- Централизованные и децентрализованные финансы
- Общие сведения
- Перемещение средств
- Централизованные и децентрализованные финансы
- Публичные фонды
- Состав децентрализованных финансов
- Источники формирования
- Принципы функционирования института
- Распределение средств
- Независимость субъектов
- Некоммерческие структуры
- Домашние хозяйства
- Сводный баланс
- Заключение
- Централизованное снабжение материальными ценностями
- Участники централизованного снабжения
- Варианты централизованного снабжения и документальное оформление
- Отражение операций по централизованному снабжению в бухгалтерском учете
- Централизованное снабжение между участниками бюджетного процесса (заказчиком – главным распорядителем бюджетных средств и грузополучателем – получателем бюджетных средств).
- Централизованное снабжение головным учреждением своих обособленных подразделений (филиалов).
- Централизованные закупки в пользу бюджетных (автономных) учреждений.
Централизованные и децентрализованные финансы
В рыночных условиях состояние финансовой системы отражает социальную, экономическую и политическую стороны жизни государства. Выступая в качестве многоуровневой структуры, она охватывает ресурсы страны в форме денежных фондов, различных по своему назначению. В рамках этой системы различают централизованные и децентрализованные финансы. Рассмотрим далее эти категории более подробно.
Общие сведения
Денежные фонды могут находиться в собственности государства, в лице которого выступают исполнительные и законодательные органы, или граждан и юрлиц. В ходе деятельности используются разные средства. К ним, в частности, относят наличность (казначейские билеты, банкноты), безналичные деньги (на счетах в банках, кредитных учреждений, аккредитивы и сертификаты), ценные бумаги (акции, опционы, векселя, облигации).
Перемещение средств
Находясь в постоянном движении, финансы формируют соответствующие потоки, которые требую четкой организации. Направления перемещения денег связывают элементы всей системы в одно целое. В зависимости от сложности различают много-, одно- и двусторонние потоки. В последних движение денег происходит в одном направлении. К примеру, средства, перечисленные из федерального бюджета, идут для финансирования расходов Пенсионного фонда. При двустороннем потоке деньги перемещаются между двумя элементами или определенным звеном и сектором, не включающим его, прямо и обратно. Например, в бюджет перечисляются налоги от компаний, но при соблюдении ряда условий последние могут получить средства обратно в форме кредитов или субсидий. Многосторонние потоки охватывают одновременно разные части финансовых средств и идут в различных направлениях. В домашнем хозяйстве бюджет образуется из доходов от тех или других источников. Так, глава семьи или иной ее член получает зарплату на предприятии, из бюджета поступают трансфертные платежи. Вместе с этим, субъекты отчисляют налоги во внебюджетные фонды и непосредственно в бюджет.
Централизованные и децентрализованные финансы
С распадом СССР денежная система страны претерпела ряд существенных изменений. До 1991 года в структуру входили финансы общегосударственного значения, непроизводственной и производственной сферы. В госбюджете СССР были объединены непосредственно союзная денежная система, а также государственные республиканские потоки и средства соцстрахования. На первый элемент приходилось 50-52 % совокупного объема денежных ресурсов. 35 % из этих средств были в распоряжении республик, а 15 % входили в местные бюджеты. С 1 января 2000 года в РФ действует отраслевой Кодекс. В соответствии с ним, средства, находящиеся в собственности государства, объединяются в бюджетную систему — централизованные финансы. Этот институт — важнейший элемент всей денежной структуры. Однако в системе выделяют еще одно ключевое звено — децентрализованные финансы и финансы предприятий. Они лежат в основе денежной системы, так как именно в области материального производства концентрируется большая часть средств страны.
Публичные фонды
Сегодня в России действует трехуровневая бюджетная система. В централизованные фонды входят бюджеты:
- Федеральный.
- Субъектов РФ (краев, республик, областей, АО, городов фед. значения).
- Муниципальных образований.
Бюджеты представляют собой финансовую основу управления государственных и местных органов власти. Каждый из элементов системы функционирует автономно. Это значит, что нижестоящий бюджет со своими расходами и доходами не входит в вышестоящий. Внутри этих звеньев могут создаваться специальные фонды по целевому назначению или отчислениям от определенных доходов и прочих поступлений. Планирование бюджетных ресурсов осуществляется посредством составления консолидированного бюджета — сводного плана. В нем объединяются финансовые средства всех уровней системы. За счет последних обеспечивается структурное реформирование экономики, развитие техники и науки, повышается эффективность производства, проводятся преобразования в ЖКХ и военной отрасли.
Состав децентрализованных финансов
Этот институт объединяет разные средства. В частности, к децентрализованным финансам относятся денежные потоки некоммерческих и коммерческих компаний, домашних хозяйств. Указанные ресурсы участвуют в формировании денежных фондов в стране. Состояние средств, входящих в сферу децентрализованных финансов, оказывает влияние на платежеспособность государства и, следовательно, реализацию всех запланированных социальных и экономических программ.
Источники формирования
Децентрализованные финансы образуются при распределении стоимости ВВП и прочих резервов. В структуре децентрализованных финансов присутствуют:
1. Собственные средства и приравненные к ним. В первую категорию входит прибыль компаний и прочие накопления. Приравненными средствами считается минимальная задолженность по:
- оплате труда сотрудникам;
- авансам заказчиков по исполнению определенного вида работ;
- налоговым и неналоговым отчислениям.
2. Заемные средства. К ним относят:
- бюджетные ссуды;
- коммерческие кредиты;
- банковские ссуды.
3. Привлеченные потоки (средства прочих хозяйственных субъектов) — внешние инвестиции и паевые взносы.
4. Ресурсы, которые получены в порядке перераспределения на страховом и финансовом рынках, из бюджета вышестоящими организациями.
Принципы функционирования института
В рыночных условиях денежные взаимоотношения хозяйствующих субъектов базируются на ряде основополагающих положений. При соблюдении этих принципов использование децентрализованных финансов, функционирование всей системы становятся максимально эффективными. Они обеспечивают стабильность экономики и социального сектора. При этом основным источником социального и производственного развития рабочих коллективов становится доход.
Распределение средств
Большое значение для стабильного функционирования института имеет порядок, в соответствии с которым осуществляется управление децентрализованными финансами. Он предполагает разработку определенных программ, выявление наиболее перспективных направлений распределения средств. Ресурсы могут использоваться для:
- Возврата заемных средств, выплаты процентной ставки.
- Исполнение финансовых обязательств, установленных законодательством.
- Покрытие расходов, касающихся расширения производства (увеличение оборотного и основного капитала, вложения, связанные с технологическим перевооружением, модернизацией, реконструкцией).
Независимость субъектов
В современных условиях действующие на рынке отечественные компании обладают правом самостоятельно направлять децентрализованные финансы. Эта относительная независимость позволяет фирмам:
- Рационально и наиболее выгодно распределять прибыль от сбыта своей продукции.
- Распоряжаться по собственному усмотрению доходами.
- Формировать социальные и производственные фонды.
- Изыскивать необходимые им средства для реализации инвестиционных программ, применяя для этого, кроме прочего, внешние ресурсы (банковские кредиты, депозитные сертификаты, облигации, эмиссию и прочие инструменты).
Децентрализованные финансы организаций обеспечивают необходимыми средствами производственный сектор экономики. Основной целью коммерческих фирм выступает прибыль. Только при непрерывном ее поступлении могут осуществляться обязательные и добровольные платежи, инвестирование, выплата зарплат и прочие необходимые мероприятия, обеспечивающие повышение уровня благосостояния общества.
Некоммерческие структуры
К этой категории относятся разные добровольные фонды, союзы, религиозные и благотворительные организации. При их формировании ставятся определенные цели, в число которых не входит получение прибыли. Их фонды образуются за счет пожертвований и добровольных взносов, бюджетных поступлений, средств учреждений и пр.
Домашние хозяйства
Децентрализованные финансы формируются, кроме прочего, за счет личных средств населения. Денежные ресурсы домашних хозяйств занимают особое место в рассматриваемом институте. Исключительное значение эти потоки имеют при создании НД и ВВП. Децентрализованные финансы участвуют и в процессе регулирования платежеспособного спроса в стране. Определенная доля создаваемого ВВП в форме услуг и товаров проходит через семейные бюджеты. Чем выше будут доходы населения, тем, соответственно, выше спрос на выпускаемые материальные ценности. Это, в свою очередь, обеспечивает стабильное экономическое состояние самих производителей.
Сводный баланс
Вся финансовая система и ее ресурсы отражены в доходной части отчетности. Следует, однако, отметить, что сводный баланс охватывает далеко не все денежные резервы страны. Полностью в него включены только централизованные финансы — средства бюджетов и внебюджетных фондов. Что касается остальных ресурсов, то они представлены только амортизационными отчислениями и прибылью. В сводный баланс не включаются поступления от страховых выплат, заемные средства, сбережения и доходы домохозяйств, привлеченные инвестиции, отчисления от штрафных санкций. В соответствии с ориентировочными данными, на долю централизованных фондов приходится порядка 60 %, а децентрализованных — около 40 % всех финансовых ресурсов. Но если учесть все доходы домохозяйств, принять в расчет более точные величины фондов компаний, то положение может измениться в пользу последних.
Заключение
В рамках финансовой деятельности выполняются разнообразные мероприятия. В их числе планирование, инвестирование, страхование, налогообложение, аудит, инспектирование и так далее. Формирование и распределение централизованных фондов осуществляется государством. Для этих средств нормативными актами жестко определяются источники, направления движения. Что касается децентрализованных финансов, то в отношении них не установлен такой контроль. Хозяйствующие субъекты обладают определенной независимостью, самостоятельностью при решении этих вопросов. Вместе с этим, на них накладывается и ответственность перед государством за соответствие в своей финансовой деятельности установленным в законодательстве требованиям.
Источник
Централизованное снабжение материальными ценностями
Ларцева Л. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Одним из способов обеспечения учреждений физической культуры и спорта материальными ценностями является централизованное снабжение. О порядке оформления централизованных поставок, а также о правилах отражения таких операций в бухгалтерском учете расскажем ниже.
Участники централизованного снабжения
Участниками централизованных поставок являются:
1) поставщик – организация, осуществляющая поставку материальных ценностей;
2) заказчик – учреждение (государственный орган), наделенное полномочиями по заключению договора (государственного контракта) с поставщиком;
3) грузополучатель – учреждение, которому непосредственно поступают материальные ценности.
В денежных расчетах, связанных с централизованным снабжением, участвуют заказчик и поставщик. Грузополучатель при этом лишь принимает материальные ценности.
При осуществлении централизованных закупок за счет средств бюджета (субсидий, предоставленных из бюджета) заказчики, за исключением автономных учреждений, обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Варианты централизованного снабжения и документальное оформление
Согласно условиям договора поставки при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю.
Помимо договора и сопроводительных документов поставщика, еще одним важным документом, применяемым для оформления взаимосвязанных расчетов между заказчиком и грузополучателем, является извещение (ф. 0504805). Такое извещение в обязательном порядке формируется в двух экземплярах.
Порядок и очередность оформления извещений при централизованном снабжении устанавливаются учетной политикой учреждения-заказчика:
1) в случае формирования заказчиком извещений об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей последний при получении извещений осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом также путем направления извещения;
2) в случае формирования грузополучателем извещений о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика оба экземпляра извещения направляются заказчику. Заказчик при получении извещений заполняет их в своей части и возвращает в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.
Изложенные выше правила оформления извещений установлены Инструкцией № 162н. Хотя названная инструкция применяется учреждениями, являющимися участниками бюджетного процесса (в частности, казенными учреждениями), по мнению автора, указанные правила могут быть распространены и при оформлении взаимоотношений по централизованному снабжению бюджетных и автономных учреждений.
Отражение операций по централизованному снабжению в бухгалтерском учете
Централизованное снабжение между участниками бюджетного процесса (заказчиком – главным распорядителем бюджетных средств и грузополучателем – получателем бюджетных средств).
Порядок бюджетного учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями приведен в разд. 6 Инструкции № 162н. Приведем установленную в данном разделе корреспонденцию счетов:
Содержание операции
Дебет
Кредит
В учете заказчика
Перечисление аванса поставщику на условиях контракта на централизованное снабжение
1 206 31 560
1 206 32 560
1 206 34 560
1 304 05 310
1 304 05 320
1 304 05 340
Поставка материальных ценностей:
непосредственно грузополучателю, минуя склад заказчика
1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340
1 302 31 730
1 302 32 730
1 302 34 730
на склад заказчика с дальнейшей передачей в адрес грузополучателя
1 106 31 310
1 106 32 320
1 106 34 340
1 302 31 730
1 302 32 730
1 302 34 730
1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340
1 106 31 410
1 106 32 420
1 106 34 440
1 302 31 830
1 302 32 830
1 302 34 830
1 206 31 660
1 206 32 660
1 206 34 660
Отражение суммы недостачи, порчи ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии их грузополучателем
1 302 31 830
1 302 32 830
1 302 34 830
1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340
Отправка поставщику возвратной тары:
на сумму предъявленного поставщику счета
на сумму разницы между ценой приобретения тары и ценой, по которой возвращена тара поставщику
на сумму поступивших от поставщика денежных средств за возвратную тару
1 210 02 440
1 303 05 830
В учете грузополучателя
Поступление материальных ценностей напрямую от поставщика
1 106 31 310
1 106 32 320
1 106 34 340
1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340
Поступление материальных ценностей со склада заказчика
1 101 3x 310
1 102 32 320
1 105 3x 340
1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340
Отражение суммы материальных ценностей, отправленных грузополучателю, но не поступивших к моменту получения извещения от заказчика:
при получении извещения
1 107 31 310
1 107 33 340
1 304 04 310
1 304 04 340
при получении материальных ценностей
1 106 31 310
1 106 34 310
1 107 31 310
1 107 33 340
1 101 3x 310
1 105 3x 340
Отражение суммы материальных ценностей, полученных грузополучателем до момента получения извещения от заказчика:
при получении материальных ценностей
Забалансовый счет 22*
при поступлении извещения от заказчика
1 106 31 310
1 106 32 320
1 106 34 340
1 304 04 310
1 304 04 320
1 304 04 340
1 101 3x 310
1 102 32 320
1 105 3x 340
Забалансовый счет 22
Отражение возвратной тары
* Забалансовый счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» предназначен для учета грузополучателем полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем извещения (подтверждения заказчиком централизованной закупки исполнения поставки по централизованному снабжению и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя). При этом пользование имуществом до получения указанных документов (подтверждения исполнения поставки по централизованному снабжению) допускается казенным учреждением – при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств (п. 375 Инструкции № 157н**).
** Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Пример 1.
Департамент спорта (заказчик) заключил договор по централизованному снабжению районных управлений спорта (грузополучатель) спортивным инвентарем (теннисными столами) – по 1 столу в каждое управление. Общая стоимость договора поставки составляет 80 000 руб. (4 стола по 20 000 руб. каждый). Согласно условиям договора поставка осуществляется напрямую грузополучателям. Размер аванса по договору равен 30% (24 000 руб.)
В бюджетном учете указанные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
В учете заказчика
Перечислен аванс поставщику
Получены от грузополучателей извещения о получении инвентаря с приложением накладных
Зачтен ранее перечисленный аванс
Произведен окончательный расчет с поставщиком
(80 000 — 24 000) руб.
В учете каждого грузополучателя
Поступил инвентарь от поставщика (отправлены извещения заказчику в целях подтверждения взаимосвязанных показателей)
Принят инвентарь к учету в состав основных средств
Централизованное снабжение головным учреждением своих обособленных подразделений (филиалов).
При централизованной закупке головным учреждением материальных ценностей для своих обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета, заказчиком выступает головное учреждение, а грузополучателем – обособленное подразделение.
Отражение взаимосвязанных расчетов в рамках таких операций осуществляется с применением счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», при этом на основании оформленных извещений (п. 142, 143 Инструкции № 174н, п. 170, 171 Инструкции № 183н):
у головного учреждения передача нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 304 04 000 и кредиту соответствующих аналитических счетов по счетам 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»;
у обособленного учреждения получение нефинансовых активов – по дебету соответствующих аналитических счетов по счетам 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» и кредиту счета 0 304 04 000.
Пример 2.
Государственный университет физической культуры и спорта (бюджетное учреждение) имеет в других регионах два филиала, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета. За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, университет заключил договор поставки спортивной одежды на сумму 40 000 руб. (20 комплектов по 2 000 руб.). Условиями договора предусмотрено поступление спортивной одежды на склад университета с дальнейшей передачей в адрес филиалов. Аванс по договору составляет 12 000 руб.
В бухгалтерском учете указанные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
В учете головного учреждения
Перечислен аванс поставщику
Забалансовый счет 18 (КОСГУ 340)
Поступила спортивная одежда на склад головного учреждения
Зачтен ранее перечисленный аванс
Произведен окончательный расчет с поставщиком
(40 000 — 12 000) руб.
Забалансовый счет 18 (КОСГУ 340)
Отражена передача спортивной одежды в адрес обособленных подразделений (на основании оформленных и переданных извещений)
Предоставлены филиалами заполненные извещения, подтверждающие получение ими спортивной одежды
В учете каждого из филиалов
Поступила спортивная одежда (один экземпляр извещения возращен в головное учреждение)
* В соответствии с п. 341 Инструкции № 157н забалансовый счет 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» предназначен для учета материальных ценностей, оплаченных субъектом учета, уполномоченным на централизованное заключение контракта (договора) и отгруженных грузополучателям в рамках централизованной закупки.
Принятие к учету на счет 05 материальных ценностей отражается заказчиком на основании первичных документов, подтверждающих отгрузку материальных ценностей в пользу грузополучателя, в сумме выплат на их приобретение.
При получении заказчиком подтверждения о получении грузополучателем материальных ценностей, отгруженных в их адрес, указанные ценности подлежат списанию с забалансового учета по стоимости, по которой они ранее принимались к учету.
Централизованные закупки в пользу бюджетных (автономных) учреждений.
На практике нередки случаи, когда главный распорядитель бюджетных средств (учредитель) осуществляет централизованные закупки в пользу подведомственных бюджетных (автономных) учреждений. Возникает вопрос, как отражать такие операции в бухгалтерском учете, ведь в инструкциях № 174н, 183н проводок по централизованному снабжению бюджетных (автономных) учреждений не предусмотрено.
По мнению автора, в данном случае взаимосвязанные расчеты между заказчиком-учредителем и грузополучателями – бюджетными, автономными учреждениями отражаются как безвозмездная передача. Рассмотрим порядок отражения таких операций на примере.
Пример 3.
Департаментом спорта (заказчик) заключен договор централизованной закупки велосипедов для подведомственных спортивных школ (бюджетные учреждения). Общая стоимость закупки составляет 255 000 руб. (стоимость 1 велосипеда – 17 000 руб.). Согласно условиям договора поставка осуществляется непосредственно в школу (по 5 велосипедов в каждую из 3 школ). Поставка производится после внесения заказчиком предоплаты в сумме 76 500 руб.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Источник