Обслуживание рабочих мест
Обслуживание рабочих мест– система мероприятий по обеспечению рабочих мест средствами и предметами труда и услугами производственного характера для осуществления трудового процесса.
Обслуживание связывает множество специализированных рабочих мест и производственных участков в единый, эффективно функционирующий производственный организм. Без четко отлаженной системы обслуживания невозможно реализовать ни самые передовые достижения в развитии техники и технологии, ни возможности высокой квалификации и передового опыта рабочих-исполнителей.
Система обслуживания — это целый комплекс мероприятий по выполнению вспомогательных работ, обеспечивающих рабочие места основных рабочих всем необходимым для высокопроизводительной, ритмичной работы в течение длительного времени — от смены и недели до года и более.
В развитом, крупном и хорошо организованном производстве насчитывается до 11 функций обслуживания.
8.ремонтно — строительная (здания, сооружения)
9.хозяйственно – бытовая (вода, питание, туалет, чистота и порядок)
11.информационная
1. Производственно-подготовительная. В нее входит распределение работ по рабочим местам, комплектование заготовок и материалов, обеспечение технической и экономической документацией (чертежи, схемы, наряд-задания и т.п.), а также производство различных вспомогательных материалов. От надлежащей подготовки во многом зависит успех и основного производства.
2. Инструментальная. Ее задача — обеспечить основное производство инструментом и приспособлениями. В нее входят: получение, учет и складирование инструментов и технологической оснастки на центральном инструментальном складе; выдача их в цеховые инструментально-раздаточные кладовые, а затем доставка на рабочие места; централизованная заточка режущего инструмента; технический надзор за правильностью использования и за сохранностью инструмента и технологической оснастки. На складах и в цеховых кладовых хранятся текущие и страховые запасы инструмента и оснастки, величина которых нормируется, как и расход инструментов. Очень важной в системе инструментального обслуживания является постоянная связь рабочих мест с инструментальными кладовыми (доставка инструмента на рабочие места и возврат изношенного, обеспечение ремонта, заточки или восстановления инструмента). При правильной организации инструментального обслуживания сводятся до минимума потери рабочего времени основных рабочих на смену инструмента или ликвидацию неисправностей в оснастке.
3. Наладочная. Чем сложнее применяемое оборудование, тем больше роль этой функции. Первоначальная наладка заключается в установке, оснастке, регулировке и контроле за работой нового или модернизированного оборудования; переналадка — в смене оснастки и регулировке оборудования при переходе к новой технологии или выпуску новой продукции; подналадка — в устранении появляющихся нарушений в работе оборудования, приспособлений и оснастки. По форме может быть планово-предупредительной, осуществляемой по графиками, и дежурной — вызывной, которая применяется на относительно небольших предприятиях и участках. Особенностью функции обслуживания является ее выполнение высококвалифицированными рабочими, превосходящими по своей квалификации рабочих-операторов.
4. Энергетическая. Состоит в обеспечении цехов, участков и рабочих мест энергией и межремонтным обслуживанием энергетических установок и устройств. На большинстве машиностроительных предприятий основным видом энергии является электрическая. Но на предприятиях других отраслей промышленности применяются тепловая, гидравлическая и пневматическая виды энергии, и для выполнения энергетической функции создаются специальные службы при отделах главного энергетика или главного механика (на большинстве горных предприятий применяется пневматическое бурение, и здесь создается отдельное компрессорное хозяйство). Как правило, энергетические функции централизованы и находятся под строгим контролем, так как малейший перебой в снабжении рабочих мест энергией вызывает массовые простои и нарушения всей организации труда и производства.
5. Ремонтная функция заключается в текущем ремонте и профилактическом обслуживании оборудования, а также в изготовлении или восстановлении не получаемых в готовом виде запасных частей к нему. Основной формой организации ремонта является система планово-предупредительного ремонта (ПНР), заключающаяся в проведении ремонта каждого станка, агрегата или установки после отработки им предусмотренного паспортом числа часов. Осуществление ремонтов, контроль технического состояния оборудования, надзор за соблюдением правил его эксплуатации, организацию работы ре-монтно-механических мастерских производят служба главного механика и ее подразделения или функциональные работники в цехах и на участках.
6. Контрольная функция обеспечивает систематический контроль качества продукции или работ, а также приемку, испытание и анализ сырья, материалов и полуфабрикатов или комплектующих изделий, получаемых со стороны. Важной ее задачей являются учет, анализ и предупреждение брака продукции. Для организации трудовой деятельности основных рабочих контроль качества и предупреждение брака имеет очень важное значение, так как брак снижает производительность труда, а время, затраченное на выпуск бракованной продукции, равноценно простоям и потерям рабочего времени. Осуществляют контрольную функцию на большинстве предприятий отделы технического контроля (ОТК), а на горнодобывающих предприятиях — отделы главного маркшейдера.
7. Транспортная. Ее основная задача — доставка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий к рабочим местам, перемещение предметов труда между рабочими местами, участками и цехами, вывоз готовой продукции на склад или к потребителям, а также транспортировка отходов производства. Кроме того, в транспортную функцию входят погрузочно-разгрузочные работы и работы на складах. В крупносерийном и массовом производствах организуются постоянные кольцевые или маятниковые маршруты транспортных средств (авто- и электрокаров, автомобилей, электропоездов и др.). В штучном и мелкосерийном производстве производятся единовременные перевозки технических грузов по планам-графикам или заявкам цехов и участков. Наиболее трудоемкими и тяжелыми являются погрузочно-разгрузочные работы и работы на складах. Поэтому необходимо предусматривать всемерное сокращение тяжелого физического труда за счет применения подъемников, кранов-штабелеров, электро- и автoпoгpyзчикoв и других механизмов.
8. Ремонтно-строительная. В ее задачи входят: поддержание в рабочем состоянии зданий, сооружений, их текущий и в некоторых случаях средний ремонт, ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий, строительство мелких вспомогательных сооружений, ремонт дорог и подъездных путей, а если на балансе предприятия находятся общежития и жилые дома — то их текущий ремонт.
9. Хозяйственно-бытовая. Служит для поддержания чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях, обеспечивает работающих питьевой водой, спецпитанием (молоком, калорийными завтраками, соками), а также всеми видами бытового обслуживания на производстве.
10. Складская. Выделяется из транспортной, когда на предприятии большие грузопотоки и имеется сложное и разветвленное складское хозяйство.
11. Информационная.Означает полное и своевременное обеспечение работника информацией, необходимой для его деятельности.
Организация обслуживания рабочих мест зависит от масштабов и типа производства, его технической оснащенности и особенностей технологии.
Основные принципы организации системы обслуживания:
-обеспечение плановости и заблаговременности, бесперебойности и своевременности обслуживания (графики …)
— комплексность обслуживания в нужной последовательности
-обеспечение высокого качества обслуживания
-стремление к специализированному централизованному обслуживанию (отказ от самообслуживания)
-рационализация труда обслуживающего персонала.
Различают следующие формы обслуживания рабочих мест:
— дежурная (обслуживание эпизодическое, частичное по мере надобности в основном самообслуживание – в единичном или мелкосерийном производстве)
-планово – предупредительная (большинство функций обслуживания по заранее разработанным графикам – в серийном и крупносерийном производстве)
-стандартная(все функции обслуживания производятся по жестким графикам – стандарт – планам с жесткой последовательностью и совмещением во времени – централизованно в массовом производстве. Например, доставка материалов — через каждые 30 мин, подналадка станков — два раза в смену, замена или заточка инструмента — через каждые 45 мин и тд.).
Способы обслуживания рабочих мест:
—децентрализованный (обслуживание осуществляется работниками этих же подразделений)
-централизованный (обслуживание производится работниками специализированных подразделений — высокоэффективная)
-смешанный (сочетание элементов централизованного и децентрализованного способов).
Источник
J Builder
Централизованное и децентрализованное обслуживание рабочего места
Централизованное обслуживание предполагает сосредоточение функций обслуживания в руках одного центра в рамках цеха, производства, отдела или предприятия. Это создает условия для централизованного планирования всех функций обслуживания и органической увязки его с планированием основного производства, для повышения качества обслуживания, сокращения сроков обслуживания, повышения уровня механизации труда по обслуживанию, его экономичности и эффективности.
При децентрализованном обслуживании функции обслуживания выполняются либо самими основными работниками, либо вспомогательным персоналом, находящимся в тех подразделениях, которые он обслуживает.
Достоинством этого вида обслуживания является, зачастую, более высокая оперативность решения задач обслуживания рабочих мест. Основными недостатками его являются: низкий уровень механизации труда, нерациональное использование труда вспомогательных рабочих (и основных, если они выполняют эти функции).
При смешанном (комбинированном) обслуживании часть функций обслуживания выполняется централизовано, а часть — децентрализовано.
По форме выполнения функций обслуживание рабочих мест может быть стандартным, планово-предупредительным и дежурным. Применение той или иной формы обслуживания во многом обусловлено типом производства.
В единичном и мелкосерийном производстве преобладает дежурное обуъясивание, осуществляемое по мере необходимости по вызовам с рабочих и по сменно-суточным заданиям. Для него характерно отсутствие заранее составленных графиков и регламентов. Эта система проста с точки зрения ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабочих.
Источник
Организация обслуживания рабочих мест.
Обслуживание рабочих мест представляет собой обеспечение их средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса.
Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места:
Ú средства труда;
Ú предметы труда;
Система обслуживания рабочих мест — это научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации сроков, объемов и методов выполнения тех или иных функций обслуживания. Ее цель – обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование рабочих мест предприятия.
Оптимальная система обслуживания должна отвечать следующим требованиям:
1. комплексность – включение в систему всех функций обслуживания, обеспечение их согласованности;
2. рациональность – оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного способа организации обслуживания рабочих мест;
3. гибкость и оперативность – обеспечение быстрого реагирования на различные отклонения от нормального хода процессов обслуживания;
4.прогрессивность–учет современных требований организации производства и труда и современных возможностей техники и технологии;
5.плановость –включение системы обслуживания в общую систему внутрипроизводственного планирования на предприятии;
6.предупредительный характер системы обслуживания – заблаговременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования, расчетах норм запасов сырья, материалов, запчастей, тары, достаточных для обеспечения бесперебойной работы;
7.своевременность – обеспечение строго установленного регламента обслуживания, соблюдение четкости работы обслуживающих подразделений;
8.надежность – гарантированное обслуживание рабочего места вовремя, в нужном объеме;
9.экономичность–достижение наибольшей эффективности системы обслуживания (то есть максимального результата при минимальных затратах ресурсов).
Основными функциями обслуживания рабочих мест на предприятиях являются:
1. Производственно-подготовительная — комплектование материалов.
2. Инструментальная.
3. Наладочная.
4. Энергетическая.
5. Ремонтная.
6. Контрольная — контроль качества продукции или работ.
7. Транспортная — перемещение сырья.
8. Складская — приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, складирование, учет.
9. Ремонтно-строительная — текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений предприятия и всех коммуникаций на его территории.
10. Хозяйственно-бытовая — поддержание чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях на предприятиях.
Кроме того, к функциям обслуживания относится ряд функций по обслуживанию работников: организация общественного питания, медицинское обслуживание, культурное обслуживание.
К формам обслуживания относятся дежурная, планово-предупредительная, стандартная и самообслуживание.
Дежурная форма обслуживания состоит в том, что вспомогательные, обслуживающие рабочие вызываются на основные рабочие места по мере надобности.
Планово-предупредительная форма обслуживания заключается в том, что все или большинство функций обслуживания осуществляются по заранее разработанным и технически обоснованным планам-графикам, увязанным с производственными заданиями и планами.
Стандартная форма обслуживания является наиболее совершенной формой обслуживания рабочих мест. Она состоит в том, что обслуживание по всем или большинству важнейших функций производится по жестким расписаниям или так называемым «стандарт-планам», в которых предусматриваются не только время обслуживания и простоев оборудования и рабочих мест, но и последовательность выполнения различных видов обслуживания, многие из которых могут совмещаться по времени.
Самообслуживание рабочих мест заключается в том, что все или часть функций обслуживания выполняются на рабочих местах основными рабочими.
В зависимости от степени централизации на предприятиях применяют 3 способа организации обслуживания рабочих мест: централизованный, децентрализованный и смешанный.
Централизованный способ обслуживания предполагает концентрацию функций обслуживания в соответствующих функциональных службах предприятия по всем его подразделениям.
При децентрализованном способе обслуживания функции обслуживания выполняются либо основными работниками, либо вспомогательным персоналом подразделений.
Часто при организации обслуживания на предприятиях применяется смешанный (комбинированный) способ организации труда обслуживающих рабочих, при котором часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а часть — децентрализованно.
17. Понятие режима труда и отдыха, общие требования к его разработке.
Разработка рациональных режимов труда и отдыха является одним из важнейших направлений совершенствования организации труда и повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
Режим труда и отдыха регламентирует чередование времени работы и отдыха на протяжении смены, недели, месяца, года. Основная цель его разработки – обеспечение эффективного использования трудовых ресурсов и оборудования при сохранении высокой работоспособности и здоровья работников.
Для разработки рационального режима труда и отдыха требуется его всестороннее обоснование.
Законодательное обоснование предполагает соблюдение требований Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативных документов.
Экономическое обоснование подразумевает решение задач повышения эффективности использования производственных ресурсов.
Социальное обоснование режима труда и отдыха означает учет при его разработке личных интересов работника.
Однако самым важным является психофизиологическое обоснование, поскольку необходимость чередования труда и отдыха в течение отрезка времени имеет физиологические причины.
Требованияк разработке оптимального режима труда и отдыха включают:
1. рациональное чередование работы и отдыха на всех работах и для всех категорий работников;
2. единые принципы определения режимов в рамках одного предприятия;
3. определение продолжительности и формы отдыха с учетом содержания и условий труда, величины и структуры трудовых нагрузок;
4. учет половозрастной структуры работников (сокращенный рабочий день и увеличенная продолжительность ежегодного отпуска для отдельных категорий работников, ограничения по сверхурочным и ночным работам);
5. отдых работников должен быть регламентированным, перерывы по усмотрению работников не должны разрешаться;
6. корректировка режима труда и отдыха с изменением условий, для которых он был разработан;
7. учет корпоративных и личных интересов при разработке режима труда и отдыха.
Основой разработки рациональных режимов труда и отдыха является динамика работоспособности человека в течение рабочей смены. Работоспособность характеризует трудовую деятельность с количественной стороны и связана с эффективностью труда.
Научно обоснованные режимы труда и отдыха должны быть направлены на то, чтобы фаза врабатывания была непродолжительной, фаза устойчивой работоспособности занимала максимальную часть смены, а фаза снижения работоспособности была отодвинута к концу смены. Т.е. важнейший принцип разработки рационального режима труда и отдыха – выравнивание кривой работоспособности.
18. Внутрисменный режим труд и отдыха.
Внутрисменный режим труда и отдыха определяет продолжительность смены, время начала и окончания работы, суммарную продолжительность перерывов на отдых, величину отдельных перерывов, их распределение на протяжении смены, формы проведения отдыха.
Обычная продолжительность смены для работающих в нормальных условиях труда – 8 часов при 5-дневной рабочей неделе. В соответствии с суточными колебаниями работоспособности человека начало смены рекомендуется устанавливать не ранее, чем с 6 часов утра, окончание – не позднее, чем в 24 часа.
В ряде случаев продолжительность ежедневной работы сокращается:
1. Для занятых на работах с вредными условиями труда – до 6-4 часов.
2. Поскольку работоспособность в ночное время понижена, продолжительность ночной смены сокращается на 1 час без последующей отработки.
3. Для лиц моложе 18 лет: до 16 лет — смена сокращается на 2 часа (24-часовая рабочая неделя); от 16 до 18 лет – на 1 час (36-часовая рабочая неделя).
4. Накануне праздничных дней нормальная продолжительность смены сокращается на 1 час.
Работы сверх установленной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя называют сверхурочными.
1) при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи — для устранения непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное их функционирование;
В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
При разработке внутрисменного режима труда и отдыха учитывается три основных вида перерывов на отдых: микропаузы, обеденный перерыв и регламентированные перерывы на отдых.
Микропаузы – самопроизвольно возникающие короткие перерывы между операциями, вызванные необходимостью перестройки нервной системы работника при переходе от одного действия к другому.
Обеденный перерыв предназначен не только для приема пищи, но и для снятия или ослабления утомления, накопившегося в течение первой половины рабочего дня.
Время начала и длительность обеденного перерыва должны определяться в соответствии с динамикой работоспособности человека. С одной стороны, начало обеденного перерыва не должно прерывать фазу устойчивой работоспособности, но, с другой стороны, если перерыв на обед начинается в период сильного утомления работника, то на восстановления работоспособности требуется больше времени.
Регламентированные перерывы на отдых и личные надобности необходимы для предупреждения быстрого падения работоспособности. Они включаются в рабочее время; при расчете норм труда их продолжительность входит в расчет нормы времени. Перерывы на отдых устанавливаются как для всего коллектива структурного подразделения, так и для каждого рабочего.
Общая продолжительность регламентируемых перерывов на отдых устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка предприятия по согласованию между работником и работодателем.
Минимальное время на отдых при комфортных условиях труда должно составлять не менее 10 мин. в смену. Время на личные надобности устанавливается на уровне 10-15 мин. в смену.
Установление общего времени отдыха может осуществляться двумя способами:
1. На основе интегрального показателя, рассчитанного в результате аттестации рабочих мест по условиям труда:
Т отд = 1,41Х – 7,85,
где Тотд – общая длительность перерывов на отдых, мин.;
Х – показатель условий труда, баллы.
2. В зависимости от степени утомления в процессе выполнения работы:
где Тотд – общая длительность перерывов на отдых, мин.;
У – показатель утомления, относительные единицы.
Время предоставления регламентированных перерывов на отдых определяется на основе изучения динамики работоспособности на протяжении смены. Число перерывов на отдых определяется в соответствии с количеством резких спадов на кривой работоспособности.
19. Недельные режимы труда и отдыха и графики сменности.
Недельный (месячный) режим труда и отдыха – это чередование времени работы и отдыха в течение недели (месяца). Он определяется количеством рабочих часов и дней в неделю, порядком чередования рабочих дней и дней отдыха, а также чередования работы в различные смены (графики сменности).
Основным видом рабочей недели является 5-дневная с двумя выходными днями. Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе — два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье.
Продолжительность еженедельного отдыха не может быть менее 42 часов. Еженедельных отдых должен предоставляться постоянно после равного количества рабочих дней.
На предприятиях, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка предприятия.
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни, как правило, запрещается. Привлечение работников к работе в выходные только с их письменного согласия в следующих случаях:
1. для предотвращения производственной аварии;
2. для предотвращения несчастных случаев;
3. для выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных подразделений.
Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям.
По действующему законодательству, если день еженедельного отдыха выпадает на праздник, то он переносится на рабочий день, следующий за праздничным.
Для предприятий промышленности, как правило, характерна многосменная работа (работа в две, три или четыре смены), которая вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования.
В условиях многосменной работы особое значение приобретает разработка графиков сменности, прилагаемых к коллективному договору. График сменности – это распорядок, регламентирующий чередование смен, порядок и частоту перехода из смены в смену.
При разработке графиков сменности необходимо учитывать психофизиологические особенности работников, соблюдения следующих условий:
1. Соблюдение установленной продолжительности рабочей недели (40 часов на работах с нормальными условиями труда)
2. Максимальный учет суточных биоритмов человека.
3. Обеспечение равных условий и режимов работы для всех работников.
4. Отсутствие перебоев в ходе технологического процесса
5. Учет половозрастных ограничений.
6. Социально-бытовое обеспечение многосменной работы
На предприятиях наиболее распространенным является переход из смены в смену понедельно (т.е. через 5-6 дней работы) после еженедельного отдыха.
Работа предприятия в многосменном режиме должна быть экономически обоснована. Обоснование эффективности многосменной работы осуществляется следующим образом:
1. Проводится анализ степени использования уже установленных смен путем сравнения фактических и плановых коэффициентов использования оборудования.
Коэффициент экстенсивного использования оборудования (Кэкст) — определяется как отношение фактического количества часов работы оборудования (Тф) к количеству часов работы по норме (Тн): Кэкст = Тф/Тн.
Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм) — который определяется как отношение общего количества отработанных оборудованием станко-смен (Дст.см.) к количеству станков, работавших в наибольшую смену (n):Ксм = Дст.см/n.
Коэффициент интенсивного использования оборудования (Кинт.) – отношение фактической производительности оборудования (Пф) к нормативной или к производственной мощности (Пн): Кинт =Пф/Пн.
Коэффициент интегрального использования оборудования (Кинтегр) – комплексно характеризует его эксплуатацию по времени и мощности и представляет собой произведение коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования оборудования : Кинт = Кинст* Кинт.
2. Если анализ использования установленных смен не выявил резервов роста объема выпуска продукции. Результатом многосменной работы является увеличение объема производимой продукции, снижение себестоимости за счет экономии удельных условно-постоянных затрат и рост прибыли.
Источник