия, и какие у этих взаимодействий последствия.
Теория социального действия М. Вебера
От понимающей социологии М. Вебер переходит к теории социального действия. Согласно его мнению, социальное действие может быть нескольких видов и зависит от типов мотивации:
- целерациональное социальное действие;
- ценностно-рациональное социальное действие;
- аффективное социальное действие;
- традиционное социальное действие.
Целерациональное социальное действие основано на ожидании определенного человеческого поведения от людей и объектов внешнего мира. Ожидание может быть использовано в качестве условия для целей, которые направлены и регулируемы. Например, ожидание успеха, к которому индивид идет, взаимодействуя с другими членами общества и высказывая свое мнение относительно ожиданий.
Ценностно-рациональное социальное действие основано на сознательной вере в ценности – религиозные, этические и эстетические. То есть, индивид верит в любую безусловную ценность поведения, которое лежит в основе действий и не зависит от его успешности и результативности.
Аффективное социальное действие эмоционально. Оно обуславливается аффектами и интенсивным эмоциональным состоянием человека. Каждый из нас испытывает спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных. Эмоции порой мешают человеку реализовывать действия, мешают ему сконцентрироваться на действительно значимых и важных событиях, которые влияют на его жизнь. Но те же эмоции и аффекты могут выступать в качестве сильнейших мотиваторов. Последний тип социального действия – традиционное. Оно основывается на привычном поведении человека. В процессе социализации личность постигает социальные ценности и нормы, сосуществует с другими членами общества, приобщаясь к единой традиции. Поэтому его поведение становится в определенной степени предсказуемым, традиционным. Эти же установки он будет передавать следующим поколениям, поддерживая устойчивость, традиционность и консервативность своих убеждений и взглядов.
Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным определением, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям. Но идеальный тип не может быть измерен, он не может быть постигнут в теоретическом плане, поскольку он по большей части утопичен. Но при этом к идеальному типу можно приблизиться, если действовать в соответствии с имеющимися установками и поддерживать определенные типы поведения.
Таким образом, М. Вебер стал одним из первых авторов, кто перешел к подобной модели анализа общества и человеческой личности. Делая акцент на оригинальности и уникальности человека, а также на его мотивациях и ценностях, М. Вебер сумел «понять» личность индивида.
Источник
Конспект лекций по курсу «Социология».
2.5. «Понимающая» социология М. Вебера.
Макс Вебер (1864–1920) – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий» и др.
Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как «общество», «государство», «народ» и др.
Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие «идеальный тип», ставшее центральным в его методологии. «Идеальный тип» – это мыслительная, логическая конструкция, с помощью которой исследователь должен изучать явления (через определение степени отклонения этих явлений от данного «идеального типа»).
Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное:
? целерациональное действие– действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. В качестве типичного примера такого действия может служить экономическое поведение предпринимателя;
? ценностно-рациональное действие– действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, не считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требуют от него долг, достоинство, религиозные предписания и т. д.;
? традиционное действие – действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;
? аффективное действие – действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии – стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т. д. Такое действие находится «на границе» осмысленного человеческого поведения.
Вебер считал, что по степени распространения того или иного типа социального действия можно судить о характере и уровне развития всего общества. Так, он отмечал, что в архаичных, примитивных обществах преобладают аффективные и традиционные действия, а в индустриальных, высокоорганизованных обществах – ценностно-рациональные и, особенно, целерациональные действия.
Весь исторический процесс представлялся Веберу как растущая рационализация всех сторон общественной жизни. В его трактовке – это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно – античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом и техникой; рационального римского права, получившего на европейской почве свое дальнейшее развитие; рационального способа ведения хозяйства, возникшего благодаря отделению рабочей силы от средств производства.
Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности, по Веберу, находит в правовом государстве, функционирование которого основывается на рациональном взаимодействии граждан и строгом соблюдении законности.
Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма стало главной темой веберовской работы «Протестантская этика и дух капитализма». В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические, но и духовные предпосылки. Особенно важную роль сыграла протестантская религиозная этика, основные принципы которой (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость и т. д.) во многом способствовали развитию предпринимательства и «духа капитализма».
Значителен вклад Вебера в разработку проблем политической социологии, в частности типизации политического господства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: легальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которому соответствует целерациональное действие, предполагает подчинение закону, а не личности; второй тип, основанный на традиционном действии, обусловлен обычаями, традициями, «привычкой к определенному поведению»; третий тип базируется на вере в необыкновенный дар (харизма – от греческого «божественный дар») носителя власти и связан с аффективными действиями.
Заслуживает также внимания идея Вебера о плебисцитарной демократии, дающей возможность всенародного избрания политического лидера (президента), который мог бы от имени народа направлять деятельность бюрократического государственного аппарата в интересах народных масс.
Важное место в научном творчестве Вебера занимает социология религии, главную задачу которой он видел в выявлении смысла религиозных действий. Анализ мировых религий привел исследователя к выводу, что существует определенная взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением, а религиозно-этические установки оказывают влияние на характер и методы хозяйственной деятельности.
Вебер внес крупный вклад в разработку практически всех отраслей социологического знания. Его идеи, методологические принципы, связанные с «пониманием» социального действия, построением «идеальных типов», сравнительной характеристикой разных систем, оказали большое воздействие на развитие теоретической мысли и стимулировали появление новых направлений в мировой социологии ХХ в.
Источник